Ремонт пластика с помощью эпоксидного клея

Ремонт пластика с помощью эпоксидки

Ремонт пластика с помощью эпоксидки (кто не работал с эпоксидной смолой, найдет здесь полное руководство; кто работал, может быть, найдет интересные тонкости)
Итак, что нужно для работы:

1. эпоксидная смола, отвердитель. (Вполне пойдет эпоксидный клей ЭПД из хозяйственного или авто-магазина)
2. лента серпянка, метров пять (в любом стоительном магазине) или стеклоткань (смотри ниже). На самый крайняк — прочная ткань
3. касторовое масло (в загородной аптеке, в Москве, увы, — касторка в капсулах) — желателно
4. ацетон
5. напильник, водостойкая наждачная бумага (грубая, средняя, мелкая)
6. виниловая изолента (не матерчатая . ) или скотч
7. полиэтиленовая посуда, деревянные палочки, оструганые «под отвертку»

8. полиэфирная шпаклевка
9. специальный грунт для пластика (аэрозоль)
10. Автоэмаль (аэрозоль)

Также, настоятельно рекомендуется:

— резиновые перчатки (а то будет как в «Полицейской академии» :-))
— респиратор или марлевая повязка, на крайняк — чистое полотенце (пластиковая пыль — страшная вещь!)
— спирт или водка (самому отмываться от смолы)
— куча чистых тряпок (для того же)
— упругий сверток типа подушки, пойдет старая свернутая куртка или пальто. (зачем — см. ниже)
— в конце — пару бутылок пива (optional)

1. Подготовим поверхности.

Пока родителей нет дома, снятый пластик тащим в душ и моем с простым стиральным порошком в горячей воде. Вязкую масляную грязь лучше смыть растворителем (не бензином) перед этим поцессом — иначе ванна или душевая кабина сильно пострадают. Далее вытираем (можно папиным полотенцем) и сушим. После этого, вооружившись мощной лампой, осматриваем поверхность. Обычно, повреждений оказывается больше, чем это было видно до мытья и при дневном свете.

Для начала определимся в типах повреждений. Обычно бывает четыре типа: микротрещины, мелкие и крупные трещины, сколы на краях, и крупные отколотые части (например, при падении или столкновении). Микротрещины и мелкие трещинки сразу отмечаем фломастером — потом их можно случайно не заметить.

Поврежденные места тщательно шкурим мелкой шкуркой, затем обезжириваем ацетоном. Не игнорируйте этот процесс — это действительно сказывается на прочности склейки.

Отдельная песня — сколы на краях и углах. Берем виниловую изоленту и клеим ее с НАРУЖНОЙ стороны обшивки на место скола, как-бы создавая опалубку для смолы. Матерчатую изоленту использовать нежелательно — она намертво схватится со смолой, и потом ее придется сошкуривать. Не надо стараться точно воссоздать форму отбитого кусочка — потом это сделает напильник и полиэфирная шпаклевка.

Крупные осколки ставим на свои места, приклеив их скотчем (скотч — с НАРУЖНОЙ стороны!). Мелкие фрагменты можно выложить мозайкой на скотче (в puzzle играли?), а уже затем ставим на места.

В принципе — все. Приготовим смолу и серпянку.

2. Готовим смолу.

Берем баночку со смолой и ставим ее в теплую воду на несколько минут — тогда ее будет легче выливать из банки. Берем посудинку (я использую пластиковую крышку от кофе Nescafe Gold :-)) и льем в нее смолу. Добавляем отвердитель из расчета 1 часть отверд. на 10 частей смолы и очень серьезно перемешиваем деревянной палочкой. Далее вливаем 1-3 части касторового масла и опять мешаем (смесь сразу станет мутной — не пугайтесь). Касторовое масло желательно, но не является необходимым — она служит пластификатором, т.е. после застывания масса становится более упругой и лучше держит вибрации. Смолу можно немного разжижить, плеснув в нее перед смешиванием немного ацетона. Не переберите с отвердителем — смесь может вспениться, и придется начинать все сначала. О количестве. Состояние смеси, пригодное для склейки, держится от 2 до 4 часов (в зависимости от температуры воздуха и кол-ва отвердителя). Поэтому мешайте столько, сколько сможете использовать за 2 часа. Будет мало — намешаете еще.

И еще — ВСЕ делайте в резиновых перчатках. Смола — Суперклей с большой буквы, и ваши руки для него не исключение. На всякий случай, в первые 3-4 часа отмыть руки можно ацетоном, а лучше всего — спиртом или водкой (если не жалко :)). Позже — придеться шкурить (почти шутка…).

Дайте готовой смоле отстояться минут 10-15, чтобы вышли пузырьки воздуха — они вредны. Все действо происходит со ВНУТРЕННЕЙ (не лицевой) стороны обшивки. Микро- и мелкие трешины. Тут просто. Обильно мажем смолу на подготовленное (см.выше) место и тщательно втираем в трещинки. Сверху кладем кусочек серпянки, также мажем ее сверху и втираем в нее смолу. Кусочки серпянки должны хорошо пропитаться и перекрывать друг-друга (можно крест-накрест). Двух-трех слоев серпянки тут достаточно. Средние и крупные трещины. Тут все ответственно. Тоже мажем, тоже втираем в трещины. Тоже серпянка, только в 4-6 слоев, перекрывающих друг-друга. Ширина шва склейки 5-10 см. Можно дать один слой с лицевой стороны. В сильно нагруженых местах лучше, если вместо серпянки использовать стеклоткань (кроме лицевой стороны). Сколы на углах и краях. Мажем изоленту и прилегающий пластик смолой. Серпянкой в несколько слоев делаем что-то вроде заплатки на дырке. Не сремитесь полностью залить смолой щель между серпянкой и изолентой — все равно часть смолы вытечет. Позже, эта «выбоина» уйдет под шпаклевкой. «Мозайка». Сидяшие мозайкой осколки на скотче, аккуратно, чтобы не повредить «узор», мажем смолой и втираем в трещины. Можно налить чуть разжиженой смолы, и пожождать, пока она сама впитается в трещины. Серпянка (или, тут лучше стеклоткань) очень аккуратно кладется большими заплатами в 3-4 слоя. Надежнее сделать это в два этапа — сначала заливаем смолой, а спустя 16-20 часов, клеим стеклоткань. Старайтесь избегать пузырьков воздуха и пустот. Не экономьте на смоле (но и сильно не увлекайтесь) — мы НЕ КЛЕИМ в прямом смысле этого слова (где, чем тоньше слой клея, тем лучше), а ДОБИВАЕМСЯ МОНОЛИТНОГО куска. Пока все! Теперь пьем первую бутылку пива, поминаем добрым словом Док. Коллапса, и идем отдыхать.

После всех операций, выдеживаем все наше хозяйство в течении 24 часов при температуре 18-25 градусов. Температура не критична, но следует помнить, что время отвердевания увеличивается при низкой, и уменьшается при высокой температуре. Нетерпеливым можно посоветовать духовку при 50-80 градусах. Главное — чтобы сам пластик и скотч выдержали. В таком режиме полное отвердевание длится 12-14 часов.

Внимание! НЕлипкая поверхность — не факт, что все отвердело.

4.Опять готовим поверхность.

День второй. Был день и была ночь. Осматриваем содеяное прошлым днем. Правильно склееные детали должны быть монолитными на ощупь, прочными, в общем, внушать доверие. Приступаем ко второй фазе работы. Если прошлой части мы добивались прочности и «склеености», то сейчас мы заботимся уже о внешнем виде нашего скуттера (навернувшийся спортбайк, как правило, ремонту уже не подлежит, чoппер пластика не имеет вообще, жалкая облицовка эндуро из жирной пластмассы и не крошится, — следовательно ремонту подлежат только скуттера). Начнем… Полиэфирная шпаклевка — двухкомпонентная субстанция, продается в автозапчастях. По хим.составу и прочности подобна эпоксидной смоле, непрозрачна, может иметь цвет, пахнет винилом. Идеально подходит под наше мероприятие. Я использую совковую, стоит 20 р. на авторынке, упакована в жестяную банку с высокой крышкой (под крышкой — тюбик отвердителя). Классная вещь, рекомендую. Буржуйские ничем не лучше, но стоят 60-80 р. Также, потребуется напильник, шкурка разного калибра, респиратор (вспомните потом мои слова), и тот самый загадочный моток из куртки или старого пальто. Как я знаю, плоской обшивки у скутеров не бывает. Поэтому, чтобы не повредить обшивку еще раз, уже своими руками, надо правильно расположить пластик на столе. Кладем на стол моток из люмой куртки или пальто и сверху надеваем деталь обшивки, например передний обтекатель. Тряпье принимает форму детали и равномерно принимает все нагрузки от наших рук. На лицевой поверхности видны подтеки смолы из трешин. Это хорошо — значит смола точно попала внутрь трещин. Снимаем изоленту. Одеваем респиратор, и аккуратно, сначала напильником, а затем шкуркой удаляем подтеки. Также снимаем все задиры и швы «под ноль». Далее, мелкой шкуркой тщательно шлифуем всю лицевую поверхность. Затем приготовливаем шпаклевку (по инструкции, там все просто). Помните про перчатки. Время схватывания оной — максимум 20 минут, поэтому готовим понемногу и непосредственно перед работой. Шпателем, (удобно использовать пластинку из толстой жесткой резины), выравниваем все вмятины и неровности. Лунки и ямки на бывших сколах заполняем шпаклевкой как бы «с горкой». После первого прохода ждем около часа, и смотрим, что получается. Где взяли лишку — ошкуриваем, недобор — дошпаклевываем. Когда показалось, что все закончено, даем выдержку часов на 12. Шпаклевка должна затвердеть окончательно. Затем шлифуем все «нулевкой». Поверхность должна быть гладкой на ощупь и иметь идеальную форму. Надоело? В принципе, теперь можно покрасить краской из балончика и спать спокойно.

Ниже — для ценителей и просто неленивых людей.

Грунт специально для пластика. Создает прочную основу для краски и высвечивает неровности после шпаклевки. Продается в банках или аэрозольной упаковке. Обычно темного цвета. Предпочтем аэрозоль. Тонким слоем наносим на поверхность. Главное хорошо начать и закончить. Делается так: хорошо взболтав, до стука шариков в баллоне, начинаем распылять грунт на кусок картона, и плавно, но быстро переводим струю грунта на окрашеваюмую поверхность. Старайтесь не лить много — будут подтеки. Закончив, переводим струю на картон и только после этого отпускаем кнопку балончика. Таким образом, вы не получите «плевка» грунта в начале и конце распыления. Распылять надо с 20-30 см и под прямым углом к поверхности. (Та же технология относится к любой краске и грунтам, которые требуют распыления). Даем просохнуть и смотрим на результат. Сразу проявляются все мелкие неровности и дефекты, не заметные ранее. Выступы ошкуриваем, впадины также шкурим и шпаклюем. После исправления, грунтуем повторно. И так до тех пор, пока все неровности не будут устранены. Закончив, даем просохнуть около суток.

Окраска. Оптимально — отдать в покраску в автосервис. Там специальное оборудование и геморроя меньше. Но нас радует процесс. Извольте. Рекомендовать какую-либо краску не буду. Дело вкуса и опыта. Замечу только, что любой металик «фирменно» выглядит при «самопальном» нанесении из баллончика. Благо, сейчас его бывает до 30 цветов и оттенков. Наносить надо очень тонкими, «прозрачными» слоями, но несколько раз, давая полностью высохнуть каждому слою. Лучше это делать при температуре 18-20 градусов. После покраски дайте как следует просохнуть и, после, пройдитесь по обновленной «скорлупе» авто полиролью. Далее следует заключительная бутылка пива.

Читайте также:  Лампа - переноска

Вот собственно и все…

Какой эпоксидный клей выбрать для склеивания пластика, как правильно его клеить

Прежде чем решить вопрос со склеиванием изделий из пластмассы, решите для себя, стоит ли связываться с эпоксидным составами для их склейки. Потому что не каждый пластик можно склеить эпоксидными клеями. Чтобы разобраться в этом, запомните несколько правил, благодаря которым сможете определить это.

Маркировка пластмасс

Производители пластмассовой продукции обязательно наносят на свои изделия знак вторичной переработки, который выглядит, как равносторонний треугольник со стрелкам по сторонам, которые и символизируют вторичную переработку.

Внутри треугольника могут быть цифры от 1 до 7, а также буквенные аббревиатуры, которые, собственно, означают тип пластмассы, примененный для изготовления изделия.

Что означает маркировка:

  • РЕТ. Полиэтилен низкого давления, из такого пластика делается пленка, пакеты прозрачная упаковка для сыпучих или жидких продуктов.
  • Также полиэтилен низкого давления, но более плотный по структуре. Из него делают термоусадочную пленку и расфасовочные пакеты.
  • V (PVC) – ПВХ. Используется в изготовлении хозяйственной непищевой посуды, каркасов пластиковых окон.
  • Полиэтилен высокого давления, плотность – низкая. Фасовочные пакеты для продуктов, напитки, игрушки, водопроводные трубы для питьевой воды.
  • РS. Полистирол — одноразовая посуда, корпуса кухонных комбайнов. Примечательно, что этот материал нетоксичен.
  • РР. Полипропилен — термостойкая (до 150°C градусов) химически неактивная пластмасса. Фитинг для горячей воды, игрушки, трубы, медицинское оборудование и системы вентиляции легких, перекачки крови и т.д.
  • O Other (прочие). Пластмассы, не относящиеся ни к одной и 6 групп, а также с включениями металла, бумаги и прочих веществ.

К сожалению, не разработана единая система унификации клеев с производимыми пластмассами, поэтому нужно внимательно вчитываться в информацию на упаковках флаконов и тюбиков.

Подбор клеев для этих пластмасс:

  • PC- поликарбонат (перекрытие теплиц, навесов).
  • ABS – акрилонитрила сополимер.
  • PP – полипропилен.
  • PPMA – оргстекло.
  • PE – полиэтилен.
  • PVC- ПВХ
  • PS – полистирол.
  • PA 66- полиамидные материалы.
  • PUR – полиуретан.

Эпоксидные составы

Таким образом, читая информацию на упаковке клея, можно определить тип пластмассы, которую можно скреплять эпоксидными составами, которые есть у вас под рукой.

Хотя главным принципом склеивания пластмасс для вас должен быть такой фактор, как диффузия молекул двух склеиваемых пластиковых поверхностей. Есть такая диффузия, тогда есть и надежное склеивание.

Правда, есть виды полимерных материалов, которые целесообразнее склеивать или методом сварки, когда две поверхности нагреваются до расплава верхних слоев, и в таком состоянии плотно прижимаются друг к другу.

Существуют пластмассы, которые растворяются сильными растворителями (ацетон, дихлорэтан). Вернее, речь идет не о полном их растворении, а размягчении поверхностных слоев, как раз тех, которые будут склеиваться. Эти поверхности смачиваются растворителем, наружная пленка подвергается растворению и размягчению, а потом все происходит так же, как в случае со сваркой, когда происходит диффузия подвергнутых нагреву поверхностей.

Эпоксидку, таким образом, есть смысл применять в тех случаях, когда изделие из пластмассы не поддается плавлению даже с помощью очень высокой температуры, сразу происходит обугливание или вообще разрушение материала, или оно стойкое к воздействию даже самых агрессивных растворителей.

В таких случаях поверхности обрабатывают абразивным материалом, что делает их шероховатыми, а затем, благодаря высокой адгезии эпоксидного клея, появляется эффект псевдодиффузии, который работает не хуже настоящего. Конечно, такая предварительная обработка имеет смысл только тогда, когда размер деталей и их форма позволяют это. Понятно, что абразивная обработка пластмассовой мелочи может безнадежно испортить ее форму.

Что покупать

Двухкомпонентный эпоксидный состав в тюбиках: удобная форма выпуска, гарантия сохранности из-за герметичности тары под торговой маркой ЗМ, например.

Two part Epoxy Adhezive

Компонент А и компонент Б этого клея наносится одновременно на обе склеиваемые поверхности. Которые нужно прижать друг к другу после небольшой предварительной выдержки (5-6 мин). Характеризуется очень прочным клеевым швом, получаемым даже в домашних условиях при комнатной температуре. Правда, полное затвердевание клеевого шва идет не меньше суток, но зато к исходу этого времени склейка получается настолько прочной, что бывает разрыв или разлом происходит не в месте склеивания, а в целом монолите в стороне.

Как правильно склеивать пластмассу эпоксидными составами:

  1. Старательно обезжирить поверхности, это можно сделать ацетоном, спиртом, раствором хозяйственного мыла.
  2. Обеспечить хорошую адгезию слоев. Для этого зачистить и мелкой шкуркой или надфилем.
  3. Смешивать оба компонента клея только после завершения подготовки поверхностей к этому процессу.
  4. Не пользоваться для нанесения смеси двух компонентов кисточками и натуральной щетины.
  5. Активированной эпоксидки на склеиваемые поверхности наносить столько, чтобы во время прижатия их друг к другу наружу не выдавилось излишков клея.
  6. Прижимать две склеиваемые половинок так, чтобы вектор силы был направлен строго перпендикулярно поверхностям насколько это возможно, если детали сложной формы.

Получается, что главным условием действенности эпоксидного клея является точное определение, к какому типу полимера принадлежит пластмасса. И если невозможно растворение верхних поверхностей для склеивания, или невозможно их размягчение нагревом, то только в таких случаях и стоит прибегнуть к соединению частей эпоксидными клеями. Потому что все остальные, а именно: реакционные, контактные, жидкие, будут менее эффективными. Главный критерий здесь прочность клеевого шва, а эпоксидные составы в этом случае пока вне конкуренции.

Кроме того, залогом нужной прочности клея будет следование всем инструкциям по применению, отказ от попыток использовать отремонтированную с помощью эпоксидки вещь раньше определенного срока полной полимеризации и обязательный тест на совместимость выбранного клеевого компаунда с пластиком, который вы решили клеить. Дело в том, что некоторые, очень редкие виды пластмасс на некоторые виды эпоксидных клеев или смол реагируют распадом своей структуры. Поэтому нанести маленькую капельку и выждать 5-6 минут будет полезно.

Дальше нужно будет определиться, какую именно работу будет выполнять клеевой эпоксидный шов. И какое направление усилий будет прилагаться к склеенному материалу. Ведь согласитесь, что склеенная эпоксидкой пластиковая обувь станет негнущейся, а попытки походить в ней рано или поздно вызовут растрескивание клеевого шва и его разрушение. Но вот крючок с плоской платформой-основанием, приклеенный к стеклу, выдержит десятки килограммов полезного груза.

Mastix Poxy Termo

Как и многие эпоксидки, этот двухкомпонентный эпоксидный клей годится не только для склеивания пластмасс, для которых он предназначен в первую очередь, но и для склейки дерева, фаянса, стекла, металла, то есть по сути он является универсальным.

Прочный клеевой шов Mastix Poxy Termo выдерживает повышение температуры до 250°C градусов. Двухкомпонентный состав сделан с использованием компаунда, отвердителя и наполнителя. Тюбики одинаковые по величине и смешиваются в равных пропорциях, так что не придется высчитывать соотношения того и другого. Приготовленная смесь должна наноситься на обе склеиваемые поверхности. Время полного застывания 5-6 часов при комнатной температуре 20-23°C градусов.

Кому хоть раз приходилось пользоваться этим клеем, отмечают его термостойкость и в противоположном температурном секторе: он уверено проявляет свои склеивающие свойства до температуры и в минус 60°C градусов.

Полезные хитрости. Если пластмасса не принадлежит к твердым пластикам высокого давления, и под рукой нет никакого клея, кроме эпоксидного, можно превратить эпоксидный двухкомпонентный клей в универсальный, который сцепит детали гораздо надежнее любого специализированного для данной пластмасс клея.

Для этого есть два способа:

  1. Напилить напильником буквально 20-30 крупинок стальной стружки и смешать их с клеем, а потом сильно прижать детали друг к другу.
  2. Нагреть место склейки до 50-60°C градусов.

Хотя можно совместить эти оба способа, тогда место склейки станет еще прочнее.

Как восстановить пластик

Пластик обладает множеством достоинств, но есть у него и один существенный недостаток – непрочность. Пластиковые изделия могут трескаться, разбиваться, с них могут откалываться куски и т.д. Если повреждения значительные, то вещь легче выбросить и купить новую, чем заниматься ее ремонтом, а вот небольшие повреждения вполне под силам исправить своими руками. Восстановление пластика может проводиться разными методами, выбор которых во многом зависит от вида самого пластика. На многих пластмассовых изделиях можно найти маркировку с составом пластика и это поможет в выборе технологии восстановления. Так, реактопласты клеят с помощью специального клея, а термопласты запаивают. Также метод ремонта пластиковых изделий зависит и от характера повреждений – трещина, царапина, скол и т.д.

При ремонте пластмассовых предметов могут понадобится следующие материалы и инструменты: растворители (например, ацетон), шлифовальная бумага №1000, паяльник или клей для пластика, струбцины, абразивная паста, кисти или шприц, припой, очиститель для пластика, латунная сетка, грунтовка и краска для пластика, шлифовальная машинка, лак.

Ремонт пластика при помощи клея

  • Перед началом восстановления пластик обрабатывают шлифовальной бумагой, убирая загрязнения. Также необходимо обезжирить место склеивания.
  • На трещину или шов наносят клей с помощью кисточки или шприца. При необходимости части пластика для склеивания можно укрепить стекловолокном.
  • Далее совмещают детали так, чтобы они не сместились и в то же время плотно прижались друг к другу. Для лучшего результата можно использовать струбцину.

Ремонт пластика с помощью паяния

  • Сначала части пластика обрабатывают шлифовальной бумагой на расстоянии сантиметра от края. Это обеспечит большую надежность шва.
  • В качестве припоя следует подобрать проволоку примерно того же состава, что и пластик. Детали изделия собирают вместе и фиксируют струбциной.
  • Паять пластик начинают с лицевой стороны для предотвращения появления вздутий. Проволоку начинают вплавлять в размягчившуюся пластмассу.
  • Для усиления шва можно проложить армирующую полосу из латунной сетки толщиной 0,2 мм. Ее необходимо утопить в разогретый пластик.

Ремонт пластика с помощью эпоксидной смолы

Для этого метода понадобится эпоксидная мола и отвердитель, стеклоткань или лента-серпянка (продается в строительных магазинах), ацетон, касторовое масло, напильник и шлифовальная бумага, изолента или скотч, пластиковая посуда и деревянные палочки, грунт для пластика, полиэфирная шпалевка, автоэмаль.

  1. Подготовка поверхности. Пластиковое изделие моют в горячей воде со стиральным порошком для удаления грязи и жира. Поврежденные участки зачищают мелкой шкуркой и обезжиривают растворителем (ацетоном). Если есть сколы на углах и краях, то с наружной стороны изделия клеят виниловую изоленту, создавая барьер для эпоксидной смолы. Тканевая изолента не допускается, поскольку она может намертво пристать к смоле и ее можно будет только счистить наждачной бумагой. Точную форму отбитого края изделия создавать необязательно, поскольку в дальнейшем придать форму поможет полиэфирная шпаклевка и напильник.
  2. Крупные осколки детали приклеивают скотчем с наружной стороны, а мелкие выкладывают в виде мозаики на скотч, а потом прикладывают на место.

  • Средние по размеру и крупные трещины заделывают также, но слоев серпянки должно быть 4-6, а ширина склейки 5-10 см. Еще один слой можно наложить с лицевой стороны. В местах с большой нагрузкой вместо серпяной ленты используют стеклоткань (не на лицевой стороне).
  • Сколы на углах убирают так: наклеенную предварительно изоленту и пластик смазывают эпоксидной смолой и из серпянки в несколько слоев выкладывают заплату на поврежденное место. Щель межу серпянкой и изолентой полностью залить трудно, но этот недостаток можно исправить шпаклевкой.
  • Мелкую мозаику из осколков мажут смолой, стремясь не нарушить раскладку, и втирают ее в трещины. Также можно сделать жидкую смолу, налить ее и подождать пока она впитается. Серпянку или стеклоткань накладывают заплатами в 3-4 слоя, причем лучше сделать это через 16-20 часов после заливки смолой. Не желательны пузырьки воздуха и пустоты. Сохнет все это сутки при температуре 18-25 градусов.
  • Далее высохшие изделия очищают от потеков смолы, задиров, зачищают также швы и с помощью полиэфирной шпаклевки выравнивают поверхность, используя шпатель. Сохнет шпаклевка часов 12, затем можно отшлифовать изделие «нулевой» шуркой.
  • На последнем этапе изделие грунтую составом для пластика (обычно грунтовка идет в баллончике) и красят автоэмалью или другой краской для пластика..
  • Читайте также:  Кронштейн для автомобильного огнетушителя своими руками

    Как склеить бампер в домашних условиях

    Повреждение бампера – частая поломка у автомобиля. Получить пробоину можно не только в результате ДТП, но и элементарно неудачно заехав на бордюр или невнимательно припарковавшись: столбики, низкие заборы и прочие выступы часто подстерегают автолюбителей во дворах.

    Самый простой способ починки – заменить деталь, однако не все готовы пойти на такую дорогостоящую процедуру. В качестве альтернативы можно пробоину запаять или заклеить. Оба метода являются эффективными.

    Если при изготовлении бампера использовался метод холодного механического прессования (формования), то запаять трещину не получится. В этом случае, на помощь приходят специальные виды клея. Плюс в том, что починку легко можно осуществить своими руками.

    В этой статье мы подробно разберем как заклеить бампер, как выбрать клей для ремонта и как подготовить поверхность, чтобы вы могли самостоятельно осуществить необходимый ремонт.

    Какой клей выбрать

    От качества выбранного клея, напрямую зависит качество склейки. Высыхая, клей превращается в полноценный полимерный слой. Смысл в том, чтобы после затвердевания клей имел те же свойства, что и бампер. Для починки такого рода используют специальные клеи на основе полиуретана или эпоксидной смолы.

    На что важно обратить внимание:

    • Клеящий состав должен иметь высокую адгезию (сцепление поверхностей) к пластику.
    • Если при покраске будет применяться нагревание, нагрев не должен менять свойства клея в швах.
    • Термоактивные и термопластические клеи можно использовать в том случае, если бампер будет окрашен сразу после ремонта.

    Ниже представлено несколько качественных и эффективных клеевых составов:

    • Weicon Construction (высокая прочность и эластичность, устойчивость к различным погодным условиям).
    • AKFIX (высокое качество и прочность, не требует предварительной грунтовки, подходит для точечного склеивания).
    • Power Plast (удобен в использовании, дает надежный результат).
    • Момент (качественная склейка, низкая стоимость, водостойкий, но токсичный).
    • Двухкомпонентный состав для склеивания пластмасс 3М (обладает высокой адгезией к большинству пластиков, не растекается, легко шлифуется и окрашивается).

    Если бампер сделан из стеклопластика, то трещина будет закрываться заплаткой из стеклоткани, а в качестве клеящего материала необходимо применять эпоксидную (полиэфирную) смолу.

    В любом случае, материал нужно подбирать под конкретный пластик. Прежде чем клеить на чистовую, проведите пробное склеивание для проверки.

    Как склеить бампер

    Надежный и долговечный ремонт требует надлежащей подготовки детали и соблюдения процедуры на всех этапах: от подбора клея до покраски и шлифовочных работ.

    Перед тем как приступить к любым манипуляциям, бампер с авто необходимо снять (за исключением разбитых во многих местах обвесов, их нужно сначала скрепить, а затем снимать), а также проверить из чего он сделан, чтобы получить желаемый эффект. Данная информация указана на штампе, который нанесен с внутренней стороны изделия.

    Подготовительные работы

    Первым этапом ремонта станет подготовка поверхности:

    1. Очистить поверхности от грязи, пыли, масла и других загрязнений.
    2. Тщательно просушить деталь.
    3. Всю поверхность детали важно обезжирить или обработать специальным химическим составом.
    4. Ремонтируемую поверхность обработать абразивным материалом или шлифовальной машиной.
    5. Края трещин можно засверлить, чтобы предотвратить дальнейшее расширение.

    Если скрупулёзно подойти к вопросу подготовки, клей будет лучше держаться на поверхности, что увеличит прочность отремонтированного изделия.

    Склейка трещины на бампере

    Поверхность готова, теперь приступаем к ремонту.

    1. Поврежденную область покрыть грунтовкой и дождаться полного высыхания или заклеить внешнюю часть бампера фольгой, чтобы клей не вытекал. После высыхания клея фольгу удаляют.
    2. Провести первичное склеивание с внутренней поверхности бампера с помощью специальных составов с армирующими свойствами. Если не производилась грунтовка, то поврежденные участки нужно предварительно аккуратно совместить.
    3. Потом нужно нанести клеящую смесь на лицевую часть детали.
    4. Клей наносится равномерно на обе поверхности, подлежащие склеиванию.
    5. Чтобы шов был прочнее, изнутри имеет смысл наклеить металлическую или синтетическую сетку, пропитанную клеем.
    6. Различным клеящим составам требуется разное время для высыхания, ознакомьтесь с инструкцией.

    Завершающий этап

    Итак, клей высох, но внешний вид все еще далек от идеала. Приступаем к завершающему этапу.

    1. Удаляем излишки материала (с помощью срезания или шлифовки).
    2. Подготавливаем изделие к покраске с помощью грунтовки, шпаклевки или иных материалов.
    3. Покраска детали в соответствии с технологией покраски пластика.

    В завершении

    Починить бампер с помощью клея в домашних условиях может практически любой автолюбитель, не нанося ущерба семейному бюджету. По надежности заклеенная деталь не будет уступать запаянной.

    На рынке доступно много вариантов и каждый сможет подобрать подходящий клеящий состав.

    Советуем посмотреть ещё один метод по ремонту бамперов в этом видео:

    Ремонтируем бампер с помощью клея — инструкция ЗР

    Повреждения внешних пластиковых элементов автомобиля, например бамперов, в основном «лечат» с помощью так называемой пайки. Однако этот метод работает не во всех случаях, и сервисмены задействуют альтернативный вариант — склеивание.

    Однако встречаются автомобили с оперением из термореактивных пластмасс (реактопласты). Материал этого типа разрушается при нагреве и не восстанавливает своих исходных свойств при последующем охлаждении. Поэтому такие пластиковые элементы невозможно отремонтировать с помощью пайки. Благо, на вооружении сервисменов есть альтернативная технология — склеивание. Естественно, этот вид ремонта, как и любой другой, имеет свои нюансы.

    При ремонте деталей из реактопластов у склеивания нет альтернатив, а в случае с менее строптивыми термопластами сервисмены применяют этот метод избирательно, чаще отдавая предпочтение именно пайке. Для примера рассмотрим процесс ремонта трещины без разрыва на переднем бампере (термопласт). При таком повреждении мастер предпочел бы пайку, но для демонстрации особенностей склеивания мы попросили восстановить деталь именно методом склейки.

    Первичная подготовка ремонтной поверхности ведется таким же образом, как и перед пайкой. Область с трещиной выравнивают с помощью промышленного фена. Фактическая ремонтная зона при склеивании значительно больше, чем при пайке. Это расплата за особенности работы с клеем. Для создания прочного соединения края трещины приходится обрабатывать особым образом.

    Трещина даже без разрыва считается серьезным повреждением. Поэтому при склеивании приходится дополнительно армировать соединение. С лицевой части трещины ее скрепляют металлическими скобами. В итоге такое усиление будет выглядеть как заштопанная рана. Естественно, в процессе последующих работ швы замаскируют.

    Наибольшее распространение в профильных сервисах получил клей для пластика фирмы 3М. Это двухкомпонентная полимеркаптан-эпоксидная смесь. После полной полимеризации (процесс занимает примерно 20 минут) состав приобретает прочность и гибкость пластиковой поверхности, на которую его нанесли.

    Перед нанесением клея на поверхность ее обрабатывают активатором адгезии, если в работе деталь из термопласта. Состав немного подплавляет такой пластик для создания хорошего контакта. Реактопласты не способны на такое изменение структуры, но им это и не нужно. Поверхность таких деталей изначально обладает лучшей адгезионной способностью, поэтому их не обрабатывают специальными составами.

    С внутренней стороны зону трещины армируют с помощью сетки. Ее укладывают на свежий слой клея и сверху закрывают еще одним клеевым слоем. Опытный мастер всегда перестрахуется для полной уверенности в прочности соединения.

    В описанном случае ремонт с помощью склеивания получился более трудоемким по количеству и характеру операций, если сравнивать с методом пайки. Однако качество ремонта сопоставимое. Сама по себе технология пайки требует более дорогой оснастки: начиная от недешевых пластиковых стержней и заканчивая очень дорогим феном для плавления. На этом фоне набор для склеивания выглядит проще и дешевле. Однако на деле при серьезных повреждениях кузовных деталей дешевле и проще провести «лечение» пайкой, а при менее суровых — склеиванием. К примеру, в случае сквозных разрывов последний метод требует более скрупулезной работы по армированию соединения, а при мелких поверхностных «ранениях» он более предпочтителен.

    На практике ремонт элементов пластикового оперения автомобиля с помощью склеивания применяется реже привычной пайки. Однако этот метод является хорошим дополнением к ней и зачастую имеет сопоставимые стоимость и трудоемкость работ. Склейка выручает, когда требуется отремонтировать элемент из капризного реактопласта. Пайка в данном случае бессильна. В случае же с термопластами склеивание хорошо дополняет метод пайки, позволяя качественно отремонтировать очень сложные повреждения.

    Благодарим за помощь в подготовке материала «Технический центр КУНЦЕВО».

    Как склеить бампер своими руками: инструкция для применения

    Если повреждение критическое, то придется разве что полностью его менять. Однако небольшие трещины возможно устранить и другими путями. При ремонте большей части повреждений применяют клеи для запчастей. Разберем подробнее ремонт бампера из стеклопластика своими руками.

    Инструменты и материалы

    Перед выполнением восстановительных работ, понадобится запастись набором инструментов и материалов для заклеивания бампера:

    • Ключи и отвертки. Они понадобятся для демонтажа кузовного элемента.
    • Шлифовальная машинка. Электродрель.
    • Наждачная бумага (диапазон зернистости от Р180 до Р320).
    • Ветошь.
    • Органический растворитель либо White Spirit.
    • Эпоксидная смола с отвердителем. Применяется для ремонта деталей из стеклопластика.
    • Двухкомпонентный состав 3М. (в него входят: компоненты FPRM, которые используются для приготовления жидкого полимера в тубах по 150 мл, жесткая клеящаяся лента, стеклоканва, инициатор адгезии (прочности склеивания), широкий и узкий шпатели, канцелярский нож, защитные очки и перчатки).
    • Клей для бампера автомобиля. Он позволит приклеить пластмассу намертво, и не допустить повторного разрушения детали в том же месте.

    Для ремонта бамперов, лучше всего использовать хороший клеящий состав (например, клей «Момент», Power Plast, Weicon или AKFIX). Им можно качественно выполнить работу. Склеиваемый элемент, будет надежно зафиксирован и прослужит не один год.

    После сбора необходимых инструментов и расходных материалов, и получения информации о том, чем склеить кузовной элемент, можно приступать к подготовке обвеса к восстановлению.

    Читайте также:  Как зарядить аккумулятор автомобиля блоком питания ноутбука

    Завершающие работы

    После высыхания клея, и проверки плотности полученного шва, нужно убрать следы проведения работ. Для этого приступают к завершающей стадии восстановления поврежденной кузовной детали.

    Она состоит из следующих этапов:

    • Убирают фольгу с внешней стороны бампера.
    • С помощью шлифовального круга или наждачной бумаги, полируют шов до уровня остальной поверхности бампера.
    • При необходимости, шпаклевкой замазывают неровности. Для этого используют широкий и узкий шпатели.
    • На обработанные поверхности накладывают слой грунтовки.

    • Выполняют покраску обработанного участка. Важно следить за тем, чтобы окрашенное место не выделялось на поверхности обвеса.

    После того, как были заделаны повреждения, и выполнена покраска, нужно просушить деталь. В течение двух или трех дней, не рекомендуется мыть обвес. Также можно воспользоваться электрическим феном, который предназначен для сушки восстановленного участка (но, важно, чтобы клей был невосприимчив к воздействию высоких температур).

    Повреждение бампера портит внешний вид машины. Восстановление сломанного обвеса можно выполнить в сервисе. В среднем, за 5000 рублей, там можно заклеить трещину и уберут следы ремонта. Чтобы сэкономить деньги, операцию выполняют в домашних условиях. Автолюбителю потребуется проявить терпение и аккуратность, что приведет к приемлемому результату.

    Подготовительные мероприятия

    Перед тем, как заклеить пластиковый бампер, понадобится:

    • Снять треснувший кузовной элемент с автомобиля.
    • В обвесе, который лопнул, предстоит просверлить отверстия на концах трещины. Это предотвратит дальнейший разлом детали.
    • Тщательно вымыть и высушить обвес. Обезжирить рабочую поверхность бампера.
    • С помощью наждачной бумаги снять краску, на участке от 3 до 5см от краев трещины. На поврежденное место нанести слой грунта.
    • Места, где пройдет соединение восстановленного кузовного элемента, тщательно отшлифовать. Если есть фрезерная машинка, то на кромках трещины делают канавки в виде латинской буквы V, что делает склейку более надежной.
    • Если обвес растрескался во многих местах, не снимая его, понадобится скрепить все элементы воедино (с помощью строительного пистолета), и только потом демонтировать элемент.

    Приведение общего внешнего вида в порядок

    Подобный этап всегда является завершающим абсолютно при любом виде ремонтных работ своими руками. Первоочередной задачей для него является полное удаление с поверхности бампера излишков использованного материала, при помощи шлифования плоскости или же срезанием. Выполнение шлифовальных работ на термопластовой поверхности, возможно, но при условии сохранения невысоких скоростей, а так же приложению небольшого усилия, так как этому материалу свойственно плавится. После чего у бамперов, которые не подлежат покраске, стараются имитировать поверхностную структуру.

    У бамперов, которые подлежат дальнейшей покраске, последующую подготовку проводят при помощи специальных, предназначенных для работ с пластиком материалов, таких как шпатлевка, грунтовка и им подобные. В ином случае в момент эксплуатации, или же во время монтирования бампера на место, велика вероятность того что образуются трещины или же отслоения ЛКП. Каждое покрытие должно наноситься в соответствии со специальной технологией покраски, для пластмассовых деталей корпуса. Вполне возможно применение и лаков, и эмалей, которые не предназначены для нанесения на пластик, однако лишь добавляя в них пластификатор.

    Московский автомобильно-дорожный государственный университет , г. Москва. Уровень образования: Высшее. Факультет: АТ. Специальность: Инженер спец. Автомобили и автомобильное хозяйство. Опыт работы в автомобильной отрасли (мастером-консультантом…

    Как заклеить бампер своими руками

    Перед началом работы, на лицевую часть кузовной детали, надо уложить металлическую фольгу. Благодаря чему, при склеивании бампера своими руками, клей не вытечет. В зависимости от типа материала, из которого выполнена поврежденная деталь, несколько отличаются и методы, с помощью которых можно заклеить бампер авто.

    Кузовной элемент может быть выполнен из пластика с добавлением химических присадок (они уменьшают вероятность адгезии). Чтобы склеить такую деталь, потребуется уменьшить воздействие этих элементов. Это можно сделать с помощью обработки рабочей поверхности специальными химическими веществами.

    Клей необходимо нанести равномерно на поврежденные элементы бампера. При выполнении операции, склеиваемые поверхности, должны быть хорошо зафиксированы. В противном случае, возникнет смещение деталей, что окажет негативное влияние на качество шва.

    При сильных повреждениях, устанавливают полимерную или металлическую сетку, которую предварительно промазывают клеем. Такой способ заклеить бампер увеличит качество крепления.

    Заклейка небольших трещин обвеса, может проводиться без предварительной подготовки, с использованием специального клея из состава 3М.

    Альтернативным способом устранения дефекта, является использование клея и соды. При заклеивании, на предварительно обработанную деталь, высыпают соду и поверх вещества добавляют клей. В результате, соединение отличается высоким уровнем прочности.

    Заклейка трещины бампера из стеклопластика, несколько отличается. При устранении повреждения, используют эпоксидную смолу, а в особо тяжелых случаях – устанавливают заплатку из стекловолокна.

    Починку кузовного элемента, можно выполнить в домашних условиях.

    Как устранить мелкие повреждения на пластиковом автобампере

    Повреждения бампера бывают разных типов — от мелких царапин и небольших вмятин до серьезных трещин. Мелкие вмятины и царапины можно удалить самостоятельно.

    Если автобампер сделан из термоактивного пластика, то мелкие повреждения на нем можно легко устранить, используя метод полировки специальными хим. средствами.

    Статья по теме: Убираем сколы и царапины на кузове авто своими руками

    Например, если есть неглубокая царапина, то ее можно обработать универсальным средством для очистки WD-40.

    Для того чтобы заполировать царапину или скол потребуется губка, мягкая тряпка и химреактив. Сначала необходимо губкой с водой очистить место повреждения от грязи и пыли. После нанести хим. средство распылением или губкой. Далее поврежденный участок интенсивно полируется тряпкой до того момента, пока на нем не будет видно повреждений.

    2-й способ устранения мелких вмятин и царапин на пластиковом автобампере — это выпрямление поврежденного участка термофеном. Суть метода — поврежденная поверхность равномерно прогревается строительным феном. За счет термической обработки происходит выравнивание и выпрямление повреждения.

    Метод прост и не требует особых навыков в исполнении, однако не лишен недостатков: есть вероятность деформации пластика, нагревание феном можно применять только на неокрашенных местах.

    Также, простым и недорогим способом устранения мелких повреждений на пластиковом автобампере считается восковой карандаш.

    С его помощью царапины и сколы просто закрашиваются. Хим. состав карандаша заполняет собой поврежденные участки, выравнивая их с общей поверхностью и образует защитный слой. Процесс удаления сколов и вмятин восковым карандашом занимает не более 5 мин.

    Особенности пайки пластика

    Мастером может использоваться дешёвый паяльник, фен или дорогая паяльная станция для ремонта пластиковых бамперов. Однако в любом случае тем, кто решил взяться за подобную работу, следует знать несколько ключевых моментов.

    Пайку начинают с того, что кладут прутки (припои) вдоль шва с внутренней стороны бампера. Затем один из концов детали фиксируют.

    Принцип здесь следующий: тепловую энергию нагревательного аппарата направляют на припой, а не на шов. Если в качестве рабочего инструмента выбран паяльник, то его нужно прижимать к припою, фен же надо держать на некотором расстоянии.

    Под большой температурой пруток расплавляется и заполняет углубление трещины. Тепловой поток, создаваемый феном либо паяльным жалом, передвигают от края к середине стёжки перпендикулярно шву. В результате свободный конец электрода расплавляется и постепенно уменьшается. При следующем проходе инструментом необходимо хорошо припаять боковые зоны. Затем на всём участке остывающий материал разглаживают каким-либо тупым предметом.

    Как не надо производить ремонт треснувшего буфера

    Не все технологии реанимирования пластика гарантируют качественный и долговременный результат. Речь идет о широко распространенной технике восстановления с применением пайки и армированной сеточки и не менее известной технологии на основе эпоксидной смолы и стеклоткани. Даже соблюдая все азы блуждающих по сети видео, имеем печальную картину.

    Не паять на латунную сетку

    Так, буфер с впаянной даже с обеих сторон сеткой, ходит от силы два года. И это при условии, что стиль вождения укладывается в рамки предельной аккуратности и ничего крепче струи моечного аппарата высокого давления на отремонтированную пластиковую деталь не действует. А если этими правилами пренебречь, то придется стягивать треснувшие части еще раньше.

    Объяснений тому несколько:

    • Отреставрированное место имеет высокую жесткость, отчего мелкие вибрации от преодоления выбоин и ям постепенно разрушают запаянный стык.
    • Излишний нагрев меняет структуру пластика, из-за чего он становится хрупче.
    • Хрупкий и жесткий пластмассовый элемент плохо переносит холодные погодные условия.
    • Металлическая сетка со временем начинает деформироваться.

    Не пользоваться стекловолокном

    Излишняя жесткость отремонтированной площадки – факт недопустимый. Поэтому, вслед за неправильной пайкой следует тандем из эпоксидки и стекловолокна. Метод вроде бы и хорош, но не для данных целей.

    Эпоксидная смола и стекловолоконная ткань отлично подходят для создания детали «с нуля». В случае же ремонта эффект оставляет желать лучшего: трещина появляется вновь после ощутимого перепада температур.

    Особенности стягивания

    Как уже говорилось, стягивание может понадобиться для пайки больших трещин и при серьёзном нарушении структуры конструкции. Как именно делается эта процедура?

    Прежде всего, следует приобрести металлический крепёж для крепления направляющих необходимых размеров — он есть практически в любом супермаркете стройматериалов. Затем нужно разрезать этот крепёж на пластины нужных размеров.

    По обеим сторонам трещин в бампере проделываются отверстия, после чего с тыльной стороны (это позволяет сохранить эстетичный внешний вид) устанавливаются подходящие пластины. На следующем этапе в отверстия вставляются винты, и вся конструкция закрепляется гайками.

    Отверстия в бампере необходимо просверливать сверлом диаметром от 3,6 до 3,8 миллиметров. При этом сверло обязательно должно располагаться ближе к наружному краю отверстия пластины.

    Каждое просверлённое отверстие в бампере нужно ещё и зенкеровать, чтобы шляпка винта «утонула» в бампере. Если зенкера нет под рукой, можно применить в качестве альтернативы сверло, по диаметру немного превосходящее диаметр шляпки винта. Главное добиться нужного угла под эту шляпку.

    Ссылка на основную публикацию