Стрелочный индикатор звука

Стрелочный индикатор звука

Индикаторы звуковых сигналов.

Автор: Юрий Зотов
Опубликовано 08.04.2008

Часть I. Стрелочные индикаторы.

Стрелочные индикаторы, с колеблющейся в такт музыки стрелкой, вполне современно смотрятся на передних панелях усилителей до сих пор. И если наличие таких индикаторов ранее было действительно необходимо, то сейчас острой нужды в них нет.
Однако, судя по подобным вопросам в сети, любители таких вещей ещё остались. Вот как раз для них и написана эта статья.

1. Стрелочный прибор.

Конструкция.
Конструкция таких приборов разнообразна, однако принципы действия их одинаковы. В пластиковом корпусе размещен магнит цилиндрической формы. По образующей цилиндра установлена магнитная рамка с подпружиненным подвесом и закрепленной стрелкой. С противоположной стрелке стороны устанавливают балансир. В большинстве случаев такой балансир представляет собою капельку припоя, и служит для компенсации центробежных сил стрелки. Поскольку прибор, по своей сути, является механической системой, то и основные характеристики определяются “механикой” измерительной головки.
Хотелось бы отметить ещё одну особенность конструкции стрелочных индикаторов: для возврата стрелки в исходное положение применяется пружина (а это не линейный элемент, зависящий от её жёсткости), в результате шкала измерения прибора так же будет не линейна. В современных измерительных головках применяют многооборотные пружины, с достаточно хорошей гибкостью и нелинейность измерения очень мала, но всё же, мне кажется, стоит об этом помнить.

На рисунке выше представлена измерительная головка модели М6850 как наиболее распространённая и доступная, на данный момент, многим начинающим радиолюбителям. Лично я все свои схемы отрабатывал именно на ней.

Принцип действия.
Всё просто – подал на катушку ток, создалось магнитное поле. Взаимодействие магнитного поля катушки с магнитным полем постоянного магнита, приводит к отклонению катушки (и стрелки) пропорционально протекаемому в ней току. Направление протекаемого тока в катушке определяет направление отклонения стрелки. Отсюда вывод: стрелочный индикатор работает только с постоянным (пульсирующим ) током. Подача переменного тока на индикатор заставит стрелку “дрожать” и не более того.

Ну, вроде бы, всё понятно: измеряем величину переменного напряжения в звуковом тракте. В практике измерений известны: максимальная величина (амплитудное значение) сигнала, средневыпрямленное значение, среднеквадратичное значение сигналов. Мы не будем лезть в глубь теорий, определимся только с тем, что в нашем случае, мы измеряем средневыпрямленное значение. А шкалы наших приборов откалиброваны в децибелах (реже в процентах) от установленного “эталонного” уровня сигнала (“0” dB). То есть, мы будем измерять не саму величину сигнала, а его отношение, к некоторой эталонной величине К=Uэталон./Uизмерен. , выраженной в децибелах. Для перевода измеренных значений в децибелы используют следующую формулу: А= 20 Lg Uэталон./Uизмерен .
Околовсякое. В переносных магнитофонах стрелочный индикатор применялся ещё и для измерения напряжения питающих элементов то есть являлся, по сути своей, примитивным вольтметром.

Из того, что я написал выше, следует логический вывод: чтобы индикатор работал так, как мы того ждём, необходимо преобразовать переменный ток в пропорциональный ему ток постоянный и подать его на измерительную головку. Первое, что приходит в голову, представлено на рисунке:

Как ни странно, но такой индикатор будет работать. После небольшого “ретуширования”, он приобретает следующий вид:

И вполне может трудиться, скажем, при измерении выходной мощности какого – либо усилителя мощности. Ну а что, вообще можно сказать о подобной схеме? Работает она следующим способом: избыток сигнала до необходимого значения гасится резистивным делителем R1, R2. Диод преобразует переменный сигнал в постоянный (пульсирующий), путём среза “отрицательной” полуволны звукового сигнала. Полученный таким способом сигнал “сглаживается” на конденсаторе С1 и далее поступает на измерительную головку. Именно от этого конденсатора зависит время реакции и восстановления измерителя. До определённых, конечно, величин. Хороша схема или плоха? Вот её плюсы и минусы.
Плюсы:
1 – простота схемы.
2 – минимум деталей.
3 – не требует источника питания.
Ну вот вроде и всё.
Минусы:
1 – Низкая точность измерения, в силу установленного однополупериодного выпрямителя (VD1).
2 – Малое входное сопротивление, определяемое, в основном, резистором R1. Именно это и позволяет использовать её только с источниками сигнала обладающими низким выходным сопротивлением (как уже указывалось выше – с усилителями мощности).
3 – Малый диапазон измерения. При не больших значениях мощности, колебания стрелки будут практически не заметны.
Очевидно, что для большей универсальности измерителя требуется улучшение схемы. Опять же, первое, что напрашивается, это применение “буфера” с большим входным и малым выходным сопротивлением. Самым простым способом видится использование транзистора, как усилителя постоянного тока.
Вот одна из возможных схем:

Как видно, по сравнению с предыдущей схемой добавлен транзистор VT1, что несколько повысило чувствительность схемы. Однако остальные недостатки остались.
Возможен и другой вариант применения транзистора – в качестве эмиттерного повторителя:

В этом случае мы получаем буфер с высоким входным и низким выходным сопротивлением. Однако, поскольку Кпередачи эмиттерного повторителя не может быть больше единицы, мы не сможем получить от этой схемы повышения чувствительности. Остальные недостатки измерителя так же сохраняются.
Вот мы и подошли к схеме, сочетающей в себе усилительные свойства и низкое выходное сопротивление.

Эту схему (в различных интерпретациях) часто используют в аппаратуре с однополярным питанием. Мною она так же была повторена не однократно и доказала высокую повторяемость и стабильность работы. В ней устранено большинство недостатков, приведённых выше схем. Транзисторный усилитель на VT1, VT2 имеет высокое входное и низкое выходное сопротивление. Питаться схема может от источника с напряжением от 3 до 25 вольт (зависит от применяемых транзисторов). Не критична к номиналам пассивных элементов. Есть конечно и минусы – однополупериодный выпрямитель VD1, VD2 (обратите внимание, что здесь он реализован по схеме умножителя напряжения). Как следствие – некоторая неточность измерений. Однако простота и универсальность устройства с лихвой компенсируют этот недостаток.
В связи с доступностью интегральных операционных усилителей рассмотренную выше схему можно реализовать и на ОУ.

Как видно в этой схеме активным элементом выступает операционный усилитель. Кроме уменьшения количества пассивных деталей, данная схема практически идентична предыдущей схеме и содержит в себе те же преимущества и недостатки.
Поскольку речь зашла об использовании операционных усилителей в измерителях сигнала, хотелось бы рассмотреть ещё несколько схем их реализации.

Указанные варианты сохраняют преимущества схем описанных выше, но и измеряют уже две полуволны звукового сигнала, за счёт применения диодного моста. Схема, представленная на рисунке справа, к тому же, обеспечивает ЛИНЕЙНОЕ перемещение стрелки измерительной головки, поскольку последняя включена в цепь обратной связи операционного усилителя. Чувствительность индикаторов можно регулировать подбором сопротивления R3. Входное сопротивление индикаторов составляет около 47 кОм. Напряжение питания зависит от типов применяемых ОУ, а в качестве усилителя можно применять практически любые ОУ, с выходными токами более 5mA. Но я бы рекомендовал использовать ОУ с полевыми транзисторами на входе (К140УД8, КР 544УД2 и т.д.). В таком случае, будет возможность повысить входное сопротивление узла простым увеличением номиналов резистивных делителей на входе (R1, R2).

И ещё небольшой нюансик. В приведённых выше схемах индикаторов на ОУ, возможны другие варианты подачи половины питающего напряжения на входы усилителей. При этом их характеристики, практически, не изменятся. Но этот вопрос уже из области схемотехники ОУ. Кроме того, указанные схемы можно питать и двуполярным напряжением питания с минимальными переделками.
На последок хотелось бы рассмотреть измеритель уровня сигнала на высококачественной специализированной микросхеме К157ДА1.
Не смотря на свою “долгую жизнь”, на мой взгляд, она всё ещё заслуживает пристального внимания. Эта микросхема содержит в себе двухполупериодный выпрямитель среднего значения сигнала, буферный каскад и преобразователь двуполярного сигнала в однополярный. Основные электрические параметры:

Лада 2114 “Сочи” › Бортжурнал › VU (стрелочный индикатор уровня звука) мадэ ин китай

С недавнего времени, для прослушки музычки в домашних условиях, установил лучший плеер, по моему мнению на комп. Естественно это FOOBAR 2000, выглядит рабочая версия вот так…

С того момента, часто начал замечать, что тупо медитирую в правый нижний угол экрана, а конкретно на стрелочки, завораживают они меня) думаю я в этом не одинок. И посетила меня мысль, реализовать подобную штуку в реале, в автомобиле.
Порыв интернет наковырял на китай-сайте возможность приобретения этих стрелочек любого вида и количества. Образцы для вашего внимания





Прошу корифеев электронники посмотреть на группу контактов синих, и подсказать как это реализовать, конкретно как подать импульс с ГУ на эту штуку? Чтоб сигнал не был проходным, и не терял качества?
Да и вообще коментируйте, что думаете по этой задумке? Разместить планирую в торпеде, чтоб продолжать на них пялиться не только дома на мониторе)

П.С. можно конечно купить DENON DSV-1, комплект будет вот такой

Лада 2114 2010, двигатель бензиновый 1.6 л., 98 л. с., передний привод, механическая коробка передач — автозвук

Машины в продаже

Лада 2114 Самара, 2008

Лада 2114 Самара, 2007

Лада 2114 Самара, 2008

Лада 2114 Самара, 2012

Смотрите также

Комментарии 31

Стрелки работают синхронно, нет “драйва”, например как здесь: vk.com/video190694409_456239022 .

Читайте также:  Портативный подавитель теле и радио каналов

С 79 го мечтал о стрелках.
Наконец то заимел.
Ни какой нагрузки на звук нет, но до того приятно.
Купил на Али самые большие. Под размер подобрал и корпус. Искал именно под винтаж, где ни грамма пластика.
Донор оказался на 100% в размер, даже не пришлось “пилить” окно под индикаторы.
Драйвер с индакаторами оказался очень хорош. Прицепил по низкому уровню к преду и на громкость реагирует как нельзя корректно. Именно с увеличением громкости стрелки реагируют очень корректно, а именно чем больше громкость, тем меньше на неё реагируют стрелки.

Даже больше скажу, в одном устройстве может быть несколько “земель”: например силовая, аналоговая и цифровая и они не напрямую связаны между собой, а бывает и не связаны вообще.)

для этого должно быть раздельное питание, иначе никак.

Гальваническая развязка может быть трансформаторная, может быть полупроводниковая. Посмотреть на китайцев так они вообще из говна, палок и одного диода её устраивают)

ну дак она и даст раздельное питание, отделив одни цепи от других. на то и развязка же ))))

Ну так на линейном выходе размах выходного напряжения тоже меняется от уровня громкости)). Я вижу выход только как подпаиваться до предпроцессора в магнитоле где идет тупой стереовыход. Как схематически реализовано всё это дело на магнитолах такого класса я могу только догададываться)) Очково всётаки в такую технику грязными руками лезьть без схемы) Может более грамотные товарищи подскажут)

может быть, ждемс…

Берешь свою магнитолу, вскрываешь, находишь свои гнезда RCA которые нужны, подпаиваешь три провода. 2 к центральным контактам, а третий к корпусу магнитолы, либо к внешней оболочке RCA гнезда (общий) и выводишь за пределы корпуса магнитолы. Всё. и подаешь сигнал на платку для индикаторов.

а на звук который идет по этим линейникам это никак не повлияет как думаешь?

нет. Оно так и строится в схемотехнике. Только с одним нюансом, вам нужно чтоб стрелки показывали вашу громкость, а на заводе делают громкость самой записи. т.е сигнал берут до предусилителя и не более того. И поэтому стрелки показывали не зависимо от того, какая громкость текущая была у слушателя

Ну так на линейном выходе размах выходного напряжения тоже меняется от уровня громкости)). Я вижу выход только как подпаиваться до предпроцессора в магнитоле где идет тупой стереовыход. Как схематически реализовано всё это дело на магнитолах такого класса я могу только догададываться)) Очково всётаки в такую технику грязными руками лезьть без схемы) Может более грамотные товарищи подскажут)

нет процессора! стерео голова на мультибите)

Посмотрел я одним глазом описание почти такой же платы на али: ac/ dc — это питание(причем переменка или постоянка наверно зависит от комплекта поставки). А подача сигнала выглядит судя по переводу так: gnd он и в африке gnd — земля общая для двух каналов. Потом 2 контакта low это выходы с линейников лево и право, причем их уровень на индикаторах регулируются переменными резисторами, а 2 контакта high это высокоуровневые выходы с колонок. Я могу ошибаться в моменте что регулируют резисторы: высокоуровневые или низкоуровневые выходы. И еще момент : если у низкоуровневых выходов gnd почти всегда общий — то у высокоуровневых под большим вопросом, зависит от схемотехники усилка

ну видимо так, я тоже так подумал.

Посмотрел я одним глазом описание почти такой же платы на али: ac/ dc — это питание(причем переменка или постоянка наверно зависит от комплекта поставки). А подача сигнала выглядит судя по переводу так: gnd он и в африке gnd — земля общая для двух каналов. Потом 2 контакта low это выходы с линейников лево и право, причем их уровень на индикаторах регулируются переменными резисторами, а 2 контакта high это высокоуровневые выходы с колонок. Я могу ошибаться в моменте что регулируют резисторы: высокоуровневые или низкоуровневые выходы. И еще момент : если у низкоуровневых выходов gnd почти всегда общий — то у высокоуровневых под большим вопросом, зависит от схемотехники усилка

и у высокоуровневых GND тоже один. Не зависимо от схемотехники. В любом электронном устройстве общий всегда будет общим

Мне кажется вы просто мало видели устройств: например если взять любой усилитель с двуполярным питанием то минусовые выводы громкоговорителя не будут висеть на земле, а в стерео варианте они тоже не будут общими

я этих усилителей собрал в своей жизни штук 5. Как на ИМС так и просто транзисторных. И что такое моно и что такое стерео разбираюсь и почему у усилителя будет питание двуполярное а не однополярное тоже понимание есть.

Никакого желания соревноваться кто сколько собрал усилителей у меня нет. Это просто вопрос понимания схемотехники . Я не собираюсь претендовать на истину в последней инстанции)

Мне кажется вы просто мало видели устройств: например если взять любой усилитель с двуполярным питанием то минусовые выводы громкоговорителя не будут висеть на земле, а в стерео варианте они тоже не будут общими

а я понял о чем вы, я невнимательно изначально прочитал вашу мысль. Просто надо конкретизировать для остальных читателей, что выходные сигналы на динамики + и — это не GND. т.е минус динамиков это не GND у стерео устройств. Всё, разобрались. Я просто не праивльно понял ваш комментарий. Да вы всё верно подметили, что в зависимости от устройства будет наличие GND

Стрелочные индикаторы выходного сигнала

Стрелочные индикаторы выходного сигнала

Стрелочные индикаторы выходного сигнала в настоящее время пользуются большой популярностью, особенно для использования их в модернизации раритетной аппаратуры. Многие радиолюбители прекрасно помнят советский усилитель мощности Radiotehnika У-101 Рижского одноименного завода. В начале 80-х завод приступил к выпуску новой модели, международного стандарта (габаритные) музыкального комплекса «Radiotehnika K-101 stereo». В целом это комбайн был очень даже неплохим комплексом. Но вот усилитель, вернее встроенный в нем индикатор выходной мощности толи был несовершенным или присутствовали ошибки в конструкции.

Тем не менее, когда аппарат был новый то никаких нареканий не вызывал, но со временем он начинал доставлять некоторые неудобства своим не четким и тусклым свечением шкалы или вообще в схеме управления выходил из строя какой-либо элемент. С недавнего времени я тоже стал обладателем такого усилителя. Конечно у меня не было желания восстанавливать штатный индикатор, а изначально я уже предполагал установить в аппарат стрелочные. Тем более у меня в запасе было несколько штук таких, да и на рынках радиотоваров их найти по моему не сложно. Но как бы там ни было я приступил к реставрации и частичной модернизации с целью установить стрелочные индикаторы выходного сигнала Radiotehnika У-101 на К157ДА1.

Вначале взял трех миллиметровый пластик и вырезал из него 3 заготовки прямоугольной формы, а затем при помощи дихлорэтана склеил индикаторы друг с другом. Пластиковые полоски следует подогнать так, чтобы они по ширине были одинаковы с индикаторами и не выступали за периметр. Здесь на фото показана конструкция с натуральным размером окошка в передней панели усилителя мощности.

В стекле от штатного индикатора сделал окошки и одел на новые стрелочные индикаторы. Стекло желательно обработать маленьким мелким напильником или надфелем, чтобы плотно село на свое место. Далее склеил все это опять же дихлорэтаном. Конечно всю эту операцию нужно проделывать очень аккуратно, так как это фронтальная панель и должна смотреться соответственно.

Здесь наступает ответственный этап.
Сверху индикаторов, относительно окошка в стекле, имеется небольшой зазор. Так вот пусть он так и остается, туда удобно будет поместить SMD-светодиоды для подсветки.

Теперь нужно припаять провода к светодиодам и посадить их в то зазор, который между индикатором и стеклом на небольшое количество супер-клея.

Вырезал еще из пластика полосу и прикрепил ее к боковым стенкам. После того как она будет еще посажена на клей, то конструкция обретет еще большую жесткость и будет являться основой для установки на нее управляющей платы.

На этом фото стандартное место установки индикатора. Там же виден красный коннектор с проводами он предназначен для подачи питания на плату управления. Он конечно будет нужен в дальнейшем.

На этом этапе необходимо собранный модуль примерить, как он становиться. Дело в том, что эта конструкция никакими винтами не крепится, а просто прижимается передней панелью к шасси усилителя мощности. Поэтому нужно обеспечить максимально плотную посадку. Под провода идущих от светодиодов следует круглым надфилем сделать небольшой пропил в шасси.

Читайте также:  Цифровой ваттметр

Принципиальная схема и печатная плата модуля управления


Здесь можно скачать чертеж Layout для печатной платы: scaler_indicator-Layout

Теперь необходимо установить плату на устройстве с индикаторами, закрепить в усилителе и можно делать подключение.

Коннектор схемы управления индикаторами имеется питающее напряжение 24v, но это нормально, потому что на стабилизатор напряжения КРЕН 7809 можно спокойно подавать до 36v, а на выходе получить нужные 9v. А также выходной сигнал обоих каналов. Провода я паял непосредственно к разъему, затем заизолировал, а провода стянул капроновым хомутиком.

Завершающий этап монтажа

Прежде чем устанавливать корпус на шасси усилителя необходимо подстроить переменным резистором, установленном на управляющей плате, нужный предел значения стрелочных индикаторов. И после этого ставим на место корпус и можно приступать к испытанию.

12 самых красивых усилителей со «стрелочками»

Слушаем музыку глазами

Не секрет, что большую роль в нашем восприятии звука играет зрение. Причем не внутренний взор, перед которым формируются музыкальные образы во время прослушивания, а обычные глаза. Красивая техника и играть должна красиво – именно в это нам хочется верить, пусть и не всегда это оказывается правдой.

Поэтому во все времена производители стремились сделать свои аппараты максимально стильными. И самые привлекательные из них для меломанов со стажем – винтажные усилители мощности со стрелочными индикаторами уровня сигнала. Мода на подобное оформление передней панели появилась в 1970-х годах, то есть в эпоху расцвета домашнего аудио, и воспоминания о тех недоступных большинству простых смертных аппаратах до сих пор будоражит умы поседевших аудиофилов. И хотя практической ценности данные индикаторы сегодня не имеют, именно такие усилители хотят видеть у себя дома многие покупатели. Ну а в данном материале мы вспомним о самых красивых моделях «классического» периода.

12. Pioneer Exclusive M4

Второй усилитель под брендом Exclusive появился в продаже в 1974 году. В отличие от предыдущей модели М3, данный аппарат не поставлялся за пределы Японии. Здесь уже просматриваются черты будущего High End – мощность 50 Ватт в классе А, печатные платы из стеклотекстолита, широкие дорожки, мощнейший блок питания, 27 килограммов веса, отделка боковых панелей деревом. Ну и, само собой, подсвеченные стрелочные индикаторы на передней панели Exclusive M4.

11. Rotel RB-5000

Самый мощный среди классических усилителей Rotel. Модель RB-5000 появилась в продаже в 1978 году, когда еще вся техника фирмы разрабатывалась и производилась в Японии. Аппарат не зря получил название – The Power Amp, ведь он развивал мощность 500 Ватт на канал на 8 Ом. Весил Rotel RB-5000 целых 53 килограмма, а чудовищный по размерам трансформатор позволял ему потреблять в пике до 3,2 киловатта! Удивительно, но эта модель поставлялась преимущественно на экспорт, в Японии было продано крайне мало экземпляров. Черный цвет корпуса указывает на позднюю дату производства экземпляра.

10. Sansui BA-5000

Мощность – 300 Ватт на канал, год выпуска – 1976. Японская компания Sansui снискала себе славу одного из самых успешных производителей усилителей, однако модели, обеспечившие ей признание в Японии и в Европе, были разными. Экспортный Sansui BA-5000 весил 49 килограммов и выглядел весьма брутально – минимум органов управления на черной передней панели и два больших окошка с индикаторами. Сегодня хорошо сохранившиеся экземпляры являются предметом гордости владельцев, которые не готовы их променять ни на какой современный High End.

Единственный в ассортименте компании Sony усилитель с огромными стрелочными индикаторами был одновременно и самым успешным. И пусть вышел он уже во второй половине 1980-х, его облик полностью соответствовал представлениям о том, как должен выглядеть серьезный аппарат. Sony TA-N77ES поставлялся исключительно на экспорт, поэтому сегодня его можно встретить в системах многих аудиофилов по всему свету. Мощность его составляла 230 Ватт на канал на 8 Ом, вес – 25 килограммов.

Выпущенный впервые в 1982 году, этот усилитель стал одним из самых популярных в истории бренда. Да и как он может не нравиться! Роскошная золотистая передняя панель, большие индикаторы, целых 40 килограммов веса, 105 Ватт в классе А, отдельный выход для подключения к электростатическим акустическим системам. Внутри усилитель выполнен по схеме двойного моно, с солидным экранированием блока питания. С учетом большого выделения тепла при работе его пришлось оснастить сразу двумя вентиляторами для принудительного охлаждения. Производился Luxman M-05 с 1982 по 1988 годы.

7. Yamaha MX-10000

Флагман знаменитой серии 10000, выпущенной к 100-летию компании Yamaha. Согласно заявлению фирмы, он мог выдавать 1,2 киловатта в нагрузку 1 Ом (!) в классе А. Конечно, тут есть определенный подвох, ибо в понимании Yamaha класс А представлял собой нечто иное. А именно Hyperbolic Conversion Class A, то есть очень хитрую схему, в которой получалось сочетать работу выходных транзисторов в классе А с пониженным общим энергопотреблением. Нечто подобное использовал в своих творениях Нельсон Пасс. Во всяком случае, аппарат крайне редкий – всего их было произведено 250 штук – и очень красивый. Весил усилитель Yamaha MX-10000 43 килограмма.

6. Denon POA-8000

Моноблоки были выпущены в 1981 году и должны были заменить собой модель POA-3000 на вершине иерархии усилителей фирмы. Звучали они просто великолепно, однако при этом довольно сильно нагревались, что иногда приводило к их выходу из строя. Стрелочные индикаторы занимали всю площадь передней панели, и пара работающих Denon POA-8000 в сумраке комнаты прослушивания выглядит сногсшибательно. Заявленная мощность составляла 200 Ватт на канал в псевдо классе А, очень популярном в 1980-90-х годах среди японских производителей аудиотехники.

Вся аппаратура фирмы всегда отличалась роскошным дизайном, однако Marantz SM-11 выделяется и на их фоне. Это первый усилитель компании, выпущенный после окончательного переноса не только производства, но и всего бизнеса Marantz в Японию. С технической точки зрения в нем есть интересные решения. Впервые было применено полностью омедненное шасси, убраны переключатели на пути сигнала к выходным клеммам для акустических кабелей, использован стабилизированный источник питания на огромном трансформаторе. При этом выходные каскады работали в классе АВ, а выходная мощность достигала 200 Ватт на канал. Ну и, само собой, практически всю лицевую панель занимали огромные стрелочные индикаторы с голубой подсветкой. Мечта, а не усилитель!

Редкий долгожитель среди японских усилителей той эпохи, особенно для JVC. Модель M-L10 производилась на протяжении десяти лет с 1981 по 1990 год. Блок питания был построен вокруг огромного тороидального трансформатора, спрятанного под квадратным кожухом. Внешний деревянный короб был покрыт 21 слоем лака, а индикаторы – первое, на что обращаешь внимание при взгляде на JVC M-L10. Мощность его составляла 160 Ватт на канал, выходные каскады работали по фирменной схеме Super-A, позволявшей избегать фазовых искажений при работе на реактивную нагрузку. Весил JVC M-L10 двадцать восемь килограммов.

3. Accuphase P-500

В ассортименте фирмы есть большое количество аппаратов интересующего нас дизайна, их выпуск продолжается и по сей день. Для нашей подборки мы выбрали модель Accuphase P-500, вышедшую на рынок в 1985 году. Она развивала мощность в 250 Ватт на канал в классе АВ, в ней присутствовал фильтр ультранизких частот, весила она 33,5 килограмма. Стрелочные индикаторы и по сегодня присутствуют в аппаратах Accuphase, к сожалению, цена их сегодня стала столь же большой, как и сами стрелочки.

2. Technics SE-A5000

Первая версия в ряду замечательных SE-A7000 и SE-A100. Последующие итерации отличались от нее небольшими внутренними и внешними модификациями, а SE-A100 так и вообще представляет собой идентичный компонент, только с черной передней панелью. Традиционно для усилителей фирмы этого периода, аппарат отличается самым большим среди всех конкурентов окном для стрелочных индикаторов выходной мощности. Золотистая подсветка превращает прослушивание Technics SE-A5000 в затемненном помещении в настоящий спектакль. Технические характеристики следующие : мощность 200 Ватт на 6 Ом, демпинг-фактор 120 единиц, вес – 34 килограмма.

1. McIntosh MC2300

Классический усилитель 1970-х годов положил начало незабываемому и легендарному дизайну аппаратуры компании McIntosh. Этот дизайн настолько пришелся по сердцу аудиофилам, что я лично знаю одного из них, у которого неисправный усилитель американской фирмы работает в качестве декорации в системе, освещая комнату голубым светом из окошек с индикаторами. А музыку играет совсем другой аппарат. Модель McIntosh MC2300 появилась на рынке в 1971 году и просуществовала в практически неизменном виде до 1980 года. Ее использовали не только аудиофилы в своих системах, но даже профессиональные музыканты на концертах. В частности, однажды несколько таких усилителей помогли Grateful Dead озвучить свои выступления на фестивале Watkins Glen Summer Jam в 1973 году. Для своей эпохи это был весьма дорогой аппарат, к тому же весил он 58 килограммов и развивал мощность до 300 Ватт в стерео и до 600 Ватт в монофоническом режиме. Ультимативный усилитель «со стрелочками».

Читайте также:  Как запитать кулер для охлаждения LED матрицы на 220 В

Стрелочный индикатор на микроконтроллере Attyny13: «показометр» для вашего усилителя

Содержание / Contents

↑ Хочу стрелочный!

Удалось найти сдвоенную, с желтоватой панелью. Подсветка от производителя была сделана коаксиальной лампой накаливания на 12 Вольт . Которая была успешно заменена на 4 желтых светодиода. Но это случилось позже.
А пока что пришлось задуматься, как же микроамперметры подключать к выходу усилителя? А подключать надо через специальный логарифмический усилитель, т. к. динамический диапазон звука намного больше, чем диапазон работы микроамперметра. Теоретически это все знают, кто сталкивался с самодельными стрелочными индикаторами.

↑ Преданье старины глубокой. К157ДА1

Различных вариаций этой схемы в сети пруд пруди. Ну что сказать. Не пошла она у меня.

Первый экземпляр благополучно сгорел от неправильно поданного питания. В течение месяца мне достали еще две штучки, но было уже поздно, я переключился на другую схему (на LM324), любезно предоставленную мне AlexD. Ради интереса потом я все же включил плату с ДА1. Не понравилось, плавности движения не наблюдалось. Модификация схемы производилась в тесном сотрудничестве с Алексеем, за что еще раз “данке шон”!

↑ Нумеро дуэ – LM324

Потом был упомянутый вариант на LM324. Но оно у меня так и не заработало как хочется. Болтание стрелок, его надо подбирать глубиной ОС. Да и по сути питание надо двуполярное, может все из-за неверно организованной средней точки. Нет, лень родилась раньше меня. А совместно с ленью мы родили вот что:

↑ Век XXI, Attyny13

Просто и со вкусом: выпрямляем и сглаживаем сигнал, затем подаем его на АЦП микроконтроллера. Обрабатываем программно и при помощи встроенного ШИМ выдаем на нагрузку (резистор). Обработка включает в себя практически только натуральное логарифмирование (Attyny13 прям как создана для таких вот простеньких задач, ну и чтобы прошивку можно было испечь на скорую руку).

И тут начинается для меня самое интересное. Функция натурального логарифмирования есть в библиотеке математических функций для контроллеров Atmel и находится в файле math.h. Но только не лезет он в этот контроллер — памяти маловато. Решить задачу в лоб не удается, начинаем его морщить (лоб). Применение более мощного контроллера не рассматривалась — не интересно. Тут и памяти вроде хватает, и удобен, и недорого, и габариты не большие. Первое, что пришло в голову: заменить эту функцию похожей, но попроще. А форму ей придать поиграв коэффициентами. Вспоминаем график обратной функции. Не «да ну его!», а вспоминаем! Если нижний правый квадрат сместить вверх относительно оси X, и немного потягать туда-сюда коэффициентами, то вполне можно подогнать под нужную форму. Вот она, формула, заменяющая логарифм: Y=-8196/(X+28)+284. Представляете ужас контроллера, обреченного просчитывать эти значения тысячи раз в секунду по прихоти хозяина, пожелавшего вспомнить «детство золотое»?

Но неприятные эмоции были гарантированы и хозяину контроллера. Для обработки результатов мало было коротких целочисленных значений, а вход и выход должны быть именно такими. Для меня перевод форматов представления данных в контроллерах одного в другой всегда был труден. Морщины на лбу умножились.

Родился второй вариант — просчитать все заранее, и контроллеру просто останется выбирать из массива данные, которые соответствуют входным значениям и выбрасывать их на выход. Готовим значения, задаем массив — ошибка компиляции. Размерность массива слишком велика для этого контроллера. А делать несколько массивов и лазить в них в зависимости от входного значения АЦП не кошерно. Роились мысли про бином Ньютона, но были отвергнуты по причине неконструктивности.

Тут в памяти всплыла фраза лектора по высшей математике из ВУЗа: «С помощью кубической сплайн-аппроксимации можно описать любую функцию» Ну кубическая нам и не нужна, а линейный сплайн вполне пойдет! Таким образом, я немного поупражнялся в OO Calc, и написал систему уравнений, достаточно точно повторяющих график логарифмической функции с помощью отрезков прямых:

Все намеренно умножено на 10, чтобы отбрасываемые “хвостики” были поменьше. Я потом его делю в программе перед выводом на индикаторы.
А вот графики:

Уверен, многим из вас такое решение придет в голову сразу и покажется очевидным. Тем не менее, я уверен, что кому-то это внове и в последствии пригодится. По крайней мере, как инструмент в своем арсенале иметь лишним не будет.

↑ Видео

↑ Итоги и примечания по схеме

Индикатор-показометр прекрасно заработал с первого включения. Были залиты несколько прошивок. Наиболее простая оказалась самой удачной.
По схеме: конденсаторы С1 и С2 в процессе настройки были заменены на 10,0 мкф – они обеспечивают плавность. Подстроечные резисторы на входе уменьшают максимальный сигнал до 5 Вольт . Теоретически надо бы поставить стабилитрон с резистором, но лень. Ну вы уже знаете, кто из нас родился раньше :laughing: Я нагрузил усилитель максимальным с моей точки зрения сигналом (так, что эквиваленты на выходе накалились), и вывел резисторы на 5 Вольт . Мне достаточно. Затем подал на вход 1 кГц с генератора и синхронизировал каналы, чуть уменьшив показания одного из микроамперметров. R4 и R5 зависят от полного тока отклонения микроамперметров, на схеме указаны для 50 мкА, у меня такие.

Схему можно тюнинговать. У Тиньки остались свободными 2 ноги. Никто не мешает прилепить туда светодиоды для индикации перегруза, когда-то модно было. Не мое – не люблю, когда что-то на усилителе моргает, потому и не делал. Реализация элементарна: по определенному уровню зажигаем светодиод и держим зажженным N милисекунд. Уровень и N подбираются по вкусу, как соль и перец. Не забудьте только, что одна из свободных ножек – Reset. А значит эксперименты делайте на одном канале, ибо если поставить соответствующий фьюз при прошивке, Reset станет просто портом, и перешить контроллер после этого не удастся.

↑ Файлы

Здравствуй, читатель! Меня зовут Игорь, мне 45, я сибиряк и заядлый электронщик-любитель. Я придумал, создал и содержу этот замечательный сайт с 2006 года.
Уже более 10 лет наш журнал существует только на мои средства.


Спасибо за внимание!
Игорь Котов, учредитель журнала «Датагор»

Здравствуй, читатель! Меня зовут Игорь, мне 45, я сибиряк и заядлый электронщик-любитель. Я придумал, создал и содержу этот замечательный сайт с 2006 года.
Уже более 10 лет наш журнал существует только на мои средства.


Спасибо за внимание!
Игорь Котов, учредитель журнала «Датагор»

KOMITART – развлекательно-познавательный портал

Разделы сайта

DirectAdvert NEWS

Друзья сайта

Осциллографы

Мультиметры

Купить паяльник

Купить Микшер

Купить Караоке

Статистика

Простой аналоговый индикатор уровня сигнала для УНЧ.

Простой аналоговый индикатор уровня сигнала для УНЧ.

Аналоговый индикатор уровня сигнала

Многие радиолюбители, конструирующие звуковые усилители, задаются вопросом, как, и по какой схеме собрать стрелочный индикатор уровня сигнала, поэтому в этой статье мы решили сделать подборку нескольких вариантов подобных индикаторов.

Для начала рассмотрим простую транзисторную конструкцию, в которой можно применить КТ315 или КТ3102. Принципиальна схема индикатора уровня одного канала усилителя изображена на рисунке ниже:

Напряжение питания 26…27 Вольт. Ниже на рисунке показана печатная плата для индикатора на 2 канала усилителя, которая предусматривает наличие микросхемы стабилизатора напряжения КР142ЕН9В (КР142ЕН9Е) для питания схемы.

Сигнал для индикатора снимается с входа усилителя (берется до регулятора громкости). Регулировка чувствительности производится подстроечными резисторами 47 кОм.

Второй вариант аналогового индикатора уровня сигнала реализован на интегральной микросхеме К157ДА1, она применялась раньше в различного рода стереофонических магнитофонах для индикации уровня записи. Внешний вид и назначение выводов показано на следующем рисунке:

Выводы микросхемы К157ДА1

Параметры К157ДА1

Схема двухканального индикатора на МС К157ДА1 с однополярным питанием:

Схема не сложная, и, надеемся, дополнительных пояснений не требует. Ниже – печатная плата к данной схеме.

Печатная плата индикатора уровня на К157ДА1

Питание схема получает от интегрального стабилизатора напряжением 9 Вольт. Указанный на схеме 7809 можно заменить на отечественный КР142ЕН8А. Плата предусматривает подключение светодиодов подсветки индикаторных головок, клеммы на плате обозначены “LED”. Номинал ограничительного резистора для светодиодов рассчитывайте индивидуально в зависимости от количества светодиодов и их тока. Для примера, четыре последовательно соединенных светодиода на напряжение 2,2 Вольта при напряжении питания 9 Вольт, подсоединяются к выходу 7809 через резистор порядка 20 Ом.

Внешний вид готовой платы выглядит так:

Плата индикатора в сборе _ 1

Плата индикатора в сборе _ 2

И в заключение, принципиальная схема индикатора уровня сигнала на К157ДА1 с питанием от двухполярного источника:

Печатная плата для этого варианта выглядит следующим образом:

Ссылка на основную публикацию