Воздушный шар или летательный аппарат

Воздушный шар. Виды и устройство. Как летать и особенности

Воздушный шар положил начало гражданской авиации. Принцип его работы не изменился по сей день: отсутствует и двигатель, и руль для управления. Есть лишь купол с корзиной, горелка и мешки с песком.

История создания

Воздушный шар воплотил древнейший замысел человека о подчинении воздушной стихии. Первое описание аэростата было сделано в 1306 году французским миссионером Бассу, который стал свидетелем его подъема в воздух в Китае, в день восхождения на престол императора Фо Киена.

И все же родиной аэростата признается Франция, а его первыми изобретателями — братья Этьен и Жозеф Монгольфье. В 1783 году в городе они произвели запуск сконструированного ими шарообразного аэростата 3,5 метров в диаметре и массой 155 кг, наполненного горячим воздухом. Его полет протекал всего 10 минут на высоте 300 м, а пройденный путь составил около километра.

Купол аэростата братьев Монгольфье был выполнен из льняной ткани и оклеен бумагой. Для подогрева воздуха был разведен костер из мелко нарезанной соломы. А спустя недолгое время устройство агрегата дополнилось специальной корзиной для путешественников.

Подъем в воздух первого аэростата стал небывалым событием для той эпохи. В честь их создателей агрегаты стали называть монгольфьерами.

Устройство воздушного шара

Современные агрегаты производятся из более технологичных материалов, но схема осталась той же, что и братьев Монгольфье. Для пошива оболочки больше не используется лен и бумага, их заменил тонкий и прочный полиэфирный материал. Вместо костра в корзину под купол устанавливается регулируемая газовая горелка.

Воздушный шар в основе своей рабочей конструкции имеет следующие составные элементы:
  • Купол, который наполняется газом для подъема на заданную высоту.
  • Горелка — самая сложная деталь, посредством которой создается поток горячего воздуха в купол.
  • Корзина для пассажиров, пилота и багажа.
Купол аэростата

Это главная часть воздушного шара, которая сшивается из отдельных кусков материи в колонки, которые затем прочно прикрепляются друг к другу. В качестве материала изготовления используется высокопрочный полиэстер или полиамидная ткань. С внутренней стороны она обрабатывается силиконовой пропиткой, что не позволяет проникать и уходить газу.

Основные требования к куполу, это:
  • Прочность и устойчивость к внешним воздействиям и механическим повреждениям.
  • Термоустойчивость, поскольку происходит постоянный контакт с нагретым газом.
  • Эластичность, за счет которой возможно сохранение заданной формы.

Купол надувается за счет поступления нагретого газа: воздуха, водорода или иного, и за счет его поднимается в небо на нужную высоту. Газ подается через технологическое отверстие в нижней части купола. Для безопасности это отверстие обрабатывается специальной жароустойчивой лентой. Устройство оснащается также специальным клапаном, который используется для вывода наружу горячего газа при снижении и приземлении.

Снаружи конструкции фиксируются ленты нагрузки. К верхней части купола они крепятся с помощью кольца, а внизу присоединяются к подвесным канатам. В итоге образуется надежный каркас, который может иметь различный объем и поднимать груз разной массы.

Горелка

Это технологический элемент аэростата, обеспечивающий подогрев газовой смеси, подъем агрегата в воздух, а также поддержание заданной температуры при полете.

Работает горелка на жидком пропане, который поступает к ней из цилиндров, нагреваясь, становится газообразным и подается непосредственно в шар.

Современные горелки очень мощные, порядка 6000 МВт, производятся из нержавеющей жаропрочной стали. Они не опасны в эксплуатации, поскольку оснащены специальной защитой от ожогов.

Корзина

Предназначена для переноса путешественников и грузов. Необходимо обеспечить ее легкость, и в то же время прочность, поэтому каркас ее выполняется из лозы, а дно — из непромокаемой фанеры. С куполом корзина соединяется стальным тросом. Чтобы воздух не охлаждался, устанавливаются полиуретановые стояки, которые вместе с тросом закрываются специальными оболочками.

В углу корзины размещаются и закрепляются на ремнях цилиндры с газом. Обязательно изготавливаются отсеки для огнетушителя и необходимых в путешествии аксессуаров.

С наружной части на корзину навешивается балласт — мешки с песком. Их сбрасывают в том случае, ели необходимо увеличить высоту полета.

Классификация аэростатов
Существует два наиболее распространенных типа классификации по:
  • Способу наполнения купола.
  • Назначению.
По способу наполнения оболочки воздушный шар бывает:
  • Тепловым.
  • Газовым.
  • Комбинированным.

Тепловые аэростаты по-прежнему величают монгольфьерами. Подъем их осуществляется за счет подачи горячего воздуха.

В газовых подъемная сила создается легкими газами и их смесями. По-другому их называют шарльерами по имени сконструировавшего их француза Жака Шарля. В 1783 г он впервые с успехом испытал воздушный шар, наполняемый водородом.

Комбинированные аэростаты в полете используют как горячий воздух, так и газовую смесь. Для этого они оснащены двумя оболочками. Разработал такую схему французский физик Пилатр де Розье. К сожалению, изобретатель с помощником погибли во время испытательного полета в 1785 г, но его устройства используются и получили название розьеров.

В 1999 англичанин Брайан Джонс и швейцарец Бертран Пиккар на розьере отправились в первое в истории кругосветное путешествие и благополучно вернулись из него.

По назначению аэростаты делятся на:
  • Свободные или неуправляемые. Их применяют в спорте, экстремальном отдыхе, для научных целей и рекламы.

  • Привязные. Те же неуправляемые, но зафиксированные на поверхности земли тросом. Это позволяет контролировать его удаленность. Могут подниматься в воздух с пассажирами и без. Привязной шар имеет обтекаемую форму и хвостовое оперение. Используется для обучения парашютистов, для обзора местности, в научных и рекламных целях.

  • Стратостат. Неуправляемое устройство, которое поднимается в стратосферу, как правило, без пассажиров, с целью научных исследований. Отличается большим размером и герметичной корзиной.

  • Управляемые или дирижабли. Их название происходит от французского «dirigeable» — «управляемый». Впервые дирижабль был запущен в воздух в 1852 г. Он был сделан в форме сигары, оснащен винтом и парогенератором. Дирижабли получили широкое распространение в то время. Сегодня они нашли свое применение в туризме, грузовых и гражданских перевозках. В качестве двигателя устанавливаются паровые машины, бензиновые, дизельные и электрические двигатели, а также газовые турбины.

Как летает воздушный шар

Принцип полета аэростата основан на законах физики. Воздух или газ, поступающие в оболочку, имеют температуру выше, чем в окружающей среде, а плотность ниже. Соответственно, под действием выталкивающей силы он устремляется вверх. На определенной высоте действие силы тяжести уравновешивает выталкивающую силу и аэростат «зависает» в небе.

Как управлять аэростатом

Разумеется, шар очень зависит от ветра. Однако большинство современных агрегатов поддаются управлению. Высота полета задается при помощи выпускного клапана в вершине оболочки, а для изменения направления движения используется боковой клапан.

Подготовка

Управление аэростатом — непростое занятие, оно требует обучения и тщательной подготовки. Большое значение имеют метеорологические условия, такие как видимость, облачность, направление и скорость ветра. На основе этой информации и выстраивается маршрут. На пути движения обязательно должны быть участки, пригодные для совершения посадки, поскольку во время путешествия не исключено возникновение непредвиденных обстоятельств.

Взлет

Для осуществления старта выбирают ровную территорию, удаленную от жилых объектов, деревьев, столбов и линий электропередачи.

Для подъема шара в воздух требуются усилия всего экипажа. Вначале воздушный шар собирают:
  • Прикрепляют горелку к гондоле и соединяют ее с газовыми баллонами посредством шлангов.
  • Проводят пробное включение горелки.
  • Растягивают купол в направлении ветра и пристегивают его к гондоле карабинами.

По окончании сборки купол наполняют холодным воздухом с помощью вентилятора. Затем включают горелку. Горячий воздух отрывает шар от поверхности, и экипаж занимает свои места.

Если полет производится на привязном аэростате, его предварительно фиксируют на поверхности.

Полет

Для контроля за полетом требуются хорошие навыки. Для увеличения высоты производится подогрев воздуха путем запуска горелки, а для уменьшения – открывается выпускающий клапан. Движение в боковом направлении происходит за счет попутного ветра. Чтобы двигаться скорее, пилот может подняться повыше, где скорость ветра больше.

Спуск

Для приземления заранее подбирают площадку, большую и безопасную. Пилот выпускает воздух из купола при помощи клапана и воздушный шар потихоньку опускается на поверхность.

Примечательным является то, что если аэростаты столкнутся друг с другом в воздухе, то… ничего не произойдет. Они просто оттолкнутся и полетят дальше. Да и столкнуться им весьма сложно, ведь они путешествуют по направлению ветра — в одну и ту же сторону.

Воздушный шар или летательный аппарат

1.Воздушный шар – это аппарат, наполненный газом.

С помощью воздушного шара человек может подниматься в воздух на небольшое количество времени.

2.У него есть существенный недостаток – отсутствуют элементы управления, то есть воздушный шар просто летит в ту сторону, в которую дует ветер.

3.Такой вид транспорта скорее подходит для прогулок, чем как средство постоянно передвижения.

4.А также в корзину воздушного шара нельзя поместить много людей или тяжелые грузы, вес очень ограничен.

5. Воздушные шары также называют воздушными аэростатами. Это их научное название (в словарях они называются именно так).

6. Не братья Райт были первыми, кто покорил воздухоплавание. Уже почти за 100 лет до рождения братьев Райт воздушные шары регулярно поднимались в небо.

7. Первооткрывателями в этой сфере стали братья Монгольфье, Жозеф и Этьен, французы. В 1783 году вышеупомянутыми братьями был представлен свету первый воздушный шар, который поднялся в воздух. Хотя существуют упоминания о том, что еще 1306 году в Китае был открыт сам принцип аэростатического полета. Тогда конечно не делали воздушных аров, но маленькие шарики наполняли дымом и поднимали вверх, чтобы повеселить толпу.

8. Первый воздушный шар братья показали своей родне, он был небольших размеров 3,5 метра, но смог набрать высоту в 300 метров и удержаться на ней почти 10 минут. До этого они больше года ставили эксперименты и терпели неудачи, но затем привлекли химиков к своей работе и вместе методом проб и ошибок добились результата.

9.После этого успеха, было принято решение продемонстрировать изобретение широкой публике. И вот 5 июня 1783 году на глазах у множества людей полетел первый воздушный шар размером 11,5 метров. Он пролетел более 2 000 метров и удачно приземлился на землю.

10.Спустя некоторое время после успеха знаменитые братья решились продемонстрировать свое изобретение королю Людовику 16. Случилось это в Версале 19 сентября того же года. Только теперь он летел не пустой, а с пассажирами – овцой, курицей и уткой. Они были выбраны неслучайно, овца должна была продемонстрировать реакцию человеческого организма в воздухе, а остальные двое, и так, уже умели летать. Их полет длился 10 минут, преодолевая расстояние в 4 километра. Животные при посадке не пострадали, король остался доволен

11.Всего через пару месяцев после животных в воздух поднялись и люди. В некоторых источниках сообщается, что король хотел послать на это дело тюремных заключенных, чтобы если все закончится летально, то не нести ответственности, но в итоге первыми испытателями стали знатные люди Пилатр-де-Розье и маркиз д’Арланд. Эти смельчаки 21 ноября 1783 пробыли в небе около 25 минут. Произошло это также в Париже. После этого было доказано, что и животные и человек способны дышать даже на большой высоте.

12.Спустя год в воздух поднялась и первая женщина по имени госпожа Тибль. Она парила над землей уже 142 минуты.

13.Самый первый воздушный шар, созданный братьями Монгольфье, весил 140 килограммов и сумел подняться невероятную по тем временам высоту 1,5 километра. Шар пролетел 2,5 километра.

14.Так как первопроходцами в воздухоплавании стали братья Монгольфье, Жозеф и Этьен, воздушные шары стали называть Монгольфьерами. Это название в ходу и сейчас, хотя используется уже и не так часто.

15.Удивительно, но никаких проб и ошибок у создателей шаров не было. Воздушные шары сразу получились такими, какими нужно, буквально идеальными. И по этой причине с самого момента своего появления они практически не претерпели изменений.

16.После первого удачного полета воздушные шары стали часто использоваться аристократами. Однако крестьянам они напоминали огнедышащих драконов, чем вызывали настоящий ужас. Чтобы задобрить и успокоить людей, аристократы стали брать с собой шампанское и открывать его на месте посадки воздушного судна.

17. Шар поднимается в воздух следующим образом: горячий воздух внутри воздушного шара имеет плотность ниже, чем холодный воздух за пределами тонкой оболочки. Именно по этой причине шар, опираясь на законы физики и природы (закон Архимеда ) и поднимается в воздух, а затем летит. В зависимости от степени нагревания воздуха или его охлаждения внутри шара регулируется высота полета.

18. Существуют воздушные шары, которые заполняют не воздухом, а водородом или гелием. Гелий используется повсеместно, а вот от водорода людям пришлось отказаться из-за угрозы взрыва и возгорания (знаменитые катастрофы дирижаблей случались как раз из-за водорода, точнее его взрыва и последующего пожара).

19. Высота полета воздушного шара регулируется с помощью температуры, нагрева или охлаждения. Ограничений по высоте практически нет, воздушные шары можно запустить буквально в космос.

20. Воздушный шар «Гранд Эдинбург» в 1784 году успешно поднял Джеймса Тайлера на высоту 106 метров и переместил его на расстояние в почти 800 метров. Джеймс Тайлер был шотландским аптекарем, изгоем общества, но запомнился этот мужчина еще как редактор второго издания Британской энциклопедии.

21. Новые доработки в дизайне воздушного шара сделали Жан-Франсуа Пилатр де Розье и Маркиз де Арландес. Они создали первый отвязанный пилотируемый шар.

22. Первое достижение для пассажиров воздушного шара произошло в 1785 году. Жан-Пьер Бланшар и д-р Джон Джеффрис стали первыми, кто смог пересечь Ла-Манш на воздушном шаре. Они были очень храбрыми, поскольку ни один из них не умел плавать.

23. Впервые воздушная разведка была проведена во время Французской революции. В 1794 году в битве за Флёрюсе, воздушный шар «Entreprenant» использовался для разведки и определения ближайших вражеских позиций.

24. Воздушные шары использовали во время карнавальных представлений. В период с 1800 по 1900 годы во время ярмарок зачастую можно было увидеть шоу с участием воздушных шаров. Каскадер с парашютом садился в корзину, шар наполняли горячим дымом от огня и отпускали вверх. Он быстро поднимался вверх, и в наивысшей точке каскадер выпрыгивал и спускался на землю.

25. Сколько в среднем стоит воздушный шар? Как и автомобили, воздушные шары могут различаться по размеру и количеству людей, которых они могут перевозить. Но, в общем, среднестатистический шар стоит от $20000 до $30000

Читайте также:  Брелок в виде зверька с вышивкой

26. С 1906 года в честь владельца газеты New York Herald, Гордона Беннетта основан кубок и гонка на воздушных шарах. Самые лучшие профессионалы со всего мира собираются, чтобы поучаствовать в ней. Причем от каждой страны могут участвовать не больше трех шаров. А принцип ее заключается в том, чтобы продержаться в воздухе от одного до трех дней и улететь как можно дальше всего на одной заправке шара гелием.

27. Общая конструкция воздушного шара состоит из купола, корзины и горелок. Купол делается из очень прочного материала, например, полиэстера, и чтобы воздух не проникал в середину купола, его покрывают силиконом. Полосатым шар получается из-за лент, которые нужны для большей прочности (принцип стеганого одеяла).

28. Кристиан Браун на международной воздухоплавательной фиесте представил модель со стеклянным дном. Согласно материалам прессы, пробный полет оказался очень страшным, поэтому воздухоплавательное судно вернулось на землю с «корчившимися и кричащими от страха пассажирами».

29. Сильный ветер это достаточное основание для запрета полетов воздушных шаров.

30. В США существовали воздухоплавательные корпуса во время гражданской войны. Воздухоплавательный корпус основал Авраам Линкольн. Он состоял из 7 воздушных шаров, а также имел в распоряжении 12 газовых генераторов и баржу, которая использовалась в качестве авианосца. Воздухоплавательные аппараты использовали для наблюдения за перемещением вражеских войск, охватывая территорию в 15 километров. «Конфедераты» в ответ изготовили свой шар из платяного шелка, но он был захвачен армией союза. Расформировали корпус в 1863 году, сообразив, что такой объект — отличная мишень для противника.

КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ СТИВА ФОССЕТА

31. На воздушном шаре можно летать не только 20-30 минут. Путешественники на воздушных шарах летают намного дольше и дальше, сутки или даже недели. В 1991 году швейцарец Пьер Линдстренд и англичанин Ричард Бренсон совершили первый длительный полет на воздушном шаре из Японии до Северной Канады.

32.В 1999 году Бертран Пиккар и Брайан Джонс на аэростате Breitling Orbiter 3 совершили беспосадочный кругосветный полет за 20 дней, преодолев 40814 километров.

33. А потом кругосветное путешествие на воздушном шаре совершил Стив Фоссет в 2002 году. Он пролетел 34 000 километров за две недели.

34. В 1998 году компания Energizer в рекламных целях запустила очень необычный воздушный шар в виде розового кролика на фестивале воздухоплаванья в Нью-Джерси. Его высота составляла 50 метров.

35. Воздушные шары способны подниматься на высоту до 5000 метров. Однако людей для развлечения обычно поднимают не выше 200 метров. Это наиболее безопасная высота, но и пейзажи открываются потрясающие.

36. Воздушный шар может летать зимой. Удивительно, но холодное время года подходит для полетов на воздушном шаре. На самом деле в это время погода даже более благоприятна, чем летом. Холодный воздух в атмосфере позволяет ускорить подъем шара, наполненного горячим воздухом, в небо, а также увеличить число пассажиров. К тому же зимой воздух более стабилен, что дает возможность летать в течение всего светлого времени суток. Воздушные шары могут летать при температуре от -20 до +40 градусов. Таким образом, их можно использовать всюду и в любое время года.

37. Максимальная высота, на которую удавалось подняться воздушному шару – 53 километра. Шар был запушен Японским агентством аэрокосмических исследований в мае 2002 года.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ ВОЗДУШНЫЙ ШАР РОССИИ

38. Самый большой воздушный шар в России имеет объем 15600 кубических метров.

39. Когда идет дождь, полеты аэростата отменяют. Это связано с тем, что горячий газ внутри шара может привести к закипанию воды на его поверхности, отчего может пострадать ткань шара.

40. В 2013 году на бывшей базе НАТО во Франции был установлен мировой рекорд: одновременный подъем 408 воздушных шаров в воздух.

41. На шарах летают только утром или вечером потому, что рано утром и поздно вечером погода способствует полетам, поскольку ветры, как правило, в первые часы после восхода Солнца и последние часы перед заходом являются наиболее спокойными.

42. Путешественники на воздушных шарах, помимо запасов еды, всегда имеют с собой шампанское. Эта традиция пошла еще со времен первых полетов, когда первые воздухоплаватели брали спиртное, чтобы успокоить волнующихся или испугавшихся пассажиров.

43. Самой юной женщиной-пилотом на воздушном шаре стала англичанка Милли Карлстрем, которая получила лицензию на полеты в день своего 17-летия в 2010 году.

ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ В КАППИДОКИИ, ТУРЦИЯ

44.Если вы не интересуетесь гонками на шарах, но полетать на нем были бы совсем не прочь, то есть отличное для этого место. Находится оно в Турции, Каппадокия. В этом городе каждый день на рассвете (за исключением плохой погоды, а она там бывает редко) в воздух поднимается 250 воздушных шаров. Зрелище потрясающее, что сверху, что снизу.

45 Корзину делают из лозы, которая выдерживает перепады температуры и довольно прочная при постоянном использовании. Она крепится на стальной каркас. Горелки – самая сложная часть в воздушном шаре, которая делается из нержавейки и покрывается защитными кожухами. Горелки могут выдержать большие перепады температуры, и их мощность может составлять до 4500-6000 Мегаватт.

46. Существует 3 вида воздушных шаров: Монгольфьеры, Шарльеры, Розьеры. По большому счету они отличаются только наполнителями. Первые — наполняют горячим воздухом, вторые – газом (водород, гелий), третьи – можно назвать смешанными, так как там используется и газ, и воздух.

47. В 19 веке и вначале 20 популярность воздушных шаров была невероятно высока. Впрочем, и сегодня на них любят полетать. В Краснодаре можно провести прогулку на воздушном шаре, от нее обычно в восторге и дети и взрослые.

48. Полеты на шарах для развлечений занимают не более 1-2 часов. За это время шар пролетает 10-15 километров. Полет каждого воздушного шара сопровождает особая наземная команда, которая перемещается вслед за шаром и имеет все необходимое для спасения пассажиров в случае аварии.

49.Одновременно воздушные шары поднимают в воздух от 3 до 6 человек. Но есть и такие шары, которые рассчитаны на большее количество народа. В прошлом воздушные шары поднимали сотни и сотни человек, такие шары именовались дирижаблями. 50. Чтобы управлять воздушным шаром, нужно иметь соответствующую лицензию и пройти обучение, получив необходимую практику, пролетев не менее 35 часов с инструктором и сдав соответствующий экзамен.

25 летательных аппаратов, по которым можно изучать историю авиации

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Бамбуковый вертолет

Один из старейших в мире летательных аппаратов, бамбуковый вертолет (также известный как бамбуковая стрекоза или китайская вертушка) — игрушка, которая взлетает вверх, если быстро раскрутить ее основной стержень. Изобретенный в Китае около 400 г. до н.э., бамбуковый вертолет состоял из лопастей-перьев, насаженных на конец бамбуковой палки.

2. Летающий фонарик

Летающий фонарик – небольшой воздушный шар из бумаги и деревянного каркаса с отверстием на дне, под которым разжигается небольшой огонь. Считается, что китайцы экспериментировали с летающими фонариками уже в 3 веке до нашей эры, но традиционно, их изобретение приписывается мудрецу и полководцу Чжугэ Ляну (181-234 г.г. н.э.).

3. Воздушный шар

Воздушный шар – первая успешная технология полета человека на несущей конструкции. Первый пилотируемый полет провели Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд в 1783 году в Париже на воздушном шаре (на привязи), созданном братьями Монгольфьер. Современные воздушные шары могут пролетать тысячи километров (самый длительный полет на воздушном шаре – 7672 км от Японии до Северной Канады).

4. Солнечный воздушный шар

Технически этот тип воздушного шара летает за счет нагревания воздуха в нем при помощи солнечного излучения. Как правило, такие аэростаты делают из черного или темного материала. Хотя они в основном используются на рынке игрушек, некоторые солнечные шары достаточно велики для того, чтобы поднять в воздух человека.

5. Орнитоптер

Орнитоптер, который был вдохновлен полетами птиц, летучих мышей и насекомых, представляет собой самолет, который летит, хлопая крыльями. Большинство орнитоптеров беспилотные, но также было построено несколько пилотируемых орнитоптеров. Одна из самых ранних концепций такого летательного аппарата была разработана Леонардо да Винчи еще в 15 веке. В 1894 году Отто Лилиенталь, немецкий пионер авиации, впервые в истории совершил пилотируемый полет на орнитоптере.

6. Парашют

Изготавливаемый из легкой и прочной ткани (подобной нейлону) парашют представляет собой устройство, которое используется, чтобы замедлить движение объекта через атмосферу. Описание самого древнего парашюта было найдено в анонимной итальянской рукописи, датируемой 1470 годом. В современные дни парашюты используются для спуска различных грузов, в том числе людей, продуктов питания, оборудования, космических капсул и даже бомб.

7. Воздушный змей

Первоначально построенный путем растяжения шелка над рамкой из расщепленного бамбука, воздушный змей был изобретен в Китае в 5 веке до нашей эры. В течение длительного времени много других культур переняли это устройство, а некоторые из них даже продолжали дальнейшее усовершенствование этого простого летательного аппарата. Например, воздушные змеи, способные переносить человека, как полагают, существовали в древнем Китае и Японии.

8. Дирижабль

Дирижабль стал первым летательным аппаратом, способным на управляемые взлет и посадку. В начале в дирижаблях использовали водород, но из-за большой взрывоопасности этого газа, в большинстве дирижаблей, построенных после 1960-х годов, начали использовать гелий. Дирижабль также может оснащаться двигателями, а экипажа и/или полезная нагрузка в нем расположены в одной или нескольких “гондолах”, подвешенных под баллоном с газом.

9. Планер

Планер — летательный аппарат тяжелее воздуха, который поддерживается в полете динамической реакцией воздуха на его несущие поверхности, т.е. он не зависит от двигателя. Таким образом, большинство планеров не имеют двигателя, хотя некоторые парапланы могут быть оснащены ими, чтобы продлить полет в случае необходимости.

10. Биплан

Биплан — самолет с двумя неподвижными крыльями, которые расположены друг над другом. Бипланы имеют ряд преимуществ по сравнению с обычными конструкциями крыла (монопланами): они позволяют добиться большей площади крыльев и подъемной силы при меньшем размахе крыла. Биплан братьев Райт в 1903 году стал первым успешно поднявшимся в воздух самолетом.

11. Вертолет

Вертолет — винтокрылый летательный аппарат, который может взлетать и садиться вертикально, парить и лететь в любом направлении. На протяжении последних столетий было много концепций, похожих на современные вертолеты, но только в 1936 году был построен первый рабочий вертолет Фокке-Вульф Fw 61.

12. Аэроцикл

В 1950-х годах Lackner Helicopters придумали необычный летательный аппарат. HZ-1 Aerocycle предназначался для эксплуатации неопытными пилотами в качестве стандартной разведывательной машины в армии США. Хотя раннее тестирование показало, что аппарат может предоставить достаточную мобильность на поле боя, более обширные оценки показали, что его слишком трудно контролировать неподготовленным пехотинцам. В итоге, после пары аварий проект был заморожен.

13. Кайтун

Кайтун — гибрид воздушного змея и воздушного шара. Основным его преимуществом является то, что кайтун может оставаться в достаточно стабильном положении над точкой привязки троса, независимо от силы ветра, в то время как обычные воздушные шары и воздушные змеи менее стабильны.

14. Дельтаплан

Дельтаплан – немоторизованный летательный аппарат тяжелее воздуха, в котором отсутствует хвост. Современные дельтапланы изготовлены из алюминиевого сплава или композитных материалов, а крыло – из синтетической парусины. Эти аппараты имеют высокое соотношение подъемной силы, что позволяет пилотам летать в течение нескольких часов на высоте тысяч метров над уровнем моря в восходящих потоках теплого воздуха и исполнять фигуры высшего пилотажа.

15. Гибридный дирижабль

Гибридный дирижабль представляет собой летательный аппарат, который сочетает в себе характеристики аппарата легче воздуха (т. е. технологии дирижабля) с технологиями летательных аппаратов тяжелее воздуха (либо неподвижное крыло, либо роторный винт). На массовое производство такие конструкции не были поставлены, но на свет появилось несколько пилотируемых и беспилотных прототипов, включая Lockheed Martin P-791 – экспериментальный гибридный дирижабль, разработанный Lockheed Martin.

16. Авиалайнер

Также известный как реактивный лайнер, реактивный пассажирский самолет представляет собой тип самолета, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов по воздуху, который передвигается благодаря реактивным двигателям. Эти двигатели позволяют самолету достигать высоких скоростей и генерировать достаточную тягу для передвижения воздушного судна большой массы. В настоящее время A380 Airbus является крупнейшим в мире реактивным пассажирским лайнером со вместимостью до 853 человек.

17. Ракетоплан

Ракетный самолет – летательный аппарат, который использует ракетный двигатель. Ракетопланы могут достигать гораздо более высоких скоростей, чем реактивные самолеты аналогичных размеров. Как правило, двигатель у них работает в течение не более нескольких минут, после чего самолет планирует. Ракетоплан подходит для полетов на очень большой высоте, а также он способен развивать гораздо большее ускорение и имеет более короткий разбег.

18. Поплавковый гидросамолет

Это тип самолета с неподвижным крылом, способный взлетать с воды и садиться на нее. Плавучесть гидросамолету обеспечивают понтоны или поплавки, которые устанавливаются вместо шасси под фюзеляжем. Поплавковые гидросамолеты широко использовались до Второй мировой войны, но затем их вытеснили вертолеты и самолеты, применяющиеся с авианосцев.

19. Летающая лодка

Другой тип гидросамолета – летающая лодка — представляет собой самолет с фиксированным крылом и корпусом такой формы, которая позволяет ему садиться на воду. Он отличается от поплавкового гидросамолета тем, что в нем используется специально спроектированный фюзеляж, который может плавать. Летающие лодки были очень распространены в первой половине 20-го века. Подобно поплавковым гидросамолетам, впоследствии их перестали использовать после Второй мировой войны.


20. Грузовой самолет

Также известный под другими названиями (например, грузовое воздушное судно, грузовое судно, транспортный самолет или грузовой самолет), грузовой самолет является самолетом с неподвижным крылом, который предназначен или переоборудован для перевозки грузов, а не пассажиров. В данный момент самым большим и самым грузоподъемным в мире является построенный в 1988 году Ан-225.

21. Бомбардировщик

Бомбардировщик – боевой самолет, предназначенный для атаки наземных и морских целей путем сбрасывания бомб, запуска торпед или пуска крылатых ракет “воздух-земля”. Есть два типа бомбардировщиков. Стратегические бомбардировщики в первую очередь предназначены для бомбардировочных миссий дальнего действия — т. е. для атаки стратегических целей, таких как базы снабжения, мосты, заводы, верфи и т.д. Тактические бомбардировщики направлены на противодействие военной деятельности противника и поддержки наступательных операций.

Читайте также:  Кукла-оберег из нитей

22. Космоплан

Космоплан – аэрокосмический аппарат, который используется в атмосфере Земли. Они могут использовать как только ракеты, так и вспомогательные обычные реактивные двигатели. Сегодня есть пять подобных аппаратов, которые успешно использовались: X-15, Space Shuttle, Буран, SpaceShipOne и Boeing X-37.

23. Космический корабль

Космический корабль представляет собой транспортное средство, предназначенное для полетов в космическом пространстве. Космические аппараты используются для различных целей, в том числе для связи, для наблюдения за Землей, метеорологии, навигации, космической колонизации, исследования планет, а также перевозки людей и грузов.

24. Космическая капсула

Космическая капсула представляет собой особый тип космического аппарата, который был использован в большинстве пилотируемых космических программ. Пилотируемая космическая капсула должна иметь все необходимое для повседневной жизни, включая воздух, воду и пищу. Космическая капсула также защищает космонавтов от холода и космической радиации.

25. Дрон

Официально известный как беспилотный летательный аппарат (БПЛА), дрон часто используется для миссий, которые являются слишком “опасными” или попросту невозможными для людей. Изначально они использовались в основном в военных целях, а сегодня их можно встретить буквально повсюду.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

История создания воздушного шара. Первый полёт.

Давняя мечта человека – подняться в небо, впервые осуществилась в конце 18 века. Способствовало этому изобретение братьев Монгольфье.

Первый полёт воздушного шара 5 июня 1783 года.

______________________________________________________________________________________________________
В середине 18 века на юге Франции в городе Анноне, близ Лиона, жила многочисленная семья бумажного фабриканта Пьера Монгольфье. Жозеф был двенадцатым ребёнком. Это был способный наблюдательный и настойчивый мальчик. Ещё в школе заинтересовавшись естественными науками, он затем занимался самостоятельно, уделяя особое внимание химии. Уехав в Париж, слушает там лекции по физики и химии, посещает лаборатории. но вскоре отец вызывает сына домой – ему нужен помощник.

Дома, на бумажной мануфактуре, раскрывается талант Жозефа – изобретателя. Он вносит улучшения в технологический процесс бумагоделательного производства, оборудует новые мастерские. В этот период Жозеф сближается со своим младшим братом Этьенном, принявшим на себя по настоянию отца управление фабрикой. Талантливый архитектор, блестяще окончивший строительную школу в Париже, Этьенн тоже не чужд был изобретательству.

Жозеф-Мишель (1740—1810) и Жак-Этьенн (1745—1799)

Часто беседуя о силах природы, братья обратили своё внимание на энергию ветра. Наблюдали за воздушными потоками, следили за облаками, движущимися по небу под воздействием ветра. Массы воды, из которой состоят облака, подолгу находятся в воздухе и переносятся на большие расстояния. А что если самим сделать искусственное облако, заключить его в оболочку и заставить подняться в небо? Братья увлеклись этой идеей. Они делали шарообразные бумажные оболочки и наполняли их паром. Но пар быстро конденсировался, оболочка намокла и не хотела подниматься вверх.

В 1782 году Монгольфье прочли книгу английского химика Пристли “О различных видах воздуха”. Это привело их к мысли использовать вместо пара – водород. Открытый в 1766 году английским химиком Кэвендишем, этот газ привлёк внимание ещё двух учёных – Блэка и Кавалло. Опыты Тиберия Кавалло по подъёму различных оболочек, наполненных водородом, не получили положительных результатов. Газ легко просачивался сквозь поры бумаги и ткани. Неудачей закончились и попытки братьев Монгольфье.

Решили применить для подъёма обычный дым, который подобно облакам стремится вверх и стелется по небу. Провели испытание с мешком в виде куба, сделанным из материи. Наполненный дымом от горящей бумаги, он быстро поднялся к потолку комнаты.

Размышляя о том, как получить самый лёгкий дым, братья подбирали для сжигания различные вещества. В те годы в моде была теория электричества, его присутствием пытались объяснить все непонятные явления, которым нельзя было дать строгого научного объяснения. Монгольфье решили, что облака плавают по небу потому, что в них разлита “электрическая жидкость”. Считалось, что эта жидкость заставляет облака отталкиваться от земли. Может быть, дым по этой же причине поднимается вверх?

Наконец найдено подходящее топливо, которое при сжигании должно дать дым, с наибольшей подъёмной силой, – смесь шерсти с мокрой соломой. По схоластическим представлениям того времени шерсть представляла животное начало, солома – растительное. Такая комбинация, как считали братья, должна была дать наибольшее количество “электрической жидкости”.

Теперь Монгольфье стали готовиться к более серьёзному опыту. Первый, закончившийся неудачей, – оболочка вспыхнув, устремилась вверх, – подтвердил правильность избранного пути. Второй опыт был проведён весной в 1783 года. В присутствии родных и знакомых воздушный шар диаметром 3,5 метра поднялся на трёхсотметровую высоту.

ПЕРВЫЙ В ИСТОРИИ (5 июня 1783)

Слухи о необычных опытах распространились по городу. Жители судачили, что без нечистой силы здесь не обошлось. Чтобы положить конец толкам и пересудам и получить официальное признание своему изобретению, братья Монгольфье решили провести публичную демонстрацию опыта.

Новая оболочка, сшитая из полотняных клиньев и усиленная для прочности верёвочной сеткой, имела диаметр 11,4 м и объём около 700 кубометров. Чтобы уменьшить газопроницаемость, внутреннюю поверхность её оклеили бумагой. Свисающие верёвки, прикреплённые к поясу, нашитому по экватору шара, помогали удерживать его при наполнении дымом. В нижней части оболочки деревянный обруч диаметром 1,5 м окаймлял отверстие, предназначенное для поступления дыма. Общий вес шара достигал 227 килограмм.

5 июня 1783 года многочисленные зрители увидели подвешенный на высоте трёхэтажного дома огромный мешок, спускавшийся до земли. Внизу, под кольцевым отверстием, была установлена сковорода – на ней развели костёр. Дым стал наполнять оболочку, и она быстро приняла форму шара. Восемь рабочих с трудом удерживали его. Вот по команде отпущены верёвки, и баллон ушёл в небо. Полёт его продолжался около десяти минут. Шар поднялся на высоту около 2000 метров, и пролетев 2,5 км, опустился на землю.

Первая публичная демонстрация в Анноне 5 июня 1783.

Протокол, засвидетельствовавший это событие, был направлен в Париж, в Академию наук. Там было решено создать комиссию для решения вопроса и пригласить братьев Монгольфье повторить их опыт в столице. В конце августа Этьенн Монгольфье в Париже начал строительство воздушного шара. Первый баллон, изготовленный из холста и оклеенный бумагой, намок под дождём и пришёл в негодность. Срочно изготовили новый монгольфьер (так стали называть воздушные шары, наполненные горячим воздухом).

БАРАН, ПЕТУХ И УТКА (Животные на воздушном шаре, 19 сентября 1783 года)

19 сентября 1783 года сотни тысяч зрителей собрались в Версале, чтобы увидеть его полёт. Слегка вытянутый по высоте шар имел объём около 1200 кубометров и весил 400 кг. Для его подъёма был сделан помост с круглым отверстием посредине, под которым разводили огонь. Оболочка удерживалась над помостом на канатах, крепившихся к четырём высоким мачтам. Под воздушным шаром была подвешена клетка, в ней находились баран, петух и утка, здесь же был установлен барометр.

Поднявшись на высоту около 500 метров, шар через 8 минут опустился на землю, пролетев менее 4 километров. Животные прекрасно перенесли полёт.

Первые живые существа на монгольфье, 19 сентября 1783 года.

ПЕРВЫЕ ЛЮДИ (21 ноября 1783 года)

21 ноября 1783 года в западном пригороде Парижа из сада замка де ла Мюэт, состоялся первый полёт человека на воздушном шаре, построенном братьями Монгольфье. На затейливо разрисованном воздушном шаре, диаметр которого был 14 м, поднялись два отважных француза Пилатр-де-Розье и маркиз д’Арланд. Первые воздухоплаватели достигли высоты около 1 км и пролетели 9 км за 25 минут, а затем благополучно приземлились в открытой местности на холме Бют-о-Кай.

Первый полет человека на воздушном шаре, 21 ноября 1783 года.

Так началась история воздухоплавания. Братья Монгольфье первыми сумели применить на практике подъёмную силу тёплого воздуха и создать лёгкую и прочную газонепроницаемую оболочку.

Сравнение сверхлегких летательных аппаратов.

Что это за летательный аппарат? Какие у него особенности? Трудно ли летать? Насколько это безопасно? Эти и многие другие вопросы обычно возникают перед тем, кто хочет выбрать для себя сверхлегкий летательный аппарат (СЛА). Выбор СЛА дело далеко не простое, и мало кто сможет вам в этом помочь. Дело в том, что у каждого типа летательного аппарата есть свои ярые поклонники, не признающие никакие доводы и твердо уверенные, что их летательный аппарат лучший, многие даже готовы начать «священную войну» против «неверных», поэтому многие форумы становятся полями сражений для приверженцев разных аппаратов. К сожалению, это ни в коей мере не поможет непосвященному человеку, мечтающему подняться в небо.
Будем надеяться, что эта статья поможет сделать правильный выбор и еще больше полюбить небо, летать и получать удовольствие от полетов.
Мы не будем говорить: «этот аппарат просто отличный выбор, а к этому и близко нельзя подходить». Каждый сделает выводы сам для себя.
Сравнение проведем в виде обзора каждого летательного аппарата с приведением основных технических характеристик.

Мотопараплан (англ. Powered Paragl />спиной пилота. СУ может быть как на базе бензинового двигателя, так и электрического (реже). Взлет происходит с ног. Следует различать такие понятия как мотопараплан и парамотор. Парамотор – это силовая установка, включающая небольшой двигатель с воздушным винтом, используемая для полётов на параплане. Крепится либо на подвеске (кресло пилота) – получаем мотопараплан, либо на тележке – в этом случае получаем паралет. Несомненным превосходством мотопараплана перед всеми остальными летательными аппаратами – малый вес и размер конструкции, позволяющий перевозить мотопараплан в багажнике легкового автомобиля или даже в общественном транспорте. Также плюсом является низкая стоимость, пожалуй, самая низкая из ЛА с мотором.

Характеристики:

  • скорость: наиболее распространенный диапазон скоростей от 25 до 50 км/ч, некоторые парапланы летают быстрее. Увеличить верхнюю границу скорости позволяет использование триммера. Также существуют специальные рефлексные крылья, которые позволяют летать быстрее и имеют более широкий диапазон скоростей.
  • управление: управление осуществляется клевантами (ручное управление) и РУДом (Ручка Управления Двигателем). Точность управления самая высокая из всех летательных аппаратов.
  • взлетно-посадочная полоса: для взлета паралета не требуется специально подготовленных площадок. Достаточно скошенного поля размером 100 на 200 метров для взлета и свободного пространства для набора высоты (еще порядка 200 метров).
  • безопасность: Средняя, благодаря низким скоростям, но требует высокой концентрации и хороших навыков пилота. В связи с тем, что парапланерное крыло подвержено складыванию, необходимо тщательно выбирать погоду и ветер. Наиболее благоприятное и безопасное время для полетов – утро и вечер. Необходимо пройти полный курс обучение. 30% всех несчастных случаев приходится именно на период обучения и первые 10 часов полетов. Еще 20% во время экстремальных маневров и самые серьезные травмы во время запуска двигателя или во время разбега при физическом контакте с вращающимися лопастями. В случае мотопараплана также очень распространены травмы ног и позвоночника во время старта или жесткой посадки.
  • транспортировка: мотопараплан является, безусловно, наиболее легкотранспортируемыми летательными аппаратами. Крыло можно уложить в рюкзак среднего размера, а двигатель с ограждением в специальный чехол. В случае паралета, используют небольшой автомобильный прицеп.
  • обучение: Пожалуй, один из самых требовательных к обучению сверхлегких летательных аппаратов, ведь парапланерное крыло требует определенной техники управления. Нужно уметь учитывать многие факторы, а навыки довести до совершенства, прежде чем вы сможете считать себя пилотом. Нужно не менее 3 дней до совершения своего первого полета, и еще 8 для получения необходимых навыков для осуществления самостоятельных вылетов.

–>

Аэрошют (англ. Powered Parachute, PPC) – летательный аппарат очень похожий на паралет. Из английского названия видно, что аэрошют – это парашют с мотором. Отсюда и основное отличие – форма крыла, если параплан – это крыло элептической формы, то у аэрошюта оно прямоугольное и напоминает парашют. Благодаря такой форме и конструктивным особенностям, аэрошютное крыло имеет большую устойчивость в неспокойном воздухе. Во многих источниках указано, что между аэрошютом и паралетом нет чет кой границы и по сути это один и тот же летательный аппарат и разница только в ширине подцепов крыла. На самом деле отличий гораздо больше и сравнить их можно так же, как скажем мопед и тяжелый мотоцикл. Да, оба перевозят людей, оба имеют 2 колеса, руль и двигатель, но это разные транспортные средства. Аналогичная ситуация и у паралета с аэрошютом – в обоих случаях имеется одинаковый набор модулей (тележка и крыло), но аэрошют больше и как следствие расположение пилота и пассажира более комфортное, классическое аэрошютное крыло имеет прямоугольную форму (нужно отметить, что встречаются и элептические аэрошютные крылья, но такого распространения как прямоугольные они не получили), аэрошют способен поднимать больший полезный вес. И главное отличие аэрошюта от паралета: конструкция аэрошюта обеспечивает пилоту и его пассажиру большую пассивную безопасность. Конструкция рамы гарантирует безопасность, в случае возникновения нештатных ситуаций, при старте и во время приземления, крыло гарантирует комфортный и безопасный полет.

Характеристики:

  • cкорость: 40-60 км/ч Скорость, относительно, постоянная величина и мало зависит от того полный газ, половина или двигатель выключен.
  • управление: Управление осуществляется клевантами, но в отличии от паралета, пилот управляет ногами, а не руками (ножное управление) и РУДом. По сравнению с парапланом, может показаться, что аэрошютное крыло медленно реагирует на управление (более вялое). Однако с появлением гибридных крыльев ситуация кардинально изменилась. Крыло стало более отзывчивое, время реакции на воздействие сократилось, а точность управления повысилась. Благодаря ножному управлению, руки пилота свободны во время полета, что позволяет проводить видео или фотосъемку, или даже охотится.
  • взлетно-посадочная полоса: для взлета аэрошюта не требуется специально подготовленных площадок. Достаточно скошенного поля размером 100 на 300 метров для взлета и свободного пространства для набора высоты (еще порядка 200 метров).
  • безопасность: Низкая скорость, легкое управление и крыло, прощающее ошибки пилота и устойчивое к турбулентности, делают этот летательный аппарат одним из самых безопасных. Неприятности конечно случаются и с аэрошютами, но всегда по вине самого пилота и происходят в момент взлета или посадки. Наиболее распространенные из них – столкновением с препятствием во время разбега перед взлетом. О надежности и безопасности аэрошюта говорит видео, когда из-за грубого нарушения правил, аэрошют на полном газу улетел один без своего пилота и пролетел 120 км, такое под силу разве что воздушному шару. Как еще одно подтверждение безопасности полетов на аэрошюте, является то, что на него не устанавливают спассистему (она просто не нужна).
  • транспортировка: Аэрошют перевозят на автомобильных прицепах. Самый распространенный вариант – использование самого простого лодочного прицепа, с закрепленными на нем площадками под переднее и задние колеса.
  • обучение: аэрошют – самый простой для освоения летательный аппарат, но несомненно учиться летать нужно. Это позволит избежать многих неприятных моментов и получать только удовольствие от полетов. Для первоначального освоения и первого самостоятельного взлета необходимо всего несколько часов. Общее время обучения в районе 2-3 дней (это распространенная практика, в т.ч. и в США). Этого времени достаточно для получения основных навыков для осуществления безопасных, уверенных и приятных полетов.
Читайте также:  Как сшить плюшевую игрушку своими руками

Мотодельтаплан (англ. Powered Hang Gl >

Характеристики:

  • скорость: 40 – 90 км/ч. Пилот может регулировать скорость в широком диапазоне, значительно больше, чем у мягких крыльев. Практически можно регулировать скорость на 100% от самой медленной, отодвинув трапецию от себя, до максимальной, потянув трапецию на себя.
  • управление: хорошее, зависит от выбранного крыла.
  • взлетно-посадочная полоса: длина полосы должна быть от 100 до 200 метров для разбега и свободное пространство для набора высоты (еще порядка 200 метров).
  • безопасность: взлет и посадка осуществляется на ноги, что увеличивает риск травм ног. Также дельтаплан имеет ряд опасных режимов, таких как сваливание дельтаплана, неуправляемое пикирование (встречалось на ранних дельтапланах), кувырок, боковая неустойчивость, приводящая к «голландскому шагу».
  • транспортировка: Крыло можно разобрать и перевозить на крыше автомобиля в специальном чехле, подвеску с мотором в багажнике обычного минивэна . Время сборки в основном зависит от крыла, так как подвеска с мотором обычно перевозится в собранном виде. В среднем это занимает до 45 минут.
  • обучение: 25 полетов на обычном дельтаплане, в том числе как минимум один полет в тандеме. Многие пилоты настоятельно рекомендуют пройти обучение полетам на дельтаплане, прежде чем переходить к полетам на мотодельтаплане.

Дельталет (англ. Powered Hang Gl /> по типу дельтаплана, и балансирным управлением. В отличие от мотодельтаплана, у дельталета силовая установка крепиться к тележке. Тележка может иметь колесное шасси, поплавковое или лыжное. Дельталеты получили широкое распространение в сельском хозяйстве на хим. работах благодаря возможности поднимать большой полезный вес.

Характеристики:

Автожир (англ. Autogyro от испанского Autogiro) также известный как гироплан, гирокоптер, ротоплан (англ. gyroplane, gyrocopter, rotaplane) – винтокрылый летательный аппарат. Как и вертолёты, автожиры обладают несущим винтом для создания подъёмной силы, однако винт автожира вращается под действием аэродинамических сил (набегающим потоком воздуха) в режиме авторотации и выполняет функции крыла. Также автожир имеет второй винт тянущий или толкающий (чаще), для создания горизонтальной скорости.

Характеристики:

  • скорость: автожир имеет широкий диапазон скоростей: как правило это от 15 до 150 км/час, в зависимости от модели, загрузки и мощности двигателя.
  • управление: автожиры очень отзывчивые на управление, по маневренности они находятся между самолетами и вертолетами, немного уступая вертолетом и превосходя самолеты.
  • взлетно-посадочная полоса: площадка 30 на 120 метров. Некоторые автожиры способны к прыжковому взлету, но большинство автожиров не могут взлетать вертикально, поэтому им требуется короткий разбег для взлёта 10—50 м (с системой предварительной раскрутки ротора). Предварительная раскрутка значительно сокращает длину разбега автожира, а при встречном ветре взлет происходит почти вертикально. Практически все автожиры способны к посадке без пробега или с пробегом всего несколько метров.
  • безопасность: безопасность автожиров – одна из популярнейших тем для споров. Безопасность: безопасность автожиров – одна из популярнейших тем для споров. С одной стороны автожиры не подвержены штопору, способны совершать мягкую посадку с неработающим двигателем на авторотации, менее чувствительны к термическим потокам и турбулентности (по сравнению с дельтапланом и парапланом). Но с другой стороны, у автожира есть несколько специфичных опасных режимов полета, такие как: разгрузка ротора, приводящая к силовому кувырку, мертвая зона авторотации, результатом которых может стать падение. Кроме того опасны полеты на автожире в условиях обледенения, т.к. при обледенении ротора он быстро выходит из режима авторотации, что также приводит к падению.
  • транспортировка: легко перевозится на прицепе
  • обучение: не менее 15 вылетов. Но для того чтобы безопасно летать необходимо хорошо изучить теоретическую часть и знать обо всех особенностях данного летательного аппарат, описанные выше.

Воздушный шар (англ. Hot air balloon) или Монгольфьер (фр. Montgolfiere) — аэростат с оболочкой, наполненной горячим воздухом. Название получил по фамилии изобретателей братьев Монгольфье. Воздушный шар, как летательный аппарат, состоит из оболочки и корзины (иногда называют гондолой). В корзине размещаются газовые баллоны. Нагрев воздуха осуществляется газовой горелкой.

Характеристики:

  • скорость: 0 км/ч, Воздушный шар дрейфует с ветром.
  • управление: для управления воздушным шаром у пилота есть только два главных прибора – горелка и клапан. При нагреве воздуха шар поднимается вверх, а при открытии клапана спускается. Таким образом высота воздушного шара регулируется изменением температуры воздуха внутри купола. На разных высотах направление ветра меняется, поэтому меняя высоту, пилот может менять направление движения воздушного шара. Особенностью воздушных шаров является то, что пилот никогда точно не знает где он приземлится, и как правило, не может вернуться в точку старта. Поэтому воздушный шар нуждается в машине сопровождения.
  • взлетно-посадочная полоса: Для подготовки к полету воздушного шара нужна небольшая площадка, достаточная для того чтобы разложить шар и приготовиться к его наполнению воздухом. Но это только в полный штиль, при ветре необходимо учитывать то, что ветер будет сносить воздушный шар в сторону и нужно свободное пространство для того чтобы шар смог безопасно набрать высоту и не врезаться в препятствия – деревья, дома, столбы и т.д.
  • безопасность: Если держаться достаточно далеко от линий электропередач и других препятствий, то остается не много причин, что бы что-то пошло не так. Конечно, перед полетом необходимо узнать метеорологическую информацию. Для полета на воздушном шаре самыми главными являются три метеорологических параметра:
    • облачность – чтобы не было бури или кучевых облаков,
    • видимость – не менее 5 км,
    • скорость ветра – не более 5 м/сек.
  • транспортировка: удобно перевозить на небольшом автомобильном прицепе.
  • обучение: как и для пилотирования любого летательного аппарата, необходимо пройти обучение пилотированию воздушного шара и получить необходимые навыки.

FrequentFlyers.ru

Ликбез, Личный опыт, Обзоры, Репортажи

Как все устроено: пассажирский воздушный шар

26/03/2018

С воздушных шаров когда-то начиналась гражданская авиация: до самолетов и вертолетов было как до Луны пешком, а на шарах люди начали летать еще в 18-ом веке. Сегодня мы расскажем, как это происходит в 21-ом: я отправился в Каппадокию — регион в центральной Турции — где массовые перелеты выполняются практически каждый день; шаров в воздухе — несколько десятков одновременно, а пассажиров, соответственно, несколько сотен.

Немного физики. Как летает воздушный шар

Современный пассажирский воздушный шар правильно называть тепловым аэростатом, или монгольфьером — по фамилии братьев Монгольфье, которые в 1783 году совершили первый полет на воздушном судне этого типа. В рамках импортозамещения популярна стала история о том, что на самом деле первый тепловой аэростат построил за полвека до этого русский изобретатель Крякутной, но это всего лишь мистификация, созданная уже после полета французов и распиаренная в советские времена.

Принцип полета теплового аэростата очень прост: внутри его оболочки находится воздух, температура которого выше, чем температура окружающего воздуха. Поскольку плотность теплого воздуха ниже, он по закону Архимеда стремится вверх под действием выталкивающей силы. При этом сама оболочка и полезная нагрузка притягиваются к Земле (оболочка размерами примерно 25х15 м с корзиной и всем оборудованием весит 400-500 кг, плюс пассажиры: в нашей корзине было человек двадцать). Равенство этих сил позволяет аэростату «зависать» в воздухе на определенной высоте.

Как управляют воздушным шаром

Главный орган управления тепловым аэростатом — это газовая горелка, расположенная под оболочкой и направленная вверх. В ней горит смесь пропана и бутана, которую берут на борт в баллонах, похожих на те, что стоят у многих дачников на кухне. При помощи огня нагревается воздух в оболочке; температура растет, шар поднимается. В зависимости от объема оболочки (2-5 тыс. куб. метров воздуха), полезной загрузки и температуры окружающего воздуха температура внутри составляет 50-130 градусов Цельсия. Воздух в оболочке постоянно остывает и шар начинает снижаться, поэтому нужно периодически «поддавать жару» для сохранения постоянной высоты. В общем, все просто: больше огня — поднимаемся, меньше огня — сохраняем высоту, мало-мало-мало-мало-мало огня — снижаемся.

Впрочем, чтобы снизиться, можно не ждать, пока воздух остынет: в верхней части оболочки имеется клапан, открываемый и закрываемый веревками. Если его открыть, часть теплого воздуха выйдет наружу и шар полетит вниз.

С собой берут как минимум два баллона газа (один основной, другой запасной) —этого хватает примерно на один час полета, вариометр для измерения вертикальной скорости и рацию для связи с пилотами других шаров и автомобилей сопровождения (о них чуть ниже). И, самое главное, никаких мешком с песком нет. Они используются в качестве балласта на газовых шарах (с гелием и другими подобными газами внутри), а тепловому аэростату не нужны.

Верхний клапан открыт, шар сдувается. Обратите внимание на номер. В Турции шары имеют регистрацию вида TC-Bxx, например, ТС-BUM. В России они регистрируются в реестре авиации общего назначения и имеют номера RA-xxxxG. Каждый шар имеет сертификат летной годности, все как положено.

Куда летит воздушный шар?

Управлять мы можем только вертикальной скоростью аэростата. Горизонтально же он летит туда, куда его несет ветер. Именно поэтому как полноценное транспортное средство воздушный шар непригоден: это все-таки прогулочное воздушное судно. Несмотря на это, полеты на шарах зарегулированы авиационными властями не меньше, чем на самолетах. Каждый шар имеет регистрацию в реестре воздушных судов и соответствующий номер на борту, а пилоты (их два) — лицензию. Полеты выполняются по правилам визуальных полетов, то есть, при хорошей видимости, обязательным условием является также отсутствие сильного ветра. Проблема еще и в том, что летать можно только рано утром на рассвете или, наоборот, на закате: днем восходящие воздушные потоки от нагретой солнцем земной поверхности делают полеты небезопасными (да и утром потоки вверх и вниз есть, просто не такие сильные). Так что можно запросто столкнуться с ситуацией, когда вы приехали, но никуда не полетели — планируйте на всякий случай сразу несколько дней!

У каждого аэростата есть свой автомобиль сопровождения: джип с прицепом-платформой размером с корзину. Джип — потому, что сядет шар, скорее всего, не на дорогу. Высший пилотаж — это посадка прямо на платформу; гораздо круче, чем сажать истребитель на авианосец.

Если шары сталкиваются друг с другом в воздухе, то… ничего не происходит, они просто отталкиваются друг от друга и летят дальше. Вообще же столкнуться шарам довольно сложно: ведь ветер несет их в одну и ту же сторону.

Как проходит полет на воздушном шаре

Сначала вас привозят к вашему воздушному шару. В этот момент он еще лежит на земле, корзина на боку, а при помощи мощного вентилятора оболочку наполняют воздухом, одновременно нагревая его горелкой. В какой-то момент обмякший шар становится упругим и взмывает ввысь. Корзину переворачивают, пассажиры садятся в нее, перелезая через борт. Внутри есть двухточечные ремни, которыми, впрочем, мало кто пользуется, а также веревки, за которые нужно будет держаться при посадке. Предполетный инструктаж, собственно, и заключается в том, что при посадке нужно обязательно присесть и держаться за веревки, поскольку велика вероятность опрокидывания корзины: это позволит избежать травм.

Подготовка к полету

Пилот дает еще огня, и… шар плавно взмывает вверх и в сторону. По ощущениям это похоже на катание на колесе обозрения, только гораздо выше. И при этом никакого шума или вибрации, так что не страшно даже матерым аэрофобам. И даже тем, кто боится высоты (а шар поднимается до 1500 м при средней высоте полета около 500), не страшно: из-за высокого (около 1,5 метров) борта корзины вывалиться из нее невозможно, а стоячая поза провоцирует на то, чтобы смотреть не вниз, а в стороны. Красота неописуемая! Самый настоящий Татуин! Турецкие пилоты стараются лететь так, чтобы пройти поближе к скалам, «дымоходам» и дать возможность их рассмотреть, спускаются почти до крыш домов старинных деревушек — разумеется, все можно фотографировать и снимать на видео, главное — не выронить камеру.

Высота полета достигает 1500 м

Ветра на высоте, кстати, нет — вернее, он не ощущается, ведь вы летите вместе с этим самым ветром!

Как полетать на воздушном шаре

Каппадокия, как вы уже поняли — место, где полеты на воздушных шарах являются развитым и массовым видом отдыха. Вам нужно будет добраться до города Ургюп, что в 70 км от Кайсери, где находится ближайший гражданский аэропорт (ASR). До Кайсери выполняется несколько ежедневных рейсов из Стамбула (IST и SAW) местными авиакомпаниями: Turkish Airlines, Anadolujet, Pegasus Airlines и пр. Лететь около полутора часов. До самого Стамбула, ясное дело, летает множество различных авиакомпаний — от «Аэрофлота» и Turkish Airlines до Onur Air и «Победы». Покупка двух раздельных билетов до Стамбула и до Кайсери может помочь вам неплохо сэкономить (а заодно и провести пару дней в Стамбуле).

Низкий проход над горой – одна из фигур пилотажа на воздушных шарах

Самих авиакомпаний с воздушными шарами в Ургюпе более десятка; приобрести полет можно и через их российских партнеров, просто набрав в Google соответствующий запрос — удобно, если вы не знаете турецкого и хотите все запланировать заранее, а можно и непосредственно в отеле в Ургюпе, но тут все уже зависит от отеля. Ориентируйтесь на то, что стоимость часового полета составляет 13000 рублей с человека, включая трансфер из вашего отеля и обратно и скромный завтрак в непросредственной близости от точки старта (чай-кофе-булочки).

Видео (предполетный инструктаж, проход на малой высоте, посадка на авианосец, уборка шара):

Ссылка на основную публикацию