Ремонт и восстановление старых колонок

Ремонт динамика – пособие в картинках

На сегодня, количество любителей хорошего звука, которые просто выкидывают захрипевший динамик не уменьшается! При этом затраты на аналог могут составить ощутимую сумму. Думаю что нижеизложенное поможет починить динамик любому, кто имеет руки, которые растут из нужного места.

Имеется в наличие – чудо дизайнерской мысли, когда то бывшее колонкой S-30 (10АС-222), теперь выполняющее функции одного из автосабов. Пациент через неделю, после мутирования стал проявлять признаки заболевания – издавал посторонние призвуки при отрабатывании басовых партий, чуть похрипывал. Было принято решение провести вскрытие.

После вскрытия на божий свет из тела пациента был извлечён больной орган – НЧ динамик 25ГДН-1-4 86 года выпуска. Орган явно нуждался в операции – при аккуратном нажатии на диффузор раздавался посторонний призвук (очень похожий на тихий щелчок), а при прозвонке различными тонами (вырабатываемых программой nchtoner) раздавалось явно слышное пошкрябывание-потрескивание при большом ходе диффузора и при подавании сверхнизких (5-15Гц) частот. Было принято решение трепанировать данный орган

Сначала у пациента были отпаяны гибкие подводящие провода (со стороны контактных площадок)

Затем растворителем (646 или любой другой, способный растворить клей, типа “Момент”) при помощи шприца с иглой было смочено место склейки пылезащитного колпачка и диффузора (по периметру).

. место приклеивания центрирующей шайбы к диффузору (по периметру).

. и место приклеивания самого диффузора к корзине диффузородержателя (опять же по периметру)

В таком состоянии динамик был оставлен на минут 15 с периодическим повторением предыдущих трёх пунктов (по мере впитывания/испарения растворителя)

Внимание! При работе с растворителем следует соблюдать меры безопасности – не допускать попадания на кожу (работать в резиновых перчатках!) и слизистые оболочки! Не есть и не курить! Работать в хорошо проветриваемом помещении!

При смачивании – пользоваться небольшим количеством растворителя, избегая попадания его на место приклеивания катушки и центрирующей шайбы!

В зависимости от типа растворителя и температуры воздуха, через 10-15 минут сказанных выше операций с помощью острого предмета можно аккуратно поддеть пылезащитный колпачок и снять его. Колпачок должен либо отойти очень легко, либо оказать очень слабое сопротивление. Если нужно прилагать значительное усилие – повторите операции со смачиванием его краёв растворителем и ожиданием!

После отклеивания колпачка – аккуратно выливаем остатки растворителя из углубления около оправки катушки (путём переворачивания пациента).

К этому времени успевает отклеится центрирующая шайба. Аккуратно, не прилагая усилий, отделяем её от корзины диффузородержателя. при необходимости – повторно смачиваем место склейки растворителем.

Смачиваем место приклейки диффузора к диффузородержателю. Ждём. Смачиваем снова и опять ждём. Минут через 10 можно попробовать отклеить диффузор. В идеале он без усилий должен отделится от диффузородержателя (вместе с катушкой и центрирующей шайбой). Но иногда требуется ему немного помочь (главное – аккуратность! Нельзя повреждать резиновый подвес. )

Очищаем места склейки от старого клея и просушиваем разобранный динамик. Осматриваем разобранного пациента на предмет нахождения неисправности. Смотрим на катушку. При отсутствии на ней потёртости и отклеившихся витков – оставляем её в покое. При отклеивании виточка – приклеиваем его обратно тонким слоем клея БФ-2.

Внимательно осматриваем место крепления подводящих проводков к диффузору. Так и есть – у пациента наиболее часто встречающаяся у старых динамиков имеющих большой ход диффузора неисправность. Подводящий проводок в месте крепления перетёрся/переломился. О каком контакте может идти речь, когда всё висит на пропущенной в центр проводка нитке!

Аккуратно отгибаем медные “усики”.

. и отпаиваем подводящий проводок.

Повторяем операцию для второго проводка (даже если он ещё жив – болезнь легче предупредить!)

Обрезаем подводящие проводки по месту излома.

. и облуживаем получившиеся кончики (само собой – сначала используем канифоль). Тут необходима аккуратность! Используйте малое количество лёгкоплавкого припоя – припой впитывается в проводок, как в губку!

Аккуратно припаиваем проводок на место, загибаем медные “усики” и проклеиваем клеем (Момент, БФ-2) место прилегания проводка к диффузору. Запоминаем – паять проводок к крепёжным “усикам” – нельзя! Иначе как проводки можно будет поменять снова лет через десять?

Собираем динамик. Ставим диффузор со всем “хозяйством” в диффузородержатель, ориентируя проводки к местам их крепления. Затем проверяем правильность полярности – при подсоединении 1,5В пальчиковой батарейки к выводам, при подключении “+” батарейки к “+” динамика – диффузор будет “выпрыгивать” из корзины. Ставим диффузор так, что бы его “+” подводящий проводок был у обозначения “+” на корзине динамика.

Припаиваем подводящие проводки к контактным площадкам. Обращаем внимание, что длинна проводков уменьшилась почти на полсантиметра. Поэтому паяем их не как было на заводе – к отверстию в пластине, а с минимальным запасом, для сохранения длины.

Центрируем диффузор в его корзине с помощью фотоплёнки (или плотной бумаги), которую помещаем в зазор между керном и катушкой. Главное правило – помещаем центрировку равномерно по периметру, для соблюдения одинакового зазора. Количество (или толщина) центрировки должна быть такой, что бы при небольшом высовывании диффузора наружу он свободно держался на ней и не проваливался внутрь. Для динамика 25ГДН-1-4 для этого достаточно 4-ёх кусочков фотоплёнки, помещаемых попарно друг перед другом. Длинна фотоплёнки должна быть такой, что бы она не мешала, если положить динамик на диффузор. Для чего – читайте ниже. Приклеиваем диффузор. Пользуемся показанием к используемому клею (рекомендую “Момент”, главный критерий выбора, что бы клей в дальнейшем можно было растворить растворителем). Я обычно высовываю диффузор на 1-1,5 см вверх, что бы центрирующая шайба не касалась корзины диффузородержателя, затем кисточкой наношу на неё и корзину тонкий слой клея, выжидаю и плотно всовываю диффузор внутрь, дополнительно прижимаю шайбу к корзине по периметру с помощью пальцев. После чего приклеиваю диффузор (в вдвинутом состоянии, не допуская перекоса).

Оставляем динамик в перевёрнутом виде на несколько часов под грузом (вот по этому наша фотоплёнка и не должна выступать за плоскость диффузора!).

После чего проверяем динамик на верность сборки. Достаём центрировку и аккуратно проверяем пальцами ход диффузора. Он должен ходить легко, не издавая призвуков (касанья катушки и керна быть не должно!). Подсоединяем динамик к усилителю и подаём на него низкочастотные тона небольшой громкости. Посторонние призвуки должны отсутствовать. При неправильном приклеивании (допущен перекос и т.д.) -динамик нужно расклеить (смотри выше) и собрать заново, соблюдая аккуратность! При качественной сборке мы в 99% получим полностью рабочий динамик.

Промазываем клеем кромку пылезащитного колпачка, выжидаем и аккуратно приклеиваем его к диффузору. Тут необходима аккуратность и точность – криво наклеенный колпачок не влияет на качество звука, зато очень портит внешний вид динамика. при приклеивании нельзя нажимать на центр колпачка. Он от этого может прогнуться и придётся его отклеивать, выпрямлять, промазывать изнутри тонким слоем эпоксидки для прочности и приклеивать обратно.

Выжидаем, пока полностью произойдёт склейка всех частей (около суток) и ставим готовый динамик на его место. Наслаждаемся звуком, который ничем не хуже, чем у нового заводского аналогичного динамика.

Вот и всё, теперь вы видите, что починить динамик – лёгкое дело. Главное – неторопливость и аккуратность! Так за час не спеша можно починить практически любой НЧ или СЧ динамик отечественного или импортного производства (для расклейки импортных динамиков зачастую требуется более мощный растворитель, например ацетон или толуол, аккуратно – они ядовиты. ) имеющий аналогичный дефект.

Да, после операции у бывшего больного открылось второе дыхание и весёлые жёлтые сабы продолжают делать свой нелёгкий басовый труд:

Ремонт динамика

Любая система воспроизведения звука состоит из электронной и механической части. Электронная часть это усилитель, а механическая – громкоговорители, которые являются основой акустической системы. Они нередко выходят из строя, поэтому ремонт динамиков своими руками избавит владельца акустики от серьёзных расходов. Качественные системы стоят дорого, а отремонтировать их в специализированных мастерских не всегда удаётся. Чтобы разобраться, как восстановить динамик своими руками нужно знать его конструкцию.

Ремонт автомобильных динамиков

Звуковые системы автомобилей состоят из двух или трёхполосных систем коаксиального типа и сабвуфера. Коаксиальный прибор имеет овальную или круглую форму. Его конструктивной особенностью является установка высокочастотной головки или «пищалки» на специальной пластине над диффузором широкополосной акустики. Система занимает мало места, а высокочастотная головка не мешает распространению звуковых волн. Автомобильная акустика подвержена множеству негативных воздействий. Наличие пыли и постоянной вибрации являются причиной отказа автомобильных систем воспроизведения звука.

Некоторые модели коаксиальных автомобильных колонок состоят из трёх динамиков. Два из которых – высокочастотный и среднечастотный, установлены над низкочастотным динамиком. Чаще всего неисправность возникает в широкополосной головке. Восстановить динамики находящиеся в машине можно. Для этого потребуется несложный инструмент и некоторые навыки. При ремонте овальных динамиков своими руками сначала нужно снять высокочастотный узел.

Для этого необходимо вывернуть центральный винт, находящийся на заднем фланце динамика.

Читайте также:  Как сделать из остатков подоконника полезный органайзер для инструментов

Головка винта обычно заклеена.

Нужно удалить этикетку, тогда будет доступна головка винта.

После того как модуль будет снят нужно аккуратно отпаять подходящие к нему провода. Теперь можно заняться широкополосной головкой. Резиновый подвес диффузора прижимается пластмассовой накладкой. Её нужно поддеть плоской отвёрткой или лезвием ножа и снять с диффузородержателя. Затем отделить резиновый подвес диффузора. Он приклеивается эластичным клеем типа резинового, поэтому подцепить край можно отвёрткой, а затем осторожно отклеивать его руками. Когда край диффузора будет полностью отделён от металлического основания, снимается центрирующая шайба. Сначала от контактной пластины следует отпаять проводки звуковой катушки. Затем очень осторожно отклеить центрирующую шайбу. Её очень легко повредить, поэтому работу лучше выполнять плоской и тонкой отвёрткой.

Когда динамик полностью разобран, можно приступать к поиску дефекта. Неисправность акустической системы определяется на слух в процессе эксплуатации. Звук в колонке становится искажённым, появляются хрипы и треск, особенно на больших уровнях громкости. Иногда полностью пропадают высокие частоты, и звук становится глухим и неразборчивым. В основном ремонт авто динамика своими руками сводится к очистке магнитного зазора широкополосной головки от посторонних включений. Чаще всего в зазор постоянного магнита попадает грязь или пыль.

Для удаления мусора можно воспользоваться пылесосом. Сложнее удалять из зазора металлические частицы. Магнит динамика сильный и пылесос здесь не поможет. При удалении магнитных частиц поможет обычный скотч. Небольшие его полоски вводятся в зазор при помощи тонкой пластинки из текстолита или другого немагнитного материала. Затем они извлекаются вместе с прилипшими частичками.

Эту операцию следует повторить несколько раз. Посмотреть качество работы можно с помощью мощной лампы и лупы. Собирается узел в обратном порядке. Старый клей лучше не удалять, так как это позволит точно установит диффузор. Все склейки можно выполнять обычным клеем «Момент». После установки диффузора нужно рукой проверить насколько хорошо перемещается звуковая катушка в зазоре магнита. Не должно быть никаких механически зацеплений. Катушка должна двигаться без усилий и шорохов. Восстановление и ремонт динамика автомобиля не требует особых знаний, поэтому ремонтировать динамики своими руками сможет каждый.

Как восстановить динамики

Восстановление динамика своими руками во многом зависит от его конструкции и характера неисправности. При эксплуатации акустической системы в головках могут возникнуть следующие дефекты:

  • Электрический пробой катушки
  • Возникновение короткозамкнутых витков
  • Повреждение обмотки
  • Разрыв диффузора
  • Попадание грязи в зазор магнитной системы

Если звук в колонке отсутствует нужно проверить целостность обмотки звуковой катушки с помощью тестера. Сопротивление у звуковых катушек небольшое и тестером можно только убедиться, что обрыва нет. Наличие короткозамкнутых витков в катушке 4 или 8 Ом потребует специальных измерительных приборов. После снятия диффузора и центрирующей шайбы сгоревшую катушку видно сразу.

Если эмалевая изоляция провода сильно потемнела, это говорит о том, что в центре катушки могут быть короткозамкнутые витки и её придётся перематывать. Бывают случаи, когда от сильной вибрации звуковой катушки часть витков отклеивается и колечком спадает с катушки. В этом случае их можно аккуратно вернуть на место с помощью пинцета, а затем проклеить. Ремонт автомобильных динамиков своими руками связан не только с коаксиальными, но и с компонентными устройствами. Такие акустически системы состоят из трёх динамиков и кроссовера. Кроссовер или блок LC-фильтров осуществляет разделение звукового диапазона на три полосы частот, каждая из которой подаётся на свой динамик. Ремонт компонентного динамика не имеет существенных отличий от ремонта других моделей.

Восстановление динамика

Частым дефектом является разрыв диффузора. Ремонт порванного динамика своими руками заключается в его восстановлении. Бывают разные причины повреждения диффузора:

  • Износ из-за продолжительной работы
  • Механические повреждения
  • Отделение звуковой катушки

В результате износа диффузора или воздействия влаги на нём могут появиться разрывы. Это приводит к тому, что звук в акустических системах начинает искажаться. В этом случае ремонт акустического динамика возможен постановкой заплаты на повреждённое место. Несмотря на плотность диффузора для его реставрации нужно использовать мягкую бумагу типа газетной. Офисная бумага формата А4 для этой цели не подойдёт. Для проклейки заплаты используется эластичный клей. Это может быть ПВА или ему подобный. Клеем промазывается обратная сторона диффузора в месте разрыва. Затем небольшой прямоугольник мягкой бумаги промазывается клеем и накладывается на разрыв с обратной стороны. Бумагу нужно аккуратно приглаживать, используя круглый и гладкий предмет.

Если разрыв большой, то полоски бумаги наклеивают так, чтобы они перекрывали друг друга и заходили на неповреждённый сегмент диффузора. После выравнивания и разглаживания накладывается второй слой бумажных полосок. С внешней стороны место трещины промазывается клеем. Излишков клея быть не должно, поэтому диффузор протирается мягкой тряпкой. Готовая конструкция должна просыхать не менее суток. После полного высыхания проверяется качество заклеивания и свободное перемещение диффузора. Если место склейки получилось тоньше чем остальной материал, то процедуру проклейки нужно повторить. Разная толщина приведёт к тому, что в этом месте снова образуется надрыв. Последняя проверка качества заключается в подаче на динамик музыкального фрагмента с выхода усилителя. Лучше всего прослушать отрывок из симфонического произведения, так как там присутствует почти весь частотный диапазон. Ремонт динамиков автомобиля выполняется по аналогичной схеме.

Ремонт эстрадных динамиков своими руками

В аппаратуре для усиления звука, которая используется на концертных площадках, используются мощные широкополосные динамики. По своей конструкции они немного отличаются от обычных моделей. Поскольку они рассчитаны на мощность в десятки и сотни ватт, то имеют более плотный диффузор, закреплённый на упругой резиновой подвеске. Ремонт аудио динамиков включает в себя восстановление звуковой катушки и ремонт диффузора.

Ремонт динамика колонки

При ремонте НЧ динамиков своими руками нужно знать, как его разобрать, чтобы не повредить акустическую систему. Все работу нужно выполнять строго последовательно. Сначала удаляется пылезащитный колпачок. Поскольку он приклеен клеем на синтетической основе, то для его растворения применяется ацетон или другой органический растворитель. Нужно аккуратно увлажнять растворителем ободок колпачка до тех пор, пока его нельзя будет удалить.

Затем нужно отпаять провода, идущие от звуковой катушки на контактную панель. После этого обрабатывать ацетоном края защитного кольца и резиновой подвески. После некоторого времени диффузор отклеится. После этого осторожно подрезается центрирующая шайба и диффузор вместе со звуковой катушкой можно вынуть из магнитной системы.

Ремонт акустических динамиков

При ремонте акустических динамиков своими руками самым сложным процессом будет перемотка звуковой катушки. Это трудоёмкая и тонкая работа. После того как диффузор вместе с катушкой будет снят с корпуса, нужно аккуратно смотать сгоревший или порванный провод. Витки можно не считать, чтобы не сбиться. Достаточно измерить длину смотанного провода и замерить микрометром его диаметр, чтобы подобрать аналогичный кусок. Для намотки катушки нужно использовать оправку соответствующего диаметра, на которую надевается звуковая катушка. Так можно избежать сминания бумажного каркаса. Звуковая катушка наматывается строго виток к витку. Для фиксации лучше всего использовать клей БФ-2.

Поле полного высыхания катушки узел можно собирать. При наличии небольшого опыта ответ на вопрос можно ли восстановить динамики будет положительным.

Ремонт динамиков своими руками без разбора

У динамиков, которые встроены в акустические системы, могут случиться не только внутренние дефекты, но и внешние. Чаще всего это ослабление крепления динамиков к передней панели акустических систем. Это вызывает посторонние шумы в колонках и нарушение акустической картины. Особенно часто это происходит в звуковых системах автомобиля. Если разболталось крепление нужно снять фальшпанель и подтянуть все соединения. Если пропал звук в колонках, это часто связано с обрывом проводов, идущих от усилителя к динамикам. Поэтому прежде чем вскрывать акустический модуль нужно проверить его работоспособность.

Сообщества › Сделай Сам › Блог › Наши руки не для скуки или Вторая жизнь советских колонок Амфитон 35АС-018

Приветствую всех читающих

В данном посте хочу рассказать как я отреставрировал старые акустические системы Амфитон 35АС-018, произведенные еще во времена СССР. И хотя подобные записи встречаются довольно часто в интернете, есть и здесь на Драйв2, я решил, что, возможно, мой опыт будет кому-то полезен или будет просто интересно почитать на досуге. Делалось все это мной два года назад, и вот только недавно наткнувшись в архиве на фотографии данного процесса я решил поделиться с вами своим опытом. Ранее данные фотографии нигде не публиковались.Заранее прошу прощения, что к сожалению не все нужные снимки тогда были сделаны (не сразу спохватился) и сейчас приходится использовать некоторые фото добытые в интернете.

Немного истории и технических заморочек. Изготавливались данные акустические системы, по разным источникам начиная с 1981 года на двух предприятиях: Прикарпатском радиозаводе в г. Ивано-Франковск и в г. Волжск Марийской АССР.

Характеристики:
3-х полосная напольная АС с фазоинвертором
Рекомендуемая мощность усилителя: 20 – 70 Вт
Диапазон воспроизводимых частот: 25 (-16 дБ) – 25000 Гц
Неравномерность АЧХ в диапазоне 100 – 8000 Гц: +4/-3 дБ
Чувствительность: 86 дБ (0,38 Па/√Вт)
Сопротивление: 4 Ом
Минимальный импеданс: 3,2 Ом
Предельная шумовая мощность: 70 Вт
Масса: 27 кг
Размер (ВхШхГ): 72х37х29 см

Читайте также:  Рабочая конструкция самодельного токарного станка

В колонках использовались динамики: низкочастотный 30ГД-2 (старое наименование 75ГДН-3), среднечастотный 15ГД-11 и высокочастотный (пищалка) 10ГД-35. (Кстати, нынешнее поколение любителей автомузыки весьма успешно применяет вышеуказанные низкочастотные динамики в самодельных саббуферах.) Разделение частот происходило на кроссовере собранном на металлической плате с использованием катушек индуктивности, бумажных конденсаторов и мощных керамических резисторов. Провода для монтажа схем использовались тонкие, обычные (имеется в виду — не акустические (в те времена о таких наверное и не слышали)).

Корпуса колонок сделаны из ДСП толщиной 18 мм, передняя стенка толщиной 38 мм. Внутреннее пространство колонок было заполнено технической ватой обвернутой в мягкую материю и приклеенную к внутренним стенкам столярным клеем (кстати, намертво приклеенную, еле-еле отодрал). Также у АС имеются фазоинверторы, выполненные в виде пластиковой трубы диаметром 70 мм и длиной 180 мм.

Далее все фотографии используются только сделанные мной.

Ранее колонки, о которых пойдет речь, принадлежали покойному дяде моей жены и достались мне в подарок от его сына. Они просто лежали у него в частном доме в кладовке и никак не использовались. Ну может быть иногда как подставки для чего-либо. Короче, я их как-то увидел и просто выклянчил. На халяву. Достались они мне вот в таком состоянии.

Оказалось, что прежний хозяин, спасибо ему большое, в свое время уже ремонтировал низкочастотные динамики, заменив на них подвесы. Подвесы были использованы резиновые. Я решил их не менять, подумал, что сойдет и так. Если честно, побоялся испортить диффузоры, т.к. они были уже очень старые. На фото наиболее сохранившееся колонка, на другой высокочастотный динамик вообще отсутствовал. Среднечастотные динамики на обеих колонках были просто сгнившие

Для реставрации решил использовать проверенную схему с использованием немецких динамиков фирмы Visaton: SC13/8 — среднечастотные и SC10N8 — высокочастотные.

Для реализации данной схемы были заказаны и куплены вышеназванные динамики, а также некоторые конденсаторы (бумажные заменились на пленочные в фильтрах средних и высоких частот) в интернет-магазине Аудиомании.

В качестве новой платы использовал 6 мм фанеру. Вообще странно, что фильтры с использованием индукционных катушек собирались на металлических платах. Для проводки использовал акустические провода из “бескислородной меди”. (Почему в кавычках — да потому, что, как выяснилось мною впоследствии, никаких “кислородных” медных проводов не бывает, это просто маркетинговые выверты.)

После изготовления фильтров и проверки ее работоспособности с динамиками, подошло время заняться корпусами. Передняя стенка колонок была аккуратно спилена электролобзиком.

Реанимация старой акустики, вместо покупки новой китайской

Не так то давно я был озадачен выбором акустики для своего ПК. А озадачен потому, что ранее у меня были Radiotehnika S30 + саб на 75 Wt RMS и хотелось что-то по мощности не меньше.

В результате поисков по интернету, а также прогулявшись всеми магазинами города, остановился на нескольких моделях, которые меня устраивали по цене и характеристикам .

Претенденты

1. Microlab PRO 3 — 127$
2. Edifier C3 — 132$
3. Logitech Z-2300 — 170$
4. Edifier DA5000 Pro — 200$
5. Microlab Н-500 — 243$

Edifer в городе я вовсе не нашёл, хотя акустика довольно таки хорошая как на свои деньги. Microlab PRO 3 звучали неплохо, но усилитель явно был слабоват, а отзывы в интернете не особо порадовали по части надёжности. Звук приятный, но чего-то не хватает. Logitech Z-2300 отметился чрезмерной басовитостью, проработка средних хорошая, но на невысоких мощностях. В Microlab Н-500 не понравилось звучание саба.

И тогда я вспомнил советские акустические системы, в частности S90 и Амфитон. S90 мне не нравились внешне, посему отправился на поиски именно Амфитонов. На местном радиорынке удалось найти 25АС-027 в далеко не лучшем состоянии. Изначально продавец хотел 75 у.е., но после небольшой беседы раритет удалось забрать за 40 у.е.

Первый беглый осмотр

Привёз я их домой, разобрал… и понял… понял, что я попал… они нуждались в немалой реставрации: динамики НЧ были уже проклеены, один из них немного искажал звук на грокмости выше средней, корзины СЧ были намертво убиты, вместо родных твиттеров — китайский хлам, кроссоверов нет.

Посему пришлось заняться полной переделкой, которая изначально вовсе не планировалась.

Так всё началось.

Т.к. судя по всему «ящикам» было уже порядка 20 лет, я решил укрепить корпус. Тем более, что новые низкочастотные динамики должны были стоять компрессорные CW1002CX.

С НЧ-головками на самом деле пришлось туго. Первым вариантом были DW100K с кевларовым подвесом, но найти их не удалось, также как и 4-омные LW1000. Но в конечном итоге в ящиках поселились LW1000A8 с алюминиевой корзиной.

Характеристики меня вполне устроили: 130 Wt RMS в номинальном режиме, SPL 93 dB и частотный диапазон 27 — 4000 Hz.

Мидтоны оставил оригинальные (точнее изначально взял новые, но они не подошли по размеру и я их вернул), маркировку честно говоря не скажу, ибо так и не нашёл, ну и ладно. Правда пришлось изготавливать новые увеличенные корзины для СЧ. За основу был взят плотный картон, на который слой за слоем наносился материал на основе льна, предварительно пропитанный клеем ПВА. В итоге получилось порядка 1.8 литра для СЧ-головки, что дало ей больше пространства для маневров, дополнительно корзина была заполнена распушенной ватой.

Внутренняя поверхность ящиков была полностью обработана клеем «жидкое стекло» в два слоя, что позволило укрепить структуру дерева и закрыть трещины, которые могли би вызвать свист из-за чрезмерного давления.

Между передней и задней панелью бала установлена мощная дубовая распорка 40х60мм. Метод крепления — клей Titan, дополнительно 80-мм калёные шурупы — 1 на передней панели и 2 на задней.

Также по периметру всего корпуса были вкручены калёные шурупы (порядка 40 на каждый ящик), которые обеспечили большую жесткость. Этот шаг был необходим, т.к. изначально при сборке ящик просто склеивался на заводе, а учитывая дату сборки возникали сомнения по поводу надёжности.

Твиттеры к сожалению родные найти не удалось, изначально применялись изодинамические головки 10ГИ-1. Посему здоровенную дыру пришлось заглушить. Их место заняли примитивные пьезо TE140.

В принципе хорошим вариантом были шелковые твиттера, но проблема в том, что у большинства частотный диапазон до 16-18 кГц. Ещё лучшим вариантом было 4 полосы, из которых 2 твиттера — шелковые + пьезо, но во-первых места и без того мало, а во вторых фильтры на 4 канала это редкость и дорогое удовольствие. Хотя если хорошо постараться, можно было включить пьезо последовательно через конденсатор, а шелковый твит напрямую на 3-канал. И тут появляется новая проблема — импеданс.

Посему я поставил простой пьезо. На практике получаем насыщенные высокие. Хотя — на любителя, ибо пьезо подаёт ВЧ более в Ц-тонах, а шёлковые твиты в С-тонах, более сносных для уха. Кстати говоря, на дискотечных колонках как раз-таки пьезо и установлены.

Фазоинвертор стандартный меня не устраивал, тем более, что планировалось произвести демпфирование, которое в итоге существенно снизило объем. Посему я установил профессиональные телескопические трубы 65 мм в диаметре. С расчётом длины трубы я не заморачивался, оставил базовые 120 мм, и как стало ясно потом — угадал.

Разделительных фильтров стандартных не осталось, поэтому пришлось искать выход, коим стали 3-полосные кроссоверы PYRAMID CR48 Gold Series

Старые кабели были выкинуты на свалку, а им на смену пришли медные с сечением 2х1.5мм. К сожалению гнезда-разъемы «бананы» не удалось найти, поэтому были установлены простые зажимы на задней стенке. В будущем «бананы» всё-же планируются.

В итоге все это было собрано воедино, скручено, спаяно и загерметизировано… пластилином.

Демпфирование

Внутренне пространство было задемпфировано следующим образом: на боковые, верхнюю, нижнюю и заднюю панели было приклеено 2 слоя поролона с войлочным покрытием общей толщиной порядка 40мм.

Ящики были прошпаклёваны автомобильной шпатлёвкой, ошкурены и покрашены чёрной матовой краской с акриловым лаком.

В итоге, получилось следующее

Итоговая стоимость

+ за сами колонки 40 у.е.
+ 2 низкочастотника 95 у.е.
+ твиттеры 5 у.е.
+ кроссоверы 30 у.е.
+ трубы/фазоинверторы 18 у.е.
+ акустический кабель 5 у.е.
+ болты, шурупы 12 у.е.
+ клей, шпатлёвка, 2 баллончика, наждачная бумага 15 у.е.
+ резиновые ножки 6 у.е.
+ пластилин 2 у.е.

— поролон и войлок были в наличии
— стоимость электроинструмента не считаем
— флюс, припой, кислота тоже не в счёт

Стоит отметить что для этой акустики требуется внешний усилитель. Под руками естественно которого не было. Посему пришлось для теста юзать Gembird 2x22Wt RMS.

Первое подключение, первые треки… и уже при 20 Wt RMS (из 130) стало ясно, что деньги ушли не зря. На выходе получился мягкий, насыщенный и главное мощный бас, который не мешал мидтонам, ярко выраженным твиттерам, вокал был очень хорошо проработан и отчётлив.

Читайте также:  Разбираем модем DSL

Ещё никогда ранее для меня так не звучали Rock, Electro и Vocal в домашней обстановке. Осталось только прикупить мощный усилитель.

Ремонт и восстановление старых колонок

Звоните! c 08:00 до 22:00ч.

+7 (495) 211 99 96

+7 (909) 157 08 36

Покраска колонок Radiotehnika s90

Немного истории

Сегодня в нашу мастерскую попала легендарная акустическая система Radiotehnika S90, нужно перекрасить колонки! Многие из нас имели такую АС, многие мечтали о ней. Они звучали в клубах и в концертных залах. Это первые отечественные колонки класса HI-FI! О них мечтали подростки времен СССР, они занимали почетные места в актовых залах, техникумов, школ и университетов. Колонками Radiotehnika S90 непременно гордился их обладатель, они порождали зависть в глазах простого народа и доставляли непередаваемое удовольствие своим обладателям. Эти АС по праву считаются лучшей акустической системой СССР. Первый выпуск колонок Радиотехника S90 состоялся в 1977 году. Разработкой занималось КБ «Орбита», а производство происходило на Рижском заводе «Радиотехника». Ну что ж, разрешите представить наших гостей Радиотехника S90.

А здесь радиолюбители могут бесплатно скачать схему этих колонок.

Осмотр колонок перед покраской

В общем задача была поставлена заказчиком предельно ясно. Нужно было перекрасить корпуса колонок в черный цвет с добавлением блесток, заделать сколы трещины царапины, перекрасить металлические сеточки и обода. Давайте осмотрим, какая работа нам предстоит:

Разборка и маскировка колонок

Как вы можете увидеть годы не пощадили данный экземпляр Radiotehnika s90, но мы призваны это исправить и будьте уверены сделаем в лучшем виде! Первое что нам предстояло сделать это аккуратно разобрать колонки снять регуляторы и замаскировать все отверстия малярной лентой. Не к чему нам лить краску внутрь акустической системы. Все разбирается довольно просто, из крепежа использованы саморезы, которые крепят динамики к корпусу. Регулятор частот держится в отверстии за счет обратной гребенки. Некоторые элементы были закреплены с помощью пластилина. В процессе разбора пришло понимание, что данные колонки уже разбирались, возможно были заменены конденсаторы и динамик. Спасибо ребятам которые их чинили, за то что не стали применять клей для закрепления пластиковых элементов, иначе мы бы не разобрали их без потерь. )) Все пластиковые элементы успешно сняты, сеточки так же демонтированы. Теперь аккуратно маскируем отверстия в корпусе, защищаем все от попадания краски.

Шлифовка колонок, шпаклевка сколов и т.д.

В виду того что колонки покрашены нитро лаком, которым как раз и красили все подряд в 70-х, нет иного выхода как счищать весь лак до основания дсп, которое к слову сказать тоже находится не в лучшем состоянии. Начинаем зачистку с градации Р120, проходим труднодоступные места абразивной губкой. Далее заделываем все щели, трещины и главное зазоры между боковыми стенками и передней и задней декой. Зазоры по периметру толщиной примерно в 1 см. В данном случае единственным правильным решением будет использовать автомобильную полиэфирную шпаклевку. Отличная скорость сушки и твердость после высыхания, это основные плюсы данной шпаклевки. Полиэфирная шпаклевка имеет очень резкий химический запах поэтому, обязательно защищаем органы дыхания, руки и только потом приступаем к шпаклевке. На замазку всех щелей у нас ушло около двух часов. При подготовке двухкомпонентной шпаклевки нужно учитывать, что после смешивания двух компонентов состав застывает в течении 7 минут, после чего ее невозможно будет нормально нанести. Поэтому приходится разводить шпаклевку часто небольшими порциями. Ну вот и закончили шпаклевать поверхность. После полного высыхания проходим всю поверхность зерном Р240 и Р320, труднодоступные места шлифуем абразивом на поролоне.

Начало перекраски колонок

Сразу наносить эмаль мы естественно не можем поскольку не достигнем нужной адгезии. Что бы качественно перекрасить колонки нужно сначала загрунтовать поверхность. В нашем случае мы будем грунтовать в 3 слоя, один из которых будет специальным изолирующим грунтом, который запрет под своей пленкой остатки нц лаков и других компонентов которые могли остаться после шлифовки. Обдуваем и грунтуем колонки. Первый слой сохнет 2 часа, после шлифуем кубиком зерном P220 и наносим основной слой белого грунта, сушка которого занимает 24 часа. После полного высыхания краски шлифуем кубиком Р220, подшпаклевываем некоторые места где грунт дал просадку и снова грунтуем колонки. Через 24 часа мы имеем ровную, гладкую, поверхность готовую к покраске. Заказчик просил покрасить колонки в черный цвет и возможно добавить блесток. На мой взгляд эта расцветка не подходила к этим колонкам ни по статусу, ни по дизайну вообще никак. Я на свой страх и риск покрыл колонки темно серо синей эмалью RAL 5008 и сверху нанес защитный лак. После чего снял все на телефон и отправил на согласование заказчику. «Вот это круто, отлично, то что нужно! Так и оставляем», сказано сделано))) Цвет заказчику очень понравился, а мы получили моральное удовлетворение от качественно покрашенных колонок Radiotehnika s90.

Всем спасибо! Если хотите перекрасить или покрасить колонки, обращайтесь к нам по тел. +79852119996. Кстати вы можете заказать у нас изготовление корпусов колонок по вашим чертежам. Звоните!

Следующая история будет об оживлении совсем мертвых стульев, которые уже в нашей мастерской.

Реставрация акустических систем

Лаборатория «Эридан Аудио» предлагает вашему вниманию услуги по реставрации акустических систем (АС).

Давайте разбираться по порядку:

— Что такое реставрация АС;

— Зачем она нужна;

— Почему такого рода работы необходимо доверять профессионалам.

Что такое реставрация акустических систем

В классическом понимании реставрация акустических систем включает в себя две составляющие:

— Визуальная реставрация (реставрация корпусов АС)

Под технической реставрацией понимается восстановление правильной и надежной работоспособности громкоговорителей (динамиков) и модернизация фильтров (кроссоверов).

Техническая реставрация АС особенно важна, ведь в основном от качества выполнения работ именно на этом этапе будет зависеть итоговое звучание акустической системы.

Инженеры лаборатории «Эридан Аудио» имеют богатый опыт по восстановлению акустических систем и подходят к данному этапу реставрации особенно внимательно.

Для достижения желаемого результата важен профессиональный подход к апгрейду акустических систем, который заключается в проведении необходимых измерений. К ключевым измерениям обычно относят АЧХ и фазовые параметры акустической системы. Производить настройку АС опираясь исключительно на собственный слух, мы считаем неверным подходом и, соответственно, его не используем.

На данном этапе реставрации мы предлагаем все виды работ по ремонту (восстановлению) или доработке (апгрейду) динамиков АС, а также, по доработке и реставрации фильтров акустической системы.

Еще одним немаловажным моментом при реставрации или доработке АС является правильное демпфирование корпуса системы. Здесь есть множество нюансов, от выдерживания необходимого внутреннего объема для НЧ динамика до борьбы со стоячими волнами.

Все эти аспекты учитываются инженерами лаборатории «Эридан Аудио» при выполнении реставрации или модернизации акустических систем.

Несложно понять, что имеется ввиду под визуальной реставрацией акустических систем. Конечно, это приведение в порядок внешнего вида АС, то есть реставрация корпусов колонок. Годы эксплуатации дают о себе знать, поврежденные углы корпуса акустической системы (результат неаккуратной перевозки) – очень частая проблема. Царапины и потертости на корпусе стареньких АС — также, не редкость.

Лаборатория «Эридан Аудио» оказывает полный комплекс услуг по восстановлению внешнего вида корпусов акустических систем.

Зачем нужна реставрация акустических систем

В современном мире увлечение качественным Hi-End звучанием является довольно дорогостоящим удовольствием. Далеко не каждый меломан может позволить себе приобрести ту акустику, которая целиком и полностью будет отвечать его требованиям в плане качества звучания.

Акустические системы, приобретенные еще в «те» времена в настоящем звучат уже далеко «не так». Прежде всего, это связано с применяемой в «те» временя элементной базой в кроссоверах АС, и в изменении параметров динамических головок. Есть еще ряд причин, по которым ваши когда-то любимые колонки начинают вас разочаровывать.

Здесь приходит на помощь услуга реставрации акустических систем от компании «Эридан Аудио».

Мы с удовольствием возьмемся за ваш проект, проведем техническую и при необходимости визуальную реставрацию АС.

Стоимость наших работ не идет ни в какое сравнение со стоимостью новых акустических систем, которые совершенно не обязательно переиграют ваши «старенькие», но реставрированные системы.

Почему работы по реставрации АС необходимо доверять профессионалам

Хочется отметить, что реставрация АС – это технически сложный процесс, требующий наличия не только своего «уха», но и опыта работы с акустическими системами и наличия специальной измерительной аппаратуры.

Только так можно получить действительно классный результат.

Доверяя реставрацию ваших акустических систем инженерам лаборатории «Эридан Аудио», вы можете быть уверены в качестве результата. Вы непременно останетесь довольны.

Ссылка на основную публикацию