Походная печь-примус для котелка

Горелки, примусы и печки как альтернатива костру в походе

Все туристическое снаряжение по своему назначению делится на групповое и личное. Потребность в надежном, удобном и универсальном индивидуальном снаряжении особенно актуальна и при проведении одиночных походов. Выделим из всего снаряжения две категории: – “Средства для приготовления и приема пищи”, “Средства для хранения, очистки питьевой воды”.

При сборах на природу будущему процессу приготовлению пищи и проблеме с питьевой водой, как правило, уделяется мало внимания. Ежедневно человеческий организм теряет 2-3 литра воды. Взрослый человек может прожить без пищи три недели, а без воды только три дня, поэтому не надо ждать, когда кончится вода, чтобы приступить к пополнению ее запасов. Некоторое количество воды необходимо хранить в качестве аварийного запаса и искать новые источники чистой питьевой воды. Открытые водоемы, дождь и снежный покров позволяют обеспечивать необходимые запасы воды для питья и приготовления пищи. Всем понятно, что воду из этих источников как минимум до употребления нужно сначала профильтровать и прокипятить. Все думают, что, хватит воды, которую взяли с собой или имея продукты, всякий человек сумеет приготовить пищу. А если вы отправились хотя бы в поход на 2 дня? Тогда термосы не помогут и тем более не стоит рассчитывать на бутерброды.
Не надо забывать, что костер это не бытовая газовая плита, а поляна в лесу не кухня и даже опытный повар может оказаться в походе в трудном положении. Помочь решить эту задачу и оградить рыболовов, туристов от гастрита и чего ни будь похуже, поможет газовое или бензиновое туристическое снаряжение, переносная печь или на худой конец костер. Открытый костер – это скорее элемент романтики и обогрева на открытом воздухе в походе или на многодневной рыбалке. Гораздо эффективнее в плане приготовления пищи и кипячения воды является предназначенное для этого оборудование. Если вы не имеете опыта обращения с оборудованием для приготовления пищи на природе и собираетесь его приобрести, прежде чем отправляться в магазин, сначала нужно разобраться что вам на самом деле необходимо. От условий местности, маршрута, вида похода, просто выезда на природу на который вы собираетесь, во многом будет зависеть как готовить пищу и следовательно какой тип горелок – газовой или бензиновой нужно использовать. Сколько и какого топлива брать с собой. Оборудование может быть газовым и жидкотопливным. Примусы которые работают на бензине, керосине или дорогие импортные мультитопливные горелки, способные работать как любом жидком топливе, так и еще на газу.

    Рекомендуем:

Для того чтобы пользоваться газовыми горелками абсолютно не нужно каких-то особых навыков. Все очень просто и легко, приведение горелки в рабочее состояние занимает максимум пару минут. При работе газовое оборудование не коптит, что располагает к его использованию в палатке. Регулируя вручную интенсивность пламени горелки можно добиться необходимого в данный момент температурного режима для приготовления пищи. Также оно не прихотливо в обслуживании, не нужно постоянно чистить. Современные горелки достаточно долговечны и расходы на их покупку вполне себя оправдают, другое дело газовые баллоны. Это немаловажный и главный минус. Стоимость новых баллонов с массой газа в 450 грамм от 250 руб., а их заправка обойдется примерно в треть их стоимости. Например при трех разовом режиме питания средний расход газа составляет 70-80 грамм в день на одного человека летом и 100-140 грамм (в зависимости от погоды) – зимой, расходы на газ летом 50 руб., зимой 80 руб. в день на человека. Только на пищу без обогрева два человека на три дня – имеем в среднем 360 рублей за поход и полупустой баллон. Количество перезарядок одного баллона ограничено, можно до 3-х раз, вскоре снова придется покупать новые газовые баллоны. Хорошо, если вы выбираетесь на природу раз в год, а если раз или два в месяц и на несколько дней каждый раз?

Другое дело примус. Он не требует баллонов с газом, которые к тому же можно забыть дома. Бензин всегда можно найти в баке своего авто и не только. Расходы на бензин обойдутся дешевле в денежном выражении в 5 раз, чем на газ в баллоне. Жидкотопливные горелки – оборудование, более сложное чем походные газовые плитки. Обращение с ними требует некоторого опыта и умения. Нужно разобраться в принципе работы примуса или использование данного снаряжения может быть опасным. Чтобы привести примус в рабочее состояние, требуется гораздо больше времени: заправка топливом, нагнетание давления в баке и, прогрев самой горелки. Ввиду того, что жидкотопливное оборудование состоит из большего числа деталей, оно требует к себе большего внимания и ухода – чистки форсунки, горелки, смазки насоса. Для того чтобы меньше чистить или прочищать свой примус, заправляйте его очищенным бензином «Галоша» или обычным не выше АИ-92. Для слива и заливки жидкого топлива в примус дополнительно приобретите канистру на 5 литров и воронку с фильтром. Имея в виду качество нашего бензина, фильтр за небольшие деньги вещь полезная. Также используйте для прогрева примуса перед его запуском средство для розжига из денатурата или сухое горючее тогда будет меньше отказов. Важно перед розжигом и после целого дня готовки нужно у еще не до конца остывшего примуса, прочистить форсунку, специальной иглой из комплекта и стравить после этого немного топлива, открыв кран для регулировки интенсивности пламени, не поджигая горелки. Сливайте остатки топлива из примуса в канистру в конце похода. Ваш примус будет долго вам служить исправно и без отказов, если не полениться и прочистить примус автомобильным средством для промывки форсунок, после того как в нем сожжено 20 литров или в конце сезона перед хранением.

Компактная туристическая печь, как альтернатива горелкам.

Использование для приготовления пищи в туристическом походе горелок оправдано и довольно практично. Значительно экономится время и отпадает необходимость в заготовке дров и разведении костра, а также в изготовлении костровых приспособлений. Обращение с печкой требует некоторого навыка и терпения. Вспомните шашлыки. Основное научиться готовить и жарить на малом огне. Интенсивность горения дров трудно регулировать вручную для необходимого в данный момент температурного режима приготовления пищи. Но какой бы мощной не была газовая горелка, готовить на одной пищу больше чем на 3-4 человек в день довольно проблематично. В случае если объем воды в кастрюле превышает 2-2,5 литра, время закипания существенно увеличивается и очень задерживает весь процесс приготовления пищи, особенно в холодное время года, так как котелок теряет тепло через свои боковые стенки, из-за своей формы. При этом крышка нужна обязательно, котел без нее теряет тепло быстрее, чем его нагревает пламя горелки. Дрова всегда можно найти в лесу, это бесплатное и доступное топливо. Предпочтительнее использование берёзовых дров, так при сгорании они выделяют много тепла. Минус один: время, уходящее на заготовку дров. Теплотворная способность дров на единицу массы практически не зависит от вида древесины, но на единицу объёма дрова с более плотной древесиной дают значительно больше тепла. Даже при наличии запасов твердого топлива, чтобы растопить печь и привести в ее рабочее состояние, требуется гораздо больше времени, чем в случае с примусом. Время растопки ее можно существенно сократить, если использовать средство для розжига из денатурата или сухое горючее. Средства для розжига помогут зажечь сырые дрова.

Печи абсолютно надежны и совсем неприхотливы в обслуживании. Кроме выгрузки золы, их не нужно чистить при эксплуатации. КПД печи зависит от многих внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относится особенности конструкция самой печки. Основные из них: площадь наружной поверхности печи, толщина стенок, коэффициент теплопроводности материала стенки печки. При этом, чем больше поверхность и теплопроводность материалов и чем меньше толщина стенок, тем ниже КПД у печи. Наличие в конструкции туристической печки колосниковой решетки, поддувала, дымовой трубы с заслонкой – основные факторы регулировки интенсивности горения. Кроме этого закрытые печи решают следующие проблемы костра – вы больше не будете обжигать свои руки при приготовлении пищи и глотать дым.

Изложенные соображения, а также еще то, что согреться около горелки на открытом воздухе практически невозможно, могут заставить задуматься о таком альтернативном, кроме костра с приспособлениями, варианте средства обогрева и приготовления пищи как туристические печи.

Варианты печей на твердом топливе: – походная туристическая печь для приготовления пищи и обогрева, печь для обогрева палатки, компактная складная печь для приготовления пищи и кипячения.

Мини-печь складная. Печка, изготовленная из миллиметровой нержавеющей стали. Печка весит 0,8 кг и имеет размеры в рабочем состоянии – 12x12x15 см и в сложенном – 12x2x15 см. Предназначена для одиночных пеших походов, обогрева и приготовления пищи в условиях недостатка дров. Подойдет для рыбаков. Не занимает много места в рюкзаке, печку можно топить щепой, хворостом, шишками, травой. Для регулировки пламени можно открыть или прикрыть поддувало камнем (веткой) или развернуть печь в зависимости от направления ветра. Топливо загружается сверху и через боковое отверстие. Кроме того, когда на печи стоит котелок, пламя защищено от дождя. Благодаря этому печь имеет довольно высокий КПД по сравнению с обычным костром, время закипания 2 литра воды в закрытом котелке до 14 мин, с одной загрузки щепой. В походе на складной печке реально можно готовить максимум на 2 человека. Чистить ее щеткой очень легко. Печь укладывается в чехол и не пачкает вещи при переноске в рюкзаке.

Туристическая переносная печь. По своему назначению относиться к групповому туристическому снаряжению для приготовления и приема пищи, обогрева. Походная печка заводского изготовления на древесном топливе с набором всей необходимой посуды на 4-6 человек. Например переносная печь “Дымок”, которая при минимальном расходе топлива поможет быстро сварить, поджарить пищу, приготовить шашлык. Подойдет и для рыбалки в одно-двух дневном автомобильном походе 4-х человек на природу. Туристическая печь укомплектована набором посуды на 6 персон: тарелками, ложками, шампурами, черпаком, котелками и сковородой. Объем большого котла 4 л, малого котелка 3,5 л. Масса комплекта печки с посудой- 8,5 кг. Продуманная конструкция печки позволяет быстро складывать весь комплект в удобное для переноски и перевозки положение в виде контейнера с габаритными размерами 40х30х32 см. Достаточно основательно почистить 1 раз в конце похода или сезона перед хранением.

В заключении, если кто не знает.

Горящее дерево – основная причина образования смолы, сажи и креозота оставшегося после сгорания. При регулярном использовании печи в дымоходе собирается толстый налет сажи. Минус походных, переносных печей, печь с золой и сажей не загрузишь в багажник автомобиля. Степень и способы очистки печей разные. Кроме традиционной механической очистки, сейчас появились химические средства существенно облегчающие и ускоряющие процесс очистки закрытых, туристических печей. Химические очистители это простой, быстрый и нетоксичный способ поддерживать чистоту, в дополнении к механической очистке. Средство для удаления сажи из труб и внутренней поверхности печей рекомендуется применять время от времени также как профилактическое средство. Его просто нужно всыпать из пакета в растопленную топку на дрова или угли и плотно закрыть дверцу топки. Гранулы средства под воздействием высокой температуры выделяют химическое вещество, которое растворит сажу, образованную на стенках дымоходов и топок. После эксплуатации также возможна очистка внутренней поверхности топки печи от копоти и сажи специальным химическим средством. Сначала печь нужно освободить от золы и не догоревших остатков – вытряхнуть, средство для чистки из аэрозольного баллона наносится на охлажденную внутреннюю поверхность. Время воздействия не более 15 минут, дальнейшее удаление отставших загрязнений обычной щеткой или тряпкой происходит быстро и без особых усилий.

ЛАБУДА

Введение с позапрошлого года новых правил и законов о пожарной безопасности в лесах, а так же запрете на разведение открытого огня в любом, не оборудованном для этих целей понравившемся месте, подтолкнуло меня к идее, как удовлетворить свои потребности, не нарушая при этом закон. Штраф за это административное правонарушение, наверное, довольно ощутимо бьёт по карману. Лично я не подвергался этой обидной и неприятной процедуре, и чтобы в дальнейшем избежать этого, я и сконструировал печь (или примус, если угодно!

К тому же, внутрь этой печи можно поместить сам котелок (если он меньшего размера!), ложку, кружку, соль, приправы и прочую походную мелочь, так что места в рюкзаке, от её там пребывания, ни сколько не уменьшится.

Так как печь эта у меня уже давно была, и так же давно успешно использовалась, я сделаю себе новую, чтоб показать наглядно, как правильно сделать. И так, приготовим всё необходимое, и приступим к изготовлению.

Понадобится

  • Банка жестяная на три литра.
  • Небольшой листок металла, примерно 10×10 см. толщиной 1 мм.
  • Шлифмашинка.
  • Болты и гайки от металлического конструктора (или похожие, такого же размера).
  • Маркер.
  • Маленькую петлю-шарнир.
  • Ключ и отвёртка под размер гаек и болтов.
  • Дрель.
  • Свёрла на 3 мм. и на 10 мм.

Изготовление печи-примуса

Работа предстоит недолгая, лёгкая и простая. Для начала сделаем маркером разметку под отверстия и насверлим по периметрам верхнего и нижнего краёв десятимиллиметровых отверстий. С шагом 3-4 см.

Нижние отверстия будут предназначены для беспрепятственного доступа свежего воздуха в печь (вместо поддувала) для эффективного горения топлива, а верхние – для выхода продуктов горения. Теперь размечаем место для дверцы и при помощи шлифмашинки вырезаем посередине банки прямоугольное окошко для топки. Примерно 6×4 см.

Далее, вырезаем из приготовленного листа металла дверцу, немного крупнее окошка, и подгоняем её под форму банки. Так же вырезаем полоску металла, которая будет затвором для топки. Сверлим отверстия в дверце под затвор и под шарнир. Прикручиваем шарнир и затвор к дверце.

Всю эту конструкцию, в свою очередь, примеряем к печи, делаем маркером отметки под отверстия, сверлим и крепим за шарнир к самой печи.

Читайте также:  Ракетная плита

Не забываем прикрутить к печи, сбоку от дверцы, какой-нибудь крючок, куда будет ложиться затвор.

Я его сделал из металлической перемычки от электровилки – в ней была подходящая резьба для болтика. (Кстати – можно использовать заклёпки вместо болтов, так даже наверное будет и лучше, но за неимением клёпочного пистолета, я довольствуюсь тем, что есть в наличии.) Вот, в принципе, и всё. Если банка имела лакокрасочное покрытие – просто протопите её разок в холостую, тонкое покрытие сразу потемнеет и отшелушится. Топиться эта печь будет при помощи мелких щепок, веточек, шишек и сухой хвои. Перед использованием печи, очистите небольшой участок земли от листьев, хвои, мха и другого горючего материала, и на этом месте используйте её.

Растопив печь, ставим котелок на неё сверху. Если Ваш котелок окажется меньшего диаметра, как вот например мой, то просто сделайте из толстой проволоки две перекладины, которые можно вставить в верхние отверстия.

После использования, высыпьте угли и золу из печи в небольшую вырытую в земле ямку, залейте водой и засыпьте песком. Печь, прослужит Вам в зависимости от интенсивности использования. Моя старая печь исправно работала уже второе лето.

И это несмотря на частое использование – каждые выходные и праздничные дни.

Смотрите видео

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Кровавая ничья. Сражение под Прейсиш-Эйлау

8 февраля 1807 года Большая армия Наполеона впервые не сумела разгромить отважно сражавшегося противника

«Кровавым предисловием Наполеонова вторжения в Россию» назвал битву под Прейсиш-Эйлау один из самых знаменитых ее участников — гусар Денис Давыдов. И он же отмечал, что торжество русского оружия и отвага русских воинов, проявленные в том сражении, ушли в тень гораздо более известной и важной Бородинской битвы. Несомненно, она превзошла бойню в Восточной Пруссии и по размаху, и по тяжести потерь, а самое главное – по той роли, которую заняла в истории Отечественной войны 1812 года.

«Сражение под Прейсиш-Эйлау 27 января (8 февраля) 1807 г. Командный пункт Наполеона». Картина художника Александра Аверьянова

Когда противники не поняли друг друга

Прелюдией к битве под Прейсиш-Эйлау — тогда небольшим городом в Восточной Пруссии в сорока километрах от Кенигсберга (а сегодня городом Багратионовском Калининградской области России) — стали неожиданные для зимовавшей неподалеку русской армии действия французов. В разгар зимы 6-й корпус маршала Мишеля Нея внезапно снялся со своих зимних квартир под городом Нойденбургом в Пруссии и тронулся на восток. Как выяснилось позднее, маршал просто был недоволен отведенным ему местом для зимовки и решил найти более подходящее. Но командующий русской армией генерал от кавалерии Леонтий Беннигсен принял этот маневр за начало масштабного наступления противника. А поскольку солдаты Нея двинулись в сторону Кенигсберга, где располагались главные провиантские склады Пруссии, тогдашней союзницы России, возникло опасение, что французы решили отбить продовольствие у русско-прусской армии.

Выйдя скорым маршем навстречу корпусу Нея, генерал Беннигсен заставил того отступить, но не решился преследовать, опасаясь встретить всю Большую армию Наполеона. В то же время французский император, поначалу страшно злившийся на своего маршала за самоуправство, понял, что судьба дает ему шанс встретить русских в удобном месте и попытаться окружить и разгромить их. Был разработан стратегический план, который в случае успеха давал шанс прижать войска Беннигсена к побережью, отрезав их от сообщения с Россией, а затем либо уничтожить, либо разоружить. Дело было за малым: соблюсти максимальную секретность в подготовке всех маневров. Но именно этого добиться и не удалось.

«Битва при Эйлау 8 февраля 1807 года. Российская армия теснит французские войска». Картина художника Жана-Антуана-Симеона Форта, XIX век

Как измотать врага отступлением

К тому времени в русской армии утвердилась полезная практика рассылать дальние казачьи дозоры, которые должны были заранее обнаруживать противника или перехватывать его курьеров. Так и случилось: благодаря внимательности и резвости казаков письмо, отправленное маршалу Жану-Батисту Бернадоту, оказалось в распоряжении штаба Беннигсена. Узнав о намерении Наполеона окружить и уничтожить его армию, генерал решил опередить противника. Рисковать людьми в атаке военачальник не захотел, понимая, что разбить французов по частям — а наполеоновские войска шли на встречу с русскими тремя колоннами — у него практически нет шансов. Зато были все шансы отойти ближе к Кенигсбергу и выбрать наиболее удобное для обороны место.

Но выполнить эту задачу оказалось непросто. Хотя наполеоновские генералы и упустили момент, когда русская армия начала двигаться на северо-восток, они довольно быстро сумели сориентироваться и догнать ее арьергард, которым командовали генералы Михаил Барклай де Толли и Петр Багратион. Почти неделю им пришлось отбиваться от наседающих французов, дав два тяжелых боя — 6 февраля (25 января по ст. ст.) 1807 года при Гофе и на следующий день под Цигельхофом, фактически предместьями Прейсиш-Эйлау. Город трижды переходил из рук в руки, пока ночная темнота не вынудила противников прекратить бой. Обе стороны посчитали, что поле битвы осталось за ними, хотя в действительности отряд генерала Багратиона все-таки вынужден был уступить последней контратаке французов, что и позволило им занять удобные позиции на городских окраинах. Русской армии пришлось располагаться практически в открытом поле, и за ночь в ней прибавилось умерших от ран и обмороженных солдат. Но генерал Беннигсен был намерен дать на следующий день генеральное сражение: отступать дальше было нельзя. И соотношение сил в тот момент было в пользу русской армии: она имела около 67 тысяч человек при 450 орудиях, противник — чуть меньше 50 тысяч при четырех сотнях пушек.

«Маршал Ней возглавляет атаку конных гренадеров Императорской гвардии при Эйлау». Картина художника Ричарда Кейтона Вудвиля, 1913 год

Дойти до Наполеона

При этом обе стороны рассчитывали на скорое прибытие подкреплений, о которых не знал противник. Наполеон ждал подхода корпусов маршалов Луи-Николя Даву и Мишеля Нея (в общей сложности около 30 тысяч человек), а Беннигсен — прусского корпуса генерала Антона Вильгельма фон Лестока численностью около 10 тысяч бойцов. Так что в итоге силы были примерно равными, и все зависело от того, кто окажется упорнее в схватке. А именно в этом ни русские, ни французы не уступили друг другу.

Сражение началось с артиллерийской перестрелки, которая показала преимущество французов в опыте и скорострельности. Затем французская пехота перешла в наступление, стремясь заставить правый фланг русской армии отойти: это позволило бы корпусу маршала Даву, который как раз подходил к полю битвы, развить успех. Но все планы спутала погода: внезапная метель буквально ослепила наступающих, и когда они смогли рассмотреть хоть что-то перед собой, оказалось, что командиры вывели их левее, чем нужно, и как раз под русские пушки, которые тут же открыли убийственный огонь картечью. Французы были практически уничтожены, и тут же в контратаку перешла русская пехота и конница, стремясь развить успех и нанести мощный удар по центру позиций противника. Им удалось дойти практически до самой ставки Наполеона, разместившейся на кладбище Прейсиш-Эйлау. Угроза смерти или пленения императора была очень велика: несколько штабных офицеров были убиты в непосредственной близости от него, а до наступавших русских гренадеров оставались считанные метры. «Какая отвага! Какая отвага!», — воскликнул в этот момент император Франции, отдавая должное мужеству противника.

«Битва при Прейсиш-Эйлау 8 февраля 1807 года. Атака на кладбище». Картина художника Жана-Антуана-Симеона Форта, XIX век. Запечатлен момент, когда русские гренадеры перешли в атаку на кладбище Прейсиш-Эйлау, где располагался штаб Наполеона

Артиллерийская контратака

В этот момент в схватку вступила французская кавалерия, которая должна была завершать разгром врага, а не бросаться в самоубийственную атаку ради спасения собственной пехоты. Конникам маршала Иоахима Мюрата удалось оттеснить русских пехотинцев и начать преследование, когда навстречу им генерал Беннигсен бросил свою кавалерию — кирасир и драгун. В центре поля закипела колоссальная рукопашная схватка. Как писал позднее в своих воспоминаниях Денис Давыдов, «более двадцати тысяч человек с обеих сторон вонзали трехгранное острие друг в друга… Около получаса не было слышно ни пушечных, ни ружейных выстрелов ни в средине, ни вокруг его, слышен был только какой-то невыразимый гул перемешавшихся и резавшихся без пощады тысячей храбрых».

Как раз в это время начал свою атаку на левый фланг русской армии подошедший корпус маршала Даву, и ему даже удалось серьезно потеснить оборонявшуюся пехоту. Дело решил артиллерийский резерв, переброшенный на опасный участок командующим артиллерией правого крыла генерал-майором Александром Кутайсовым. Три конноартиллерийские роты под командованием полковника Александра Ермолова успели подойти, развернуться и практически в упор открыть из 36 орудий огонь по противнику. Одновременно в бой вступил подоспевший прусский корпус генерала Лестока, и атаку корпуса Даву удалось остановить, а потом и оттеснить врага на прежние позиции. Это стало последним эпизодом сражения: наступил вечер, и в сгущавшейся темноте противники уже не помышляли о продолжении битвы.

«3-й эскадрон Орденского кирасирского полка в сражении при Прейсиш-Эйлау». Картина художника Николая Зубкова, 1997 год. Запечатлен момент, когда командир 3-го эскадрона штабс-ротмистр Сергиенко и кирасир Ильин захватили Орла (знамя) 2-го батальона 24-го линейного полка французской армии

Бой без победителей

Оценив катастрофические — не меньше 29 тысяч человек! — потери своей армии, генерал от кавалерии Леонтий Беннигсен принял решение оставить поле боя, отступив в сторону Кенигсберга. Сделать это ему никто не помешал: Наполеон, потерявший около 20 тысяч своих солдат, не решился преследовать противника. Французская армия еще восемь дней стояла под Прейсиш-Эйлау, приводя в порядок сильно потрепанные соединения, после чего снялась и ушла на зимние квартиры в сторону Варшавы. Ближайшие три месяца ни та, ни другая сторона не предпринимала никаких серьезных действий, залечивая раны, восполняя потери и готовясь к летней кампании.

Итоги кровопролитнейшего сражения Войны четвертой коалиции и Россия, и Франция трактовали как свою победу, хотя точнее всего было бы говорить о ничьей. Формально поле битвы осталось за французами, и именно поэтому они считали победителями себя. Но и у русских были все основания утверждать, что верх взяли они: под Прейсиш-Эйлау наполеоновская Большая армия впервые не смогла разгромить противника, удовлетворившись тем, что он, непобежденный, отступил. Поэтому в России с полным правом отчеканили специальные офицерские кресты: бронзовые с позолотой, на одной стороне которых была надпись «За труды и храбрость», на другой — «Победа при Прейш-Ейлау. 27 ген. (то есть января. — Прим. авт.) 1807 г. ». Таким знаком отличия награждались офицеры, которые не получили никаких иных наград: их набралось 900 человек. Еще 18 офицеров были награждены орденом Святого Георгия 3-й степени, трое — 4-й степени, а еще несколько человек, среди которых был и адъютант генерала Багратиона ротмистр Денис Давыдов — орденом Святого Владимира. А командовавшего русской армией генерала Леонтия Беннигсена пожаловали высшей наградой Российской империи — орденом Святого апостола Андрея Первозванного, причем из-за разницы в календарях произошло это 8 (20 по н. ст.) февраля 1807 года.

Портрет Леонтия Беннигсена работы художника Джорджа Доу из Военной галереи Зимнего дворца, 1819-1821 годы

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Примус туристический. Эволюция горелки для похода с советских времен и до наших дней

Горелка туристическая – полезное изобретение, значительно облегчающее жизнь туриста. Ее «прародитель» — обычный бытовой примус, который был сделан в 1892 г. в Швеции Францем Линдквистом. Позже изобретатель стал основателем одноименного концерна, а слово «примус» стало обозначать всю категорию компактных бесфитильных устройств для приготовления пищи, работающих на керосине и других видах топлива.

В России этот бытовой прибор популярен с 20-х годов XX века. В середине века, когда из повседневного обихода он был постепенно вытеснен газовыми и электрическими плитами, его взяли на вооружение туристы. Появились специальные модели известные как примус туристический.

Большинство путешественников оценили преимущества горелки для похода, хотя до сих пор находятся люди, которые предпочитают готовить на костре.

Надеюсь, что приведенные мною ниже аргументы убедят вас в необходимости туристического примуса, ведь он не только удобен и экономит время, но и бережет окружающую среду.

Горелка туристическая: преимущества

  • Горелка походная в 2 раза уменьшает время необходимое на организацию завтрака, обеда, ужина. Костер требует сбора дров и розжига, что особенно усложняется плохими погодными условиями, отсутствием сушин (из-за большого количества туристов или молодости леса);
  • В походах по безлесной зоне (например, горных, по тундре) горелка туристическая – это единственная возможность приготовить горячую пищу;
  • Туристический примус выручает также, если маршрут проходит через заповедники, национальные парки и прочие места, где нельзя жечь костры;
  • Любое новое кострище это вред природе, например, в тундре оно зарастает в течение пары сотен лет, в средней полосе – 2-3 года. Горелка походная бережёт природу;
  • В отличии от горелки, костер это не только тепло и огонь, но и сильный запах гари и дыма, которым пропитываются все вещи. Чем длиннее поход, тем сильнее вонь, которая особенно досаждает окружающим, если возвращение из похода происходит поездом или автобусом.

Примус туристический: виды и их эволюция

В советские времена горелка походная была представлена несколькими видами, с каждым из которых мне пришлось иметь дело.

Виды советских походных горелок:

  • Насосного типа (давление в топливном баке подкачивается насосом);
  • Безнасосного типа (давление поднимается за счет нагрева);
  • Инфракрасные.

Горелки для походов насосного типа представлены целым семейством «Шмелей»: от 1 до 4 номера.

«Шмель-1», копия австрийского «Phoebus 625». Один из самых первых советских примусов туристических, он отличался надежностью, но был при этом очень громоздким.

«Шмель-2» – его более миниатюрная копия с установленной ветрозащитой, которая дожила до наших дней. Дальнейшее улучшение конструкции советскими инженерами не пошло «Шмелю» на пользу.

Читайте также:  Как сделать бестерочные спички

«Шмель-3» –это спаренный шмель-2 с двумя горелками под большой овальный котелок-вставку, он не прижился в туризме из-за своих размеров и веса.

«Шмель-4» – хоть и отличался от всех предыдущих своих собратьев современным дизайном, был невзлюблен туристами из-за проблем с подачей топлива. Клапан шарикового типа, который регулировал подачу топлива и ранее был игольчатым, все время залипал в форсунке.

Для того, чтобы разжечь такой примус туристический надо было накачать давление насосом (примерно 20 «качков»), на специальную разогревочную тарелочку под головкой примуса положить кусочки сухого горючего (сухого спирта). В течение минуты оно горит, прогревая топливную систему и на последних языках пламени, прилагающимся ключом, необходимо было плавно открыть клапан подачи топлива. Заранее прогретый примус, без копоти, начинал свою работу, шумя как одноименное насекомое.

Плохо прогретый «Шмель» горел факелом, а не голубой розочкой, как это должно было быть. В этом случае бензин плохо прогорал и засорял гарью топливную систему походной горелки. Недавно я провел эксперимент по розжигу примуса «Шмель 2», который был выпущен в 1984 г. Он удался!

Горелки для похода безнасосного типа представлены примусами «Огонек» и «Туристский».

«Огонек» — копия немецкого «Juwel 84». Преимущества – миниатюрность размера и веса (размер с кружку), простота конструкции, т.к. нет насоса, который все-время ломается. В советские времена примус туристический «Огонек» называли мечтой туриста.

«Туристский». Маленький чемоданчик, который сам раскладывается, также «слизан» отечественной промышленностью с иностранных образцов – на этот раз шведского «Optimus 8r hunter». Главные его достоинства — компактность и устойчивость.

Обе эти горелки туристические разогревались гораздо дольше, чем «Шмели» из-за отсутствия насоса.

Полезные статьи:

Инфракрасный примус туристический (нагреватель) «Эверест». Появился в продаже позже, чем описанные выше модели. Где-то в конце 80-х. Хоть и работал на бензине, но открытого пламени не имел. Вместо форсунки — радиатор, который до красна разгорался. Главный его недостаток – габариты и вес (более 2-х килограммов). Сегодня выпускаются современные обогреватели печи солярогаз, которые используются вместо железной печи в зимних походах, на них также готовят пищу.

В настоящее время некоторые советские модели до сих пор выпускаются. Так, горелка туристическая «Шмель-2» известна сегодня под именем «Дастан» и производится в Киргизии. Украинский производитель «Мотор Ciч» творчески переработал несколько советских моделей и создал на их базе собственные: «Мотор Ciч ПТ-2», «Мотор Ciч ПТ-3», «Мотор Ciч ОИБ-2С» (инфракрасный обогреватель).

Удивляют эти чудеса постсоветской технологической мысли своим немалым весом — от 1,5 до 2,5 кг. И отнюдь не копеечной ценой от 1400 до 2500 руб. Выглядят они также непритязательно, как и их пращуры – советские горелки туристические. Подробнее о них и других современных бензиновых горелках можно прочитать в отдельной статье.

Современные виды походной горелки

С наступлением рыночной экономики в России появились современные модели различных горелок для похода ведущих западных производителей, а потом и их азиатских конкурентов. В отличие от советских примусов, зарубежные ноу-хау работают как на бензине, так и на других видах топлива.

Виды современных походных горелок:

  • Газовые горелки (работают от газового баллона);
  • Жидкотопливные горелки (работают на бензине, керосине, солярке);
  • Мультитопливные горелки (работают и от газа и от жидкого топлива).

В числе ведущих производителей можно назвать шведскую компанию Primus, корейскую Kovea, французскую ADG, американскую MSR и целый ряд других, в т.ч. и китайских.

Отличается их продукция не только эргономичной и удобной конструкцией, но и небольшим весом от 77 до 1,200 гр., а также широким разбросом цен – от 500 руб. до 10 000.

Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что каждый современный турист сегодня имеет возможность выбрать для себя либо традиционный примус туристический, наподобие тех, с которыми ходили в походы еще наши мамы и папы (и даже бабушки и дедушки), либо современные конструкции горелок для похода. Но, чтобы вы не выбрали — любая горелка это гораздо лучше, чем ее отсутствие.

Дмитрий Рюмкин специально для Заброска.рф

Походная печь-примус для котелка

Чтобы в походе приготовить обед или нагреть воду для чая, вам понадобится печка, которую можно соорудить своими руками из подручных средств.

Как работает конструкция

Главные требования к походной печке – легкость и компактность. Ее без труда можно собрать и разобрать для того, чтобы сложить в рюкзак. Самая простая походная печь состоит из минимума элементов и не нуждается в дымовой трубе или корпусе с теплосберегающими свойствами. Среди основных составляющих этого устройства отмечают камеру сгорания и поддув.

Подобная конструкция позволяет топливу, будь то щепки или древесина, полностью истлеть, при этом тепло направляется строго вверх.

Можно обойтись и без поддува, соорудив одну только камеру сгорания, например, из двух кружек. С помощью такой печи можно подогреть пищу. Но для того чтобы ускорить время разогрева в несколько раз и увеличить КПД устройства, можно использовать маленький вентилятор, работающий на батарейках, в качестве поддува. В результате происходит полное сгорание топлива с высоким пламенем и отсутствием дыма.

Разновидности мини-печек

В туристических магазинах представлен хороший выбор походных печей, которые в народе называют «костер без костра», «деревянный примус» или «индейская свеча». Существует множество как простых, так и более сложных моделей, и каждая из них имеет свои особенности. Например, походная печь фирмы Bushbox, несмотря на известность и сложную конструкцию, имеет ряд неудобств. Для ее розжига нужно использовать только определенный вид топлива. Процесс горения невозможно регулировать, из-за чего дрова прогорают очень быстро, а еда не успевает приготовиться.

Многие походные печи заводского производства были разработаны для автомобильного туризма, поэтому они нередко отличаются большими размерами.

В качестве альтернативы печи в походе для приготовления пищи можно использовать мангал. Но, во-первых, он не совсем удобен в транспортировке, а во-вторых, возникают сложности с топливом. Для этой конструкции нужны специальные дрова, которые после сгорания оставляют угли, а таким свойством обладают далеко не все породы древесины.

Поэтому для туризма больше подойдет печь, отапливаемая обычными дровами. Такая конструкция совместила в себе целый ряд преимуществ:

  1. Легкость и удобство транспортировки благодаря малому весу.
  2. Простота использования и возможность регулировать мощность. При выборе небольшой емкости для корпуса, например, кружки или консервной банки, печь годится для нагрева маленьких объемов. Если в качестве корпуса использовать ведро, то с помощью этой печи можно приготовить обед для большой компании.
  3. Неприхотливость в топливе. Для розжига подойдут любые горючие материалы: ветки, дрова, шишки, сухая трава и листья.
  4. Высокий КПД благодаря специализированной конструкции.
  5. Небольшой расход топлива. Спалив всего несколько щепок, можно вскипятить литр воды. Благодаря тому, что сначала сгорают дрова в середине, затем по краям, походная печка прогревается равномерно, а сама древесина может тлеть очень долго.
  6. Возможность повсеместного использования.
  7. Безопасность. Благодаря тому, что огонь горит внутри дров, корпус остается теплым, и его можно спокойно держать в руках. Во время треска огня искры остаются внутри банки и не могут навредить окружающим.

Как соорудить печь в походе из подручных средств

Рассмотрим три варианта самодельных печек, которые без труда можно смастерить своими руками.

Вариант 1. Консервная банка в роли печи

Наиболее доступный и простой способ сооружения мини-печки – это использование консервной банки. Можно даже приспособить железную кружку. В этом случае главное, чтобы параметры будущей походной печки совпадали с размерами высокого стакана.

Как за считаные минуты создать простое, но функциональное устройство, поэтапно описано в инструкции:

  1. В первую очередь в дне корпуса (кружки или банки) проделываются отверстия для обеспечения тяги: одно большое или несколько маленьких, чтобы угли не выпадали наружу.
  2. Затем походная печь заполняется мелкими древесными чурками по принципу «индийской свечи», то есть они располагаются в вертикальном положении, не выступая за края банки. Толщина деревяшек должна примерно соответствовать толщине пальца.
  3. Следующим шагом нужно вытащить из печи чурку, расположенную в центре конструкции. Полученное пространство станет каналом для прохождения воздушных масс. Кстати, они должны совпадать с отверстиями, проделанными в дне ранее.
  4. Приступаем к розжигу печи. Для этого в полученный воздушный канал нужно заложить небольшой кусок бумаги или пучок сухой травы и поджечь.
  5. Объем готового устройства составляет порядка 500 мл. Такая емкость может гореть примерно 25 минут, и этого вполне хватит для приготовления несложного блюда или закипания воды. Главное, что окружающая территория не будет подвержена задымлению.

По такому же принципу можно создавать более мощные походные печи, например, если компания состоит из нескольких человек. Для этого нужно взять емкость на 1-2 литра и, соответственно, увеличить количество дров.

Без дополнительной закладки топлива подобное устройство может гореть около часа, что позволяет готовить такие блюда, как шашлык и картошка.

Вариант 2. Туристическая печь из кастрюль

Рекомендуем смастерить и более сложную конструкцию для похода, например, двухслойную печь. Необходимый материал можно приобрести в любом хозяйственном магазине. Подойдут самые дешевые кастрюли из нержавеющей стали, которые еще называют «бак с крышкой».

Такая походная печь имеет свои преимущества. К ним относятся простота и экономичность. Эта конструкция заменяет костер, а в качестве топлива сгодится все, что можно найти в лесу: шишки, ветки, щепки.

Подобное устройство представляет собой конструкцию из двух емкостей разного размера, при этом меньшая кастрюля вставляется в большую. Ниже приведена несложная пошаговая инструкция по изготовлению:

  1. На боковой стене внешней кастрюли вырезается отверстие, которое будет служить окошком для загрузки топлива. На дне проделываются щели для колосников с проворачиваемыми перемычками.
  2. Сверху решетки устанавливается подставка для меньшей кастрюли или другой посуды, которую нужно нагреть. Под нее будут закладываться дрова. За счет того, что емкость на подставке окружена языками пламени и нагретыми стенками внешней кастрюли, расходы топлива значительно сокращаются, при этом печь долго держит тепло.
  3. Для удобства переноса устройства можно соорудить съемную дужку на котелок. Это позволит в любой момент поднять и отнести печь вместе с дровами в другое место, например, если начался дождь.

Вариант 3. Складная походная печь

Для создания такой конструкции нужно потратить немного больше сил и времени, чем в двух предыдущих случаях. Но эффективность такого устройства полностью оправдывает затраченные усилия.

Вначале нужно провести подготовительную работу и запастись необходимыми материалами и инструментами. Понадобятся рулетка, болгарка, дрель, напильник, плоскогубцы, велосипедные спицы, рояльные петли и листовая сталь толщиной 1 мм.

Работа над складной печкой несложная. Достаточно придерживаться следующих шагов:

  1. На подготовленных стальных листах необходимо с помощью трафарета наметить контуры будущих деталей конструкции, которые вырезаются болгаркой.
  2. Из полученных элементов отложить в сторону одну, которая будет использоваться в качестве дна печки. Затем нужно проделать в ней дыры для колосника.
  3. Края полученных отверстий необходимо тщательно отшлифовать с помощью напильника, чтобы убрать все неровности и зазубрины.
  4. Теперь пришло время смастерить корпус основной конструкции. Для этого нужно соединить детали боковых сторон с помощью рояльных петель с заклепками.
  5. Для будущих креплений нужно соорудить специальные пазы по всему периметру дна и по нижней стороне боковых стенок.
  6. Теперь можно соединить основной корпус, который состоит из боковых стенок и дна. Это делается таким образом, чтобы приготовленные на предыдущем этапе ушки совпали, формируя трубочку, в которую вставляются штыри, сделанные из спиц. Этот небольшой нюанс добавляет печи устойчивости во время работы. Вся конструкция настолько продумана, что при желании ее всегда можно разобрать для перемещения и удобного хранения.
  7. Одним из важных этапов в изготовлении сборной печи является создание топочной камеры. Для этого в боковой части корпуса проделывается окошко для закладки дров.
  8. В колоснике нужно предусмотреть дополнительные выступы, которые вставляются в отверстия по бокам.
  9. Для оптимальной работы печи необходимо позаботиться о поддуве. Если проделать в верхней части короба отверстия, то в будущем они могут пригодиться и для укладывания шампуров вместо мангала.

Ни одна поездка на природу не обходится без шашлыка или любого другого блюда, приготовленного на огне. Лучше заранее предусмотреть, какой именно источник огня будет в центре всех событий. Костер – это не всегда удобное решение вопроса, а вот походная печь пригодится в любую погоду. Несмотря на доступность и обилие представленных моделей в туристических магазинах, всегда можно соорудить походную печку самостоятельно. Главное, что для этого понадобится минимум времени и материалов.

Котелок-примус из нержавеющей стали марки AISI 304. Поставляется в чехле на молнии. Вес комплекта 1,6 кг. Комплект состоит из печки-экрана (примуса), таганка, устанавливаемого внутрь печки-экрана, и котелка объемом 2,2 литра. И котелок, и печка-экран имеют крышки со складными ручками, которые могут использоваться как небольшие сковородки, миски, подносы. Предназначение примуса — приготовление и разогрев еды в комплектном или подходящему по размеру котелке или крышке-сковородке. Можно разогревать и в другой посуде, которая поместится в примус: армейский котелок, или большая кружка. Производитель позиционирует использование примуса на сухом спирте, однако, не отрицает использование и древесных дров: «Разогревать на древесном топливе вполне можно, но дольше. Дополнительные отверстия высверливать не нужно». К тому же можно просто подвесить котелок над костром или установить на костровую подставку/решетку. Так же можно устанавливать внутрь примуса гелевую горелкуо, можно установить газовую горелку с гибким шлангом типа этой или горелку с переходником.

После тестирования понял, насколько же удобный таганок. Если нет костра, дров, или просто лень возиться с костром и дровами, то сварить кашу, уху, вскипятить чай можно в этом наборе хоть на чем: ветки, шишки, сухое горючее, горючий гель, компактная газовая горелка. Главное, что таганок защищает от ветра и концентрирует тепло внутри, что сильно повышает КПД.

Котелок-примус в сборе:

Слева-котелок, в середине-таганок, справа-примус:

Туристический примус: описание, виды и выбор

Туристические примусы — современные бензиновые и газовые приборы, позволяющие готовить пищу в походных условиях. Они абсолютно незаменимы в путешествиях и на отдыхе «дикарями». Большинство таких приборов обеспечивает довольно быстрый нагрев посуды, дает возможность легко приготовить пищу в котелке или кастрюле, не требует сложного обслуживания. Приобрести подходящее топливо тоже не составляет труда. Рассмотрим в статье, как выбрать оптимальную модель туристического примуса, чтобы не оказаться в сложных условиях без доступа к горячему питанию.

Читайте также:  Уютное место для чтения и хранения книг

Что это такое и зачем он нужен?

Туристический примус — портативный прибор, обеспечивающий возможности для использования источника огня, вне доступа к стационарным плитам. С самого начала к этой категории горелок относились исключительно модели на жидком топливе — керосине, бензине. Среди современных вариантов можно найти и газовые решения, обладающие довольно хорошим КПД, к тому же более удобные в транспортировке.

Все примусы отличаются бесфитильным типом конструкции и, по сути, напоминают паяльную лампу. При подаче под давлением топливо обеспечивает необходимую интенсивность горения. Входящая в состав конструкции конфорка обеспечивает возможности для распределения тепла при нагреве по днищу посуды.

На одной заправке изделие может работать до 50-60 минут. В отдельных случаях применяются модели, в которых в качестве топлива выступает газовый баллон.

Первые примусы не являлись походным снаряжением, использовались в стационарных условиях. В дальнейшем их высоко оценили путешественники, туристы, любители походов, участники экспедиций. В России примусами оснащались домовладения, до которых еще не дошла всеобщая газификация. Собственное производство было налажено в стране с 1922 года, сегодня сфера использования прибора ограничена преимущественно областями, не связанными с домашним хозяйством.

Преимущества и недостатки

У примусов, имеющих богатую историю использования во многих странах мира, есть свои плюсы и минусы. Среди преимуществ этих нагревательных приборов можно отметить:

  • максимально высокий КПД — гораздо выше, чем у других видов нагревательных приборов автономного типа;
  • компактные габариты, удобные для перевозки и переноски;
  • невысокие потребности в топливе;
  • адаптированность для работы практически в любых условиях;
  • возможность оперативного решения проблем с топливом — приобрести бензин или газовый баллон можно в любой стране мира.

Недостатков также хватает. Не имея опыта, довольно сложно разобраться с процессом розжига. Бензиновые модели склонны к засорению форсунок из-за особенностей топлива. Работающие на керосине варианты техники более надежны. А также трубки горелок могут скапливать внутри налет, образующийся в результате сгорания топлива.

В некоторых моделях при горении наблюдается сильный шум. Кроме того, примусы в целом сложно отнести к разряду экологичных и безопасных видов нагревательных приборов.

При неправильной эксплуатации техника может взорваться.

Разновидности

Среди существующих разновидностей примусов можно отметить несколько вариантов конструкции.

  • Керосиновый. Считается устаревшим, такие модели можно отнести к родоначальникам походного оборудования для приготовления пищи. В связи со сложностью получения доступа к качественному топливу, керосиновые примусы сегодня оказываются практически невостребованными. В продаже их найти довольно сложно, но при должном уходе и обслуживании вполне можно использовать модели, выпущенные несколько десятилетий назад.

  • Бензиновый. Универсальный прибор, обеспечивающий возможность для эксплуатации в самых сложных условиях. Техника работает при температурном режиме до −50 градусов по Цельсию. Приборы пригодны для применения исключительно на открытом воздухе. Их нельзя располагать внутри палатки, следует соблюдать определенные меры предосторожности.

  • Газовые. Современные модели с баллонами по 5 л или компактными сменными картриджами отличаются высоким уровнем безопасности. Расход топлива здесь гораздо ниже, найти заправку тоже не составляет труда. При сгорании газа не образуется опасных соединений, нагара, скапливающегося на стенках трубки, подающей топливо. Современные туристы все чаще выбирают именно этот вариант для использования в походных условиях.

Сравнив керосиновые, бензиновые и газовые приборы, можно без лишних затруднений сделать окончательный выбор, обеспечив себе приобретение современного примуса для туризма и походов.

Популярные модели

Современные производители выпускают целый ряд моделей походных примусов. Среди них можно обнаружить как классические жидкотопливные, так и газовые варианты с разной продолжительностью автономной работы.

Primus MFS 3288

Мультитопливные горелки, отличающиеся универсальностью применения. Модель может работать на керосине и бензине, поддерживает подключение газовых баллонов. Конструкция горелки предусматривает наличие складных ножек, соединение с топливным баком осуществляется при помощи гибкого шланга в оплетке из металла. Расчетная мощность 2800 Вт. Популярность модели многократно подтверждена туристами и походниками с разным уровнем опыта.

Классическая модель примуса, в комплектацию которой входит сама горелка, воронка для залива топлива, универсальный ключ, запасные элементы (сальники) и ручка. В качестве горючего выступает автомобильный бензин с небольшим октановым числом. Бачок для топлива вмещает 120 мл – этого достаточно для работы на протяжении 35 минут при максимальной мощности. Литр воды закипает за 8 минут, на одной заправке можно вскипятить чайник, сварить суп.

Отсутствие насоса делает работу с этим жидкотопливным примусом более простой и понятной. Изделие требует предварительного прогревания чаши сухим или жидким горючим. Сформированное внутри давление позволяет вытеснять горючее, при попадании к горелке оно становится парообразным, быстро сгорает. Модель стоит менее 2000 рублей, имеет продолжительный срок службы.

«Мотор Сич ПТ-2» и «Мотор Сич ПТ-3»

Примусы украинского производства, давление в системе которых нагнетается при помощи насоса. Разница между модификациями заключается в расходе топлива — 0,25 или 0,3 л в час, расчетная мощность 3 кВт. Примусы среди опытных туристов считаются недоработанными, практически всегда купленное изделие приходится дорабатывать напильником, менять комплектующие. При прогреве на горелке рекомендуется применять сухое топливо.

Изделия характеризуются тихой работой, высокой скоростью нагрева воды. В наличии удобный кейс для переноски и хранения.

«Шмель»

Примусы «Шмель» выпускались в 4 модификациях, отличавшихся объемом топливного бака. Сегодня этот вид продукции производится в Казахстане и носит название «Дастан». Стандартный расход топлива в день — около 35 мл на человека. В качестве горючего применяется гептан или чистый бензин для автомобилей. В модели предусмотрен насос, применяемый для нагнетания давления.

Среди отличительных характеристик современной версии «Шмеля» можно отметить значительную емкость бака — 0,8 л, этого достаточно для непрерывного горения на протяжении 3,5-5 часов. Примус поддерживает использование посуды с диаметром дна до 210 мм. Изучив обзор походных моделей «ПТ-1», «Мотор Сич ПТ-2» и «ПТ-3», «Шмель», можно определиться с их техническими характеристиками и принять окончательное решение.

Как выбрать?

Приобретая необходимый походный инвентарь, нужно обязательно уделить внимание правильному подбору примуса. Сделать выбор в пользу газовых или жидкотопливных моделей бывает довольно сложно. Но первое, что стоит учесть: сезонность применения оборудования. Газовые версии имеют ограничение по температурному режиму применения — по достижении порога в −30 градусов Цельсия он плохо горит. Для экстремального туризма наиболее предпочтительным вариантом станет именно жидкотопливный примус.

Опыт использования тоже важен. Газовые версии не требуют сложной заправки — в большинстве случаев используются одноразовые сменные баллоны или штатные емкости по 5 л. Компактные модели пригодны даже для использования внутри просторной палатки. С жидкотопливными вариантами может справиться не каждый опытный походник. Если примус покупается для восхождения в горы или длительной экспедиции, оптимальным решением станут именно варианты на жидком топливе.

Для особенно сложных условий можно приобрести комбинированный мультитопливный вариант. В этом случае горелка будет иметь сменные форсунки для перехода между разными версиями горючего.

А также для комфортной эксплуатации следует учесть ряд других важных характеристик.

  • Скорость закипания 1 л воды. Замер должен производиться при комнатной температуре. Производитель обычно указывает этот параметр, или его можно обнаружить в обзорах пользователей примусов.
  • Максимальный расход топлива. Если учесть, что горючее приходится нести или везти с собой, этот фактор будет иметь важное значение.
  • Масса и размеры горелки. При путешествии с рюкзаком лучше выбирать наиболее компактные решения.
  • Наличие различных опций. Наиболее полезными в условиях похода являются пъезоподжиг и возможность регулировки пламени.

Учитывая все эти моменты, можно обеспечить правильный подбор примуса для похода, поездки или использования на даче.

Тонкости эксплуатации

При использовании примусов очень важно соблюдать определенные правила. Среди общих рекомендаций можно выделить запрет на эксплуатацию в плохо вентилируемых помещениях. При эксплуатации в условиях палатки или автоприцепа бывает довольно сложно обеспечить достаточные меры безопасности. Примусы — техника с повышенным уровнем пожарной опасности, их горелка всегда должна оставаться открытой. При перегреве нагревательный прибор может просто взорваться.

В ходе эксплуатации примуса на базе жидкого топлива порядок розжига будет следующим:

  • залив топлива в специальный резервуар в пределах 2/3 от его полного объема;
  • при наличии насоса — накачивание давление воздуха в баке;
  • прогревание горелки путем наливания в ее чашу топлива с его практически полным сгоранием;
  • открывание подачи топлива, при возгорании оно должно давать синее пламя.

Если в примусе нет чашки, можно обойтись без предварительного прогрева. Первоначально при розжиге пламя здесь имеет желтый оттенок, после прогрева приобретает синий цвет. Погасить примус можно при помощи специального регулировочного винта. Им перекрывается подача топлива, далее нужно дождаться, пока примус остынет. В дальнейшем необходимо воспользоваться воздушным винтом, и сбросить давление.

В примусе на жидком топливе должен находиться специальный предохранительный клапан, предотвращающий перегрев. Но не стоит забывать, что при сбросе давления происходит выплеск топлива, и он может стать причиной пожара.

Заправка горючим и его долив происходит только в остывший примус. Нельзя производить эти манипуляции с горячим прибором.

В следующем видео вас ждут запуск, тест и впечатления от туристического примуса ПТ-3.


Туристическая (походная) печь: 3 варианта изготовления

Чтобы в походе приготовить обед или нагреть воду для чая, вам понадобится печка, которую можно соорудить своими руками из подручных средств.

Как работает конструкция

Главные требования к походной печке – легкость и компактность. Ее без труда можно собрать и разобрать для того, чтобы сложить в рюкзак. Самая простая походная печь состоит из минимума элементов и не нуждается в дымовой трубе или корпусе с теплосберегающими свойствами. Среди основных составляющих этого устройства отмечают камеру сгорания и поддув.

Подобная конструкция позволяет топливу, будь то щепки или древесина, полностью истлеть, при этом тепло направляется строго вверх.

Можно обойтись и без поддува, соорудив одну только камеру сгорания, например, из двух кружек. С помощью такой печи можно подогреть пищу. Но для того чтобы ускорить время разогрева в несколько раз и увеличить КПД устройства, можно использовать маленький вентилятор, работающий на батарейках, в качестве поддува. В результате происходит полное сгорание топлива с высоким пламенем и отсутствием дыма.

Разновидности мини-печек

В туристических магазинах представлен хороший выбор походных печей, которые в народе называют «костер без костра», «деревянный примус» или «индейская свеча». Существует множество как простых, так и более сложных моделей, и каждая из них имеет свои особенности. Например, походная печь фирмы Bushbox, несмотря на известность и сложную конструкцию, имеет ряд неудобств. Для ее розжига нужно использовать только определенный вид топлива. Процесс горения невозможно регулировать, из-за чего дрова прогорают очень быстро, а еда не успевает приготовиться.

Многие походные печи заводского производства были разработаны для автомобильного туризма, поэтому они нередко отличаются большими размерами.

В качестве альтернативы печи в походе для приготовления пищи можно использовать мангал. Но, во-первых, он не совсем удобен в транспортировке, а во-вторых, возникают сложности с топливом. Для этой конструкции нужны специальные дрова, которые после сгорания оставляют угли, а таким свойством обладают далеко не все породы древесины.

Поэтому для туризма больше подойдет печь, отапливаемая обычными дровами. Такая конструкция совместила в себе целый ряд преимуществ:

  1. Легкость и удобство транспортировки благодаря малому весу.
  2. Простота использования и возможность регулировать мощность. При выборе небольшой емкости для корпуса, например, кружки или консервной банки, печь годится для нагрева маленьких объемов. Если в качестве корпуса использовать ведро, то с помощью этой печи можно приготовить обед для большой компании.
  3. Неприхотливость в топливе. Для розжига подойдут любые горючие материалы: ветки, дрова, шишки, сухая трава и листья.
  4. Высокий КПД благодаря специализированной конструкции.
  5. Небольшой расход топлива. Спалив всего несколько щепок, можно вскипятить литр воды. Благодаря тому, что сначала сгорают дрова в середине, затем по краям, походная печка прогревается равномерно, а сама древесина может тлеть очень долго.
  6. Возможность повсеместного использования.
  7. Безопасность. Благодаря тому, что огонь горит внутри дров, корпус остается теплым, и его можно спокойно держать в руках. Во время треска огня искры остаются внутри банки и не могут навредить окружающим.

Как соорудить печь в походе из подручных средств

Рассмотрим три варианта самодельных печек, которые без труда можно смастерить своими руками.

Вариант 1. Консервная банка в роли печи

Наиболее доступный и простой способ сооружения мини-печки – это использование консервной банки. Можно даже приспособить железную кружку. В этом случае главное, чтобы параметры будущей походной печки совпадали с размерами высокого стакана.

Как за считаные минуты создать простое, но функциональное устройство, поэтапно описано в инструкции:

  1. В первую очередь в дне корпуса (кружки или банки) проделываются отверстия для обеспечения тяги: одно большое или несколько маленьких, чтобы угли не выпадали наружу.
  2. Затем походная печь заполняется мелкими древесными чурками по принципу «индийской свечи», то есть они располагаются в вертикальном положении, не выступая за края банки. Толщина деревяшек должна примерно соответствовать толщине пальца.
  3. Следующим шагом нужно вытащить из печи чурку, расположенную в центре конструкции. Полученное пространство станет каналом для прохождения воздушных масс. Кстати, они должны совпадать с отверстиями, проделанными в дне ранее.
  4. Приступаем к розжигу печи. Для этого в полученный воздушный канал нужно заложить небольшой кусок бумаги или пучок сухой травы и поджечь.
  5. Объем готового устройства составляет порядка 500 мл. Такая емкость может гореть примерно 25 минут, и этого вполне хватит для приготовления несложного блюда или закипания воды. Главное, что окружающая территория не будет подвержена задымлению.

По такому же принципу можно создавать более мощные походные печи, например, если компания состоит из нескольких человек. Для этого нужно взять емкость на 1-2 литра и, соответственно, увеличить количество дров.