Легенда одной реки

Алтайские легенды о реках Катунь и Бия

Собрал Афанасьев Владимир Михайлович

У алтайского народа сложилось много преданий о великих реках Горного Алтая.

Все легенды

О хозяине горы и девушке Катынг

Давным-давно, прогуливаясь по окрестностям гор, девушка Катынг встретила в горах молодого и красивого юношу. Они понравились друг-другу, поженились и стали мужем и женой. Парень привел свою молодую жену в свой дом-пещеру, он, оказывается, был хозяином горы. Но наступила осень, и хозяин горы заскучал. Стал долго сидеть на вершине горы и смотреть на заходящее солнце. Когда Катынг спросила, что тревожит его, парень ответил, что до следующей весны им придется расстаться, и исчез. Долго искала Катынг своего любимого по долинам и лесам, по пещерам и лугам. Наконец нашла.

В большой пещере хозяин горы сидел за большим столом замерший, даже с носа у него свисала большая сосулька. Девушка тронула его за плечо. Проснувшись, хозяин горы сказал, что больше они не увидятся – человек нарушил сон Земли. Оказывается, когда вся Природа погружается поздней осенью в сон, хозяева гор тоже засыпают. Весной, когда хозяин горы просыпается, он открывает двери в горе, вылетают из дверей птицы, разбегаются звери. Долго оплакивала Катынг исчезновение парня, целую реку слез выплакала. Превратившись в реку, Катынг ищет своего любимого до сих пор. Ищет по горам и долинам, степям и тайге.

Легенда о реках Катунь и Бия

Когда-то, по представлениям аборигенов Алтая, реки Катунь и Бия были супругами. Бий – господин, Кадын (Катын) – жена. Жена была сварливая, неуживчивая, а муж – спокойный, тихий, умный. Он уживался с другими реками, был в мире с горами-великанами. Его сварливая жена Катунь поссорилась со всеми реками и горами и не давала покоя супругу. Тогда реки и горы посоветовали Бию вызвать свою супругу на состязание. Кто в этом споре-состязании победит, тот должен и верховодить в семейной жизни.

Устроили состязание на быстроту бега. В присутствии свидетелей были определены условия пари и вынесено решение: кто из супругов раньше достигнет горы Бабырган, что высится на севере алтайских гор, тому и быть главой семьи. Так началось между ними состязание. Стоящие на пути Бия тайга и горы раздвигались, давая ему путь, потому что симпатии их были на его стороне. А на пути Катуни, наоборот, горы сдвигались, мощные скалы становились преградами.

Сварливая Катунь, с трудом преодолев все преграды, наконец, вырвалась в долину и достигла горы Бабырган, уверенная, что прибыла первой. Но, к ее удивлению, Бий уже давно миновал эту гору. Бабырган, увидев отставшую от мужа Катунь, громко расхохотался.

«Что ты, разинув пасть, смеешься?» – спросила у Бабыргана сварливая Катунь, на что последовал ответ: «Твой муж уже давно тебя ждет в долине, а ты все еще плетешься здесь». Еще сильнее озлобившись, Катунь со всего размаха ударила Бабыргана по щеке и понесла свои воды дальше. Настигнув мужа, в порыве гнева она закатила и ему пощечину, но потом, одумавшись, сказала: «Хотя я проиграла в споре, но зато я жена не простого человека, а бия – господина». С тех пор за супругом Катуни закрепилось второе имя: Бий-суу – господин вод.

Обе реки, Бий и Катунь, слившись воедино, продолжали свой путь на Север, образуя Обь (от алтайского слова «оп» – своенравие). Катунь после слияния с Бием успокоилась, стала кроткой. Стыдясь своих прежних выходок, так и не вернулась на Алтай.

Бия и Катунь

Бий (господин) послал своего чиновника с просьбой к Катынг (барыня). Бий приглашал Катынг соединиться с ним и течь одним большим руслом, образуя новую большую реку. Катынг – гордая, бурливая, не хотела терять самостоятельности и категорически отказала в просьбе Бию. Разгневанный таким отказом, Бий прогнал и проклял чиновника, который не сумел уговорить Катынг. От проклятия чиновник обратился в птицу, которая до сих пор живет в горах Алтая. Эта птица имеет одну сторону лица красной. От несправедливости к нему (чиновнику) птица прячется от людей в скалах. Краснота одной стороны лица – спекшая кровь от удара разгневанного Бия. А Бий, спокойный и величавый, иногда, вспоминая отказ Катынг, становится буйным, заливая села, стоящие на его берегу. А птица до сих пор прячется в скалах – это улар.

Легенда о реке Катунь и горе Бабырган

В одном стойбище жили красивая девушка Катунь и богатырь Бабырган, и любили они друг друга. Но отец девушки не дал согласия на их брак, поэтому они решили убежать. Хватился утром отец – нет дочери. И так он рассердился, что стал хватать большие камни и бросать их в сторону предполагаемого пути беглецов. Долго бросал он камни, и под конец схватил он не камень, а целую гору, которая упала прямо на богатыря и убила его. Остановилась Катунь возле этой горы, плачет. Тут и отец настиг, велел возвращаться. Заупрямилась Катунь. Схватил тогда отец её за рукав, но вырвалась Катунь, оторвав рукава платья, и побежала прочь. А там, где рукав оторвался, образовалась протока. А гору люди назвали по имени убитого богатыря – Бабырган. До сих пор смотрит Бабырган на свою красавицу, которая бежит мимо него в поисках лучшей доли.

Легенда о Катуни и Бии

Давным-давно на Алтае жил прославленный богатырь Сартыкпай. Много славных легенд о нём сложено. Рекам, горам помогал Сартыкпай. Однажды, когда богатырь давал дорогу дальним рекам Алтайских гор, он задумался, как помочь другим рекам и ручейкам. По одной из легенд, Сартыкпай три дня думал, отчего образовалось под указательным пальцем Телецкое озеро. Но не знал тогда Сартыкпай, что далеко у горы Белухи его сын Адучи ищет путь для реки Катунь. Тот так спешил, что в спешке повел Катунь на запад, но потом, одумавшись, повернул её на восток. Тут прилетел черный дятел и говорит Адучи: «Отец твой думает, как помочь другим рекам, беги к нему». Адучи тотчас повернул реку на северо-восток, побежал навстречу отцу, ведя за собой Катунь. Отец, не дождавшись сына, повел из Телецкого озера реку Бию. Параллельно бежал сын Адучи, ни на шаг не отставая от своего могучего отца. Вместе, в один миг встретились они, слились Бия с Катунью, образовав широкую Обь. И понесла она воды многих рек и ручьев Алтая в далекий Северный Ледовитый океан.

Пороги реки Катунь

Два богатыря, отец с сыном, задумали прославиться, построив мост через бурную Катунь. Начали они работу. Добрый Ульгень согласился помочь, но с условием, что во время работы они будут держать себя в чистоте. Огромные камни посыпались с обеих сторон своенравной реки. Осталось не более сажени для арки, под которой должна была течь река. Вечером богатыри остановились на отдых. Ульгень охранял их покой. Проснувшись после крепкого сна, отец увидел, что много камней из насыпи поглощено Катунью, потому что сын его не стал соблюдать условие доброго друга. Отец с негодованием на челе садится на ближайший камень и грустно смотрит на неоконченное строительство. Следы его огромных ног отпечатались на камнях и остались каменные насыпи выше устья реки Чемал.

По слухам, богатырь-отец пытался ещё несколько раз осуществить свою мечту, да не в силах одному совладать со своенравной Катунью. До сих пор следы его творений видно на реке Катунь в виде порогов.

О мосте через Катунь

К археологическим памятникам XIII в. на Алтае относится строительство дорог и сооружений для переправы через Катунь. Так следы древней, расчищенной и разработанной дороги есть на перевале Чике-Таман. Выше устья Большого Ильгуменя, напротив Кор-Кечу на обоих берегах Катуни заметны следы древних приспособлений для переправы через реку. В выступах скал продолблены дыры, предназначенные для строительства канатного моста китайского типа, наподобие тех, которые известны в Китае. Строительство моста в этом месте, по легенде алтайцев, связано с именем богатыря Сартакпая.

Давным-давно в горах Алтая жили пастухи на одном берегу реки, а охотники на другом. Сын пастуха Кечу полюбил чернокосую Ильгумень – дочь охотника. Целыми днями сидели влюбленные на противоположных берегах реки и смотрели друг на друга. Разговаривать они не могли, шум бегущих струй заглушал слова любви. Однажды, когда влюбленные смотрели друг на друга, началась гроза. Молния ослепила молодых людей, они ослепли и перестали видеть друг друга. Убитые горем родители юноши и девушки решили нарушить закон предков и опустили ослепших детей в бурные потоки реки, чтобы хоть там они соединились навсегда. Река соединила влюбленных и вынесла их на остров, где добрые духи вернули им жизнь.

А тем временем в стойбище, где жили родители юноши, забрел путешествующий богатырь Сартакпай. Он пожалел убитых горем стариков и дал им клятву, что больше никто из влюбленных, живущих на разных берегах реки, никогда не погибнет. Сартакпай выдолбил кинжалом большую дыру в самой высокой скале на берегу реки, потом швырнул стрелу в такую же скалу на другом берегу реки. Стрела пробила и в ней дыру. Затем Сартакпай сплел металлический остов, застлал его досками и подвесил над рекой, хорошенько закрепив, благодаря дыркам на скалах. А когда дети пастухов и дети охотников побежали по мосту навстречу друг другу, то Луна засмеялась от радости. Спасенные рекой и жившие на острове влюбленные прозрели в тот же миг и по Луне поняли, что в стойбищах родителей большая радость. Это подтвердил сам Сартакпай, ехавший по берегу реки на коне. Он тотчас помог перебраться юноше и девушке на берег. Влюбленные увидели, что у них теперь есть мост через реку. Мост принес счастье людям и добрую славу Сартакпаю.

О Катунских воротах

В одной живописной долине Алтая в давние времена правил подданными хан Бешпек. Была у него дочь Катунь – печальная юная красавица. Она всегда пела одну и ту же песню о девушке и одиночестве. А закончив пение, подходила к скале и прикасалась к холодным камням рукой. Скала раздвигалась, образовывая вход в пещеру. Катунь заходила туда. Там, в глубине пещеры, стояли, образуя крест, четыре сундука, В одном хранились монеты золотые, в другом – серебряные, в третьем – радость, в четвертом – счастье. Катунь открывала сундуки поочередно, набирая всего понемногу.

Читайте также:  Домик для кошки из газетных трубочек

А в это время к входу в пещеры, всегда в одно и то же время, приходил верблюд. Он жил в пещере рядом с той, в которой были спрятаны сундуки. Катунь грузила четыре мешка на верблюда и это богатство раздавала бедным. И как только она отдавала последнюю монету – улыбка радости озаряла печальное лицо красавицы. Делала это Катунь на рождение каждой новой Луны. Но узнал об этом злой дух Алмыс и не захотел мириться с добром. Он решил расправиться с Катунью. Однажды, на очередное рождение Луны, он затаился за скалой, ожидая, когда закончит песню Катунь. Девушка закончила пение и уже подняла руку, чтобы прикоснуться к скале, но на мгновение задержала руку. На нее с восхищением и любовью смотрел подъехавший всадник, молодой и красивый богатырь Чемал. В этот миг злой дух Алмыс обрушил скалу и навсегда засыпал вход в пещеру, где стояли ящики. Катунь вскрикнула от обиды и горькие слезы потоком хлынули из глаз красавицы. Алмыс, торжествуя победу, крикнул: «Если сумеешь до первой утренней зари откопать свои ящики – твоя взяла, ты победила…». Бросился богатырь Чемал ворочать камни, чтобы помочь возлюбленной. Всю ночь он ворочал камни. Разрыл обе пещеры, превратив их в две горы, но четыре ящика и верблюд исчезли бесследно. Вот уже и первый луч утренней зари скользнул по горным вершинам… Обнял тогда Чемал прекрасную Катунь, пытаясь утешить. Пуще прежнего забилась в рыданиях юная красавица, а злой Алмыс закончил свое черное дело. Он швырнул в молодых людей горсть заколдованного песка. Катунь обернулась рекой, а Чемал застыл скалистыми утесами – «воротами». Бурными потоками прорывается в этом месте через узкий проход между скалами Катунь. Это Чемал держит в объятиях красавицу Катунь. Две высокие горы – Верблюд и Крестовая – «смотрят» на них, они вблизи находятся. Старый хан Бешпек от горя превратился в гору. Она со временем разрушилась и заросла лесом.

У самой подошвы Бешпека, на живописном пологом склоне, находится известный во всей России горный курорт «Чемал». Он славен особенными бальнеологическими условиями: сухим, теплым воздухом, обусловленным «фенами», круглый год дующими по течению реки Катунь. А так же воздухом, настоянным на фитоцидных выделениях соснового леса, покрывающего склоны Бешпека.

Легенда про Катунь и Бию

У алтайского народа есть несколько легенд о реках Бия и Катунь. Одна из них гласит, что когда-то на Алтае не было больших рек и гор. На огромной равнине жил богатый хан Алтай, у которого самым главным богатством была дочь – красавица Катунь. Многочисленные поклонники добивались руки красавицы, но были отвергнуты. Никто не знал, что она тайно любила молодого пастуха Бия.

И сказал разгневанный отец: «Выдам тебя за того, кого пожелаю». Видя своё безвыходное положение, Катунь решила сбежать к любимому. В глухую тёмную ночь она исчезла, а утром хан, обнаружив пропажу, собрал своё войско и сказал, что Катунь будет принадлежать тому, кто её догонит. Бросились воины в погоню, но Катунь обратилась рекой и стремительно помчалась на север, пробивая дорогу среди камней. Пастух Бий, оставив байские отары, тоже превратился в стремительный поток и помчался навстречу с любимой. Не догнали воины беглянку. Она встретились со своим избранником, кинулась к нему в объятия, и так, обнявшись, навечно потекли вместе, образовав могучую сибирскую реку Обь.

Страшно разгневался хан, в гневе превратил всех своих незадачливых слуг в валуны и камни и сам окаменел высокой горой Белухой. Самый быстрый из воинов – Бабырган – дальше всех убежал и теперь стоит, окаменевший, на равнине вдали от гор.

Легенда-сказка о Катуни и Бии

Когда-то в Алтайских горах плескались два озера. Первое называлось молодым парнем, быстрым как олень и смелым, точно орел. Второе озеро было красивее и называлось девушкой, лицо которой было светлее луны, глаза красивее Каракольских озёр и губы краснее июльских пионов.

Парня насильно женили на дряхлой тетке, овдовевшей в старости. Он ненавидел старуху, сердце его и сердце девушки были связаны крепким арканом, который не перерезать, не перерубить. Были они из одного рода и родители рассвирепели, когда узнали, что они любят друг друга. Для девушки стали искать жениха, а парня измучили упрёками и насмешками. Но молодым легче было умереть, чем потерять друг друга.

И сговорились они убежать в далёкую степь, ровную как небо, усыпанную родниками, будто звездами. В лунную ночь заседлали они коней и поскакали. Бий – так звали парня – первым выбежал в степь. Долго искал свою возлюбленную, улыбка радости не появлялась на его лице. А случилось так: отец девушки проснулся не вовремя и в ярости набросал ей на дорогу горы камней до самого неба. Долго билась Катунь – так звали девушку – но ничего сделать не могла. Упала замертво. Перед утром услышала голос возлюбленного, и вновь закипела в ней сила. В кровь себя изодрала, но камни разбросала, а сама – к своему милому. Встретились они в степи, у подножья последних сопок, и, обнявшись, помчались вдаль.

По теме
  • Петроглифы Алтая Член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств рассказывает о том, что Алтай – колыбель многих древних народов Центральной Азии
  • Горно-Алтайский бальзам Лучший тонизирующий напиток делают из ценных лекарственных растений, произрастающих в Горном Алтае
Отзывы и комментарии

Не могли бы объяснить, что это значит: «Катынг»?

Новое в блогах

Озёрные легенды России

Русь озёрная. Забытые легенды

Озеро лотосов в Батаевке – небольшое, но красивое озеро в Астраханской области. Когда-то здесь росли лишь камыши. Теперь это место привлекает туристов со всех окрестных и дальних городов России. Удивительно, как этот цветок прижился на русской земле. Ученые объясняют это особенностями местного микроклимата. Но туристы и местные жители продолжают верить в легенды, коих великое множество.

Впервые озеро Ильмень упоминается в «Повести временных лет» (XII век). По нему проходил великий торговый путь «из варяг в греки». Озеро это считается одним из крупнейших в европейской части нашей страны. В среднем размер озера достигает в длину 47 километров и 38 километров в ширину. В «среднем» сказано только потому, что у озера Ильмень самый большой в России перепад уровня воды при паводке – около 7 метров.

За огромные размеры и буйный нрав новгородцы в старину называли Ильмень Словенским морем. И, действительно, даже сегодня Ильмень в непогоду страшен.

Старики, живущие в прилегающих деревнях, рассказывают, что это морской царь распекает своих хвостатых подчиненных. По другой версии, чудище, с древних времен обитающее на дне Словенского моря, разбушевалось и, размахивая огромным чешуйчатым хвостом, подняло волны до небес. И хотя сведения разнятся, местные относятся к ним крайне серьезно.

Согласно другой точке зрения, озеро получило свое имя в честь сестры скифских князей Словена и Руса Илмеры. Еще одна версия соотносит название «Ильмень» с именем «Илия», которое, как известно, обозначает «сила Божья».
Есть и более прозаичные версии появления названия Ильмень — у некоторых народов нашей страны этим словом называли любое озеро, образовавшееся путем размытия реки. Некоторые связывают имя водоема и со словом «ил» — мол, илистое дно и дало название озеру.

Легенда о Садко

На берегах озера Ильмень родилась известная всем с детства легенда о Садко. Согласно ей, обычный новгородский гусляр однажды сидел на берегу и играл веселую мелодию. Вдруг из водной пучины появился сам морской царь, которому понравилась музыка.

Он решил наградить талантливого юношу и повелел ему пойти на рынок и поспорить с купцами, что он сможет выловить из Ильменя трех рыб с янтарными глазами и огненными перьями. Садко выполнил поручение морского царя и удивил посмеявшихся над ним торговцев тем, что, действительно, выловил удивительных рыб из воды. Выиграв спор с помощью владыки Ильменя, обычный гусляр стал успешным купцом.
Сегодня древнее озеро Ильмень все так же манит к себе шепотом волн, песней прибоя, в которой слышны и отзвуки грозных боев, и гневный крик морского царя, и дивный перебор волшебных гуслей Садко.

Первая известность к озеру Эльтон пришла во времена Ивана Грозного, после завоевания им Астраханского ханства. Тогда здесь началась регулярная добыча соли.

С 1865 года государственная добыча соли была остановлена и передана в руки частных предпринимателей. Большинство из них ринулось на озера Эльтон и Баскунчак. Из-за больших нагрузок и неплановых разработок, длящихся более века, в конце 1980-х годов XX века отработка соли на Эльтоне была прекращена.

Легенды о реках Бия и Катунь

На Алтае есть своенравная красавица Катунь – горная река, которая зачаровывает своей красотой. Каждое время года она “меняет свой наряд”, меняет цвет воды – то молочной волной берега омывает, то небесной бирюзой окрасится, чиста и прозрачна, как слеза. Ее название связывают с алтайским «Кадын-Суу».

В тюркских языках оно имеет несколько значений: царица, владычица, хозяйка. О Катуни сложено немало легенд, сказаний, песен.

1 легенда

“Когда-то реки Бий и Катунь (Кедунь-ханша) были супругами. Жена была сварливая, неуживчивая, а муж – спокойный, тихий, умный. Он уживался с другими реками, был в мире с горами великанами. Его сварливая жена Катунь поссорилась со всеми реками и горами и не давала покоя супругу. Тогда реки и горы посоветовали Бию вызвать свою супругу на состязание, т.е. держать пари. Кто в этом споре-состязании победит, тот должен верховодить в семейной жизни.

Читайте также:  Кусочек торта из фетра

Устроили состязание на быстроту бега до горы Бабыргана. Так началось между ними состязание. Стоящие на пути тайга и горы раздвигались, давая ему путь, потому что симпатии их были на его стороне. А на пути Катуни, наоборот, горы сдвигались, преградами были мощные скалы.

Сварливая Катунь, с трудом преодолев все преграды, наконец, вырвалась в долину и достигла горы Бабырган, уверенная, что прибыла первой. Но, к ее удивлению, Бий уже давно миновал эту гору. Бабырган увидев отставшую от мужа Катунь, громко расхохотался.

“Что ты, разинув пасть, смеешься ?” – спросила у Бабыргана сварливая Катунь, на что последовал ответ:

“Твой муж уже давно тебя ждет в долине, а ты все еще плетешься здесь”.

Еще сильнее озлобившись, Катунь со всего размаха ударила Бабыргана по щеке и понесла свои воды дальше. Настигнув мужа, в порыве гнева она закатила ему пощечину, но потом, одумавшись, сказала: “Хотя я и проиграла в споре, но зато я жена Бия – господина”. С тех пор за ними закрепились эти имена.

Обе же реки, Бий и Катунь, слившись воедино, продолжали свой путь на север Алтын Казыку (то есть Полярной Звезде), образуя Обь, что по ойрот-алтайски “своенравный и ненасытный государь”. Многие известные шаманы-камы в своих мистериях обращались к “Тойбодым”, то есть к “Оби”.

2 легенда

У хана Алтая была прекрасная дочь Катын. Безумно любил ее своенравный отец. Понимал он, что рано или поздно придется девушку отдать замуж, придется расстаться с ненаглядной дочерью. Но хотел он как можно дольше удержать свою Катын дома. Чтобы никто не видел ее красоты, хан построил для нее замок высоко в горах.

Одиноко жила красавица Катын в своем прекрасном, неприступном замке. Никто не мог попасть в эти места, потому что не было туда никаких дорог. Но птицы, прилетавшие с востока, пели для Катын песни о красоте и уме парня по имени Бий, который живет далеко в степях.

Ветры, пролетавшие мимо гордо стоявшего в своем одиночестве замка, шептали красавице о любви Бия к Катын. Разгорались в мыслях девушки прекрасные мечты о счастье с любимым человеком. И вот однажды, наслушавшись щебетанья птиц и шороха ветра, Катын решила сбежать из заточения и встретиться с долгожданной любовью.

Однажды, дождалась смелая девушка, когда уснет ее могучий отец, спрыгнула с высокой скалы и побежала навстречу любимому. Проснувшись, хан Алтай не нашел своей дочери. Поняв, что любимая дочь покинула его навсегда, он послал вдогонку самых ловких и сильных богатырей с приказом догнать беглянку и вернуть назад. Но ни один из воинов хана не смог настичь Катын, которая, ловко прыгая с камня на камень, петляя между скалами, стремительно бежала все дальше и дальше.

Самым быстрым и проворным оказался богатырь по имени Бабырхан. Он уже ухватил Катын за рукав платья, но она, рванувшись, оторвала рукав и устремилась дальше.

Так и не догнали богатыри красавицу Катын, которая встретилась со своим любимым Бием, и они побежали дальше вместе, слившись в одно целое -реку Обь. Так две реки, двое влюбленных соединили свои судьбы навсегда вместе.
С тех пор эти влюбленные неразлучны. А грозный хан Алтай в жестоком гневе своем и в слепой ярости превратил богатырей в камни. Так и стоят они каменными громадами: Сартыкпай, Сарлык и Бабырхан.

Место слияния рек очень живописно – две мощные реки, несут свои воды, сходясь в ещё более величественную — реку Обь. Обе реки имеют разный цвет, летом и осенью Катунь — зеленоватый (бирюзовый), а Бия — белый, то некоторое время реки несут свои воды почти не смешиваясь, образуя «полосатый» бело-зелёный поток. А когда смотришь на гору Бабырган, стоящую на пути Катуни, то можно четко увидеть лицо мужчины, с густыми бровями и большой окладистой бородой – настоящего алтайского богатыря.

Легенда одной реки

Хорошо иллюстрированные и интересные книги покупают родители своим малышам. Чтение сказок на ночь ребенок ждет с нетерпением каждый день. Сказка уносит в неведомые дали, рассказывает о давно минувших событиях, знакомит с занимательными персонажами, учит добру и как победить зло.
Но сказка, легенда, придуманная вместе с родителями — двойной праздник. Ведь в создание легенды ребенок вкладывает свой маленький житейский опыт, делает выводы, наделяет персонажей смелостью, добротой, мудростью и красотой.
Сказка, легенда, воплощенная в самую настоящую книгу, сделанную руками мамы, позволит ребенку гордиться совместной работой с родителями. Он бережно будет листать страницы книги, над созданием которой проведен не один вечер. Такая книга станет хорошим подарком на день рождения друга.
Попробуйте смастерить книгу «Легенда одной реки», которая окунет вашего малыша в мифическое прошлое. Пошаговая инструкция поможет вам быстро справиться с заданием и проявить издательское творчество.

Для работы нам понадобится папка-скоросшиватель, много бисера, ракушек, моток ниток, клей, ножницы, ткань морской тематики, файлы, веточки засушенных растений, бумага, копеечные монеты. Словом все то, что связано с темой моря, реки.

Тканью с морскими мотивами обертываем папку со всех сторон. Закрепляем клеем или нитками.

Ткань немного драпируем, имитируя речную волну.

Далее идет украшение обложки. Внизу наклеиваем на клей ПВА мелкие ракушки, жемчужные бусы, веточки от декоративных растений, имитируя речное, морское дно.

На левую страницу помещаем текст легенды. Лист оформляем бумагой с различными узорами, иллюстрациями, мелким ракушечником, приклеенным ПВА.

На правой странице помещаем фигуру жадного Нила. Ее можно нарисовать, вырезать из журналов. Рабы возле Нила – фигуры нарисованные.Одежду украшаем блестящей тканью у Нила и простыми повязками у рабов. Обозначая жадность Нила, размещаем множество монет в верхнем правом и нижнем левом углу. Для создания пейзажа наклеиваем сухие веточки туи, листвы и т.д.

Слева размещаем текст легенды.

Для изображения невиданных животных и птиц, фигурок людей используем вырезанные фигурки из старых журналов. Буйную растительность того времени изобразим с помощью сухих веточек различных трав, приклеенных на ПВА. Пальма вырезана из бумаги, крона выполнена из веточек туи. Солнышко и тучка сделаны из намотанных на картон ниток и приклеенных ПВА. Лучи солнца выполнены из соломки. Цветы сделаны из гофрированной бумаги, сложенной в несколько раз. Поэтому изображение получается объемным.

На левой странице – продолжение текста легенды.

Изображаем разгневанных богов. Фигуры Зевса и Нептуна нарисованы. Можно вырезать иллюстрацию из журналов. Борода Зевса из ваты. На голове лавровый венок, выполненный из веточек туи. Богатую одежду можно сделать из парчовой ткани, тесьмы с отделкой. У Нептуна трезубец, хвост и браслеты сделаны из бисера разного цвета. Бисер клеим на намазанную ПВА бумагу, просто, рассыпая его внутри контура и слегка прижав пальцем для быстрого приклеивания. Внизу, у ног богов, располагаем фигуру жадного Нила в более простой одежде.

Богатство морского дна или реки показываем на ткани, которой оформляли обложку книги. В неограниченном количестве клеим мелкие ракушки. Для туловища черепашки, дельфина, морской звезды используем разноцветный бисер. Страницу окантовываем узором из бумаги по своему усмотрению. В нашем случае — это декоративный элемент для обоев.

Слева – последние строчки текста легенды.

Еще одно изображение морского дна. У камня резвятся разноцветные рыбки, вырезанные из бумаги. Наклеенные сухие веточки и ракушки создают впечатление буйной растительности морского дна.

Вот такая книга получилась.
Хочется отметить, что совместное творчество с ребенком развивает его речь, воображение, память. Изготовление книги развивает мелкую моторику рук, обогащает словарь ребенка, кругозор. А самое главное, вы становитесь ближе своему малышу. И нет ничего на свете дороже, чем дружная творческая семья. Успехов вам!

Легенды Мира Реки. Тайны Мира Реки: Рассказы

Добро пожаловать в Мир Реки!

В мир самой увлекательной и самой своебразной саги за всю историю приключенческой научной фантастики!

Добро пожаловать в Мир Реки!

В мир, порожденный полетом воображения первого Великого мастера фантастики нового тысячелетия – Филипа Хосе Фармера! В мир странной планеты, опоясанной миллиономильной Рекой. Рекой, на берегах которой загадочные “творцы” создали “искусственный рай”. “Рай”, в котором возрождаются все люди, жившие когда-то на Земле. Возрождаются на берегах Великой Реки…

Легенды Мира Реки 1

Тайны Мира Реки 59

Филип Хосе Фармер
Легенды Мира Реки. Тайны Мира Реки

Легенды Мира Реки

Предисловие

То, что сейчас перед нами – сборник рассказов разных писателей об одной планете. Это – Мир Реки, первый роман о котором был написан мною и опубликован в 1971 г. Первый роман назывался “Восстаньте из праха”. Второй – “Сказочный корабль” появился в том же году. Затем вышли “Темные замыслы”, “Магический лабиринт” и “Боги Мира Реки”.

Книга, которая у вас в руках – мировая антология. То есть, в каждом из рассказов действие происходит в Мире Реки, но все они написаны разными авторами. Этим писателям дана была “карт бланш” относительно ситуаций и характеров, но они должны были следовать построению и морали Мира Реки так, как было задано мною. Однако, если действие происходит на планете, где протекает река почти в восемнадцать миллионов миль длиной и которая населена более чем тридцатью шестью биллионами и шестьюстами миллионами человеческих существ, которые жили и умерли на Земле в промежуток со 100 000 до н. э. до 1983 н. э., писатели не особенно связаны.

“Через темную реку” – ведущий рассказ, написанный мною. “Дыра в аду” – короткий, но сильный рассказ Дэйна Хелстрома – это имя впервые появляется в печати. “Забавы Мира Реки” Дженнингса – первая юмористическая история о Мире Реки, какая только написана. “Веселые молодцы Мира Реки” Бетанкура – посвящена герою, хорошо известному в западном мире. Что ж, это кстати. “Рай для дураков” принадлежит перу Эда Гормана, хорошо известному писателю детективных сюжетов, и это его первый научно-фантастический рассказ. Главный его герой, как можно убедиться, – автор детективов, хорошо известных в двадцатом веке. “Незаконченное дело” Вейнберга, “Всяк человек бог” Резника и Мальзберга и “Два вора” Тертлдава представляют находчивую добродетель и высокую степень воображения, какие мы вправе ожидать от этих писателей.

Читайте также:  Декорирование пасхального яйца мастер класс папье маше

А на самом деле я, как один из издателей, отбирая эти рассказы для включения в антологию, очень доволен тем, что они основываются на концепции другого писателя и тех исторических персонажах, о которых они предпочли написать.

Надеюсь, вам эти рассказы понравятся так же, как и мне.

Филип Хосе Фармер
Через темную Реку

– Как? Ты прописывал лимонный сок, чтобы лечить холеру? Ты вылечивал детей, которые не могли дышать так долго, что их личики становились синего цвета? И молодых женщин в истерическом припадке? Ты засовывал свой мизинец им в задний проход? Presto! Changeo! И они навсегда избавлялись от инфантилизма и от раздражения кожи?

– Что? Вы ищете женщину, которая, как предполагают, родила ребенка где-то на Реке? Ребенка? В этом мире, где все стерильны и ни одна женщина не забеременела? И вы верите, что это правда? А как насчет того, чтобы купить Бруклинский мост?

– Нет? Тогда как же насчет осколка от Истинного Креста? Ха-ха-ха! И вы верите, что этот ребенок, полученный в результате партеногенеза, – Иисус Христос, родившийся снова, чтобы спасти нас, жителей Долины? И вы пустились в путь вверх по Реке, чтобы найти этого младенца? Да за кого вы себя считаете? За одного из Троих Волхвов? Ха-ха!

Вот потому-то доктор Эндрю Пэкстон Дэвис не останавливался подолгу ни на одном месте, пока его не задержал Ивар Бескостный. Он бродил по Верхней Долине, редко останавливаясь, точно как на Земле, где он был бродягой из бродяг. В 1800-х в ранних 1900-х он бродил по многим городам Соединенных Штатов. Там он читал лекции и практиковался в своем искусстве врачевания, а иногда основывал колледжи по остеопатии. Денвер, Колорадо, Куинси, Миссури, Питтсбург, Пенсильвания, Цинциннати, Огайо, Лафайетт и Индиаполис, Индиана, Даллас и Корсикана, Техас, Бэйкер Сити, Орегон, Лос-Анджелес, Калифорния – и многие другие места.

Потом он основал невропатию, эклектическую дисциплину лечения. В ней соединились все лучшие черты остеопатии, хиропрактики, магнетизма, гомеопатии и других систем безлекарственной медицины. Он пропагандировал это вдохновленное Богом Евангелие по всей стране. И написал четыре толстые книги, которыми пользовались остеопаты и офтальмологи и читались многими лечащими наложением рук по всем Соединенным Штатам.

– Из хождения взад и вперед по Земле и из бродяжничества вверх и вниз по ней.

Это был ответ Сатаны Богу, когда Он спросил:

– Откуда ты взялся?

Так нужно было бы сказать и об Эндрю Пэкстоне Дэвисе. Но Дэвис чувствовал отвращение к Сатане, примером для него был Иов, который “был совершенен и прям, и тем, кто боялся Бога и сторонился зла”.

С тех пор, как Дэвис проснулся в Мире Реки, он страдал от мучений Иова. Все же, он не колебался в своей вере больше, чем Иов. Должно быть, этот мир сотворил Бог, но Великий Искуситель тоже здесь присутствовал. Для того чтобы это понять, достаточно взглянуть на здешних жителей.

Жители Мира Реки чаще всего видели во сне потерянную Землю. Единственным исключением был кошмар о массовом воскрешении в День Великого Крика, когда все мертвые кричали одновременно. Ну и звук должен был получиться!

Доктор Эндрю Пэкстон Дэвис часто просыпался, испуская стоны, иной раз крики, стряхивая с себя этот кошмар. Но бывало, что он видел другой сон, который расстраивал его куда больше.

Например, ранним и все еще темным утром пятой годовщины Дня, он болезненно очнулся от внушенного Миром Реки кошмара. Не ужас, но стыд и унижение написали сценарий для этого драматического сна.

Он получил диплом доктора медицины в медицинском Колледже Раша в Чикаго в 1867 году. Но, много лет проработав врачом в сельских местностях Иллинойса и Индианы, он стал недоволен своей практикой. Он всегда был правдоискателем, а тут убедился, что новая наука и искусство лечения, установленные доктором Эндрю Тэйлором Стиллом, повсюду пробивает себе дорогу. Дэвис был одним из первых, кто закончил обучение в заново открытой школе остеопатии в Кирксвилле, Миссури, в 1893 году.

Но, в результате исследований и исканий, он решил, что одной остеопатии недостаточно. Отсюда – его собственная наука и учрежденный им колледж невропатии в Лос-Анджелесе. Когда он умер в возрасте восьмидесяти четырех лет от рака желудка – в его кошмарах повторялась в том числе и та долгая агония – он все еще был главой процветающего медицинского учреждения.

Однако медицинская наука значительно усовершенствовалась со времени его рождения в 1835 до его смерти в 1919 году. И далее она развивалась с невероятной скоростью. Люди из последних лет двадцатого столетия, информировавшие его об этом, рассказывали Дэвису такие вещи, которые звучали чем-то вроде фантастических романов Г. Д. Уэллса.

Тем не менее, в течение первых двух лет его пребывания в Мире Реки он с гордостью рассказывал врачам, которых встречал, о своих знаниях и свершениях. Он также укрепился в вере в новое рождение Спасителя. Так много людей над ним смеялось, что он сделался крайне осторожным в своих рассказах докторам медицины о том, что практиковал искусство излечения. Он хотел бы стать столь же скрытным и в откровенностях о своей задаче непрофессионалам. Но как он смог бы найти Святую Мать и Святое Дитя, если бы Дэвис не рассказывал людям о том, как он их ищет?

Этим утром Дэвис проснулся и лежал весь в поту, причиной которого вовсе не была температура. Через некоторое время он смутно припомнил один сон, предшествующий тому сну, который вызывал насмешки и глумление.

Он стоял на вершине холма возле башни и как раз начал спускаться с холма, когда услышал, что его зовет король. Дэвис обернулся и посмотрел вверх сквозь сумерки, которые окутывали все его сны. С вершины башни на него пристально смотрел Ивар Бескостный. Как обычно, король слегка улыбается. Рядом с королем Энн Пуллен, королева не только страны Ивара, но и всех шлюх всего мира, высунулась в пространство с верхней стены. Ее обнаженные груди свисали над вершиной камня. Потом она подняла одну грудь и швырнула в Дэвиса.

Легенда одной реки

«Волга для России — это гораздо больше, чем река…», — написал Евгений Евтушенко в стихотворении «Любовь России к ней нетленна…». Волга так важна для нас, что 20 мая даже отмечается ее праздник. На реке происходили важные исторические события, о ней слагали легенды и писали сказки. Давайте вспомним их.

Легенды о Волге
Почему татары не взяли Нижний

Нашествие хана Батыя охватило большую часть Руси. Удивительно, что Нижний Новгород татары не навестили. Русский народ объясняет это по-своему.

Весной подошло войско татарское к Волге реке. Отправили дозорных. У реки женщины в то время белье полоскали. Увидев врага, избили женщины дозорных коромыслами. Тогда и раздумал хан нападать на город.

Как есть встал батюшка Нижнiй Новгородъ

Мордовская легенда рассказывает о покорении мордвы русским и об основании Нижнего Новгорода.

Старики из мордвы узнали о поездке князя Мурзы по Волге и прислали ему дары. Князь обрадовался знаку покорности мордовского племени и поплыл дальше изучать земли русские и города основывать. Так и встал батюшка Нижнiй Новгородъ.

Легенда Волга, Рав и Каспий

Жили неподалеку друг от друга два богатыря Каспий и Рав, были дружными соседями. Поселилась рядом красивая девушка Волга и понравилась обоим богатырям. Боролись за сердце красавицы соседи долго. Победил Рав, а Каспий отправился в свою страну Высокого Солнца.

Вскоре у Волги и Рава родились дочери Ока и Кама, а потом и другие дети. Всего у них было более 400 дочерей, сыновей и внуков. В это время Каспий был одинок, но стал сильнее и богаче соперника. Отправился богатырь на сражение с Равом. Вышел на встречу Каспию Рав. Долго богатыри сражались. Загнал Каспия противник в глубокую впадину. Так появилось Каспийское море.

Недолго прожили Рав и Волга после гибели Каспия. Весть о смерти богатыря и красавицы разлетелась по всему миру. Заплакали дети Рава и Волги. Одна из дочерей покатилась по бывшим рекам-родителям. Так появилась новая Волга или Рав, как называет реку мордва.

Сказка
Сказка Льва Николаевича Толстого «Волга и Вазуза»

Волга и Вазуза сестры-близнецы. Однажды поспорили они, кто из них умнее и кто лучше проживет. Решили они плыть разными дорогами в Хвалынское царство утром. Так определится победитель в споре. Вазуза схитрила и уплыла ночью. Волга обогнала ее, и Вазуза назвалась младшей, чтобы сестра простила ее. Тогда и поплыли они в Хвалынское царство вместе.

«Вазуза весной раньше ломает лед и проходит, а Волга позднее. Но когда обе реки сходятся, в Волге уже 30 саженей ширины, а Вазуза еще узкая и маленькая речка. Волга проходит через всю Россию на три тысячи сто шестьдесят верст и впадает в Хвалынское (Каспийское) море. И ширины в ней в полую воду бывает до двенадцати верст».

Из истории
Массовый расстрел 1917-1923 гг на Мочальном острове

17 августа 1918 года произошло убийство председателя Петроградской ЧК Моисея Урицкого и покушение на Владимира Ильича Ленина. На следующий день на Мочальном острове расстреляли 41 человека. Среди убитых были военные, священники, чиновники. Так остров получил название «Нижегородская Голгофа».

Так с Волгой связаны легенды, сказки и исторические события еще до появления Нижнего Новгорода.

АВТОР: АРИНА ПОЛТАНОВА
РЕДАКТОР: ПОЛИНА ХАРИТОНОВА
БИЛЬД-РЕДАКТОР: АНАСТАСИЯ ОМЕЛИНА
КОРРЕКТОР: ВЛАДИМИР АФАНАСЬЕВ

Ссылка на основную публикацию