Открытка – гербарий

Засушили: 15 идей для создания красивого гербария

Осенний гербарий необыкновенно красив. Желтые, оранжевые, красные, пурпурные. Все оттенки листопадного леса не сосчитать! Засушенные цветы и листья можно использовать для детских поделок или сделать из них-то что-то простое, но невероятно креативное. Например, картину или букет, которыми можно украсить детскую комнату или гостиную.

В этой статье мы собрали множество идей для вдохновения. Смотрите — и создавайте из осеннего гербария красивые вещи вместе с ребенком!

В прозрачной рамке будет отлично смотреться даже даже самый простой сухоцвет

© Instagram @ibonessa
© Instagram @marinaz1709

Высушенные цветы и листья можно не только заключить в рамку, но и оформить ее с помощью сухоцветов

© Instagram​​​​​​​ @oh_manechka

Красивый гербарий легко превращается в поздравительную открытку для мамы, бабушки или воспитательницы

© Instagram​​​​​​​ @elena_trufanova_23

Используйте сухоцветы для украшения детских рисунков и поделок

© Instagram​​​​​​​ @svetkatoys

Чтобы картина сохранилась надолго, нужно тщательно высушить все листья

© Instagram​​​​​​​ @lunata79
© Instagram​​​​​​​ @_coloritka_
© Instagram​​​​​​​ @seversky_larets
© Instagram​​​​​​​ @dariashlyapina

Осень — второй шанс сохранить кусочек лета на память

© Instagram​​​​​​​ @by_red_kat

«Нарисуйте» сухоцветами бабушкин портрет, ей наверняка понравится

© Instagram​​​​​​​ @maskasveta
© Instagram​​​​​​​ @elenashteppa
© Instagram​​​​​​​ @xenachacon

Если вы собрали слишком много листьев для гербария, лишние можно превратить в разноцветный осенний букет.

© Instagram​​​​​​​ @elenagolodnova
© Instagram​​​​​​​ @natalya_podarki_handmade75

Немного фантазии, много листикови вместо привычного гербария на бумаге оживет настоящий зоопарк!

© Instagram​​​​​​​ @xenachacon
© Instagram​​​​​​​ @prokat_igrushek_bebiboss_ufa
© Instagram​​​​​​​ @prokat_igrushek_bebiboss_ufa
© Instagram​​​​​​​ @prokat_igrushek_bebiboss_ufa
© Instagram​​​​​​​ @prokat_igrushek_bebiboss_ufa
© Instagram​​​​​​​ @olushkakoles_
© Instagram​​​​​​​ @dc_sovenok

А вот такой поделки из гербария в детском саду уж точно ни у кого не будет!

© Instagram​​​​​​​ @igromagia

Пишите письма — и украшайте их высушенными листьями

© Instagram​​​​​​​ @podai.ruku

Если вы пока не умеете создавать розы из сухих цветов, пришло время учиться. Посмотрите, какие они красивые!

© Instagram​​​​​​​ @mama_ksunya

Букеты из засушенных цветов, колосков и листьев смотрятся не хуже, чем из живых цветов

© Instagram​​​​​​​ @flowers_leila_lavanda
© Instagram​​​​​​​ reutovadarja

Одно фото — 7 идей!

© Instagram @marina_khortitskaya

Напомним, как можно сушить листья и цветы:

  • под прессом, то есть в книгах и журналах – для гербария;
  • на бумаге, аккуратно расправив лепестки и цветки – для картин;
  • связать пучками и подвесить соцветиями вниз. Важно, чтобы помещение, где они сушатся, проветривалось и было сухим.

Как сделать гербарий: оформление альбома и засушка растений

Аппликации из высушенных веток и листьев – интересное, оригинальное хобби. Но перед тем как сделать гербарий, необходимо запастись материалом различного типа. Собирать сырье для композиций можно летом и осенью. Для каждого вида растения есть самое подходящее время, когда его побеги и листья принимают красивый окрас. Сбор, сушка, хранение листьев – по-настоящему творческий процесс. Современные способы подготовки материала позволяют увидеть в простом гербарии настоящее искусство.

Что такое гербарий

Коллекционировать можно абсолютно любые предметы. Собрание натуральных частей растений называется гербарий. С латыни herba – трава. Раньше хранили и выпрямляли листья для поделок с помощью бумаги. Сделал этот метод популярным ботаник Лука Гини. Благодаря гигроскопичности материала листы могли долго находиться в определенном положении и не портились.

Современные ученые в области ботаники, биологии продолжают заниматься сбором редких видов. Помимо привычного бумажного способа, коллекции помещают в цифровые гербарии. Информация о виде содержится на отсканированной фотографии части растения. Крупнейшие собрания находятся в музеях, научных институтах США, Франции, Швейцарии.

Домашние коллекции встречаются часто, имеют свои названия. Их используют для украшения интерьера, с ними работают на творческих занятиях в детских садах и классах младшей школы. Хранят их в обычных папках, самодельных коробочках, на стене под стеклом. Для создания гербария можно использовать простые подручные материалы. Достаточно воодушевиться понравившейся идеей и приступить к работе.

Какие растения и как собирать

Выбор растительного материала для коллекции зависит от цели ее создания. Типичные образцы привычного цвета, средней формы подойдут для научно-познавательных гербариев. Для создания декоративных композиций, букетов подойдут самые причудливые травы. Это должны быть неповрежденные яркие элементы. Необходимо брать листы с запасом, чтоб была возможность заменить испорченный лист при высушивании или во время приклеивания.

Собрать различные растения можно в собственном саду, в парке, на школьном дворе. Чтобы выбрать хорошие гербарные образцы, следует придерживаться следующих правил:

  • Отправляться на поиски материала можно только в сухую погоду;
  • Лучшее время для сбора – полдень или вечер, когда вся влага максимально испарится;
  • Мелкие растения извлекают из земли вместе с корнем, чтобы иметь возможность оценить все его части;
  • Если для гербария необходима часть дерева или кустарник, выбирают самую его выдающуюся область, по которой его проще будет опознать;
  • Если необходимо, чтобы просматривался тип пластинок у побегов лиственных пород, срезать их следует острым ножом;
  • Для сбора подходят только здоровые части растений. Не должны присутствовать признаки болезни, поражения вредителями и прочие дефекты;
  • Чтобы сделать точное описание к растению, информацию о видах следует фиксировать, когда они еще находятся в естественной среде обитания.

Варианты и правила сушки растений

Практически любой цветок, от простой полевой ромашки до благородной розы, может превратиться в отличный материал для открыток и панно. Чтобы сократить потери при сушке, необходимо знать, как правильно хранить растения для поделок. Существует множество способов подготовки материала, благодаря которым можно сделать сырье плоским или сберечь его первоначальную форму и цвет.

Естественная сушка

Самый простой способ высушивания – на открытом воздухе. Он популярен среди владельцев частных домов. Достаточно собрать цветы или травы, сформировать небольшие букеты и подвесить на веревке за стебли. Если пучки не густые, их можно просто разложить на ровной поверхности. Под них подстилают бумажную салфетку и оставляют в хорошо продуваемом месте. Накрывать, выставлять на солнце гербарий не рекомендуется.

Метод естественной сушки позволяет заготовить сразу большое количество растительного материала. Этот процесс может длиться 1-3 недели, в зависимости от толщины стебля и размера бутона. Необходимо понимать, что любая заготовка выпрямится и придать ей изогнутую форму будет уже сложно. Элементы для будущего декора сворачивают по задуманному плану и фиксируют. После высыхания стебель достаточно сбрызнуть лаком.

Плоская сушка под прессом

Такой способ поможет сделать растения максимально привлекательными и сохранить в таком виде надолго. Такая методика появилась одной из первых, и долгие годы оставалась самой популярной. Но подходит плоская сушка не для всех растений. У особо сочных экземпляров придется несколько раз в день менять впитывающие влагу листы.

Самый популярный вариант высушивания плоских листьев – помещение их в большую книгу между страницами. Зелень расправляют и накрывают бумагой. Для утяжеления добавляют пресс. Это может быть несколько других книг или любой тяжелый предмет (утюг, емкость с водой и прочее). Главное – обеспечить полный покой образцам, исключить их сдвигание.

Если книжный вариант подходит для любителей, то для масштабной профессиональной сушки используют специальный пресс. Более сложная конструкция представляет собой две одинаковых дощечки с отверстиями по краям для скрепления. Растительные элементы укладывают на плоскости и зажимают с помощью завязок. Для более качественного и быстрого высушивания пресс выносят на улицу в дневное время.

Как сделать пресс своими руками

Изготовить дома хорошую сушку-пресс для растений очень просто. Понадобятся два кусочка фанеры размером с альбомный лист, дрель, четыре болта с гайками, несколько листов плотного картона. Работа заключается в следующем:

  1. По краям дерева отмечаем отверстия и высверливаем с учетом размеров резьбы;
  2. В нижнее основание изделия вставляем болты;
  3. Укладываем картон, на него помещаем растения для гербария;
  4. Накрываем промокашкой и еще листом картона, располагаем листочки в несколько слоев;
  5. Одеваем деревянную крышку на болты и затягиваем;

Во время высыхания все растения приобретают очертания поверхности, на которой лежат. Гофрированный картон, рифленые салфетки можно использовать только при необходимости создания определенного рисунка.

Объемная сушка в сыпучих веществах

Чтобы сохранить образцы в максимально естественном виде, используют сушку в сыпучих веществах. Таким способом можно получить потрясающие естественные экземпляры для объемных картин, букетов, детских поделок. Потребуется подобрать подходящую по размерам емкость и наполнитель. В качестве вещества для просушки можно использовать любой материал, впитывающий влагу. Подойдет силикогель, кошачий наполнитель для туалета на его основе, песок и прочие.

Помещаем в глубокую миску образцы шляпками вниз и аккуратно засыпаем сыпучий материал для объемной сушки. Важно действовать медленно, стараясь не повредить нежные лепестки. Все части растений должны быть полностью покрыты.

Срок высыхания зависит от типа и размера растений. В среднем он составляет 2-3 недели. Когда придет время доставать заготовки для гербария, надо ссыпать верхний слой наполнителя и осторожно потянуть за стебель. Оставшийся сыпучий материал для повторного использования непригоден.

Сушка с помощью глицерина

Такой способ применяют, если необходимо сохранить бутоны и листья упругими и естественными. Также глицерин сделает цвета зелени и лепестков более темными и насыщенными. Раствор для хранения можно приготовить самостоятельно из простых составляющих.

В подготовленную емкость выливаем воду, добавляем глицерин в пропорции (3:1). Смесь хорошо вымешиваем. На стебле каждого растения делаем продольные надрезы ножом или лезвием, погружаем в жидкость. В такой среде заготовки должны находиться 3-5 дней. На протяжении этого времени раствор необходимо подливать, поскольку он будет быстро испаряться.

Определить степень пропитки можно по окрасу. У готовых растений лепестки и листья заметно темнеют. После вынимания образцы надо разложить на бумаге и поставить в темное место, защищенное от пыли. Чтобы придать бутонам оригинальный цвет, их можно немного подкрасить из распылителя или на этапе погружения в глицерин добавить пищевой краситель.

Быстрая сушка бытовыми приборами

Экспресс-методы сушки бытовыми приборами сокращают этот процесс до одного дня, но могут негативно повлиять на качество растения. Из-за большой вероятности испортить образец, к таким способам прибегают только в крайнем случае. Организовать домашнюю сушку можно с помощью следующих бытовых приборов:

  • Утюг. Натуральный материал укладывают между двумя листами бумаги, проглаживают горячим утюгом до полного испарения влаги.
  • Микроволновая печь. Необходимо послойно уложить цветы между двумя кафельными плитками и связать. Прослойки можно сделать из картона или акварельной бумаги.
  • Духовка. Крупные цветки на стеблях укладывают на сухой противень и подвергают обработке при невысокой температуре.
  • Фен. Обдувают листья и цветы горячим воздухом, регулируя его температуру. Чтобы образцы не свернулись, высушивание проводят с передышками в несколько подходов.

Как использовать засушенные образцы

После того как самые сложные этапы подготовки гербария пройдены, можно приступать к созданию оригинальных украшений интерьера, изготовлению красивых поделок. Редкими образцами можно пополнить коллекцию или отложить их на хранение до подходящего момента. Существует множество интересных идей, позволяющих использовать высушенные растения с практической и эстетической пользой.

Создание альбома

Специальный альбом для образцов можно использовать как место их хранения или для демонстрации коллекционной растительности. Можно приобрести уже готовое изделие специального назначения в магазине или сделать самостоятельно. Дизайн абсолютно любой – с возможностью группировать по цвету, видам, размерам. Растения можно прикреплять намертво или временно фиксировать.

Добротный альбом для гербария может быть только бумажным. Натуральные материалы лучше сохранятся, если контактировать будут только с калькой и картоном. На одной странице может располагаться один экземпляр или группа. Если гербарий создается с целью дальнейшего использования, образцы можно поместить в прозрачные файлы и собрать в папку-скоросшиватель.

Создание картин и панно

Плоский настенный или напольный декор – один из самых простых украшений интерьера. Панно из высушенных трав или цветов может быть любого размера, представлять редкий одиночный экземпляр или различные композиции. Небольшие картины из желтых листьев делают в школах с наступлением осени.

Читайте также:  Саше с мелиссой для детской кроватки

Для создания плоской поделки потребуется деревянная рамка для фотографий, лист бумаги, два одинаковых стекла размером А4 и клей сильной фиксации. Одно стекло накрываем белым листом и раскладываем на нем растения по задуманной схеме. Выкладку делать проще от середины листа, постепенно отодвигаясь к краям. Накрываем растения вторым стеклом и помещаем в рамку, предварительно промазав края клеем.

Оформление открыток

Открытка из натуральных материалов, сделанная своими руками, станет лучшим подарком. В качестве декора можно использовать объемные цветы или плоские листья. Подбираем подходящего размера и цвета картон, выкладываем на него высушенные заготовки. Их надо обязательно закрепить с помощью клея. Чтобы исключить опадание и деформацию листочков, накрываем их самоклеящейся пленкой для книг. Верхний слой открытки надо прижать и хорошо прогладить ручкой ножниц, избавляясь от пустот. Излишек пленки по краям отрезаем.

Подарочная открытка не обязательно должна иметь стандартные размеры. В качестве основы можно использовать обычный лист бумаги или тонкую полоску-закладку. Оформлять можно в альбомном или книжном виде, с добавлением рисунка.

Создание декоративных венков

Оригинальное украшение интерьера не обязательно приурочивать к определенному празднику. Красивую поделку можно повесить на дверь или стену в любой момент. В качестве основных частей используют гербарий, собранный летом и осенью. Правильно засушенные образцы можно прикрепить к кольцу в любое время года.

Для создания осеннего венка из сухого материала потребуется запастись большим количеством ярких цветов и листьев. Для каркаса потребуется проволока, нитки, пищевая пленка. В качестве дополнительного декора подойдут бантики, бусины, бабочки и прочая мелочь. Сделать быстро и правильно натуральный венок можно, если следовать следующей инструкции:

  1. Готовим основание. Скручиваем проволоку кольцом несколько раз. На этом этапе необходимо предусмотреть петельку для подвешивания готового изделия.
  2. Делим гербарии на букетики, прикладываем к каркасу.
  3. Отрезаем от мотка пищевой пленки катушку в 5 см.
  4. Приматываем пленкой поочередно сухие растения к основанию, стараясь придавать объем изделию.

Если сухие заготовки потеряли цвет за время хранения или просто не хватает нужных видов для поделки, уже готовый венок можно покрыть краской любого цвета из распылителя.

Композиции: правила составления из сухоцветов

Растения, которые имеют привлекательный вид после сушки, многими дачниками выращиваются намеренно. Они могут оставаться на участке всю зиму в декоративных целях или могут быть сорваны зелеными и высушены для создания потрясающих объемных композиций. Чаще садят лунарию, бессмертники, верески, зайцехвост и прочие.

Для создания композиции из сухоцветов потребуется низкий и широкий горшок. Емкость не обязательно должна иметь на дне отверстия, она выполняет исключительно декоративную функцию. Чтобы растения простояли дольше и не обсыпались, на дно вазы укладывают флористическую губку. С помощью ножниц придаем пенофлору необходимую форму и вставляем в него стебли растений. Оформление композиции должно проходить по следующим правилам:

  • Самые крупные элементы надо выставлять в первую очередь согласно задумке. Лучше поместить их в центре.
  • Распределяем сухоцветы оригинальной формы, цвета, или которых наименьшее количество, равномерно.
  • Вставляем вертикальные элементы. Лучшее место для колосовидных растений – рядом с самыми невыразительными цветочками.
  • По краям композиции помещаем кустистые веточки, например, вереск.
  • Оставшиеся пустоты надо задекорировать низкими мелкими растениями.

Хранение гербариев и уход за ними

Поскольку засушенные растения очень гигроскопичны, их первый враг – влага. В сырости они моментально портятся. Хранить гербарий можно только в сухом помещении, в закрытых альбомах или папках. Чтобы обезопасить ценные коллекции от нападок насекомых, их периодически обрабатывают инсектицидами.

Чтобы сохранить сборник сухих растений как можно дольше, с ним надо бережно обращаться. Хрупкие экземпляры негативно реагируют даже на малейшее внешнее влияние (повышение температуры, влажность, тряску и прочее). Для обращения с ценными историческими гербарными коллекциями разработаны специальные методики, указанные на титульном листе каждого собрания.

Каждый коллекционер просто обязан помечать этикеткой все растения. Запас сушняка, который еще не вклеен или не использован для декора, надо хранить в специальных папках с проложенными листами или в стопках бумаги.

Заключение

Засушенные растения – это не просто отличный декор, но и наглядное пособие, материал для поделок. Из красивых листочков, веток можно сделать яркую картину или натуральную открытку. Поделки из высушенного сырья, сделанные даже ребенком, отлично впишутся в любой интерьер. Эко стиль приемлет все натуральное, поэтому панно из цветов, объемные композиции будут смотреться в нем особенно хорошо.

Гербарий: оформление, примеры, советы

Осень в самом разгаре, а это значит, что в парках появилось много опавшей листвы. Наступает самое лучшее время для сбора гербариев. Сегодня мы расскажем вам об этом познавательном и увлекательном процессе и докажем, что сбор растений – это не только способ научиться чему-то новому, но и творческий процесс. Из засушенных листьев, цветов и трав получаются невероятно красивые композиции. Мы дадим вам несколько полезных советов и покажем наглядные примеры этой техники.

В понятие гербарий традиционно вкладываются два понятия. Первое и самое популярное – сбор растений для последующей просушки и составления каталога. Второе – создание композиций на основе отобранных сухоцветов (без образовательного подтекста). Поговорим о них отдельно.

Гербарий как составление каталога

Наверное, все дети времен СССР и 90-х годов помнят, что такое самодельный каталог растений. Как правило, учителя природоведения или ботаники задавали его составление на лето. Ученики послушно искали растения по списку, сушили их на солнце и в книжках, а затем вклеивали в тетрадь.

Страница тетради заворачивалась пополам, конвертиком. Растение вкладывалось внутрь, а на кармане делалась заметка: название / к какому виду относится / дата сбора. Кому-то такие каталоги казались истинным наказанием, но в основном дети с азартом отправлялись па поиски дубовых листочков, травинок осоки и соцветий одуванчика. Сушить их – это было целое дело.

Вообще это очень полезная практика. Смотреть на картинки в учебнике – не так эффективно. Гораздо лучше собрать растения своими руками, самостоятельно найти о них всю информацию и оформить все в гербарий. Словом, это очень важный опыт.

В наше время сбор гербариев по-прежнему актуален. Учителя все еще направляют детей на подобные практические занятия. Правда, тетради уже почти никто не клеит. В любом отделе для творчества вы можете найти стенд (а то и несколько), посвященный сбору гербариев. Тут есть все: специальная бумага, особые альбомы и даже инструменты для правильного препарирования образцов. Кстати, в современных альбомах для гербариев предусмотрено даже место для фотографии. То есть можно даже запечатлеть то место, где был взят образец. Словом, теперь сбор гербария превратился в увлекательную игру, что вообще-то тоже неплохо.

Гербарий как композиция

На самом деле это не совсем гербарии. Картины из высушенных лепестков, листьев и трав правильнее называть композициями. Однако в народе их называют гербариями. Название так прижилось, что вывести его из обихода уже, пожалуй, не получится.

Создание гербариев в идее картин – это замечательный творческий процесс. Существуют даже целые курсы, посвященные этому искусству.
Картины из сушеных растений – отличный способ украсить свой дом. Эти композиции делают дом очень уютным. Наполняют его каким-то особенным теплом.

Очень популярны и открытки-гербарии. В этом случае на картонную основу наносятся рисунки, дополненные различными сухоцветами, которые фиксируются на клей. Сюда же можно поместить и другие природные материалы. Смотрятся такие открытки очень здорово.

Но самое главное, что гербарий – отличное занятие для детского творчества. Если у вас есть ребенок, научите его искусству сбора гербария. Отправьтесь с ним в небольшое путешествие по парку, отберите красивые листочки, высушите их, а потом создайте вместе картину. При этом вам не обязательно знать названия всех растений (хотя ребенку это будет полезно, конечно), тут главное – красота, вдохновение. Такие моменты не забываются!

Полезные советы

Если вы решили освоить искусство сбора гербариев, вам пригодится несколько полезных советов.

Сбор:

  • никогда не собирайте растения после дождя, потому что это осложнит сушку
  • никогда не обламывайте ветки, листья и цветы – обязательно срезайте их ножом или ножницами
  • никогда не собирайте листья и цветы, поврежденные болезнями, почерневшие от гнили
  • для оформления альбомов берите несколько образцов

Сушка:

  1. разложите собранные растения на газете и оставьте на сутки (в помещении или на улице, если светит солнце)
  2. расположите растения между двумя листами бумаги и поместите под пресс
  3. загните растение зигзагом, если оно слишком большое

Оформление:

  • используйте клей-карандаш для фиксации лепестков и листьев
  • используйте суперклей и пинцет для фиксации маленьких элементов
  • избегайте жидких клеев, не пользуйтесь клейстером
  • в качестве панно выбирайте специальную бумагу для гербариев или плотный картон
  • готовую картину можно помести в рамку под стекло – так она будет жить очень долго

Не бойтесь попробовать собрать цветочную композицию самостоятельно! Осень – самое время для этого творчества. Собирайте цветные листья, оформляйте их, творите. Дополните композиции яркими рисунками, сделанными с помощью красок.

Попробуйте собрать цветок в вазе с помощью лепестков, травинок и листьев. Попробуйте смастерить различных животных из стеблей, веток и причудливых листочков. Попробуйте создать абстракцию. Главное – начать и вы увидите, как это здорово.

Оформление гербариев – отличный способ украсить свой дом. Замечательная идея – сделать много картин и поместить их в деревянные рамки, развесить на стены.

Такой декор станет изюминкой интерьера и всегда будет радовать глаз!

Делаем красивый гербарий своими руками: пошаговые инструкции

Представьте себе, что вы читаете волшебную книгу с фото, от которых душа замирает. Страница за страницей увлекают вас в неведомые страны, рассказывает историю о чем-то чудесном и как красиво устроен этот мир. Кто Автор этого произведения? Природа. А название шедевра – «Гербарий из листьев с цветками». Давайте вместе прочитаем эту книгу, чтобы понять кому она предназначена? А для тех, у кого есть желание самому попробовать свои силы и помочь Автору продолжить это грандиозное сочинение, предлагаем узнать, как сделать гербарий своими руками.

Давайте вместе узнаем: что из себя представляет гербарий и какие его цели; небольшие секреты травника: подходящие растения, какие условия для просушки того или иного растения, как распределить травы; как собрать гербарий и какие есть правила его оформления.

О гербарии

Интересно, что первые воспоминания о сделанном кем-то гербарии говорят не о научном предназначении коллекции, а имеют романтические корни. Все дело в том, что таким необычным способом влюбленные сохраняли знаки внимания. Подаренный красивый цветок они хотели высушить, чтобы вспоминать о дорогом человеке.

Но в 15 веке стали появляться книги о растениях. Что-то в них было правдой, что-то мифами и легендами. Да и фотографировать тогда не представлялось возможности. А потому изготовление гербария осуществлялось при помощи более-менее точных рисунков, по которым порой было сложно определить то или иное растение. Но в середине 16 века вдруг стали появляться труды научного характера с примерами из приклеенных высушенных частей растений.

Внешний вид ботанической коллекции практически не изменился с тех пор. Вот только собирать ее стали чаще в домашних условиях для школы деткам, и даже для детского сада. Почему? Кому это нужно? И какая цель подобного сборника?

То, как будет выглядеть ваш травник, зависит напрямую от того, какие цели для составления гербария.

  1. Специальный. Например, гербарий для начальной школы.
  2. Систематический. За основу берется любая система. К примеру, по роду или семейству, одинаковые цвета высушенного растения, или собрание по порядку букв в алфавите.
  3. Периодический. Составленный по периодам, когда были собраны материалы.
  4. Тематический. Лекарственные, злаковые, сорные или из комнатных цветов и т.д.
  5. Морфологический. Когда засушивают материал одного вида с измененными органами.
  6. Флористический. Все растения определенного края.
Читайте также:  Ободок из цветов для волос

Подходящие растения

  • Листья для гербария должны быть здоровыми и неповрежденными насекомыми.
  • Аккуратно выкапывают их вместе с корнем; освобождают корневище от земли.
  • Качественным и долговечным сделать гербарий из листьев, можно только, если собирать их днем в теплую солнечную погоду.
  • Образец должен иметь в наличии распустившиеся цветы, желательно, и плоды тоже.
  • Не стоит ограничиваться одним образцом. Желательно собирать с запасом, чтобы можно было выбрать лучший вариант для изготовления травника.

Необходимые инструменты и материалы для сбора материала, чтобы сделать гербарий из цветов: лопатка, нож, экскурсионная папка (их можно изготовить из двух листов фанеры/картона), газетные «рубашки» для просушки, этикетку и ручку.

Что отмечать на этикетке: название растения, наименование местности и ее обозначение (лес, поле), дата, кем собрано (если был групповой выезд, а, если вы сами или с детьми сбор делали, такую запись можно не делать).

Условия для просушки того или иного растения

Собранные корни, чтобы они быстрее высохли, разрезают вдоль острым ножом.

Наиболее распространена плоская сушка. Засушенный так материал можно использовать для декоративных аппликаций и альбомов.

Как сделать гербарий самостоятельно, используя метод плоская сушка.

  1. Что нужно учесть перед тем, как засушить цветы:— Собираются растения только в сухую погоду;
    — Желательно, найти место подальше от проезжей части;
    — Время выбирать такое, когда воздух прогрелся;
    — Только свежее растение годится, без каких-либо признаков увядания.
  2. Выбираем подходящую книгу, такую, чтобы на странице свободно размещались наши листочки.
    Не забудьте, если вы не хотите испортить книгу, да и высыхают растения быстрее, если переложить их чистой бумагой с обеих сторон.
  3. Нужен пресс, который прижмет книгу. Это могут быть другие увесистые печатные издания.

Хотите, чтобы растения быстро и надежно высохли? Тогда стоит каждый день в течение недели менять бумагу на чистую и сухую.

Когда листочки сохнут, они выделяют влагу, которая впитывается бумагой. Если ее не менять, это отразится на качестве и внешнем виде материала.

В дальнейшем можно растения достать из книги и хранить их в темном месте. Конечно, потери неминуемы. Но их можно сократить.

Сколько по времени сушить растения? Небольшой материал будет готов через 2-3 недели. Для плотных и объемных нужен месяц.

Кроме привычной книги, можно применить горячий утюг. Как правильно сушить им? На лист бумаги ровно выложить растение и покрыть его другим листом. Прижать утюгом, а потом прогладить.

Цветы синего/голубого цвета не потеряют яркости, если их поместить на полминуты в денатурированный спирт.

Плотность растения добивается тем, что мы даем полежать ему в растворе ПВА и воды (4:1).

Сбережет форму цветов раствор глицерина и воды (60 градусов), 3:1. Но при этом, раствор делает растения темнее.

Чтобы высушить одуванчик и он не распался, его срывают, когда коробочка с зонтиками слегка раскрылась. Через стебель продевают проволоку и опускают головку одуванчика на 10 сек. в кипяток.

Всего пару минут занимает весь процесс, если использовать микроволновку на самой минимальной мощности.

Как сушить объемный материал, например, как быть с цветочным бутоном? Для этого части деревьев или цветов кладут в ящики и засыпают песком или силикогелем. При этом бутоны должны смотреть вниз.

Как правильно засушить цветы для гербария на улице? Нужно это делать в тени. Цветы обращены бутонами вниз. И растения не должны соприкасаться друг с другом.

Как распределить травы в альбоме

Оформление гербария начинается с усвоения главного правила: все растения крепятся на листы альбома, а их покрывает калька (есть специальные альбомы для гербария, которые можно купить в книжном магазине, в отделе канцтоваров).

Для монтирования материала можно использовать нитки: белые или зеленые, бумажную соломку и клей. Но ни в коем случае пластырь или скотч.

Сколько должно быть растений, составляющих коллекцию? Какой величины будет сборник, решать вам. Можно даже составить много томов.

Если специального альбома у вас нет, то можно сделать его самостоятельно, используя обычные альбомные листы и прозрачные файлики.

Но, чтобы все красиво оформить, желательно, чтобы на одном листе был один вид растений. Если он больше по размеру, чем страница, материал можно подрезать в нескольких местах.

Важно! Каждая страница должна быть подписана.

Как сделать гербарий с ребенком, чтобы и малышу было интересно? Можно креативно все оформить, добавив рисунки.

Смотрите еще несколько идей для творчества, возможно такое необычное оформление вас вдохновит на что-то интересное и креативное:

Как составить и оформить собрание

Но это еще не все. Давайте поговорим о том, как оформить гербарий не только для школы, но и в декоративных целях.

Есть 2 варианта:

  1. Первый. На лист бумаги приклеить посередине одно растение.
  2. Второй. Выбрать размер картона, к которому прикрепить при помощи клея цветочную композицию, учитывая цветовую гамму и форму материала.

Если речь идет о том, как сделать гербарий в школу, подойдет именно первый вариант.

При втором варианте очень важно учитывать все нюансы. А потому не спешить приклеивать вашу композицию, пока не будет найден нужный вариант. Сначала разложите все цветочки и листики на бумаге, можно даже сфотографировать, чтобы это помогло придерживаться плана, когда вы будете приклеивать.

Картина готова и ее можно завершить подходящей рамкой. Теперь можно декорировать стену таким оригинальным панно.

Гербарии, открытки…

Скачать книгу в формате:

Аннотация

История школьницы, в 1950-е годы попавшей в беду из-за недолжного высказывания об И. В. Сталине.

Отзывы

Популярные книги

  • 40633
  • 4

Кассандра Клэр Город костей Орудия смерти — 1 Посвящается дедушке. Сравниться может время.

Город костей

  • 44344
  • 6
  • 1

Если для нас «любить» означает «страдать», значит, мы любим слишком сильно. В этой книге рассматрив.

Женщины, которые любят слишком сильно

  • 100149
  • 8
  • 2

Многие стесняются говорить о кишечнике вслух. Может быть, именно поэтому мы так мало знаем о самом м.

Очаровательный кишечник. Как самый могущественный орган управляет нами

  • 48408
  • 14
  • 9

В штате Нью-Йорк убивают женщин, их тела обнаруживают таинственным образом висящими в цепях. Лишь .

Когда кругом обман

  • 50122
  • 2
  • 4

Дмитрий Портнягин – простой парень родом из Тынды, который рано потерял отца и, оказавшись в слож.

Трансформатор. Как создать свой бизнес и начать зарабатывать

  • 44689
  • 1
  • 19

Пусть меня осудят 2

Дорогой читатель. Книгу “Гербарии, открытки…” Листвина Ирина вероятно стоит иметь в своей домашней библиотеке. Замечательно то, что параллельно с сюжетом встречаются ноты сатиры, которые сгущают изображение порой даже до нелепости, и доводят образ до крайности. Запутанный сюжет, динамически развивающиеся события и неожиданная развязка, оставят гамму положительных впечатлений от прочитанной книги. Просматривается актуальная во все времена идея превосходства добра над злом, света над тьмой с очевидной победой первого и поражением второго. Несмотря на изумительную и своеобразную композицию, развязка потрясающе проста и гениальна, с проблесками исключительной поэтической силы. Умелое использование зрительных образов писателем создает принципиально новый, преобразованный мир, энергичный и насыщенный красками. Чувствуется определенная особенность, попытка выйти за рамки основной идеи и внести ту неповторимость, благодаря которой появляется желание вернуться к прочитанному. Благодаря уму, харизме, остроумию и благородности, моментально ощущаешь симпатию к главному герою и его спутнице. Значительное внимание уделяется месту происходящих событий, что придает красочности и реалистичности происходящего. Данная история – это своеобразная загадка, поставленная читателю, и обычной логикой ее не разгадать, до самой последней страницы. Удачно выбранное время событий помогло автору углубиться в проблематику и поднять ряд жизненно важных вопросов над которыми стоит задуматься. “Гербарии, открытки…” Листвина Ирина читать бесплатно онлайн невозможно без переживания чувства любви, признательности и благодарности.

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0

Новинки

Я сбежала в Лондон от назойливой опеки отца. И угораздило же меня упасть под ноги принцу. Держ.

Золушка 2020

Я сбежала в Лондон от назойливой опеки отца. И угораздило же меня упасть под ноги принцу. Держ.

Светлана Сурганова – одна из самых удивительных певиц на нашей сцене. Её голос завораживает, её ул.

Всё сначала!

Светлана Сурганова – одна из самых удивительных певиц на нашей сцене. Её голос завораживает, её ул.

Меня продали дешево. Ведь мой парень решил, что его жизнь важнее моей. Я досталась хорошему му.

Насильно твоя

Меня продали дешево. Ведь мой парень решил, что его жизнь важнее моей. Я досталась хорошему му.

Обстоятельства заставили меня поменять университет – учёба в прежнем заведении превратилась в ежед.

Мститель

Обстоятельства заставили меня поменять университет – учёба в прежнем заведении превратилась в ежед.

Гербарии, открытки… (И. И. Листвина, 2016)

История школьницы, в 1950-е годы попавшей в беду из-за недолжного высказывания об И. В. Сталине.

Оглавление

  • Вступление
  • Из Екатерининского сада. (Включая «Семейные истории и фотографии»). Вниз по течению – в лагеря
  • «Семейные истории и фотографии» (О семейном укладе и о наших «домах» в коммуналках)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гербарии, открытки… (И. И. Листвина, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© И. И. Литвин (И. Листвина), 2016

© ООО «Реноме», 2016

Когда автор говорит от собственного лица, то иногда это лишь псевдоним «я», а иной раз лицо это условно и неполно (хотя постепенно восполняется), да и за давностью лет оказывается даже и не вполне существующим.

«Я, я, я! Что за дикое слово! / Неужели вон тот – это я?» [1] – в этих строках В. Ходасевича выражено нечто более сильное, чем сомнение, но только не в реальности того, что он был когда-то тем мальчиком, а затем и юношей, «в Останкине летом танцевавшим на дачных балах», и едва ли сомнение в том, что он это своё «я» помнит. Нет, дело скорее в том, что такое я постепенно само становится образом, а в какой-то мере и псевдонимом.

Но в литературе есть и другие «герои – псевдонимы», они требуют маски или иного дополняющего их образа, они немного похожи на платье, облегающее стройную как манекен и слегка условную фигуру.

«Я» по сравнению с ними подобно дорожному плащу свободного покроя: не нужно ни представлять немедленно лицо, о котором идёт речь, ни описывать его внешность, характер… всё это выявится со временем, складываясь из чёрточек и мелочей.

В жизни, говоря «я», мы, как правило, выдвигаем себя на передний план, но при этом нас видят и слышат со стороны. Персонаж «я» в качестве героя произведения, казалось бы, и говорит-то в первую очередь о себе, но раскрывается, «расстёгивает и снимает свой плащ» медленно и при этом порой отодвигает свой образ на задний план.

Если вернуться всё к тем же строкам Ходасевича, то не секрет и то, что почти все люди находятся в не совсем простых отношениях со своим отражением в зеркале. Но то я, о котором идёт речь, – и не отраженье, ведь взрослый давным-давно выглядит иначе.

Многие его в этом я и вообще не узнали бы. Но… тем не менее Гюстав Флобер не солгал, сказав свою знаменитую фразу «Госпожа Бовари – это я», (точнее, мне так кажется. Иными словами, я, в отличие от вас, читатель, почти в этом не сомневаюсь). Он не был женщиной, он был намного старше, и этим далеко не исчерпывается его несходство с прелестной и незадачливой героиней, но при всём том он имел бесспорное, хотя и несколько странное право на отождествление себя с ней.

Читайте также:  Как остановить выпадение волос и сделать их гуще?

Бывает и проще – например, известно, что написав в романе о самоубийстве Мартина Идена, Джек Лондон сам всего лишь перебрался в другой, значительно менее провинциальный город. Обрыв биографии, разрыв с былыми друзьями – всё это оказалось не столь трагичным, как в романе, но это ничуть не умаляет его автобиографичности.

Никто не лжёт, «всё это правда», не правда ли? Жизнь можно рассказать правдиво с точностью вплоть до фотографического снимка, но при этом сама она так эпизодична, подвижна, преходяща и неожиданна, что остаются живыми главным образом те эпизоды, а в них те мгновения, которые были памятью и впрямь как бы сфотографированы (как вспышкой) так, что от каждого из них осталось несколько моментальных любительских снимков. И вообще не приходится говорить об их точности и реализме, хотя что, казалось бы, может быть объективнее их?

Вспышка – раз, два, три…. Вот и всё, а сколько пропущенного осталось за кадром. Но никто не был волен в своём выборе, да и всегда ли нужно при этом ссылаться на существо столь капризное, своевольное и явно принадлежащее к высшим мирам, как (например) упоминаемая Набоковым Мнемозина?

В описываемую эпоху, ныне исчезнувшую (так быстро, так бесследно) и оставившую нам от себя только ряд странных предметов – бытовых приборов? Их, пожалуй, так уж и не назовёшь (из пластмассы, металла, проводки etc., уже не годных к употреблению)… итак, в описываемую эпоху в каждом «доме», состоявшем, как правило, всего лишь из одной коммунальной комнаты, на стенах повсеместно висели фотографии и любительские фотокарточки. В домах попроще, в сельских, они занимали целый уголок на стене, снимков было много, некоторые (особенно военные) были до такой степени любительскими, что только близкие ещё могли различить и узнать тех, кто существовал уже только на них, и притом в слишком сильно засвеченном и мимоходном, почти спектральном [2] виде.

В домах городских, особенно «поинтеллигентней», таких уголков на стенах не то чтобы не водилось, но они были меньше и предпочтение отдавалось фотографиям в аккуратных рамках, порой и фотопортретам хорошего качества, а любительские снимки и всяческие дополнения к тем, которые были на виду, хранились в толстых семейных альбомах. Неужели дела обстояли так, что стены было нечем больше украсить (безделушками, эстампами, растениями, – как это было всегда) и поэтому их вынуждены были увешивать этими снимками? Да нет: трофеев и «гостинцев» из Германии было достаточно, палехская и прочая изобразительно-поделочная продукция была куда доступнее, дешевле и ничуть не хуже, даже качественнее, чем многие годы спустя, да и репродукции известных музейных картин (от Русского музея и до Дрезденской галереи) были не такого плохого качества и доступны по цене… Отчего же вкус того времени остановился именно на фотографиях?

Мне ответят: «Кто спорит о вкусах, да и стоит ли говорить о них, у всякого времени – свои».

Да, но всё же я осмелюсь предположить, что вкус этот не был случайным. Что время – в первую очередь в России, но и не только в ней – с начала первой половины XX века постоянно испытывало на себе глубокие переломы с интервалами приблизительно в 20 лет. И что после каждого такого перелома ли, перевала множество людей (да и некие совокупности вещей, им принадлежавших или с ними как-то связанных) исчезали почти насовсем или рассеивались по белому свету.

Те же, кто оставался, кто не исчез, кто продолжал жить по прежним адресам – то ли просто чудом, то ли потому, что не имел ни веса, ни значенья в общественном смысле, – что эти уцелевшие могли противопоставить беспощадным каменным потокам (да что там! Обвалам) времени? Только лишь эти картонные щитки (а кто знает, быть может, и надёжные щиты?) из фотографий, хранивших не только вечные тени близких, но и целые миры, уже едва ли распознаваемые и почти ничего не говорящие постороннему взгляду.

…Отчего же – гербарий, а не фотоальбом? В гербарии, в самой его идее заложен некий принцип точной и быстрой фиксации жизни в её преходящей мимолётности. В нём к тому же имеются подробные надписи и краткие описания (здесь – отступления, остановки), сделать которые владельцы фотоальбомов как-то обычно не удосуживаются… Да, и ещё – «цветок засохший, безуханный» [3] , и ещё – застывшие в своём быстрокрылом трепете бабочки (всё же знак Мнемозины?), всё это стародавнее, от Пушкина и далее, до Набокова… всё та же несчастная, потому что обречённая (особенно же только что минувшим веком) попытка сохранения преемственности и неразрывности во времени, состоявшем сплошь из разрывов.

Да и конечно же, при всей своей случайности, принцип создания гербариев всё же, пожалуй, ближе к систематике групп, к последовательностям. И тем самым – к идее восстановления всё той же преемственности, в том числе и в литературе.

Фотоальбомы же создавались владельцами, как правило, отнюдь не творчески, бездумно, к тому же были слишком уж личной собственностью, подобно тем, девятнадцатого столетья, старинным альбомикам с рисунками и стихами, (вспомним случай, описанный Достоевским в романе «Подросток», когда (играя в будущего «идейного» ростовщика) юный герой покупает такой «дрянной альбомишко» за бесценок, а уступает с немалой прибылью – так как находится человек, для которого он содержит воспоминания, являющиеся именно его личным достоянием).

Итак, слишком уж личное, нерасшифрованное, даже как-то и нарочито недоступное содержание фотоальбомов, с их принципом беспорядочного накопления снимков… Нет, хотя это сюда, пожалуй, и подходит, но лишь в качестве недостижимого идеала и остановимся пока на гербариях.

И вообразим, что то, что находится в данном вымышленном гербарии, в его плотных и объёмных ячейках из уже посеревшего (а прежде белого) картона – это всё те же миниатюрные, как бабочки и цветы, нередко чёрно-белые, но иногда и цветные микроснимки. Нет, не напоминающие слайды, а явно сделанные любительской рукой и не имеющие, в отличие от последних, никакого отношения к красотам общеизвестных мест, таким как виды нашего города… А также и мест иных, но – всё равно и тем более – похожих на туристические достопримечательности.

Нет, данные гербарии и открытки (да и прочая мишура) всего лишь любительские коллекции из области воспоминаний….

Проза (рассказ ли это, повесть или роман) всегда сюжетна и тем самым динамична. В наши дни она становится всё более остро- и стандартно сюжетной, едва поспевая за газетной хроникой всё ускоряющихся событий. И всё более напоминает этим немое кино перед Первой мировой, кино всегда стремительное, с прыгающими, скачущими и скользящими кадрами. К тому же, если уж продолжить сравнение с кинохроникой, всё то, что мы видим, едва помещается на экране, ставшем до некоторой степени объёмным. Иначе говоря, его объём просто переполнен, особенно если принять во внимание всё то, что, оставаясь за кадром, как бы рвётся попасть в него.

…А фотографии памяти остаются плоскими (то есть по сути дела бессюжетными), в отличие от кино и цветных снов. Правда, иногда, когда они, повторяясь, как бы накладываются одна на другую, но при этом не тождественны, а в чём-то восполняют и «продвигают вперёд» одна другую, то возникает некий слабый стереоэффект. К тому же появляется окрашенность и даже красочность – так возникают открытки. Но и это лишь эпизоды, они кратки и бессюжетны. Точнее, сюжет не зафиксирован, рассредоточен, и поэтому их приходится дополнять надписями, словесными зарисовками, отступлениями etc. Бывает (но редко) и так, что этот стереоэффект повторения (самого любимого!) усиливается настолько, что мы попадаем в мир не менее объёмный, чем мир окружающей нас реальности или кино. Но всё равно – это фотографии, (такие стереографии в семидесятые годы точно существовали – они были заключены в пластмассовые непрочные шары, точнее, шарики. Посмотришь внутрь и видишь всё совсем как живое и всё же застывшее, как в воске). Но эта замкнутость, статичность… поневоле приходится прибегать к описаниям и размышлениям, а порой и вводить в повествование элементы вроде мультипликации, – так как мы ведь всё время находимся в поиске необходимейших фотографий. А значит, и в постоянной опасности того, что масса других, ненужных, а порой и непроявленных, просто засыплет нас… и мы окажемся в недрах, в безвыходной глубине горы.

И наконец, это повесть о детстве, но не для детей (хотя из неё при желании можно выкроить небольшую книжку для среднего школьного возраста), а скорее уж для тех, кто «родом из детства» и признаёт для себя справедливой сентенцию Т. С. Элиота «В моём начале мой конец [4] ».

Она о детско-отроческой памяти и ностальгии, но не то чтобы по времени, пространству и антуражу описываемой эпохи – нет, скорее просто по тропинкам детства. И ещё она о вираже, поворотном, головокружительном и непонятном, совершённом страной именно на этом, достаточно тёмном и сжатом отрезке времени.

Хотя в ней и присутствует кто-то (или скорее что-то) вроде измельчавших потомков, отголосков и обмолвок Мнемозины, от неё не приходится ожидать сведений ни о славных или чем-либо выдающихся предках, ни о российском «Титанике» с его обилием канувших в Лету (и ставших музейными) экспонатов, ни, тем паче, – о малых эрмитажах поместий… Да, собственно, и о руинах, которые от всего этого остались и из которых (в частности, на протяжении пятого и шестого десятилетий двадцатого века) обыватели строили маленькие, временно уцелевшие плоты своих не слишком осложнённых бытом существований.

Она просто о людях и времени, которые почти забыты (а следовательно, и искажены); заслуженно или нет – это не столь важно.

Что до первого отрезка описываемого времени (годы 1950–1954-й), то его как бы и не бывало, от него резко отмежевались и постарались забыть, не проводя при этом никаких чётких границ. И он остался в нас блуждающим, как своевременно не удалённая пуля, а в окружающем нас мире – как мина, затонувшая в болоте, но в нём (и с ним вместе) плывущая, чтобы выплыть неизвестно где и когда.

Вторая же его часть, годы 1955–1960-й, более всего напоминала медленно всплывающий, всеобщий спасательный круг чуть ли не космических масштабов. Это время явилось для нас, в нём выросших, как бы началом своего рода «прекрасной» и неосуществившейся, оборванной эпохи (belle epoque [5] ), в этом-то и состоял парадокс немыслимого виража. Но и от второй половины (быстро свернувшейся) точно так же отмежевались впоследствии, давно уже поставив построенные ею космические корабли (а заодно и прогулочные катера, созданные из обломков упомянутого российского «Титаника») в скучные провинциальные музеи. И точно так же постарались её забыть, как и первую… Но так как она была всего лишь «неудавшейся попыткой», ничего особенно несправедливого в этом, быть может, и нет.

Итак, о двух половинах 1950-х годов, – но скорее всего лишь о глазах несчастно-счастливого ребёнка, а затем и подростка, свидетельствующих о них обеих.

Оглавление

  • Вступление
  • Из Екатерининского сада. (Включая «Семейные истории и фотографии»). Вниз по течению – в лагеря
  • «Семейные истории и фотографии» (О семейном укладе и о наших «домах» в коммуналках)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гербарии, открытки… (И. И. Листвина, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Ссылка на основную публикацию