Рождественский козел

Рождественский козел — одна из национальных традиций шведского Рождества

Рождественский козел (julbocken) или соломенная коза является одним из древнейших национальных атрибутов празднования Рождества народами скандинавских стран. Уже с дохристианских времен Рождество ни только символизировало момент прохождения солнцем точки зимнего солнцестояния, но являлось выражением благодарности богам за собранный урожай.

Часть появляющегося у домашнего скота приплода жертвовалась богам. Из него готовилось угощение для гостей. Считалось, что таким образом можно заслужить покровительство богов.

Сначала считалось, что огромный дикий козел холодными, долгими ночами выходил из леса, разгуливал вокруг домов, ища пропитание. Со временем, молодые люди во время рождественских праздников стали одевать козлиные шкуры, на головы прикреплять рога, ходить по домам, распевая песни, получая за свои выступления угощения, то есть — колядовать.

Рождественский козел упоминается в Святом писании

В повествовании о рождении Христа рассказывается, что козел ответил отказом Деве Марии и не отдал часть своей шкуры, чтобы укрыть младенца. За этот отказ Бог наказал козла, приговорив его к скитанию между дворами для поиска пищи холодными рождественскими ночами.

Снять с него Божье проклятие может только детская молитва. Всем нам, отмечая Рождество, очень хочется верить в хорошее и светлое! Вот и предание об огромном козле, пугающем по ночам людей и требующем угощения, со временем изменилось на противоположенное.

Теперь рождественский козел стал сам помогать шведскому деду Морозу, который называется tomten, развозить детям подарки. Таким образом рождественский козел старается отмолить свой грех.

Чем ближе приближаемся мы к «нашим дням», тем чаще видим на рождественских открытках, что дед Мороз развозит подарки на оленьих упряжках.
Однако, многие шведы, отдавая дань национальным традициям, продолжают использовать соломенную козу как атрибут рождественских праздников. Нередко фигурки рождественских козлов разных размеров, сплетенных из соломы, выставляются перед дверью дома или квартиры.
Особенно маленьким фигуркам соломенной козы находится место среди убранства рождественского стола или елки.

Несомненно, Рождественские праздники являются самыми любимыми зимними праздниками у всех народов.

О богатых многовековых традициях подготовки и проведения этих праздников шведами читатель узнает, прочитав статью «Рождественские праздники, как их отмечают в Швеции»

Евльский рождественский козел

Житель шведского города Евле (Gävle) предложил строить ежегодно огромную фигуру рождественского козла на городской площади. Фигура козла, высотой 13 метров и длиной 7 метров стала появляться на площади начиная с 1966 года.

Она является самой большой фигурой рождественского козла из соломы, построенной в стране и стала известной достопримечательностью города.

К огромному сожалению, с постройкой фигуры козла, появилась и недобрая традиция его поджога. За почти полувековую традицию построения фигуры рождественского козла появилась и стойкая традиция его поджога вандалами.

Ежегодные поджоги происходят невзирая на пропитку соломы противовоспламеняющейся жидкостью и возведения вокруг козла высокого заграждения. За все прошедшие годы только четырем фигурам «удалось пережить» рождественские и новогодние праздники!

Так и хочется задать риторический вопрос: «Откуда среди нас берутся вандалы, которые стремятся только разрушать, не создавая ничего сами?»

Однако, не хочется заканчивать статью, посвященную рождественскому козлу, как одной из древнейших традиций празднования шведского Рождества, на такой грустной ноте.

Уже известно, что фигура гигантского рождественнского козла вновь появится на городской площади и есть добровольцы, которые будут оберегать ее от вандалов.
Заканчивая, хочу пожелать всем читателям веселых праздников, во время которых рождественский козел поможет деду Морозу доставить им подарки.

Alliluia › Блог › “СЖЕЧЬ КОЗЛИНУ!” или “Странные Рождественские традиции.” 🙂

Ничего не меняется. И в этом (2015) году козла сожгли хулиганы ))))

Евльский козёл — это огромная сделанная из соломы версия сказочного козла, сопровождающего шведского рождественского персонажа Юлебукка. Козла устанавливают каждый год в течение двух дней, в начале адвента на замковой площади (швед. Slottstorget) в центре города Евле.

Он Стал знаменитым благодаря тому, что каждый год местными хулиганами предпринимается попытка его сжечь.

История Евльского Козла берёт своё начало в 1966 году, когда Стигу Гавлену пришла в голову идея построить увеличенную версию Юлебукка и установить в центре города. Первый Евльский Козёл был 13 метров в высоту, 7 метров в длину и весил приблизительно 3 тонны. Был подожжён неизвестными хулиганами в новогоднюю ночь. С тех пор поджигание козла стала неофициальной традицией. 2 декабря 2011 года он был сожжён в 25-й раз.

•1966 г. Козёл был возведён впервые. Сожжён в новогоднюю ночь. Нарушитель был найден и осуждён за вандализм.
•1967 г. Ничего не произошло.
•1968 г. Козёл выжил. До этого года вокруг него не было ограждения, и дети могли свободно играть вокруг и внутри него.
•1969 г. Сгорел в новогоднюю ночь.
•1970 г. Козёл сгорел всего через 6 часов после того как его установили. Благодаря денежным пожертвованиям был построен заново, только вместо соломы был использован камыш.
•1971 г. Уничтожен.
•1972 г. Разрушен.
•1973 г. Неизвестно.
•1974 г. Сгорел.
•1975 г. Неизвестно.
•1976 г. Сбит грузовиком.
•1977 г. Неизвестно.
•1978 г. Разрушен.
•1979 г. Сожжён еще до того как закончили его возводить. Новый был пропитан специальным веществом, препятствующим воспламенению. Тем не менее, был разрушен.
•1980 г. Сожжён в рождественскую ночь.
•1981 г. Ничего не произошло.
•1982 г. Сожжён 13 декабря.
•1983 г. Были разрушены ноги.
•1984 г. Сожжён 12 декабря.
•1985 г. Вокруг козла был установлен металлический забор высотой 2 метра. Сгорел в январе.
•1986 г. Сгорел за день до Рождества.
•1987 г. Несмотря на то, что был хорошо защищён от огня, сгорел за неделю до Рождества.
•1988 г. Ничего не произошло.
•1989 г. Сгорел до того как закончили его возведение. Был построен новый Козёл, но и он сгорел в январе.
•1990 г. Ничего не произошло. В этот раз козла охраняли добровольцы.
•1991 г. Сгорел утром в Рождество.
•1992 г. Сгорел через 8 дней. Был построен новый, которого сожгли на следующий день. Следующий Козёл был сожжён 20 декабря. Преступник был пойман и отправлен в тюрьму.
•1993 г. Ничего не произошло.
•1994 г. Ничего не произошло.
•1995 г. Гражданин Норвегии был арестован за попытку поджога. Козёл сгорел утром в Рождество.
•1996 г. Ничего не произошло.
•1997 г. Поврежден фейерверком.
•1998 г. Сгорел 11 декабря.
•1999 г. Сгорел через 2 часа после того, как был возведён.
•2000 г. Сгорел за два дня до нового года.
•2001 г. 51-летний гражданин США Лоренс Джонс был арестован за поджог. На суде он заявил, что считал поджог Козла официально разрешенным, однако был приговорён к 18-ти суткам тюрьмы и штрафу в 100 000 шведских крон (около 15 000 долларов)
•2002 г. 22-летний житель Стокгольма пытался поджечь Козла, но попытка не увенчалась успехом.
•2003 г. Сгорел 12 декабря.
•2004 г. Сгорел 21 декабря.
•2005 г. Подожжён неизвестными вандалами, одетыми в костюм Санта-Клауса.
•2006 г. Были предприняты попытки поджечь Козла, однако все они не увенчались успехом.
•2007 г. Разрушен 13 декабря. Был возведен новый Козёл, с которым ничего не произошло.
•2008 г. Сгорел 27 декабря.
•2009 г. Сгорел 23 декабря.
•2010 г. Были предприняты попытки сжечь козла, однако все они не увенчались успехом.
•2011 г. Сгорел рано утром 2 декабря.
•2012 г. Был сожжён 12 декабря.
•2013: Несмотря на то, что был обработан огнестойкими средствами, сгорел 21 декабря.
•2014: К статуе было привлечено большое количество посетителей, чтобы помешать акту вандализма, и она осталась невредимой в четвёртый раз в истории. После рождества козёл должен был быть представлен на праздновании нового года в Китае.
•2015: Сгорел 27 декабря. Один подозреваемый арестован.

Кто такой Йоулупукки? Темная сторона Нового года

Рождество и Новый год ассоциируются у нас с беззаботными праздниками и добрыми сказочными персонажами, которые поздравляют детей и взрослых. Но так было далеко не всегда.

Не так давно крестьяне по всей Европе верили, что в их дома под Новый год приходят косматые и рогатые существа, встречаться с которыми было смертельно опасно.

Про тёмную сторону новогодних праздников – в материале «АиФ-Ростов».

С рожками на голове

Йоулупукки – это финский Санта Клаус. Он живет в своей резиденции в Лапландии, и каждый год принимает у себя сотни тысяч туристов со всего мира.

Имя этого персонажа в дословном переводе с финского означает «рождественский козёл», причем Рождество в этом имени тоже не совсем нынешнее Рождество.

Это – языческий праздник зимнего солнцестояния, Йоль, приуроченный к самым тёмным временам года, и позаимствованный финнами у своих скандинавских соседей. Христианство пришло в эти суровые северные края на тысячу лет позже, чем в южную Европу, и поэтому из народной памяти не успели выветриться воспоминания о том, как выглядел этот самый козёл Йоля, который накануне праздника навещал крестьянские дома.

Здоровенный верзила, в козлиной шкуре, в маске, закрывающей лицо, с торчащими козлиными рогами, поздним вечером он вваливался из завывающей темноты в предрождественский уют фермерского домишки – и попробывал бы кто-то из детей плохо вести себя в уходящем году!

Это существо не дарило ему уголёк вместо подарка, как, по слухам, делал Санта Клаус, а утаскивало неслуха с собой, в недра страшной горы, где тот становился деликатесом на кухне демонического визитёра. Разумеется, дети боялись такого персонажа как огня, и, наверняка, от таких посещений не по себе становилось даже взрослым.

Читайте также:  Сани из пластиковой бочки

Современный финский художник в своей стилизации и вовсе изобразил Йоулупукки ужасающим великаном, между рогами которого натянута верёвка, с болтающимися на ней, как на новогодней гирлянде, телами повешенных. Непослушных детей он живыми засовывает в котёл, а по дороге непринужденно подкрепляется внутренностями убитого оленя.

Поэтому постепенная трансформация грозного козла в нынешнего Санту, который сначала, в память о недавнем прошлом, еще ездил на козлиной упряжке, а в наши дни полностью пересел на оленей, явно пошла на пользу психическому здоровью нации. Рождественские козлы по всей Скандинавии сохранились в виде соломенных чучел, которых выставляют в окнах и витринах в новогодние праздники.

Тень святого Николая

Демонические персонажи приходили под Рождество не только к непослушным потомкам жителей севера.

В Австрии, Венгрии, южной Германии, Чехии и других странах центральной Европы спутником Санта Клауса оказывался еще более зловещий персонаж – Крампус. Если Йоулупукки еще может считаться своего рода грозным судьёй, который карает только непослушных детей, раздавая подарки тем, кто вёл себя хорошо, то Крампус – это абсолютное зло.

Он и описывается однозначно – Крампус покрыт шерстью, у него козлиные рога, раздвоенные копыта, а из пасти вываливается длинный заострённый язык. Капризный ребёнок становится угощением на его рождественском ужине.

Любопытно, что во многих местах Крампус ходит по домам вместе со Святым Николаем, становясь его тенью и угощая розгами провинившихся, а в некоторых европейских городах накануне Рождества даже проводятся шествия крампусов, на пути которых становиться не рекомендуется.

Ледяной дух

Впрочем, такое происходило и происходит не только в бездуховной Европе. Наши собственные предки были ничем не лучше.

Славянские святки с их гаданиями, переодеваниями, ряжеными (среди которых почти обязательно были козёл или коза) являлись отзвуком всё тех же, еще дохристианских обычаев, которые должны были напоминать людям, что на дворе – самые длинные ночи года, а, значит, для тёмных сил пришло время порезвиться.

Разумеется, христианская церковь веками боролась с этими персонажами, но, кажется, победить новогодних демонов удалось только с изобретением электричества.

Когда в домах стало светло, улицы перед Новым годом начали играть яркими и радостными цветами, а наступавшая зимой темнота отступила перед достижениями цивилизации, то и Йоулупукки избавился от рожек, а Дед Мороз начал ограничиваться требованием прочесть ему какой-нибудь стишок. Страшные легенды стали доброй сказкой.

Рождественский козел

Приглашаем на новый курс “Гармонизация отношений в паре”
Подробности тут!

Приглашаем всех в новый набор на курс восковых отливок!
Подробнее тут!

Кукла обрядовая “Йольский козел”

Кукла обрядовая “Йольский козел”

В старину подарки маленьким норвежцам и другим скандинавским детенышам приносил не домовой, не святой Николай, а рождественский козел. “Все знают, что на Рождество ниссе приносят детям подарки, но вспоминает ли кто-нибудь теперь о рождественском козле?”, – писал Закариас Топелиус (финский писатель). “А ведь когда-то он был любимым другом детей и приходил к ним в сочельник. Он ходил на четвереньках в шубе с длинным мехом, у него была длинная борода и рога, сделанные из деревянных ложек. Козел приносил детям целую корзину подарков. Нынче козел вышел из моды, и его обязанности перешли к рождественским ниссе. “.

Среди всех важнейших праздников Северной Традиции, Йоль – самый значительный, самый священный и наиболее исполненный силы. В течении тринадцати ночей Йоля все миры встречаются в Мидгарде: боги, богини и мертвые свободно путешествуют, тролли и альвы приходят в дома людей, и те, кто близок к Иному Миру, могут оставить своё человеческое естество, чтобы стать всадниками Дикой Охоты, оборотнями или воплощением различных существ, которые бродят по земле во время Йоля. Но Йоль – также время величайшего празднования и радости, ведь на Йоль весь род, живые и мёртвые, собирается вместе, с уверенностью, что как Солнце восстаёт из периода глубочайшей тьмы, так когда-то подобное же возрождение ждёт и нас. Не случайно, что Йоль сохранил больше языческих обычаев, чем любой иной праздник: и полено Йоля, и вечно-зелёное дерево тоже являются залогом того, что пути нашего народа переживут долгую тёмную зиму и ярко засияют снова.
Тесно связан с этими верованиями скандинавский обычай изображения ряжеными Йольского козла (англ. Yule-buck) – козлиной головы на па палке, которую носит из дома в дом молодой парень в меховой накидке и при этом всячески дурачится. Его приход мог означать добрую или дурную удачу, но во многих общинах его встречали с пением и танцами. Тем не менее, Йольский козёл был фигурой скорее устрашающей, чем забавной, одна быличка в Дании рассказывает о девушке, которая осмелилась танцевать с ним в амбаре в полночь, когда он ожил и стал бить её палкой, пока она не умерла. (Симпсон, “Скандинавские народные истории”, стр.80-81 (Simpson, Scandinavian Folktales, pp. 80-81)). В Норвегии и Швеции, где также были ряженые, Йольский козёл тоже кажется полностью сверхъестественным существом, лишенный костей и крови, с волосами, достаточно длинными, что бы спрятать его ноги. В прежние дни он прятался в кухонном подполе и должен был получать на Йоль пиво, шнапс (водку) и кашу, чем его удерживали от разрушений в доме. В Сондморе (Søndmøre, Норвегия) его называют могильным (или курганным) козлом (англ. Howe-buck) и, как считается, он обитает в могильных курганах. В Швеции во внезапных недомоганиях во время Йоля обвиняют именно этого козла (Фейльберг, Йоль (Fejlberg, Jul)). Также иногда говорят, что “Новогодний козёл” заберёт того, у кого не будет новой одежды в это время.
Йольский козел может быть связан с козлами Тора (и как мы помним, в Германии “Санта-Клаус” иногда правит повозкой, запряженной двумя козлами), либо же он может входить в круг понятий той же дикой мощи смерти и плодородия, которую мы наблюдаем в Дикой Охоте. В святочном представлении в Оланде (Øland, Швеция) участвуют двое людей, “отец” и “сын” вместе с “козлом”, которые попеременно поют, заключая сделку на жизнь “козла” и рог. В конце третьей строфы в “козла” “стреляют”, он падает и лежит как мертвый. Затем его покрывают красным и белым плащом, последний стих сообщает, что “козёл” встаёт. трясёт бородой и скачет, одновременно ряженый, его изображающий, поступает как описано. В другой версии красным плащом накрывают козла перед убийством, затем – синим плащом (поскольку козёл был серым), затем белым (поскольку он был мертвым), затем золотым, потому что Йоль близко, и прежде чем его утащат прочь солить, он встаёт и трясёт бородой (Фейльберг, Йоль, II.стр.231-32 (Fejlberg, Jul, II, pp. 231-32)). Это подозрительно близко к легендарному описанию козлов Тора, которых можно было зарезать и съесть, а затем вернуть к жизни взмахом божественного Молота.
Козлов, сделанных из соломы, больших и маленьких, можно увидеть во время Йоля повсюду в Дании и Швеции. Общее украшение святок в этих странах – небольшой венок из соломы с маленькими подвешенными соломенными же козликами на нём. Эти творения – особенно большие, чьи бороды сделаны из колосьев ячменя и пшеницы – воплощают всё ту же связь смерти и плодородия. Козёл сам по себе довольно зловещее животное, и как показывают козлы, запряжные в повозку Тора, они способны, подобно лошадям и вепрям, путешествовать между мирами.

Как сделать настоящего рождественского козлика.
По материалам сети. Автор неизвестен.

Вот что вам понадобится для изготовления:

1. Два пучка соломы длиной около 36 см такого количества, чтобы каждый из них можно было обхватить рукой;
2. Катушка шпагата;
3. Ножницы;
4. Красная лента.

Теперь, как сделать рождественского козлика:
1. Подровняйте пучки соломы и свяжите их.

2. Замочите пучки под прессом примерно на 5 часов в горячей воде, чтобы размягчить их.

3. После замачивания дайте воде стечь примерно в течении получаса.

4. Наметьте где будут ноги и где туловище, сдвинув верёвки в места где туловище переходит в ноги. У автора на ноги ушло по 13 дюймов (33 см) и 10 дюймов (25 см) на туловище. Учтите, что солому в конце нужно будет подрезать, поэтому должен быть запас.

5. Разделите ту части пучков, которые вы оставили для ног, пополам и перевяжите их шпагатом. Не забудьте несколько соломин заплести в хвост.

6. Положите заготовку на край стола и загните вниз ноги будущего козлика. Должны получиться ноги как на картинке.

7. Согните четверть пучка вверх, чтобы начать формировать шею.

8. Разделите оставшийся пучок пополам свяжите его и согните будущие передние ноги. Второй пучок положите рядом вдоль передних ног и шеи.

9. Разделите нижнюю часть второго пучка на три равные части и привяжите две из них (левую и правую) к передним ногам, а среднюю часть загните вдоль туловища и привяжите к туловищу. Верхнюю часть второго пучка привяжите в шее.

10. Теперь нужно сделать голову. Сразу согнуть весь пучок не получится, поэтому сначала согните только часть соломы и свяжите её.

11. Теперь согните оставшуюся часть пучка и свяжите всё вместе.

12. Теперь ровно подрежьте солому, чтобы получилась морда козлика.

13. Подровняйте ноги.

14. Подровняйте все ноги так, чтобы он прочно стоял на ровной поверхности и не качался.

Читайте также:  Как сделать детский массажер для спины

15. Сплетите косички из травы, — это будут рога. Привяжите их как показано на картинке. Обмотайте лентой крест-накрест всего йольского козлика

16. Вот собственно и всё. Козлик готов. Только дайте ему полностью высохнуть. А пока он сохнет, свяжите ноги, чтобы они не разъехались.

Не Сантой единым: 15 аналогов Деда Мороза

Новый год и сопутствующие праздники отмечают во всем мире, независимо от религии и количества снега. У любого подобного праздника есть свой символ, который дарит детям новогоднее настроение и подарки, а сам собой знаменует новогоднюю атмосферу. Дед Мороз это лишь один из многих подобных образов, давайте же вспомним 15 его аналогов по всему миру:

Начнем все же с русского старика, а дальше будем погружаться все глубже в культуру и традиции по всему миру:

Дед Мороз изображается как старик в цветной — голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки, а во времена СССР, бывало, и Нового Года — мальчика в красной шубе и шапке (на одном из этих предметов одежды часто имелось цифровое обозначение наступающего/наступившего года). Мальчик Новый год выступал как своеобразный преемник Деда Мороза; наиболее часто он был изображён на новогодних открытках конца 1950-х — середины 1980-х годов, после чего популярность этого персонажа стала падать и к настоящему времени он почти забыт. Также деда Мороза иногда сопровождают различные лесные звери.

Толстенький веселый старик, разносящий подарки в ночь Рождества. У него обязательно красная куртка или полушубок, белая борода, красная шапка и штаны с белой оторочкой. Санта Клаус передвигается на санях, запряженных 9 северными оленями и до краев наполненных дарами для послушных детей по всему миру. В Великобритании его принято называть «Father Christmas», что означает «Батюшка Рождество».

Рождественский дед, который дарит подарки детям на Рождество Христово. Исторически сложилось так, что слово является омонимом финского языка, Йоулупукки в дословном переводе с финского также означает «Рождественский козёл». Последний изображается в виде соломенного козла и также сопровождает рождественские праздники. Традиция мало отличается от аналогичной в других скандинавских странах.

Сейчас Йоулупукки выглядит как привычный всем Санта-Клаус с белой бородой, в красной шубе и шапке, хоть и сохраняет некоторые национальные особенности. Но ещё в XIX веке его изображали в козлиной шкуре и иногда даже с маленькими рожками.

У Йоулупукки есть жена — Муори (Muori, «старая хозяйка») — олицетворение зимы. В помощниках у Йоулупукки служат гномы, которые в течение года сидят в «Пещерах Эха» (Кайкулуолат, Kaikuluolat) и слушают, как себя ведут дети во всем мире, а перед Рождеством разбирают рождественскую почту, помогают готовить и упаковывать подарки.

Младенец Иисус (Чехия, Словакия, Хорватия, Венгрия, Австрия, часть Германии, Лихтенштейн, Швейцария, Италия, южная Бразилия)

«Младенец Иисус» в роли дарителя подарков изображается подобным эльфу, обычно со светлыми волосами и ангельскими крыльями. Влетает в комнату через форточку или лоджию. Иногда вместе с «Младенцем Христом» приходит Ангел, который и приносит подарки. Дети никогда не видят дарителя лично, а родители говорят им, что «Младенец Иисус» не придёт, если дети будут любопытны и попытаются подсмотреть, кто положил подарки под ёлку. Дети могут войти в гостиную, где находится Рождественская ёлка, чтобы распечатать подарки, только когда родители скажут, что «Младенец Иисус» уже ушёл. В некоторых традициях об отбытии Гостя уведомляет звон маленького колокольчика (настоящий или выдуманный). Родители или объявляют детям, что сами его слышали, или звон тайно производится одним из взрослых.

Пер Ноэль – приносит хорошим и прилежным детям подарки и конфеты. В деревянных башмаках и с корзиной подарков за спиной, он прибывает на осле и, оставив животное снаружи, проникает через дымоход в дом. Подарки он кладет в обувь, которую дети заранее оставляют перед камином. Компаньоном Пера Ноэля является Пер Фуетар (Pere Fouettard) – дед с розгами, который напоминает Перу Ноэлю, как ребенок вел себя в течение года и чего он заслуживает больше – подарков или шлепанья. В некоторых провинциях, Пер Ноэль приносит маленькие подарки 6 декабря и возвращается вновь на Рождество с большими. Также подарки может приносить Пёти Ноэль – ребенок Иисус. кстати, от этого и пошла традиция в католичестве вешать над камином чулки для подарков, чего в нашем новом годе не было.

Ганс Трапп (Германия)

Спутник и одновременно антипод святого Николая или Младенца Иисуса.

Ганса Траппа обычно изображают как грубого персонажа в чёрной одежде с бородой, цепями и розгами, постоянно ревущим. По преданию, Трапп был настолько жестоким и алчным богачом, что считали, что он заключил договор с дьяволом. За это он был отлучён от церкви и отправлен жить в лес, подальше от людей и особенно от детей. Однако злодей, наряжаясь соломенным пугалом, принялся охотиться на заблудившихся детей и поедать их. Однажды Господь внял молитвам пойманного Траппом мальчика и поразил нечестивца молнией. Но и этим не удалось полностью успокоить негодяя: каждый год под Рождество, наряженный соломенным пугалом, он возвращается в этот мир и пугает плохо ведущих себя детей.

Он приносит подарки хорошим детям в вечерние и ночные часы Сочельника, 24 декабря. Его праздник приходится на 6 декабря (День Святого Николая). Легенда может быть частично основана на агиографических рассказах об исторической личности святителя Николая.

Хотя первоначально на изображениях Бабадимри представал в епископском облачении Святого Николая, то в современную эпоху, как правило, как полный веселый седобородый человек, одетый в красную куртку с белыми манжетами и воротником, красные брюки с чёрный кожаным ремнем и ботинки (см. Санта Клаус).

Зюзю, или бога Зимы, предки представляли в образе деда с длинной бородой, который живет в лесу, ходит босиком и, согласно поверью, вызывает пургу, метель, стужу. Когда бывает сильный мороз, считается, что он бьет своей булавой по деревьям, которые как будто от этого трещат. Временами Зюзя забредает в деревню, чтобы предупредить крестьян о надвигающихся трескучих морозах, избавить от холода какую–нибудь бедную семью или дать вдоволь наесться кутьи.

Сначала он выходит в парадной шубе, отделанной белорусским орнаментом, а затем переодевается в повседневный кожух, бегает босиком, танцует и балуется с детьми, как простецкий дедок, абсолютно лишенный гордыни.

Изначально белорусский бог Зимы Зюзя Поозерский жил и принимал гостей в усадьбе неподалеку от деревни Прудники Поставского района, а в прошлом году, чтобы создать более комфортные условия для туристов, переехал в деревню Озерцы (в том же районе).

Синтаклаас (Нидерланды и Бельгия)

Персонаж Синтерклааса представляет из себя величественного старика с белой бородой и волосами, в красном халате и митре, который ездит на белом коне. У Синтерклааса много помощников Чёрных Питов (нидерл. Zwarte Piet), которые делают всю грязную работу за святого. У них много работы: надо в целости и сохранности довезти ценный груз из Испании, упаковать, и доставить на дом детям.

У Синтерклааса есть большая книга, где описаны все подарки всем детям, их имена и адреса. Но Синтерклаас слушается только родителей, поэтому дети должны все письма и пожелания передавать через них.

По профессии Олентцеро – угольщик. Он добродушный чернобородый толстяк, одетый в старую домотканую одежду и перепачканный в саже. Он любит хорошо покушать и пропустить пару рюмочек чего-нибудь горячительного. При Олентцеро всегда есть фляжка с хорошим испанским вином, ведь его долгая рабочая ночь обещает быть не из легких. Он не забирается в камин, а оставляет свои подарки на балконе. Интересно, что раньше угольщиком Олентцеро родители пугали непослушных детей, но в середине прошлого столетия он был «оправдан» и стал лучшим другом для малышей. Баски очень любят своего доброго дарителя. Об этом они поют ему в своих песнях, устраивают костюмированные шествия и танцуют в его честь под музыку флейты и барабана.

Хызыр Ильс (Мусульманские страны)

Мусульманского Деда Мороза зовут Хызыр Ильяс, он носит вышитый цветами зеленый халат и красный колпак, обвитый шарфом. В руке, само собой, мешок с подарками. До мусульманских стран Дед Мороз добирается с большим опозданием, только в начале мая. Ну что ж, лучше поздно, чем никогда.

Мусульмане используют лунный календарь, поэтому дата Нового года у мусульман каждый год сдвигается на 11 дней вперед. В Иране (мусульманской стране, которая раньше называлась Персией / ликбез) Новый год встречают 21 марта. За несколько недель до Нового года люди сажают зерна пшеницы или ячменя в небольшое блюдо. К Новому Году зерна всходят, что символизирует начало весны и нового года жизни.

Маулана Каренга (Многие африканские страны)

На самом деле Маунала Каренга вовсе не волшебный персонаж, а вполне реальный человек. Лидер борьбы за права афроамериканцев, профессор Калифорнийского университета, ученый, основавший и возглавлявший лигу Black Nationalist Organization, доктор наук, теоретик Черного Освободительного Движения. Человек, сделавший не менее Мартина Лютера Кинга для движения чернокожих афроамериканцев и всего черного движения в мире.

Он предложил чернокожим всего мира праздновать Кванза.

Кванза не имеет ничего общего ни с религией, ни с политикой. Кванза – очень философский и очень тонкий праздник. Иначе и быть не может, ведь черная Африка – колыбель цивилизации. И философский опыт такой древней расы, отточенный веками, выразился в семи постулатах (Nguzo Saba) идеи Кванзы и его атрибутике. Празднуется Кванза с 26 декабря по 1 января.

Читайте также:  Портфолио в коробке

Одзи-сан, Сегацу-сан или Хотейшо. Хотейшо — это Бог с глазами на затылке, который всё видит. Основной символ Нового года. Все люди поклоняются ему и просят счастья и удачи в Новом году. Но с недавнего времени за символ Нового года и рождества стали бороться еще два персонажа Одзи-сан и Сегацу-сан. Сегацу-сан ходит в голубом кимоно. Он обходит перед Рождеством все дома и поздравляет с Новогодними праздниками, но подарки не дарит. Одзи-сан похож на Санта Клауса и в отличие от Сегацу-сана дарит детишкам подарки, наверное из-за этого он стал более любим.

Якутский Эхээ Дьыл пустил глубокие семейные корни на «Полюсе Холода», в районе поселков Оймякон и Томтор, где температура в зимнее время опускалась до -71, 2 градусов Цельсия.

Этот новогодний персонаж, по видимому, “устроился” лучше других Новогодних коллег. Судите сами: его жена Кыhын Хотун ведает зимним временем; три дочери Саасчаана, Сайыына и Кyhyyнэй распределяют между собой весенние, летние и осенние обязанности. Чем занимается сам Эhээ Дьыл не совсем понятно. Зато точно известно, что у него двое внучат: старшая внучка – Хаарчаана, покровительница снега, и младший внук – Тыалчаан. Из “живности” у Деда Дьыла один только бык, но зато какой. Каждую осень он (бык) выходит из ледовитого океана и до середины зимы отращивает свои рога. Чем выше рог – тем ниже опускается столбик термометра. С середины января рога у быка постепенно отваливаются, а к марту и сам он гибнет под палящим солнцем.

Шань Дань Лаожен (Китай)

В Китае Деда Мороза зовут просто и несложно: Дун Че Лао Рен или Шань Дань Лаожен. Несмотря на экзотическое имя, повадками китайский дедушка от знаменитого Санта Клауса совсем не отличается. В новогоднюю ночь он также приходит в детские спальни и наполняет развешанные по стенам чулки подарками. Выглядит Дун Че Лао Рен как мудрый старец: на нем шелковые одеяния, его длинная борода колышется на ветру, а по стране он передвигается верхом на ослике.

Даиди на Ноллаиг (Ирландия)

Ирландский коллега Деда Мороза. Ирландия – страна религиозная и очень ценит свои старые добрые традиции. Именно поэтому Новый Год в Ирландии будет пропитан мистикой и необычностью. К слову сказать, наш Новый Год не менее магический праздник. Даиди на Ноллаиг носит длинную зеленую шубу (впрочем, у них все в зеленом ходят). У него тоже есть посох, но, в отличие от нашего Дедушки, ирландский на посохе носит не сосульку, а связку трав (намек природе, чтоб еще вырастила весной) и вместо шапки у Даиди на голове венок.

В канун Нового года маленькие девочки кладут перед сном под подушку разные травы – омелу, клевер, плющ и даже лаванду. По поверьям, именно в новогоднюю ночь можно увидеть своего будущего супруга. Да и чего только не увидишь в такую волшебную ночь в свои молодые годы, да с бурной фантазией под влиянием сладких запахов лаванды?

Спасибо за внимание!

Найдены дубликаты

хотел написать не самую умную шутку про сам-ты-в хламус, ан нет – белорусский зюзя уже есть:)

Ганс Трапп (Германия) – это не Ганс Трапп , это Хью Лори

Зюзя – улыбнуло, звучит мило))

не шарф, а чалма

про Зюзю очень интересно. я из России. мне в детстве мама говорила что на улице “Зюзя кусается” когда очень холодно было. я думала она это слово выдумала, а это окзаывается фольклор))

Траппа мог бы сыгнать Хьюго Уивинг

Или тот мужик, который играет Джораха Мормонта, без гугла его имя я не помню

В Украине уже походу святой Николай 🙂

А мне якутский очень понравился! Выговорить его имя я, конечно, не могу, но костюм впечатлил!

Кстати, ваш покорный слуга в детстве дважды играл нового года, я тогда думал что этого персонажа выдумали

О сообществе

Пожалуйста добавляйте тэг “отчет по обмену подарками”, тк многие подписчики хотят следить только за организационными постами. Так же по этому тэгу легко вывести все отчёты без постов с оргинизационными моментами и вдохновиться идеями для подарков. ЗЫ если ввести в поле тэгов “отче” то остальной тэг будет в всплывающих подсказках.

Также просим не создавать посты с оповещением об отправке посылок/задержках, иначе они будут удаляться, подобную информацию стоит передавать через личную переписку или организаторов, так больше шансов что информация дойдет до получателя. А иногда стоит просто проявить терпение тк почтовые извещения иногда идут довольно долго

Тайный Дед Мороз- волшебная новогодняя традиция, которая прижилась на Пикабу, в ней участвует много людей, и это сообщество создано для того, чтобы делиться праздничным настроением, обмениваться впечатлениями о подарках и первыми узнавать все новости об этом флешмобе.

ПС: Если кто-то захочет поделиться радостью от подарка не с обмена, идеей для подарка близким или просто волшебной подготовкой к празднику, делитесь смело в этом сообществе))

Все мы хотим получать новогоднее настроение и делиться им, поэтому нужно соблюдать простые правила, чтобы всем было уютно:
Надо:
+К постам-благодарностям отчетам добавляйте тэг “отчет по обмену подарками” дабы людям было проще фильтровать

– Нарушать правила флешмобов;

– Нарушать правила пикабу;

– Выкладывать данные третьих лиц
Просим не создавать посты с оповещением об отправке посылок/задержках, иначе они будут удаляться, подобную информацию стоит передавать через личную переписку или организаторов, так больше шансов что информация дойдет до получателя.

За нарушение правил мы внесем вас в список плохих детей и выскажем предупреждение, за намеренное и повторное нарушение правил последует бан.

Кроме того, будьте вежливы друг с другом =^_^=

Соломенный козел, рождественская ведьма и вертеп из редиски

Евльский козел

В шведском городе Евле каждый год устанавливают огромную фигуру соломенного козла, сопровождающего рождественского персонажа Юлебукка.

Впервые статую установили в 1966 год, но в новогоднюю ночь статуя была сожжена неизвестными. Так зародилась традиция, сделавшая козла знаменитым на весь мир. Каждый год вандалы пытаются сжечь его или разрушить другими способами (например, сбить автомобилем). И хотя городские власти предпринимают все новые и новые меры предосторожности, злоумышленникам удалось сжечь козла 29 раз.

Добрая ведьма Бефана, Италия

В Италии дети ждут подарки не от Деда Мороза, а от ведьмы Бефаны. По поверьям, это доброе существо, которое проникает домой через дымоход и оставляет подарки детям. Взрослые оставляют ведьме на камине небольшой бокал вина и немного еды.

Бефану изображают как старуху в черном, летящую на метле, с мешком подарков и угощений.

День маленьких свечей, Колумбия

В Колумбии в начале декабря отмечают День маленьких свечей. В каждой семье зажигают по свече на каждого члена семьи, включая тех, кто живет отдельно или умер. Фонари ставят на балконы, во двориках или прямо на асфальт.

Традиция празднования отличается от региона. В небольших городах проходят праздничные шествия с факелами, где-то свечами украшают плоты. Главным же местом празднования считается небольшой городок Кимбайя. Последние 30 лет там проходит официальный Конкурс свечей и фонариков.

Ночь редиса, Мексика

В мексиканском городе Оахаке главным украшением Рождества стали фигуры из редиса. Здесь каждый год 23 декабря отмечается Ночь редиса.

Изначально город славился резьбой по дереву. Чтобы привлечь внимание покупателей на рождественской ярмарке, местные фермеры стали украшать свои ларьки фигурами из редиса. В конце 19 века местные власти утвердили официальный праздник. Каждый год местные мастера вырезают из редиса целые сцены, в том числе и на библейские мотивы, которые существуют всего пару часов.

Норвегия

В рождественскую ночь многие норвежцы до сих прячут метлы в надежном месте. Эта традиция уходит корнями в те времена, когда люди верили, что в канун праздника ведьмы и другая нечисть могут украсть метлу, чтобы летать на ней.

Рождественское бревно, Испания

В испанской Каталонии сохранилась, пожалуй, самая странная рождественская традиция.

Тио де Надаль — это полено, которому приделывают ножки из веток, рисуют глаза, нос и надевают шапочку. За получившимся существом необходимо ухаживать, накрывать его одеялом и кормить (к счастью, полено питается тем, что не едят люди — кожурой от фруктов и ореховой скорлупой).

Наконец, в Рождество Тио де Надаль должен отплатить за всю доброту той семье, что его приютила. А поскольку бревно не соглашается отдавать подарки добровольно, дети начинают избивать полено прутиками, палками или деревянными ложками под специальные песни.

После каждой песенки дети заглядывают под покрывало — не отдал ли Тио де Надаль им подарки? И находят там орехи, конфеты и фрукты. Так может повторяться несколько раз, пока дети не найдут там головку лука, селедку или что-то такое же непривлекательное — это знак, что подарки закончились.

Крампус, Австрия

Здесь святого Николая сопровождает жуткое существо — Крампус. У него козлиные рога, колокольчик и розги. Если добрый святой дарит подарки послушным детям, то его злой антипод ловит непослушных и грозится отнести их в свою пещеру.

Ссылка на основную публикацию