Креативный подстаканник

Подстаканники

  • Вид каталога:

Россия недаром занимает почетное место в ряду стран – основных потребителей чая , наряду с Китаем и Великобританией . Всенародная любовь к древнему напитку создала определенный культ чаепития со своими правилами и атрибутами . С любимыми вещицами , которыми так приятно пользоваться , приятно дарить . Будет человек чаевничать и каждый раз с благодарностью вспоминать дарителя .
Приятно купить подстаканник в качестве сувенира – на долгую память о поездке или событии . Охотничьи сюжеты , ракеты , локомотивы , растительные орнаменты , с тройками , с гербами , под старину – каких только не встретишь в продаже . Наш магазин предлагает вам купить подстаканники :
⋅ Латунные ;
⋅ Мельхиоровые ;
⋅ Серебряные ;
⋅ Алюминиевые ;
⋅ С покрытием и без ;
⋅ Литые и сканные ;
⋅ Редкие коллекционные экземпляры .
За самоваром
В позапрошлом веке чайные стаканы считались исключительно мужской посудой и подавались к столу в подстаканниках . Объяснить это можно тем , что чай в походном рационе русской армии появился в годы войны с Турцией . А им в свою очередь предшествовали долгие десятилетия Кавказских походов . Вполне вероятно , что именно оттуда – с востока был впервые завезен этот предмет сервировки . И потому своим « мужественным » статусом он обязан военным кампаниям .
Чуть позже с легкой руки министра путей сообщения Витте подстаканники становятся неотъемлемым атрибутом железнодорожных путешествий . Устойчивое приспособление не дает стаканам опрокидываться . В полной мере позволяет пассажирам насладиться не только запахом и вкусом , но к тому же прозрачностью и ярким цветом чая . Надо сказать , чай в дороге обретает совершенно особый смысл . Наверное , поэтому даже грузинский « второго сорта » пахнет в поездах неповторимо и терпко .
Расцвет ювелирного искусства в России на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков подарил функциональной подставке под стакан изящество и элитарность . Основным материалом являлось серебро , поэтому купить подстаканники могли себе позволить только люди обеспеченные . Технологии поражали разнообразием – тончайшая скань , клуазон и филигрань в сочетании с витражным плик-ажуром и расписными эмалями . Драгоценная продукция фабрик Клингерта , Фаберже , Дехтерева , Овчинникова отвечала самым изысканным вкусам . Те , кому более по душе приходилось художественное литье , могли купить подстаканники литые – узорчатые , выпускаемые заводом купца Кольчугина неподалеку от Владимира .
Новая эра
После революции задушевные чаепития резко выходят из моды . Более того , они осуждаются , считаются непозволительной роскошью , прихотью , требующей большого количества свободного времени . Победившему пролетариату ни к чему чайные ситечки , застольное мурлыканье под гитару и прочее мещанство . В то же время Владимир Ильич подписывает так называемый « Декрет о чае », по которому члены профсоюза получают его бесплатно . За обеспечение чаем рабочих и красноармейцев отвечает специальный орган – Центрочай . Поговаривают , что Ленин и сам любил за работой пить крепкий чай , любил подстаканники и даже имел под рукой небольшую коллекцию этих « мещанских безделушек ».
Незаслуженно пострадавший от борьбы с пережитками подстаканник возвращается на прилавки примерно в середине тридцатых годов . При этом у него новая миссия – служить делу агитации . Советские граждане могут теперь купить подстаканники стальные от артели Автоштамп или того же Кольчугинского завода . В качестве украшения используется гравировка с партийными лозунгами и соответствующей атрибутикой –
⋅ пятиконечные звезды ,
⋅ серпы и молоты ,
⋅ снопы колосьев …
Пропагандисты нашли идеальный носитель для своих призывов , вхожий в каждую кухню страны . Стилистика в полной мере отражает художественные течения нового времени . Она тяжеловесна и одновременно динамична .
На смену неказистой нержавейке постепенно приходят новшества – латунь и мельхиор , никелированный нейзильбер , а затем и алюминий . Наступает эпоха штамповки , тематических серий , посвященных съездам Коммунистической Партии , покорению космоса , комсомольским стройкам или , к примеру , питомцам Свердловского зоопарка . Видимо тогда и появляется мода на коллекционирование старинных , штучных экземпляров дореволюционной работы . Обменять или удачно купить подстаканники с клеймом знаменитых фабрик , с необычным рисунком , сродни охоте за редкой маркой или монетой .
В наше время легко купить подстаканники различных видов – от одноразовых пластиковых до сувенирных деревянных , плетеных из бересты . В любом случае это замечательный подарок в дом . Милая старинная вещица , радующая глаз , китч или авангард – каждый найдет дизайн по вкусу . Сможет подобрать к интерьеру своего дома . Сделать подарок коллеге , другу , любимому человеку .

+7-917-057-0321

Время работы интеренет магазина:
круглосуточно
Оперативный прием заказов:
с 9:00 до 18:00

Подстаканник с Вашим логотипом

Производство подстаканников, лазерная гравировка на подстаканниках и цветное нанесение

Наша компания имеет честь предложить Вам подстаканник для чая с логотипом Вашей компании, Вашими инициалами и любой другой символикой, связанной с Вашей интересной и насыщенной жизнью.

Специально для Вас изготовим подстаканник на Ваш вкус и стиль. Мы воплотим в жизнь все Ваши предложения и пожелания. Наши дизайнеры разработают подстаканник с логотипом, связанный с Вашей профессиональной деятельностью. Подстаканник для чая с Вашим логотипом станет оригинальным подарком и необычным сувениром для Вас, Ваших близких, родных и партнеров. Вы сможете увековечить свой символ в подстаканнике, вложить в него оригинальность и неповторимость Вашей идеи. Такой подстаканник поистине войдет в историю и станет настоящим произведением искусства в кругу Вашей семьи, друзей и партнеров по бизнесу!

Так же, в кратчайшие сроки, по Вашему желанию, мы можем нанести Ваш индивидуальный логотип при помощи лазерной гравировки, что позволит Вам наслаждаться чаепитием из подстаканников с Вашей символикой.

Подстаканники с логотипом на заказ.
Гравировка на подстаканнике:
Нанесение возможно на центральный медальон 36х38 мм (размер центрального медальона 40х40), в боковые медальоны Д=24мм, ленту 34х7 мм и поддон 235х12 мм.

Стоимость гравировки (тираж от 5 шт.):
Центральный медальон 150 рублей.
Боковые медальоны 120 рублей (за оба).
Лента 40 рублей.
Поддон 60 рублей.

ПРЕДСТАВЛЯЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ РАЗРАБОТКУ ПОИСТИНЕ УНИКАЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ С ВАШИМ ДИЗАЙНОМ.

Мы создаем как индивидуальные изделия в единичных экземплярах, так и оптовые тиражи. Для создания своего собственного шедевра Вам необходима только идея… Всё остальное сделают наши профессиональные дизайнеры и опытные мастера! В каталоге представлены варианты, способные реализовать даже самые неординарные идеи. Мы обеспечиваем минимальные цены и полное соответствие Вашим ожиданиям при производстве.

1) У нас собственное производство. г.Пушкино, постобработка некоторых изделий в Москве, м. Владыкино. Собственный штат моделистов и мастеров, все производственные этапы выполняются собственными силами. Об этом так же говорят наши цены, которые до нескольких раз ниже рыночных.

В случае высокой загруженности мы можем сотрудничать с коллегами, но на исключительно партнёрских условиях.

2) Ручное моделирование, 3D моделирование, 3D печать из пластика и фотополимера с точностью 16 микрон (актуально для особо мелких деталей, рельефа и пр.), художественное литьё бронзы, латуни, сплавов.

Сюда входит кокильное литьё, центробежное, и т.д

На этапе постобработки наших изделий возможно применение хромирование оксидом серебра (придания поверхности гладкой поверхности с земельным блеском).

Второстепенным направлением является литьё пластиков, гипса.

Под каждую задачу подбирается индивидуально метод изготовления. От моделирования до изготовления в материалах.

Нужно отметить, что мы в основном занимаемся изготовлением декоративных изделий. Таких как стилизованные статуэтки на любую тему, статуэтки и бюсты с портретным сходством, фигурки животных, персонажей. Логотипы компаний в разных вариациях. Некоторые виды кулонов, брелоков. Дверные винтажные ручки и другие виды аксессуаров и фурнитуры тоже можем исполнить.

Читайте также:  Морская звезда из сосновых шишек

Мы можем изготовить не абсолютно всё. Иногда бывает так, что изделие нужно адаптировать под технологии. Например убрать поперечные сечения ч обратные углы и т.д

Это никак не сказывается на образе, поэтому практически всегда удается идти на компромиссы в этом плане. Чтобы клиент получил желаемые изделия и не возникли сложности при производстве.

3) В основном нацелены на эксклюзивные изделия в единичных экземплярах и малый/средний опт (до 300шт. малогабаритных изделий).

При необходимости можем исполнить и тысячные тиражи, если это возможно нашими методами.

4) именно заказы по собственному эскизу заказчика предпочтительнее всего. На этом этапе мы имеем возможность согласовать все детали и нюансы изделия, что приводит к успешному выполнению проекта.

5) В основном работаем с металлами. Латунь и сплавы. Состав сплавов подбирается индивидуально, в зависимости от размеров, поверхности изделия (гладкая или фактурная) и т.д

Так же возможно изготовление в пластике и гипсе.

Бывает, что клиент заказывает своё изделие в нескольких вариантах материала (металл, пластик, гипс), чтобы выбрать, какой ему больше подходит. Эта задача для нас тоже практически практически всегда выполнима, если изделие соответствует технологиям.

Комбинация материалов у нас обычно в формате “статуэтка-постамент”, т.к постаменты мы сами не производим, а закупаем идеально у поставщиков. Они бывают мраморные, деревянные, пластиковые. Мрамор наиболее востребованный, стоимость готовых постаментов под статуэтки 150-750р, в зависимости от размера и количества.

Остальные цены на производство рассчитываются только индивидуально под каждый проект. Для этого достаточно прислать нам информацию для понимания изделия (эскизы или образцы, если есть. Любые картинки. Габариты, количество. И все пожелания).

Мы оперативно рассчитаем стоимость и предложим варианты изготовления.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Конечно же у нас такие железные подстаканники ассоциируются с поездкойна поезде и продаются они там кстати по цене 1100 руб.

А ведь у них есть история и не связаная с ЖД .

Подстаканник как предмет посуды появился относительно недавно, ориентировочно в середине XIX века. Это исконно русское изобретение, впоследствии получившее распространение в СССР и ставшее одним из символов Советов.

Причиной появления подстаканника стал этикет, принятый в русском обществе в начале позапрошлого века. Согласно этикета чай из фарфоровых чашек должны были пить только женщины. В «Кулинарном словаре» А. Дюма рассказывал французам об удивительном русском обычае, относящемся к чаепитию: «мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора».

Мужчинам полагалось пить чай исключительно из стекла, т.е. стакана. Но из-за высокой теплопроводности стекла взять в руки стакан было проблематично. Тут и пришел на выручку подстаканник.

Точной даты и имени человека, впервые придумавшего этот предмет посуды, неизвестно. Создатель этого замечательного изобретения вполне достоин премии, учрежденной господином Нобелем, однако тот, видимо, не питал слабости к чаепитиям, поэтому не считал нужным поощрить достойного изобретателя.

Вся соль в том, что именно в России подстаканник стал не просто «атрибутом», а символом времени и эпохи.

Первые подстаканники начали выпускать в Туле на заводе, который производил оружие. Он и вид имел «солдатский»: крепкий, с большим сроком службы, изготовленный из латуни, без всяких цветочков и бабочек.

Но, уже к середине века девятнадцатого, подстаканниками заинтересовались ювелиры – это же бескрайнее поле для творчества. Подстаканники делают на заказ в самых невообразимых и модных стилях: тут тебе и рококо, и модерн, и ампир. Мастера используют самые разные техники: подстаканники литые, подстаканники сборные (ручной работы), украшенные эмалью, орнаментами и фигурками.

Лучшие ювелиры того времени отметились на этом поприще (в том числе и Фаберже).

И с той поры подстаканник становится символом благополучия и успешности. Если хотите – аристократичности.

Сегодня бы его назвали «деловой VIP посудой».

В первые годы советской власти, власти было не до подстаканников – хлеба не было. Настоящий ренессанс подстаканника наступил во времена НЭПа. Наладить производство фарфора в кустарной мастерской сложно, а производство подстаканников – это же любо-дорого ( в смысле – доходно).

И советские чиновники любили пить чай.

Мягкое зеленое сукно, уютный свет лампы, строгое кресло и стакан с чаем, разумеется в подстаканнике (не может пламенный революционер пить чай из нежного фарфора). Просто будни аристократа. А чтобы служащего не обвинили в любви к буржуазии, подстаканник должен быть «идеологически выдержанным»: исчезли амуры и пасхальные сцены. Им на смену пришли серп и молот, рабочий и крестьянка, первый трактор, матрос штурмующий Зимний. И, что очень важно – портреты вождей пролетариата.

Развивается советская промышленность и подстаканники производят не только из латуни, а из нержавеющей стали, алюминия и роскошного мельхиора. Первый трактор заменил первый спутник и первый космонавт, и советский мирный атом. Появились «не идеологические» сюжеты: герои сказок Пушкина и басен Крылова, городские и морские пейзажи, всесоюзные здравницы и памятники архитектуры.

В связи с ростом благосостояния граждан начинается производство подстаканников из серебра. Появились просто произведения искусства из драгоценных металлов, украшенные эмалью и чернью.

Подстаканники выпускали на 15 крупных гражданских предприятиях и на некоторых военных производствах.

Подстаканники у всех ассоциируются с железной дорогой. Именно в вагонах принято подавать чай в стакане, обязательно вставленном в подстаканник. Об этой особенности советского сервиса на транспорте и о культовом предмете – подстаканнике – обязательно рассказывал каждый иностранец, которому доводилось ехать в советском поезде.

Но использовать подстаканники на железной дороге была отнюдь не инициатива Советов. Первые подстаканники пришли в вагоны еще в 1892 году. Их ввел в оборот тогдашний министр путей сообщения Сергей Витте – довольно прогрессивный политик и чиновник кабинета министров того времени. А вот поставлять на железную дорогу подстаканники взялся российский предприниматель Александр Кольчугин. В честь него традиционный металлический подстаканник и получил свое название – кольчугинский.

До Кольчугина подстаканники не были стандартизированы, как выразились бы сегодня. Это были единичные изделия, сложные по дизайну и дорогие по цене. Они более напоминали металлические (зачастую золотые) чаши с довольно громоздкой ручкой. Подстаканники даже украшали драгоценными камнями, и они были не столько предметом повседневного обихода населения, сколько элитной посудой наиболее богатого сословия.

Кольчугинский подстаканник получил ту форму, которая является классической для подстаканника и сегодня. Его изготовляли крупными партиями из недорогих металлов (мельхиор) и серебра. Подстаканник стал довольно легким, что упрощало процесс чаепития. Именно с железной дороги началось распространение кольчугинского подстаканника среди населения.

Сегодня Российская Железная Дорога продолжает массово использовать кольчугинский подстаканник. Более того, в 2011 году вышло распоряжение, запрещающее использовать в поездах кружки, которые одно время также начали использовать проводники. Так что у кольчугинского подстаканника впереди еще очень большое будущее.

Традиционное русское чаепитие тем и хорошо, что «всё, что есть в печи, то и на стол мечи». А называется всё это – пить чай. Это на заметку тем, кто после 18:00 ищет весомый повод, чтобы напасть на холодильник.

Давайте выпьем чаю. Из стакана с подстаканником.

И наступит редкое спокойствие и умиротворение. И тихая душевная радость.

Дизайнерские стаканы с подстаканниками и доставкой по РФ:

скажите «нет» однотипным сувенирам!

Читайте также:  Минеральная бомбочка для ванны

На нашем производстве в Москве можно купить подстаканник в качестве полезного и оригинального подарка. В каталоге больше 100 готовых вариантов на юбилей, годовщину свадьбы, профессиональные праздники или для любого другого повода.

Можем изготовить стакан с подстаканником по вашему макету:

Прорисуем любое выбранное вами изображение или разработаем макет с нуля – стоимость услуги от 200 до 1 200 рублей в зависимости от сложности гравировки. Обернем готовые стаканы с подстаканниками пузырчатой пленкой, уложим в жесткую тару и доставим в ваш город за 1-7 дней.

Посмотрите на наши последние работы:

Все стаканы с подстаканниками в каталоге »

Предлагаем купить подстаканники и стаканы, в качестве которых не сомневаемся:

Выбираем продукцию известных производителей. Заказываем подстаканники из мельхиора (нейзильбера), латуни и серебра на российском заводе «Завод им. Орджоникидзе» из Владимирской области. Стаканы из стекла получаем от белорусского производителя «Неман», ложки – от «Павловского завода», а подарочные коробки делаем сами.

Используем современный лазер. Наносим изображения на подстаканники волоконным лазерным гравером. Он позволяет прорисовывать мельчайшие элементы даже на гербах.

Проверяем товары. Визуально осматриваем подстаканники в Москве перед тем, как передать их в службу доставки. Гарантируем – вы получите сувениры без сколов, царапин, трещин или пятен. За 8 лет работы не было ни одной жалобы от клиентов.

Купите подстаканники, и мы отправим их в течение 48 часов:

Выберите товары и добавьте их в корзину. Оформите и оплатите заказ

Спустя 15-20 минут ответьте на наш звонок и подтвердите покупку

Подготовим товары за 48 часов. Вы получите подстаканники из Москвы через 1-7 дней

При разработке индивидуального дизайна стаканов с подстаканниками срок выполнения заказа может увеличиться на 1-3 дня.

Купите подстаканники из Москвы на 10 000 рублей –
получите скидку 5%!

Современные подстаканники производятся из мельхиора (нейзильбера), латуни и серебра. В качестве защитно-декоративного покрытия при изготовлении используется серебро, золото, никель. Для придания рисунку характерной рельефности и контраста может применяться процедура чернения. Поверхность готового подстаканника полируется, после чего получает характерный блеск. Как правило, изделия изготавливаются методом чеканки, что подразумевает изготовление отдельного инструмента (штампа) для каждого подстаканника. В некоторых случаях, для персонализации подстаканников наноситься логотип методом лазерной гравировки. Лазерная гравировка может использоваться и для оригинального нанесения надписей на готовом подстаканнике, либо при размещении художественного текста на золотом и серебряном покрытии подстаканника.

Длительное время подстаканники кольчугино было сложно купить, т.к. поставляли их для нужд железнодорожного транспорта, они и сейчас используются для сервировки в поездах дальнего следования.

Креативный подстаканник

Что такое подстаканник известно большинству населения, проживающему в исторических границах бывшего Советского Союза. Более того, трудно в России трудно найти человека, который, хотя бы раз в жизни не держал бы его в руках либо не видел бы подстаканник в буфете в отчем доме, не находил бы его на дачах, или, что совсем невозможно, не пользовался бы ими в поездах.

Конечно, подстаканник как элемент чаепития, художественная ценность и милая вещица был известен и до образования Советского Союза. Но именно в этом большом государстве, которое раскинулось на 1/6 часть суши, подстаканнику был придан статус не столько приспособления для защиты рук от горячего чая, сколько рупора трудовых и военных побед, галереи памятных дат, зеркала, отражающего великие свершения.

До сих пор остается загадкой, с чьей именно легкой руки, подстаканник превратился из ненавистного новой власти мещанского атрибута превратился в такой дорогой для сердца каждого советского человека предмет.

Призванный на службу тотальной пропагандой подстаканник должен был, прежде всего вызывать гордость за свою страну, великое социальное братство и подчеркивать стабильность и мощь Советской империи.

Импульс к внедрению в широкие слои народных масс, подстаканник получил в середине 1920-х годов. Основных причин, обусловивших это явление, несколько.

Во-первых, молодое государство отказалось изготавливать посуду из фарфора и фаянса в пользу стекла, как наиболее дешевого и близкого пролетариату материала. Чтобы горячий стакан не обжигал рук творцов революции ему была необходима защитная окантовка.

Во-вторых, именно в этот период бурного развивается железнодорожное сообщение между различными регионами большой страны, естественно, увеличивается пассажиропоток, возникает необходимость в таких предметах, благодаря которым едущий в поезде человек чувствовал бы себя комфортно.

Третья причина заключается в том, что в Советской стране формируются жесткий «корпоративный» стиль и атрибутика крупных и мелких руководителей партийного аппарата, всевозможных контор, управлений и бюро. Наряду с массивными столами, трибунами с графином, френчами и кожаными портфелями, в кабинетах появляются подстаканники.

Еще одной причиной, обусловившей массовый выпуск и разнообразие видов подстаканников, стали начавшаяся активная индустриализация, увеличение добычи полезных ископаемых. Механизация производственных процессов наряду с ростом производства металла сыграла одну из главных ролей в судьбе не только всей страны в целом, но и в судьбе подстаканника в частности.

Сегодня просто физически невозможно даже приблизительно подсчитать количество выпущенных в СССР подстаканников – их производили десятки предприятий. Если учесть, что подстаканники выпускали разные, посвященные всему и вся, становится ясно – лучшего поля для коллекционера и не найти. Справочная литература по форме и тематике выпущенных подстаканников, а также статистические данные о производителях, технологиях производства и количества выпускавшейся продукции по какой-то необъяснимой причине полностью отсутствуют, по крайней мере в открытом доступе. А ведь в таком, насквозь плановом государстве, как СССР, подобные источники информации обязаны были существовать. Поэтому человек, принявший решение коллекционировать подстаканники, подобен первопроходцу, каждый день открывающему новые земли.

Посвящается ему!

Классификацию подстаканников целесообразно производить по трем основным параметрам: материалу изделия (из чего сделано), тематике (чему посвящено) и технике изготовления подстаканника (как сделано).

Требования к материалу были просты: коррозионная стойкость, технологичность и достойный внешний вид. Поэтому из всего спектра металлов и сплавов выбрали: нержавеющую сталь, мельхиор (сплав медь – никель) и его разновидности, например, нейзильбер (сплав медь – никель – цинк), алюминий, реже – латунь, бронза и серебро. Нередко на мельхиор, сплав МНЦ, бронзу и латунь наносилось наружное глубокое серебрение. Делали это, чтобы придать подстаканнику благородный вид. Серебрение, как правило, не наносили на изделия из алюминия и нержавеющей стали.

Мельхиоровым подстаканникам досталась самая большая пропагандистская нагрузка. Именно из этого материала сделано максимальное количество подстаканников советской тематики. Вот лишь некоторые из них: Победа советского народа в Великой Отечественной Войне («Воин освободитель»), памятные события и даты в жизни государства (« XXV Съезд»), архитектурные памятники и города-герои («Спасская башня»). Целый ряд подстаканников посвящен космической тематике: здесь и запуск первого спутника («Спутник»), первый пилотируемый полет, покорение космоса женщиной («К звездам»). Мельхиоровые подстаканники были обязательным атрибутом домов и кабинетов членов партийного аппарата. В советское время они зачастую служили наградой победителям социалистических соревнований в трудовых коллективах или спортивных состязаниях. Стоимость таких подстаканников на момент изготовления составляла от 2 до 5 рублей (цены указаны после денежной реформы 1961 года).

Нельзя не сказать о широком спектре подстаканников на бытовые темы, выполненных, например, с фруктово-цветочными орнаментами и узорами ( «Малина»), на сюжеты устного народного творчества ( «Зимняя тройка»), а также с фигурными композициями («Доспехи»). Самый весомый вклад в производство мельхиоровых подстаканников внес Кольчугинский завод мельхиоровых изделий.

Подстаканники из алюминия и нержавеющей стали

Наибольшее распространение такие подстаканники получили в 70 – 80-х годах века, благодаря невысокой стоимости и технологичности этих материалов.

На подстаканники из нержавеющей стали обычно не наносили никаких дополнительных покрытий. Алюминиевые же по внешнему виду можно разделить на три группы: подстаканники с нанесением золотистой эмали, подстаканники с цветным рисунком и чисто алюминиевые подстаканники.

Тематика алюминиевых и нержавеющих подстаканников, предназначенных для рядовых граждан, была незамысловатой: цветочные орнаменты или графические узоры («Цветочный узор» и «Виноградная гроздь»), сцены из любимых сказок («Уральские сказы»), города отчизны («Москва-кремль») и другие разнообразные сюжеты («Чайка», «Добыча»).

Стоимость подстаканников из нержавеющей стали и алюминия на момент изготовления варьировалась в пределах 50 копеек – 2 рублей. Самыми дешевыми были простые алюминиевые подстаканники. Именно ими обеспечивали различные государственные учреждения ( «Солдатский»).

Бронзовые и серебряные подстаканники

Таких подстаканников изготавливали меньше, чем мельхиоровых алюминиевых и из нержавеющей стали. Прежде всего это объясняется высокой стоимостью материала и его эксклюзивностью. Самыми распространенными были изделия Кубачинского художественного комбината, возникшего на базе ювелирной артели, организованной в 1924 году. Кубачинские серебряные подстаканники – это скорее высокохудожественное произведение и дорогой подарок, чем средство пропаганды. Большинство кубачей украшены растительными узорами в виде переплетающихся стеблей с цветами и листьями. При их производстве использовали такие техники, как гравировка, чернь, штихельная узорная резьба , золочение. Некоторые экземпляры выполнены с применением фактурной обработкой фона, на котором помещен крупный растительный узор. Стоили серебряные подстаканники 13 – 15 рублей.

Как мы уже сказали, тематический спектр подстаканника, рожденного в СССР, очень широк, однако постараемся перечислить основные направления:

§ символика страны Советов,

§ годовщины революции и государства,

§ памятные события: съезды, выставки;

§ архитектурные памятники: здания, сооружения;

§ известные люди: памятники, портреты, изображения;

§ сказки и сказочные персонажи,

§ представители животного мира,

§ композиции и орнаменты из цветов и фруктов,

§ графические узоры и композиции,

§ подстаканники, выполненные в технике скань (филигрань),

§ стилизации под старину.

Технология изготовления подстаканников развивалась вместе с развитием машиностроения. Прежде всего, технология производства изделий в массовом масштабе должна обеспечивать высокую технологичность и относительно невысокие стоимостные затраты.

Техники изготовления подстаканников, применявшиеся в Советском Союзе:

На начальном этапе небольшие партии подстаканников для внутренних нужд МПС (Министерство Путей Сообщения) изготавливали мелкие частные артели по технологии литья и ручной гравировки. С началом всеобщей индустриализации, когда советское государство вставало на промышленные рельсы, появилась высокоточная штамповка, центробежное литье и автоматическая пайка. Единственная операция, которая осталась ручной при этих способах производства, – изготовление штампа или формы.

Наряду с этими технологиями возродился и известный с XVI века в народном промысле техника – скань, или филигрань. Суть этого метода заключается в следующем: сначала тонкие проволочки вручную спаивают в металлические «веревочки», из них сплетается рисунок подстаканника. Тематика всех филигранных подстаканников – витиеватые узоры, так называемое металлическое кружево, что обусловлено технологией старейшего народного промысла. Однако и в подстаканниках, выполненных по этой старинной технологии, не обошлось без пропагандистских тенденций. Известны экземпляры, где на ажурном тончайшем фоне помещен медальон с очередной памятной советской датой, выполненной методом гравировки. Заметим, что ручка у филигранных подстаканников может быть как обычной металлической («Хвост павлина»), так и выполненной в технике скань («Морозный узор»).

На всех подстаканниках, выпускавшихся в СССР, на тыльной стороне или на ручке, ставили несколько клейм. Как правило, это были: эмблема или название завода-изготовителя, материал изделия, а также его стоимость в розничной сети. На изделиях, которые производились по государственному заказу, т.е. для комплектации поездов, нужд советской армии или иных государственных структур, цена не указывалась. Такие подстаканники никогда не поступали в свободную продажу. Следует также сказать, что на подстаканниках из пищевого алюминия, никогда не ставилось клеймо с указанием материала изделия.

Современный рынок подстаканников

Сегодня на российском антикварном рынке сегмент, приходящийся на подстаканник, очень узок. Скорее всего данный предмет не нашел еще достойного количества почитателей или пока не рассматривается нашими современниками в качестве антиквариата. Возможно, поэтому недорого стоит подавляющее большинство подстаканников. Так, например, мельхиоровые подстаканники оцениваются в пределах от 10 – 50 у.е. за изделие, нержавеющие и алюминиевые – от 0,5 – 7 у.е., бронзовые и латунные – от 30 – 70 у.е., серебряные от 50 – 200 у.е. Конечно, указанные стоимостные границы относятся к наиболее распространенным экземплярам, а также зависят от состояния конкретного изделия. Цена редко встречающихся или изготовленных штучно изделий определяется спросом на них у коллекционеров в каждом отдельном случае. Желающему приобрести этот легендарный атрибут ушедшей эпохи, стоит прежде всего набраться терпения и посетить интернет-аукционы, «блошиные» рынки или заглянуть в антикварные магазины. Все эти достойные «места» предлагают более чем широкий спектр всевозможных подстаканников – от обычных «народных» до редких и эксклюзивных, изготовленных в единственном экземпляре.

Вместо заключения

Безусловно, за последнее время предпочтения россиян в отношении посуды, из которой пьют чай, изменились. Однако стиль так называемого «советского ампира» остается востребованным и в наше время. Не будем забывать, что подстаканник, какую бы он ни нес смысловую нагрузку, это прежде всего подстаканник, который просто должен быть использован по прямому назначению. Это изделие, способное не только украсить любой чайный стол, но и внести душевную теплоту в дружеское и семейное застолье. По данным исследования, проведенного одной из крупных чайных компаний, около 2% жителей России используют подстаканник в быту.

Хотя на сегодняшний день нет ни научного термина, обобщающего собирательство подстаканников, ни клуба, объединяющего любителей и коллекционеров подстаканников, но, несмотря на утрату большинством людей веры в классовые учения советского строя, подстаканник, веющий дыханием ушедшей эпохи, продолжает жить и снова входит в моду.

Стаканы с подстаканниками в подарочном футляре в Балашихе

Tescoma Стакан Vera 300 мл

Чайный подарочный набор подстаканник позолоченный Герб.

Tescoma Стакан Vera 350 мл

Набор для спиртного Гусь-Хрустальный Стекольный завод.

Подарочный набор подстаканник позолоченный с хрустальны.

Стакан Pub, 665 мл

Набор для чая Кольчугинъ “Металлург” подстака.

Стакан Русские подарки

Стакан “SHTOX” (грани)

Подарочный набор “Чайная пара” с позолотой в.

Подстаканник “Авиация” в подарочном футляре (.

Tescoma Стакан Fame 400 мл

Подстаканник “Морской флот” в подарочном футл.

Эксклюзив Подстаканник “Парусник” в подарочно.

Набор для чая Кольчугинъ “Зимние виды спорта Хокке.

Медный подстаканник со стаканом в подарочном футляре

Стакан Gus-Hrustalniy Набор фужеров GE01-1687

Набор для чая Кольчугинъ “ФСБ” подстаканник м.

Стакан с подстаканником в подарочном футляре, Кольчугин.

Набор для чая с подстаканником никелированным, граненым.

Подарочный набор подстаканник позолоченный с тонкостенн.

Стакан стеклянный Pasabahce Sylvana 42414, 6 шт, 200 мл

Подстаканник со стаканом «СССР»

Набор подстаканник позолоченный с хрустальным стаканом.

Фужер Riedel Sommeliers Montrachet (Chardonnay), хруста.

Город Подарков Стакан с подстаканником и ложкой “К.

Подарочный набор “Чайный” (латунный подстакан.

Набор подстаканник никелированный с тонкостенным стакан.

Стакан стеклянный с медным подстаканником ПД-001, 250 м.

Чайный подарочный набор подстаканник черненый Герб РФ в.

Подарочный набор подстаканник позолоченный с хрустальны.

Серебряный подстаканник “Подарочный” литой с.

Ссылка на основную публикацию
Зеркало Эпохи