Народная кукла

Народные куклы: виды, история. Русская народная кукла

Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая.

Немного истории

История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.

По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.

Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Разновидности кукол

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.

Виды народной куклы на Руси были следующие:

  1. Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
  2. Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
  3. Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.

Игровые детские куклы

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

  • Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.
  • Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) – игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
  • Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.
  • Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.
  • Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

Тряпичные куклы

Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

Обрядовые куклы

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

  • Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
  • Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
  • Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
  • Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
  • Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
  • Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
  • Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
  • Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
  • Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

Обережные куклы

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:

  • Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
  • Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).
  • Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.

  • Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза.
  • Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.
  • Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников.
  • Очистительная кукла — помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме.
  • Кукла-столбушка «Плорододие» (делалась по-разному в различных русских губерниях и именовалась по их названиям: Владимирская, Московская, Курская и т. д.), к ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями.
  • Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому.

Куклы-мотанки

Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.

Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.

Кукла-мотанка делается без использования режущих и колющих инструментов, материалы берутся только натуральные: солома, травы, цветы, кукурузные початки, зерна, куски ношеных тканей (только нужно следить, чтобы ткани были со «счастливой» старой одежды), которые раньше носили близкие люди.

При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.

Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:

  • юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
  • сорочка — триединство мира;
  • украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом.

Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.

Музей народной куклы

Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:

  • Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 г. усилиями деятелей русской культуры (О. Окудажава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.
  • Музей уникальных кукол (создан в 1996 г. Ю. Вишневской) — содержит коллекцию экземпляров Российской Империи 19-20 веков, европейских кукол, азиатских, игрушечные домики.
  • Музей народной игрушки «Забавушка» — представляет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.
  • Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 г. коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек детей русского императора Николая Второго;
  • Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 г., представляет коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда, этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).
  • Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2 000 традиционных кукол из всех уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель, филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей России и народов мира (40 стран).

Куклы в русских народных костюмах

Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.

Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.

Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.

При этом костюм определял этнически конкретный вид куклы, который нельзя было менять, отводя определенную роль в детских забавах. Например, игрушка в сарафане розового цвета не могла выполнять в игре роль взрослой замужней женщины, а кукла-«женка» не могла быть невестой.

Куклы из серии “ДеАгостини”

Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая фирмой “ДеАгостини”. Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.

Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.

Русские куклы – народные, традиционные, обрядовые. Фото, видео, своими руками

В старину люди обращали внимание как их дети играют с куклами. Так, если дети были усердно заняты игрой с куклами, то семья будет крепкой и хорошей. Однако, русская игровая кукла занимала не главную роль в жизни людей. Основное внимание куклам уделялось в обрядах. Русские куклы играли главные роли в праздничных и бытовых народных обрядах, в традициях славян. Это были обрядовые, обереговые куклы.

Невозможно было представить быт народа без обрядов с национальными костюмами, без народного творчества и фольклора, без праздников и гуляний. Также невозможно представить и без сопровождавших все это народных кукол. Как правило, старинные русские куклы делались из того, что было под руками. Солома, деревья, ветки, кусочки ткани, веревки, сухая трава, мох — все это было материалами при изготовлении народных поделок.

Читайте также:  Витраж выполненный на стекле

Практически в каждой русской избе находились традиционные народные куклы. Из поколение в поколение народ передавал свои традиции и опыт. Так на Руси появлялись замечательные рукодельницы-мастерицы, своим творчеством развивали и продолжали самобытное кукольное искусство.

Проводя экскурсию в музее и рассказывая об обрядах, традициях, нельзя не затронуть тему русских народных кукол.

К каждому празднику делали свою куклу. Приглашаю познакомиться с некоторыми из них.

Обзор народных кукол. Традиционные — обрядовые куклы.

Кукла «Кострома», делали на Масленицу, стояла всю неделю, затем сжигали.

Кукла «Колокольчик», приносит добрые вести, пришла с Валдая.

Куколка дарилась на счастье, чем длиннее коса, тем дольше жизнь.

Куколка «Веснянка», подруги дарили друг другу, чтобы весна быстрее пришла.

Кукла «Спиридон-Солнцеворот», поворачивает лето на зиму, а зиму на лето.

Кукла «Коза», изготавливали на Рождество, несет в дом достаток.

Кукла «Плодородие», несла богатство в семью.

Куколка Травница, набивалась душистой травой.

Кукла Одноручница, дарилась молодым на свадьбу

Кукла «Мировое дерево», этих куколок делали для свадебного пирога.

Кукла «Десятиручница» дали молодой жене, чтобы все успевала делать.

Таких куколок делали на праздник Пасхи и дарили вместо яйца.

Божье око” Одна из самых первых кукол.

Кукла «Кормилица», чем больше грудь, тем лучше.

” “, делали на осенний праздник урожая, закрепляли на столбе, парни соревновались в ловкости, приносит мужскую силу.

Конь-огонь“, делали на богатство и достаток в доме.

Видео русские народные куклы

Кукла-мотанка своими руками.

Мастер-класс кукла-закрутка своими руками.

Ямогу: Добрый день! Могу предложить изготовление цветов из шелка, веночки из цветов, любого размера, формы.

Ямогу: Я могу сделать для вашей куклы игрушку. Вырезаю игрушки из дерева/можжевельник, балтийская сосна, и др. Игрушки для ваших куколок. И для вас карманные и сумочные.

Народная кукла

На первый взгляд традиционная русская кукла может показаться нам простоватой,но как мы увидели, куклы очень разнообразны и по своему назначению, и по своей форме, и по декоративному исполнению. При этом традиционные куклы не требуют каких-то сложных приемов или инструментов для изготовления. Достаточно иметь несколько ветхих тряпиц, мотка ниток и желание творить. И вот перед нами появляется новая кукла, которая хоть и похожа на своих «сестриц», но, все же, она уникальна и неповторима. Ибо каждый человек привносит в свою игрушку частицу себя. Интересно то, что куклы мастера часто похожи на него самого.Узнаваемость человеческих черт в русской тряпичной кукле является ее неотъемлемой чертой.


Кукла Колокольчик. Автор Зоя Пинигина.

В традиционной кукле уживаются одновременно сакральная и игровая направленность. Безликость и условность внешнего облика куклыпозволяли ей в древности выступать в качестве обрядового символа,участвовать в магических заклинаниях и мистериях.


Вепские куколки

А благодаря простым художественно – выразительным средствам куклы, крестьянские дети в играх с нею отображали мир взрослых с большой долей достоверности. В кукольных играх они воспроизводили самые значимые события деревенской жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе. И это были не только игры для удовольствия, через куклу ребенок осваивал традиции, необходимые элементы взрослой жизни, учился труду. А для девочки кукла была еще и мерилом ее мастерства.


Девушки кружевницы за плетением узоров.Фото нач. ХХ века

Покровский Егор Арсеньевич Покровский Егор Арсеньевич (1834 – 1895) – выдающийся представитель российской науки, известный московский врач-педиатр, доктор медицины, почетный член Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, основоположник отечественной этнографии детства. Благодаря его деятельности народная кукла впервые стала предметом научного и общественного внимания в конце 1870-х годов. Он принимал активное участие в создании Антропологической выставки в 1879 году. И в раздел ее экспозиции «Собрание по первоначальному физическому воспитанию», Покровский Е.А. включил разнообразнейший «детский материал», где среди колыбелей, детской одежды и игрушек была и народная кукла, преимущественно тряпичная. На этой выставке мир детства впервые предстал как ценностное явление народной культуры. С трудом Покровского Е.А. «Детские игры преимущественно русские» вы можете сегодня познакомиться поближе, в 1994 году он был переиздан. В продаже его не найти, но в крупных библиотеках его можно найти. в своем энциклопедическом труде «Детские игры преимущественно русские» вышедшем в 1887 году, писал: « Куклы немало содействуют доброму направлению ума и фантазии ребенка, вместе с тем немало способствуют развитию его языка, речи, голоса, так как дети в своих играх с куклами нередко помногу говорят, поют, и наконец, что еще драгоценнее, мало помалу содействуя, таким образом, с малых лет развитию добрых семейно – нравственных понятий и правил, очевидно, что куклы заслуживают полного одобрения и поощрения».

Крестьянские дети. Фофоновская слобода. Нач. ХХ века

В сознании наших предков куклы еще обладали различными волшебными свойствами: могли защитить человека от злых сил, принять на себя его болезни и несчастья, утешить в трудную минуту, дать совет, способствовать хорошему урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи.

Семья в праздничный день. Орловская губерния, 1911 г.

Куклы – талисманы бережно хранили в семье, передавали из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Шла эта передача по женской линии от бабушки (матери) к внучке (дочке). Куклы следовали за женщиной через всю ее жизнь, часто составляя и часть приданого – матери дарили своих девичьих кукол дочерям на свадьбу, чтобы та сохранила и передала их новым поколениям. Так через бережные руки наших прабабушек, бабушек и матерей традиционная русская кукла дошла и до наших дней.


Пахомов А.Ф. Внучка прядет

Проделав этот долгий путь с изначальных времен и до наших дней, образ традиционной куклы, неизбежно менялся. Так в конце XIX века под влиянием городской игрушки появились и мужские персонажи в кукольном мире. Знания людей постепенно менялись, расширялся их кругозор, восприятие мира становилось иным, и куклам стали вышивать или рисовать лица. Она утратила свою безликость.

Куклы с выставки «Толерантность» (в Смольном выставочном зале, СПб, март 2012 г.)

Постепенно, поддаваясь влиянию времени, традиционная тряпичная кукла окончательно превратилась в детскую игрушку. А время продолжало свой бег, и человек развивался вместе с ним. Наряду с глобальными открытиями, качественно изменившими жизнь человечества в целом,люди придумывали всё новые и новые материалы для изготовления кукол.


Фото нач. ХХ века

В конце XIX века наряду с кустарными мастерскими, где изготавливали кукол и другие игрушки, окончательно оформляется столица игрушечного промысла России – Сергиев Посад. А уж Сергиево-Посадские мастера знали, как повеселить народ! Их «потешки» двигались, звучали, поражали своим разнообразием и разноцветьем. И хотя еще в конце XIXвека крестьянские дети играли в самодельных тряпичных кукол, спрос на «настоящие» игрушки был велик. Отцы и матери привозили с ярмарки детишкам барышень и кавалеров, пупсиков и матросиков.


Кукла «Талия», кукла «Кучерок», кукла «Матросик». (Сергиев Посад)

В это же время народную игрушку и в том числе тряпичную куклу активно начинают изучать историки и этнографы. Вслед за трудами Е.А. Покровского появляются исследования, подробно разбирающие традиционную куклу и игру с нею. В обществе эта тема получила широкий отклик – по всей стране стали возникать краеведческие музеи, учителями и энтузиастами создавались общества любителей русской культуры. Усилиями таких обществ и музеев начали формироваться прекрасные коллекции традиционных кукол и игрушек.


Корзина с традиционными русскими куклами (частная коллекция)

В конце 20-х годов ХХ века психологи старой дореволюционной школы и представители советской профессуры в ходе своих исследований пришли к выводу, что игра в куклы воспитывает сердце и волю больше, чем интеллект, что в играх с куклой отражается весь спектр окружающей жизни, проявляется природный «инстинкт материнства, имеющий громадное общественное значение». Но новая советская идеология отвергла подобное понимание, объявив куклу вредной игрушкой, суживающей интересы девочки, воспитывающей любовь к «тряпкам», нарядам, украшениям, тем самым закрепляя отрицательные навыки мещанского быта Галина и Мария Дайн. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии.- М.: Изд-во «Культура и традиции», 2007, с. 115 . Начались гонения на краеведение, этнологию, репрессии ученых запреты на их труды. Музеи и общества закрывались. Под запретом оказалась не только традиционная тряпичная кукла, но и народные игры, и детские фольклорные сказки.

С точки зрения новой идеологии, кукла должна была быть идейной по содержанию и реалистичной по форме.


Куклы минского объединения «Мир»(фотографии с сайта belkukla.by)

Но, тем не менее, советской игрушке нового образца надо было на что-то опираться при своем становлении. В 1930-ые годы организовывались большие экспедиции, занимавшиеся изучением традиционной игрушки нацменьшинств.


Фигурки из набора «15 союзных республик».

На фоне довольно обширной панорамы игрушки народов СССР русская народная кукла занимала более чем скромное место. Ей была посвящена работа этнографа И.М. Левиной, написанная по материалам экспедиций в северные районы России в 1920-е годы. Это исследование стало уникальным на многие годы.

Ибо в дальнейшем ни советская этнография, ни советское искусствоведение не рассматривало тряпичную куклу, как серьезный предмет для исследований. На ней был поставлен штамп – «не представляет художественной ценности». Поэтому собранные ещё в начале ХХ века традиционные куклы пылились в хранилищах краеведческих музеев. В результате такого невнимания тряпичная кукла к 1970-м годам полностью исчезла из детского быта.


Советские куклы. 1968 год.

И неизвестно как долго бы длилось это забвение, если бы не энтузиазм и интерес, проявленный к народной игрушке Галиной Львовной Дайн Галина Львовна Дайн (1941 – ) – кандидат искусствоведения, признанный специалист в области изучения русской игрушки и детской культуры, автор около 250 публикаций. Работы Дайн имеют ценное научное и практическое значение, используются в школах и вузовских учебных программах, на занятиях в домах народного творчества, эстетических центрах и клубах, художественных школах, в кружках фольклорного направления и православных гимназиях. . Она способствовала возрождению и изучению традиционной тряпичной куклы в России. В 1970-х годах Г.Л. Дайн организовала свою первую экспедицию по Ярославской области, с целью изучать русскую тряпичную куклу. С тех пор она не прекращает свои поиски и исследования, заражая людей вокруг себя и через свои книги такой же искренней любовью, неподдельным интересом и уважением к кукольным мастерам и их произведениям.

Г.Л. Дайн со своей читательницей Еленой Елагиной (Взято с сайта http://oldtoysfactory.blogspot.com)

В истории русского искусствознания Г.Л. Дайн стала первым исследователем традиционной куклы из текстиля. И каждая ее работа в этой области освещает новые аспекты и смыслы традиционной тряпичной куклы. Работы Г.Л. Дайн Труды С трудами Г.Л. Дайн можно ознакомиться здесь http://www.knigidain.ru/biblio , посвященные традиционной русской кукле и игрушке, на сегодняшний день являются наиболее комплексными и основательными исследованиями данного предмета. В них нет места домыслам и фантазиям, во всех своих выводах Г.Л.Дайн опирается на материалы собранные в многочисленных этнографических источниках и экспедициях.

Иллюстрации из книги Галины и Марии Дайн. Русская тряпичная кукла Культура, традиции, технологии

Именно Г.Л. Дайн впервые сформулировала тезис о повсеместной распространенности тряпичной куклы в детском быту русской деревни XIX- начала XX века, продемонстрироваласоотношение художественного содержания и формы тряпичной куклы с ее функциями,раскрыла первопричину безликости традиционной куклы и выявила связь тщательно обозначенной груди у куклы с почитанием Великой Матери (женского Божества).


Безликая тряпичная кукла нач.ХХ века, Смоленская губерния (илл. из книги Галины и Марии Дайн. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии)

Благодаря труду Г.Л. Дайн тряпичной кукле был возвращен статус полноправного произведения народного искусства. И особенно важно то, что кукла вернулась к жизни в русской культурной традиции. Начало этому положили искусствоведы и по совместительству сотрудники Музея Игрушки в Сергиевом Посаде В. Соловьев, Г. Дайн, Т. Перевезенцева, И. Шубенкина, М. Дайн, С. Панкова, А. Кулюкина, создавшие в конце 1980-х годов Центр Сергиевской традиционной культуры. Где они сами с увлечением стали вертеть тряпичных кукол, изучать технологии ее изготовления.


Мастер-класс «Текстильная кукла» от художников Сергиева Посада Марии и Елены Дмитриевых (окт. 2011 года, г. Камышин).

Их начинание вызвало общественный резонанс. В постсоветские 1990 – 2000-е годы практический интерес к изучению тряпичной куклы проявился очень активно, распространяясь по городам разных областей и регионов России. Стали открываться клубы, кружки, студии на базе музеев, домах народного, детского и юношеского творчества. Знание традиций и мастерство изготовления куклы востребованы теперь как никогда прежде.


Руководитель Семейного центра мастерства и ремёсел при Никольском кафедральном соборе г. Камышина Елена Ивановна Вернидубова.

По наблюдениям Г.Л. Дайн тряпичной куклой занимается более 150 мастериц в Москве и Санкт – Петербурге, в Архангельске, Петразаводске и Кирове, в Ижевске и Саранске, в Рязани, в Череповце, Угличе и Ярославле, в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Липецке, Челябинске и Иркутске, в подмосковных Сергиевом Посаде, Хотькове, Мытищах, Пушкине, Лыткарине.

Творческий багаж кукольников содержит свыше 100 основных типов кукол и около 200 различных их вариаций. Кукольницы Найти контакты и работы Риммы Тарасовой можно здесь http://kuklakaluga.narod.ru/ стараются выявлять региональные особенности местных кукол, использовать подлинные ткани и отделки, отображать этнографический костюм Сайт Н.В. Догаевой, посвященный народной игрушке и мастерам кукольного дела см.здесь http://www.rukukla.ru/ .

Для самостоятельной работы к теме Традиционная кукла в круговороте времен и событий

Современных детей порой сложно удивить какой-то простой игрушкой. Но вариант зайчика на пальчик всегда вызывает восторг у детской аудитории. Предлагаю вам сделать его.

Читайте также:  Браслет «Замысловатые волны» из бисера и стекляруса

Хотя классическая народная игрушка делается из старых хлопчатобумажных тканей, я предлагаю вам взять флис. Из этого материала зайчата получаются плюшевыми и пушистыми. Для изготовления зайчика на пальчик нам нужно: отрезок ткани (10 х 20 см), нитки, обрезки ткани/вата/синтепон

1. Загибаем левый верхний уголок вниз

2. И затем поднимаем этот уголок вверх.

3. Вверху у нас образовались 2 уголочка. Это будут ушки нашего зайчика. Перевязываем их ниткой.

4. Как правило, в народной игрушке не делали узелков, а закрепляли веревочку с помощью петельки. Попробуем сделать также. После закрепления не обрываем нить, а, как и в случае с ангелом, стараемся сделать зайчика непрерывной нитью.

5. Затем берем небольшой комочек из обрезков ткани или ваты, чтобы набитьголову.

6. Перевязываем голову все той же ниточкой, предварительно пропустив ее под тканью.

7. Теперь сворачиваем низ ткани в рулетик и поднимаем его к голове

8. Из краев ткани формируем лапки и перевязываем их все той же ниткой, закрепляя петлей

Зайчик на пальчик готов!

Для изготовления зайчика нам потребовалось совсем немного. В русской традиции существуют куклы еще более простые в своем изготовлении. Это кукла Кулема и кукла на ложке. Попробуйте сделать их, просмотрев видео.

Народная кукла

Желанница — народная обереговая куколка для исполнения желаний. По поверьям, для исполнения желания нужно кукле сделать какой-нибудь подарок — ленточку, новый фартучек, бусы — как-нибудь куклу украсить. И загадать желание.

Более подробно о работе с куклой Желанницей вы можете посмотреть в нашей статье: «Народная кукла Желанница — исполнятся ли желания?».

В нашем мастер-классе мы расскажем как сделать куколку Желанницу своими руками. Куколка достаточно сложная, и мы бы рекомендовали ее делать с детьми от 10 лет.

Куколка Желанница делается на основе столбушки. Все размеры даны на куклу высотой 10 см, но вы можете изменить высоту куклы и элементы декора.

Кубышка Травница — народная тряпичная кукла своими руками. Мастер-класс

Народная кукла Кубышка Травница своеобразная народная аромакукла. Ее юбочка набита пахучими травками и если ее мять в руках запах становится только сильнее. В нашем подробном мастер-классе мы расскажем как сделать куколку Травницу, какие травки можно взять для набивки. Все приведенные размеры являются условными, вы можете сделать куколку любого размера и по разному оформить декоративные элементы.

Считалось, что кукла Кубышка Травница служит оберегом для здоровья, так как различные ароматы хорошо влияют на самочувствие и очищают воздух (например запах лаванды).

Куколку так же можно назвать и антистрессовой — ее приятно мять в руках, и само по себе это действие успокаивает. Читать далее →

Кулачники (Бойцовый куклак) — народная игровая кукла. Мастер-класс.

Куклаками называли на Руси всех кукол мальчиков. В этом мастер-классе мы расскажем как своими руками сделать бойцовую народную куклу — Кулачников. Кулачников лучше делать сразу парой, чтобы можно было играть. У этой куклы, если ее крутить в руках, будут подниматься ручки (ручки с утяжелением). И задача игроков своей куклой сбить шапку у другого кулачного бойца. Так же можно найти и другую цель для сбивания. В нашем мероприятии по народной кукле для детских садов «Кукольный теремок» мы предлагаем сбивать мешки с палочки.

Есть еще один вариант исполнения кулачников: на рогатине делают сразу двух куклаков и при вращении палочки куклы мальчики «избивают» друг друга.

Для девочек мы предлагаем сделать похожих куколок Хороводниц. Если куколок вращать в ручках, то у Хороводниц поднимаются юбочки и куколки «танцуют». Читать далее →

Баба-яга на метле своими руками — мастер-класс по мотивам народной куклы.

Вы знаете, как звали первую русскую женщину-летчицу, поднявшую в небо летательный аппарат тяжелее воздуха? Конечно же, это Баба Яга! Предлагаем вашему вниманию мастер класс по созданию куклы этого сказочного персонажа.

Сделайте своими руками такую забавную бабку Ёжку. Куколку можно подвесить на ниточке и при каждом, даже легком сквознячке, Баба Яга будет вращаться и парить на своей метле. Если сделать несколько куколок, то они прекрасно соберутся в гирлянду или мобиль. И будут парить целой эскадрильей.

Мастер класс рассчитан на взрослых или детей-подростков.

Готовая куколка, если вы будете придерживаться указанных в мастер-классе размеров, будет около 9 см. Мы приводим два варианта завязывания платочка — попроще и посложней. Выбирайте тот, какой больше понравится.

При изготовлении Бабки Ёжки не нужны экзотические материалы. Это вата, разноцветные лоскутки ткани. Для древко метлы подойдет шпажка или веточка от дерева. А для самой метелки и для прически Бабы Яги подойдут пакля, очес льна, а, если их нет, то любые нитки для вязания подходящих цветов.

Неразлучники — народная свадебная кукла. Мастер-класс.

Неразлучники — это народная кукла, которую делали к свадьбе и дарили молодоженам. Эта кукла становилась семейным оберегом. Одна рука на двоих символизировала неразрывность брачных уз. Кисточки между фигурками кукол символизировали пожелание будущих детей. Когда у новой пары появлялся ребенок пожелания-кисточки срезались, а на их месте уже подвешивалась новая кисточка или фигурка ребенка с индивидуальными пожеланиями для этого дитя. Новые фигурки деток, можно было и оформить как куколок мартиничков. Для каждого нового ребенка делалась своя фигурка. Если детей много, то большие фигурки пары можно раздвинуть в стороны — конструкция куклы это позволяет.

В нашем мастер-классе мы подробно опишем как сделать основу для кукол Неразлучников с указанием размеров ткани. Приводим различные варианты оформления кукол, подробно на них не останавливаясь. Читать далее →

Десятиручка — народная тряпичная кукла. Мастер-класс.

Десятиручка — осенняя календарная народная кукла. Время ее изготовления — октябрь. Именно в это время заканчивались все работы в поле и наступала пора женских рукодельных хлопот.

Так много рук делали кукле, чтоб она помогала хозяйке во всех делах. На каждую ручку можно было еще и приговаривать: «Пусть эта ручка мне поможет прясть, а эта ткать, эта вязать, а эта пышные хлеба печь…» В современном мире такие «назначения» ручек тоже могут быть полезны. Причем делать их можно не только при изготовлении куклы, но и менять по мере необходимости. Да, хоть каждый день! Народная кукла Десятиручка может стать вашим личным тайм менеджером. Наметьте десять самых важных, самых необходимых вещей, которые вы должны сделать сегодня (на этой неделе, в этом месяце). А остальные дела? А остальные подождут!

Покосница — народная тряпичная кукла. Мастер-класс.

Покосница — очень гармоничная по пропорциям и декоративная народная кукла. Это кукла календарная. Ее делали летом, во время сенокоса. То есть в июле-августе.

Такая народная кукла уникальна по способу изготовления, по конструкции. Но не только. Ведь она совмещала в себе сразу и обережную и игровую и обрядовую функции. Как обережная она была призвана защитить руки от травм и болезней. Это подчеркнуто обережными крестами из ниток на ручках куколки. Такую кукла могла участвовать и в обряде. Ее клали в первый сметанный стог, надеясь на хорошую погоду, чтоб сено не перепрело, оставалось сухим и душистым. Ну, и, конечно, покосница — кукла игровая, чтоб занять и развлечь малышей, пока родители трудятся.

Хотя народная кукла Покосница — календарная, летняя кукла но, конечно, она может стать игрушкой в любое время года. Красивые пропорции и оформления куколки делают ее хорошим претендентом для участия в настольных постановках русских сказок, которые вы решите разыграть с малышами. Народная кукла Покосница сможет взять на себя любые «взрослые» женские роли — матушка, бабушка и т. д. Читать далее →

Куклы-обереги на Руси

У знайте, как наши предки защищались от Лиха или Трясовиц, привлекали удачу и поддерживали здоровье. Русское слово «кукла» произошло от греческого «киклос» («круг»). Таким названием обозначали некий сверток или пучок соломы, который девочки любили пеленать и качать, проявляя материнский инстинкт.

В языческой Руси вырезали божков из дерева, создавали тряпичные и соломенные куклы-обереги. Они были важной частью жизни славян. Им поклонялись и использовали как средства защиты от негатива. Спустя время рукотворные персонажи начали украшать быт, радовали глаз и занимали ребят.

Первоочередная задача славянской народной куклы — привлечение желаемого для конкретного человека или семьи. Она использовалась в магических ритуалах и как участница в самых значимых событиях в жизни, а также для праздников. Так, для молодоженов делались «неразлучники» — две куклы из одного куска ткани с общей рукой. А с куклой «кувадкой» муж имитировал процесс родов, чтобы защитить новорожденного от темных сил. При создании кукол брались исключительно натуральные материалы, заготовленные в хорошем настроении.

Славянские куклы из дерева

Куклы-берегини вырезались мужчинами для любимых женщин из сломанных ветром веток cвященных деревьев. На миниатюрную деревянную фигурку наносилась спираль зарождения жизни и символы женского плодородия. Такую куклу муж клал в льняную ладанку, которую женщина носила на поясе, чтобы в роду были здоровые дети.

Славянские куклы из соломы

Из соломы чаще всего делали духов-обереговиков и животных. Леший, домовой или водяной тщательно украшались и использовались как обрядовые куклы на славянских праздниках. Они помогали решать семейные проблемы, возвращали здоровье с помощью переклада болезней на фигурку и ее дальнейшего сожжения.

Чтобы успевать по хозяйству, женщины делали из соломы кукол-шестиручек. В процессе их создания непременно приговаривали: «Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда были порядок, мир и уют. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен и всем доволен».

Славянские куклы из ниток

Куколки-мотанки из ниток умели делать даже маленькие дети, что, помимо благоприятных магических свойств, способствовало развитию мелкой моторики. Они мотались как оберег в дорогу и служили защитным декором углов дома. На таких берегинь, как на двойника, наматывались беды, невзгоды и болезни хозяина.

Тряпичные куклы-обереги

Чаще всего в Древней Руси изготавливались тряпичные куклы-обереги, служившие владельцам на протяжении всей жизни. Обрядовая, или обережная, кукла считалась мощным талисманом во благо рода.

Куклы-берегини делались без применения иголок и ножниц, чтобы они не могли нанести вред своим хозяевам. Нитки обрывались руками или перекусывались зубами. Даже ткань в старину рвали руками. Когда делали кукле грудь, думали о счастливом материнстве и изобилии. Берегиня создавалась на подоле, то есть на коленях, в личном пространстве женщины, а не на столе, потому что он считался общим местом.

Каждая куколка мастерилась с белым или однотонным лицом, символизирующим чистоту помыслов и одушевление хозяев. В процессе создания приговаривали: «Светлая голова, чистая, наполненная добром и любовью». Славяне никогда не рисовали и не вышивали своим берегиням глаза, рот и нос, чтобы в них не вселились злые духи и не перенеслись злые мысли.

Зерновушка

Она имеет несколько названий — Крупеничка, Горошинка, Зернушка или Зерновушка — и считается главной куклой в семье. В процессе создания ее по традиции наполняли зерном гречихи. Из мешочка в ее руках или из нее самой брали первые зерна для предстоящего посева. После окончания уборочной страды мешочек наполняли зерном из нового урожая. Иногда мешочек наполняли и другими крупами: овсом — на силу, перловкой — на сытость, рисом — на праздник. Берегиня приносила достаток в семью и делала жизнь сытой. Ее наряжали и ставили на самое видное место — в красный угол избы рядом с иконами.

Кукла на счастье и удачу

Самая юная и обаятельная кукла отличалась от остальных длинной косой, символизирующей долгую и беззаботную жизнь. Причем чем длиннее коса — тем большую защитную силу имеет берегиня. По поверью, в женских волосах заключалась жизненная сила.

Ловушка для снов

Охранительницу сновидений изготавливали непременно весной. Такую куколку обвязывали оранжевой ниткой, символизирующей солнечные лучи, а на груди красной ниткой вышивали обережный крест. Кукла «день-ночь» делалась из привязанных друг к другу фигурок из белой и черной ткани. Подвешенная возле кровати, она не только берегла ночной покой, но и заряжала энергией и радостью на предстоящий день.

Желанница

Наибольшим спросом и в наши дни пользуется кукла, исполняющая заветные желания. Уже в процессе изготовления мастерицы закладывают в нее позитивный настрой и думы о своих мечтах. На Руси сокровенная куколка пряталась от посторонних глаз и хранилась в коробочке. Чтобы исполнилось желание, хозяйка повязывала Желаннице красивую тесьму или пришивала яркую бусинку. Затем подносила куколку к зеркалу и приговаривала: «Полюбуйся на себя красавица. Исполни за подарок мое желание».

Куклы-обереги славян: правила изготовления, разновидности

Куклы-обереги играли важную роль в жизни наших предков славян. Сегодня, на фоне возрождения славянской культуры, интерес к ним также возрастает.

В интернете можно найти много магазинов, где продаются куклы-мотанки, но как знать, какую куколку лучше всего покупать именно вам? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю узнать значение кукол-оберегов, их виды и правила изготовления.

Значение славянских кукол-оберегов

Обычно мы под словом «кукла» понимаем детскую игрушку. Но только если речь не идёт про славянские куклы-обереги. В основной своей массе их использовали как домашний оберег. Также встречались варианты обрядовых берегинь, создаваемых к конкретным праздничным дням, а потом сжигаемых.

Как правило, в славянском жилище было несколько куколок-оберегов, каждая из которых имела своё значение. Нередко берегини передавались от одного поколения к другому, их считали семейными реликвиями, имеющими сакральную силу:

  • кукла защищала от чужой злой энергии, сглаза;
  • хранила здоровье жителей дома;
  • привлекала в жилище уют, тепло и счастье.
Читайте также:  Напольная ваза

Изделия различались по внешнему виду – на внешность влияла их основная функция. При этом соблюдалось главное правило: древнеславянская берегиня должна была быть безликой.

Почему так? Считалось, что если наделить её личными чертами, то к ней привлекутся злые силы, ведь кукла станет прообразом конкретной личности. И в таком случае она, вместо защиты, напротив, сможет принести несчастье.

Также, если куклу сделать схожей с реальным человеком, то это негативно скажется на её защитных свойствах. А берегиня будет энергетически связана с особой, которую напоминает.

Какие ещё функции выполняли славянские куклы?

  • помогали женщине в домашней работе;
  • засидевшимся в девках – находили суженого;
  • устраняли негатив из жилища;
  • привлекали энергию радости, здоровья, изобилия;
  • обеспечивали хороший урожай;
  • повышали удачу, улучшали настроение и так далее.

Материалом для изготовления служило дерево, солома, нитки, тряпочки (тряпичные изделия были самыми популярными).

Бытует ошибочное мнение, словно берегиня – это обязательно особа женского пола. В действительности было достаточно и мужских обережных кукол, например, Волхв, Данила-мастер, Богач и другие.

Правильное создание кукол

Славяне придерживались определённых правил, создавая куколки-обереги:

  1. Делать их позволялось исключительно женщинам, ведь только они наполняли изделие своей энергией материнской любви. Причём мужчины даже не имели права находиться в доме, если жена занималась созданием оберега или подсматривать за ней.
  2. Вначале читалась молитва или особые заговорные слова.
  3. Никто и ничто не должны отвлекать мастерицу от творческого процесса.
  4. Браться за дело можно только, будучи в хорошем эмоциональном состоянии, здоровой, спокойной. Если на душе тоскливо или грустно – куклы не изготавливались.
  5. Нельзя в это время думать плохо о ком-то или чём-то, ведь кукла впитает отрицательную энергию и уже не будет выполнять роль оберега.
  6. Наиболее подходящая фаза луны – растущая. День недели не имеет большого значения, главное, не начинать дело в праздники.
  7. Нельзя пользоваться ножницами, иглами и прочими колюще-режущими предметами. Все нитки обрываются руками или откусываются, а иглы заменяются связыванием.
  8. Всего в куколке должно выйти чётное число узелков. На каждый узелок наговаривается желание.
  9. Основой для куклы-мотанки могут служить только материалы природного происхождения. Связывают её исключительно красными нитками. Обычно славяне использовали лоскуты с изношенной одежды жителей дома, так как считалось, что она принесёт удачу.
  10. Важно было создать куколку в течение одного дня. Если же оставить работу до следующих суток – защита прервётся, а кукла перестанет оберегать человека, напротив, начнёт причинять ему вред.

Если хотите, чтобы славянская кукла имела большую силу и защищала вас – соблюдайте эти несложные рекомендации.

Куклы-обереги на Руси: виды

Теперь пришло время ознакомиться с разновидностями славянских кукол. Ниже приводятся далеко не все варианты, используемые нашими предками. Так, изготавливали мотанки, предназначенные для путешествий, для привлечения удачи и денег. Также стоит упомянуть солнечных кукол – Коня, Спиридона-Солнцеворота, Веснянок, которые привлекали дневное светило, заставляя его светить ещё сильнее.

Особы женского пола, не имеющие пары, создавали Толстушку-Костромушку (олицетворяющуюся с женской сутью). Она же имеет ещё один лик – Желанница, которая применяется замужними дамами, чтобы быстро и легко зачать ребёнка.

Перейдём к обзору куколок с их значением.

Зольная (Зольница)

Зольная защищает жилище от злых сил, человеческой негативной энергии. Вовнутрь её кладётся горсточка золы из домашней печки (поэтому кукла и имеет такое название). Чтобы пепел был более прочным, его смешивали с чем-то.

Зольница отличается от прочих изделий тем, что она имеет волосы или головной убор. Если меняли место жительства – обязательно забирали куколку с собой. С ней расставались только, если она портилась.

Успешница

Название этой мотанки говорит само за себя: она привлекает успех в жизнь своего владельца. Разница же между Успешницей и Долей с Желанницей состоит в том, что первая может исполнить только незначительные просьбы, а также поможет успешно завершить некоторое предприятие. Её изготавливают из лоскутов, поэтому обычно она имеет очень красивый и нарядный вид.

Пеленашка

Использовалась в качестве защитницы детской колыбельки от всякой нечисти. Бытовало мнение, что когда душа младенца приходит в мир Яви, вместе с ней сюда могут проникать различные сущности.

Поэтому беременные женщины и создавали Пеленашек. Впоследствии их клали в детское ложе. Куколка помогала ребёнку, даже когда он болел (то есть был повышенно восприимчив энергетически) – принимала на себя его болезнь.

Куколка Счастье

Здесь также нетрудно догадаться, зачем изготавливали эту мотанку – она должна привлекать счастье, по поверьям, заключённое в её косе. Коса – это самая выдающаяся часть изделия. Она обязательно делается длинная, объёмная и красиво украшается. Затем коса закручивается вверху на голове, что добавляет фигурке большей устойчивости.

Голову и косу куклы выполняют из натуральных льняных ниток. Также Счастье обладает ещё одним типичным атрибутом – добротными лаптями, которые призваны ей помочь искать счастье для своих владельцев.

Кубышка (Травница)

Задача Травницы тоже заключается в охране жилища и всех его жителей от дурных сил, плюс привлечении благополучия, очищении от негативной энергии, гармонизации отношений в семье. Кубышку делают достаточно массивной, изнутри её наполняют целебными травками.

Кукла клалась рядом со входом в дом, возле двери. Считалось, что если через порог переступит человек со злыми помыслами, то, пройдя под куклой, сразу забудет их все. Ещё Травница использовалась и для защиты новорожденного малыша от зла, тогда её помещали в детскую колыбельку.

Куклы Неразлучники

Эти куколки подходят для молодожён, охраняют их от ссор, символизируют собой неразлучную семью. Неразлучники соединены одной ручкой. У славян было положено преподносить таких кукол в качестве подарка на свадьбу. Их следовало хранить на протяжение всей жизни.

Десятиручка

Десятиручка – выступает настоящей подсобницей хозяйке дома. На Покрова куклу сжигали, веря, что она передаст богам и духам пожелания домашних. Также Десятиручка после обряда сжигания наполняла женщину силой, желанием делать домашние дела.

Важный момент – на подол юбки куколки обязательно наносили девять красных ниток, которые связывались бантиками. Кукла обладала десятью руками – по пять с каждого бока.

Масленица

Масленица – представляла собой мощнейшую знаковую куклу-оберег, которая отгоняла от жилища злые силы с одной стороны, а со второй – сигнализировала зятю, что тёща дожидается его с дочкой в гости покушать блинов. Масленицу выполняли из соломы и лыка, декорировали цветными лоскуточками, прикрепляли к ней грудь, а на голову надевали красивый платочек.

В области лица куклу обтягивали льняным полотном светлого цвета. Масленица вывешивалась за окном, а после праздника сжигалась на ритуальном огне. Её создание приурочивалось к Масленице, проводам зимней поры и встречи весенней.

Придорожница (Подорожница)

Эта мотанка призвана защищать человека в дороге от любых неудач, наполнять его жизненной энергией, привлекать удачу, чтобы он благополучно добрался до дома.

В мешочек, который Придорожница держит обеими руками, клали золу из печки, какую-то вещицу из дома, в некоторых случаях – соль со стола и пшеницу – чтобы путник мог утолить ими свой голод. Размер изделия весьма миниатюрный – не превышает пяти-шести сантиметров.

Крупеничка (Зернушка)

Это одна из наиболее важных славянских куколок. Притягивает счастье в дом в виде продуктов, следит, чтобы семья не голодала. Изготовление Зернушки доверялось только самой хозяйке дома, к этому процессу не имели права притрагиваться никто больше.

Крупеничка располагалась на видном месте – в гостевой комнате или на кухне, рядом с провизией. Вовнутрь куклы клали зёрна разных круп. А когда засевали землю – брали их первыми и потом клали в оберег зёрна с первого урожая. Полученный мешочек с крупой и создавал тело и голову куклы. Они отличались плотностью – для привлечения высокой урожайности.

Стригушка

Ещё одна мотанка для привлечения богатого урожая. Материалом для её создания может служить солома или лыко, в некоторых случаях – разные льняные отходы.

Стригушка может быть одета в одежду, а может быть просто декорирована с помощью пёстрых ленточек – тут всё зависит от ваших пожеланий. Главное, чтобы её создавали из первого снопа (у славян называемого «именной», то есть священный).

Очистительница

Очищает жилище с окружающим пространством от негатива. Используется при болезнях физических и духовных. Куклу должен изготавливать сам болеющий. Во время данного действа он должен визуализировать, что все его хвори переходят в куклу.

В случае с Очистительницей она обязательно должна чем-то напоминать своего хозяина, пусть даже в общих чертах, но только не в очертаниях лица! После использования оберег сжигали, произнося следующие слова:

«Забирай с собой из меня всё дурное да тёмное!»

Коляда

Коляда поможет наполнить дом атмосферой счастья, укрепит семейные узы, подарит тёплый солнечный свет. Она ассоциируется с энергией Солнца, название её происходит от имени Бога Коляды – покровителя зимнего солнышка.

По внешнему виду кукла изображает пышнотелую женщину, голова которой обвязана большим платком, а она сама облачена в яркое одеяние. Непременный атрибут Коляды – мешочек с подарками, наполненный хлебом и солью. А за пояс её затыкают веник, которым, как считается, она прогоняет нечисть.

Создание куклы начиналось во второй половине декабря, затем она сжигалась на огне в день Зимнего Солнцеворота или Коляды.

Купавка

Купавка избавит своего владельца от любых несчастий, трудностей, проблем, накопившихся за целый год до праздника Купалы. Её создают в преддверии большого славянского летнего торжества – Купало. Основу для этой мотанки представляют две палочки, сложенные в форме креста.

Купавку облачают в рубаху с сарафаном, опоясывают пояском. Украшают с помощью длинных ленточек – символов девичьих желаний. В день Купалы куколка пускается по реке, веря, что она унесёт с собою все проблемы.

День-Ночь

День-Ночь – является сильным оберегом, призванным охранять членов семейства и денно, и нощно от всякого зла. Для изготовления мотанки брали однотонную ткань (либо пряжу) тёмного и белого цвета – символ ночи и дня соответственно.

Место размещения оберега – подоконник. При этом она поворачивается то тёмной, то светлой стороной к помещению, в зависимости от поры суток.

Желанница

Поможет сделать реальной то желание, которое задумывала создательница оберега. Нужно выбрать наиболее значимую мечту и обязательно лишь одну-единственную. Желанница должна быть очень нарядной, чтобы она начала работать.

Когда процесс изготовления завершён, следует поднести куклу к зеркальной поверхности, держа её перед собой и вслух чётко проговорить желаемое. Потом Желанница ставится на видном месте в жилище, периодически с ней нужно беседовать. А когда мечта воплотится в жизни – куколку нужно сжечь, выразив свою благодарность.

Толстушка

Мотанка с таким интересным названием помогает женщине зачать долгожданного малыша. Её и изготавливают для тех дам, которые страдают от бесплодия. Причём делать должна не сама женщина, а кто-то из её близких родственниц.

Потом Толстушку помещают на видное место. А когда беременность наступит – перемещают в комнату женщины или место, где она проводит больше всего времени. В дальнейшем Толстушку следует надёжно спрятать от чужих глаз.

Вербница

Выступает взрослым и детским оберегом, помогает находить путь домой заблудившимся, которые пошли срывать вербу для весенних праздников.

Вербница ассоциируется с наступлением тёплой весенней поры. Поэтому её платье должно быть выполнено в весенней тематике, а в руку кукле дают вербную веточку.

Капустка

Капустка давала сигнал для молодых парней, что невеста «созрела» для замужества и к ней можно свататься. Куклу ставили на окне, так, чтобы её могли видеть проходящие мимо молодые люди. Материалом для создания служили разноцветные лоскутки, смотанные по подобию капустных листочков.

В различных регионах Руси кукла имела разные названия:

  • у приволжских вепсов – именовалась Кормилкой;
  • в Сибири – Рожаницей.

Узнать Капустку несложно по объёмной груди, вышивке с женской символикой, материнской ипостаси женских божеств (Лады, Рожаницы и других).

Благополучница

Наполнит жизнь людей благостью, привлечет поток финансового изобилия. Отличается миниатюрным размером, но пышными, округлыми формами. Благополучница может держать в руках денежки, кошелёк или любой другой символ богатства. Голову куклы делают красной, на неё одевают пояс.

Её разрешено преподносить в качестве презента своим родным людям и друзьям. Место Благополучницы в жилище – видное, почётное.

Куватка (Кувадка)

Куватка – будет согревать колыбельку маленького ребёнка, оберегая его от всякой нечисти. Название оберега объясняется тем, что оно схоже со звуками, которые издаёт малыш. По внешнему виду и свойствам Куватка сильно напоминает Пеленашку.

Изготавливать оберег может только сама беременная женщина, приблизительно за 14 дней до родов. А затем куколку всё время держат при себе и обязательно берут на роды. В дальнейшем – кладут в детскую кроватку.

Берегиня

Берегиня охраняет жилище. Её нужно разместить у входа в дом, но таким образом, чтобы она находилась выше, чем уровень головы. Берегиня будет встречать и провожать всех гостей, поэтому её нужно поставить на видное место.

Если в доме есть Берегиня – в него не придут конфликты, болезни, нечистая сила, любые горести и проблемы. Куколку нужно выполнять в светлой цветовой гамме, нанося на неё красную вышивку либо рисунок.

В завершение

  • Можно подытожить, что все славянские куклы-обереги выполняют определённое значение, изготавливаясь по различным принципам.
  • Если вы хотите купить славянскую мотанку – сначала внимательно изучите её свойства, а затем делайте покупку.
  • Но лучше всего, конечно, изготовить оберег собственноручно – так он впитает максимум энергии свой владелицы и будет работать ещё лучше.

Напоследок просмотрите тематическое видео:


Ссылка на основную публикацию