Заколка-автомат «Синева»

Русская «Синева» против американского «Трезубца»

Баллистическая ракета подводного базирования «Синева» по ряду характеристик превосходит американский аналог «Трайдент-2»
Успешный, уже 27-й по счету пуск 12 декабря баллистической ракеты «Синева» с борта атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения (РПК СН) «Верхотурье» подтвердил: у России есть оружие возмездия. Ракета преодолела около 6 тысяч км и поразила условную цель на камчатском полигоне Кура. К слову, подлодка «Верхотурье» является глубоко модернизированным вариантом атомных субмарин проекта 667БДРМ класса «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО), которые составляют сегодня основу морских сил стратегического ядерного сдерживания.

Для тех, кто ревностно следит за состоянием наших оборонительных возможностей, это уже не первое и достаточно привычное сообщение об успешных пусках «Синевы». В нынешней достаточно тревожной международной обстановке многих интересует вопрос возможностей нашей ракеты в сравнении с ближайшим зарубежным аналогом — американской ракетой UGM-133A Trident-II D5 («Трезубец-2»), в обиходе — «Трайдент-2».

Ледяная «Синева»

Ракета Р-29РМУ2 «Синева» предназначена для поражения стратегически важных объектов противника на межконтинентальных дальностях. Она является основным вооружением стратегических ракетных крейсеров проекта 667БДРМ и создана на базе МБР Р-29РМ. По классификации НАТО — SS-N-23 Skiff, по договору СНВ — РСМ-54. Представляет собой жидкостную трехступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) морского подводного базирования третьего поколения. После принятия на вооружение в 2007 году планировалось выпустить около 100 ракет «Синева».

Стартовая масса (полезная нагрузка) «Синевы» не превышает 40,3 тонны. Разделяющаяся головная часть МБР (2,8 тонны) на дальность до 11 500 км может доставить в зависимости от мощности от 4 до 10 боевых блоков индивидуального наведения.

Максимальное отклонение от цели при старте с глубины до 55 м не превышает 500 м, что обеспечивает эффективная бортовая система управления с использованием астрокоррекции и спутниковой навигации. Для преодоления противоракетной обороны противника «Синева» может оснащаться специальными средствами и использовать настильную траекторию полета.

Это основные данные МБР «Синева», известные из открытых источников. Для сравнения приведем основные характеристики американской ракеты «Трайдент-2», являющейся ближайшим аналогом российского «подводного» меча.


Американский «Трезубец» — «Трайдент-2»

Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета морского подводного базирования «Трайдент-2» принята на вооружение в 1990 году. Имеет более легкую модификацию — «Трайдент-1» — и предназначена для поражения стратегически важных целей на территории противника; по решаемым задачам аналогична российской «Синеве». Ракетой оснащаются американские субмарины SSBN-726 класса «Огайо». В 2007 году ее серийное производство прекращено.

При стартовой массе 59 тонн МБР «Трайдент-2» способна доставить полезную нагрузку весом 2,8 тонны на удаление 7800 км от места старта. Максимальная дальность полета в 11 300 км может быть достигнута за счет снижения веса и количества боевых блоков. В качестве полезной нагрузки ракета может нести 8 и 14 боевых блоков индивидуального наведения средней (W88, 475 кт) и малой (W76, 100 кт) мощности соответственно. Круговое вероятное отклонение этих блоков от цели составляет 90–120 м.

Сравнение характеристик ракет «Синева» и «Трайдент-2»

В целом «Синева» по основным характеристикам не уступает, а по ряду превосходит американскую МБР «Трайдент-2». При этом наша ракета, в отличие от заокеанского аналога, обладает большим потенциалом модернизации. В 2011 году был испытан и в 2014-м принят на вооружение новый вариант ракеты — Р-29РМУ2.1 «Лайнер». Кроме того, модификация Р-29РМУ3 при необходимости может заменить твердотопливную МБР «Булава».

Наша «Синева» является лучшей в мире по энергомассовому совершенству (отношение массы боевой нагрузки к стартовой массе ракеты, приведенное к одной дальности полета). Этот показатель в 46 единиц заметно превышает аналогичный показатель МБР «Трайдент-1» (33) и «Трайдент-2» (37,5), что непосредственно сказывается на максимальной дальности полета.

«Синева», запущенная в октябре 2008 года из Баренцева моря атомной субмариной «Тула» из подводного положения, пролетела 11 547 км и доставила макет головной части в экваториальную часть Тихого океана. Это на 200 км превышает аналогичный показатель «Трайдента-2». Такого запаса дальности не имеет ни одна ракета в мире.

По сути, российские ракетные подводные крейсеры стратегического назначения способны обстрелять центральные штаты США с позиций непосредственно у своих берегов под защитой надводного флота. Можно сказать, не покидая причала. Но есть примеры и того, как подводный ракетоносец осуществлял скрытный, «подледный» пуск «Синевы» из арктических широт при толщине льда до двух метров в районе Северного полюса.

Российская межконтинентальная баллистическая ракета может быть запущена носителем, который движется со скоростью до пяти узлов, с глубины до 55 м и волнении моря до 7 баллов в любом направлении по курсу движения корабля. МБР «Трайдент-2» при той же скорости движения носителя может быть запущена с глубины до 30 м и волнении до 6 баллов. Немаловажно и то, что сразу после старта «Синева» устойчиво выходит на заданную траекторию, чем не может похвастаться «Трайдент». Это обусловлено тем, что «Трайдент» стартует за счет аккумулятора давления, и командир субмарины, думая о безопасности, всегда будет делать выбор между подводным или надводным стартом.

Важным показателем для такого оружия является скорострельность и возможность залповой стрельбы при подготовке и проведении ответно-встречного удара. Это значительно увеличивает вероятность прорыва системы ПРО противника и нанесения ему гарантированного поражения. При максимальном интервале пуска между МБР «Синева» до 10 секунд этот показатель у «Трайдента-2» в два раза (20 с) больше. А в августе 1991 года был произведен залповый пуск боекомплекта из 16 МБР «Синева» субмариной «Новомосковск», что до настоящего времени не имеет аналогов в мире.

Не уступает американской ракете наша «Синева» и в точности поражения цели при оснащении новым блоком средней мощности. Она может быть использована и в неядерном конфликте с высокоточной осколочно-фугасной боевой частью массой около 2 тонн. Для преодоления системы ПРО противника, кроме специального оснащения, «Синева» может лететь к цели и по настильной траектории. Это значительно снижает вероятность ее своевременного обнаружения, а значит, и вероятного поражения.

И еще один немаловажный в наше время фактор. При всех своих положительных показателях МБР типа «Трайдент», повторимся, с трудом поддается модернизации. За более чем 25-летний срок службы значительно изменилась электронная база, что не позволяет осуществить локальную модернизацию современных систем в конструкции ракеты на программном и аппаратном уровне.

Наконец, еще один плюс нашей «Синевы» — возможность ее применения в мирных целях. В свое время были созданы носители «Волна» и «Штиль» для вывода космических аппаратов на низкую околоземную орбиту. В 1991–1993 годах было проведено три таких пуска, а конверсионная «Синева» попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая быстрая «почта». В июне 1995-го этой ракетой на дальность 9000 км, на Камчатку, был доставлен комплект научной аппаратуры и почтовая корреспонденция в специальной капсуле.

В качестве итога: вышеуказанные и другие показатели стали основанием для немецких специалистов считать «Синеву» шедевром морского ракетостроения.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

«Синева» против «Булавы»

В случае дальнейших неудачных испытаний «Булавы» на новейшие атомные подводные лодки проекта 955 «Борей» могут быть установлены ракеты РСМ-54 «Синева». Таким образом, вооружение проекта 995 может смениться в третий раз.

В случае дальнейших неудачных испытаний «Булавы» на новейшие атомные подводные лодки проекта 955 «Борей» могут быть установлены ракеты РСМ-54 «Синева». Таким образом, вооружение проекта 995 может смениться в третий раз. Напомним, что изначально эти субмарины проектировались под морские баллистические ракеты (БРПЛ) «Барк», однако впоследствии проект был переделан под «Булаву». Теперь намечается очередная трансформация – причем не на бумаге, а в железе.

Примечательно, что еще 26 июля категорически отрицалась даже теоретическая возможность перевооружения «Бореев». Главком ВМФ Владимир Высоцкий тогда заявил, что подлодки этого типа переделать под «Синеву» просто невозможно. «О возможности перевооружения этих лодок говорят простые болтуны и люди, которые совершенно не разбираются в проблемах флота и его оружии», – отрезал главком. По его словам, «Синева» не подходит для флота, который должен служить до 2050 года.

Безусловно, помимо нежелания нести ответственность за крах «Булавы», для подобных заявлений есть и объективные причины. Во-первых, переделка 995-х под «Синеву» обойдется очень дорого, займет немало времени и отвлечет очень значительные производственные мощности. Во-вторых, несмотря на выдающиеся характеристики, «Синева», принятая на вооружение в 2007 году, уже не вполне соответствует перспективным требованиям к стратегическим ракетам морского базирования.

Иными словами, издержки перевооружения «Бореев» действительно чрезвычайно велики. Если этот вариант рассматривается всерьез, значит, «Булава» действительно скорее мертва, чем жива. Впрочем, симптомы «агонии» проявились достаточно давно. Генштаб еще в декабре прошлого года осознал, что главная проблема – не смежники (пресловутые 650 неконтролируемых предприятий), а разработчики и ракета как таковая. «В аварии может быть виноват либо военно-промышленный комплекс, либо само производство или конструкторские недоработки», – заявил тогда Макаров, добавив, что лично он склоняется «ко второму варианту».

Надо сказать, что для этого были все основания. На практике двигателями, системами управления, боевыми частями, системами подводного старта и прочими критически важными вещами занимаются лишь немногие предприятия и КБ. Их продукция используется в производстве других ракет и работает как часы. Однако на «Булаве» не работает ничего – в процессе испытаний уже отказало все, что только могло отказать. Иными словами, дело не столько в комплектующих, сколько в их «увязке».

Читайте также:  Резинка для волос «Анютины глазки»

Эта ситуация стала закономерным итогом всей истории разработки «Булавы». Напомним, что Московский институт теплотехники (МИТ) взялся за разработку морской баллистической ракеты, не обладая никаким опытом в этой области. Чтобы «задвинуть» практически готовую «машину» конкурентов (БРПЛ «Барк»), ему пришлось пойти на резкое сокращение сроков разработки. Кроме того, директор и генеральный конструктор МИТа Юрий Соломонов выдвинул идею «межвидовой» ракеты – т.е. максимальной унификации БРПЛ и «сухопутных» МБР. А поскольку морские и наземные баллистические ракеты – это «две большие разницы», «межвидовая» затея носила сугубо рекламный характер. Вскоре она была похоронена без оркестров, однако «Булава» в значительной мере осталась морской производной сухопутного «Тополя».

Концептуальные пороки были усугублены чрезмерной самоуверенностью разработчиков, которые сочли возможным отказаться от стендовых испытаний, перейдя сразу к полетным. Результаты получились соответствующие – а тем временем на верфях под «виртуальную» ракету строились и переделывались вполне реальные подводные лодки.

Перед провальным испытанием в декабре 2008-го заявлялось, что это будет зачетный испытательный пуск, и в случае удачи по его результатам будет принято предварительное решение о принятии «Булавы» на вооружение ВМФ и начале серийного производства комплекса.

Иначе говоря, флоту собирались передать ракету, крайне далекую от готовности – в самом лучшем случае это было бы ее второе действительно удачное испытание из десяти. Конструкторские же работы предполагалось продолжить после начала производства. Только постоянство добросовестно падавшей «Булавы» уберегло ВМФ от очередного дорогостоящего краха.

“Синева”, на первый взгляд, выглядит вполне достойной заменой. Ее принято считать выдающейся ракетой – и в этом есть большая доля истины. Проще всего это оценить в сравнении с той же «Булавой». Итак, «Булава»: дальность 8000 км, масса 36,8 т, забрасываемый вес (т.е. полезная нагрузка) – 1150 кг. «Синева»: дальность 8300 км, масса 40,3 т, забрасываемый вес – 2800 км. То есть при почти одинаковых дальности и массе «Синева» превосходит «Булаву» по забрасываемому весу в 2,6 раза. Собственно, это самая «энергоэффективная» БРПЛ в мире.

Кроме того, «Синева» обладает еще рядом примечательных опций. Так, использование коррекции по сигналам навигационных спутников обеспечивает точность, сопоставимую с точностью американских «Трайдентов». Добавим еще способность летать по «гибким» и отличающимся друг от друга траекториям (на минимальную, промежуточную и максимальную дальность), способность произвольно разводить боеголовки, а также расширенные условия боевого применения за счет возможности использования высоких широт Арктик (стрелять можно даже с Северного полюса, что и проделал ракетоносец «Екатеринбург» в сентябре 2006 года). Итак, сейчас «Синева» выглядит более чем достойной заменой «Булаве».

Однако (и здесь Высоцкий прав) сама концепция «Синевы» уже устаревает. Напомним, что, остановив развертывание GBI, администрация Обамы лишь увеличила финансирование «морской» и «сетецентрической» ПРО (соответственно система Aegis – SM-3 и система NOCADE – авиационные противоракеты). Как следствие, в обозримом будущем БРПЛ могут столкнуться с противодействием ПРО уже в момент старта. К сожалению, в этой ситуации у «классических» БРПЛ действительно нет будущего – оно принадлежит квазибаллистическим ракетам, каковой и должна была стать «Булава» (точнее, ее продвинутая версия – «Булава-М»). Правда, существуют определенные возможности для квазибаллистической трансформации «Синевы» – но это уже отдельная тема.

Иными словами, не исключено, что «Бореи» придется перевооружать в четвертый раз – причем не в очень отдаленном будущем.

«Синева» покруче «Булавы», хотя и постарше

Атомная подводная лодка «Дельфин» поразила цель стратегической ракетой

13 июля президент России Дмитрий Медведев после вручения орденов и медалей военным морякам, отличившимся в антипиратских операциях, сообщил, что российская атомная подводная лодка в тот день осуществила успешный пуск стратегической ракеты «Синева». При этом он подчеркнул, что «цель была достигнута, а падение частей ракеты произошло в запланированном месте на полигоне Кура».

Баллистический комплекс «Синева» в некотором смысле является конкурентом баллистической ракете «Булава». Выполняя аналогичные задачи, они имеют разные типы двигателей. «Синева» — жидкостная, а «Булава» — твердотопливная. «Синева» с 2007 года стоит на вооружении Российского ВМФ, а «Булава» все никак не закончит испытания. Причем 50 процентов испытательных пусков закончились неудачно.

Бывший первый заместитель главкома ВМФ РФ адмирал флота Иван Капитанец в беседе с корреспондентом «СП» назвал «системным просчетом» решение создавать для Российского ВМФ твердотопливную МБР «Булава».

— В 90-е годы мы все силы бросили на твердотопливную ракету. Заказали ее, и вот уже десять лет ничего не можем сделать. Ничего не получается, — сказал адмирал.

По его убеждению, конструкторам надо вернуться к жидкостной ракете «Синева» и продолжать ее совершенствовать вместо траты времени и средств на создание твердотопливной ракеты.

Иного мнения придерживается бывший начальник 4-го ЦНИИ Минобороны РФ генерал-майор Владимир Дворкин:

— У меня как ракетчика, человека, который много занимался испытаниями, сам испытывал новые ракеты, нет сомнений, что «Булаву» доведут до ума. Никаких оснований для пересмотра этой программы совершенно нет. Все неудачи во время испытательных пусков «Булавы» произошли по вине смежников. Причина в том, что некоторые из этих предприятий профессионально ослаблены. Нужно им помочь, а не выбрасывать ребенка вместе с водой. Нам нужны и «Булава», и «Синива».

По энергомассовому совершенству (отношение массы боевой нагрузки ракеты к ее стартовой массе, приведенное к одной дальности полета) ракета «Синева» считается лучшей в мире. Для сравнения: у «Синевы» этот показатель составляет 46 единиц, у американской баллистической ракеты морского базирования «Трайдент-1» — 33, а у «Трайдент-2» — 37,5.

Ракета обладает достаточно большим техническим потенциалом для дальнейшего совершенствования, что не раз подтверждалось на практике. Так, 11 октября 2008 года в рамках учений Стабильность-2008 в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки «Тула» из подводного положения был произведен запуск ракеты «Синева», которая установила рекорд дальности полёта в 11547 км и упала в экваториальной части Тихого океана. За пуском ракеты с борта ТАКР «Адмирал Кузнецов» наблюдал президент России Дмитрий Медведев. Дальность «Синевы» превысила дальность самой мощной американской ракеты «Трайдент-2» (11 000 км). При этом считается, что максимальная дальность стрельбы «Синевы» 8300 километров. Такого запаса дальности не имеет ни одна ракета в мире. Не даром немецкие специалисты назвали «Синеву» шедевром морского ракетостроения.

По мнению генерального конструктора ГРЦ «КБ имени. В.П. Макеева» Владимира Дегтяря, этот комплекс будет состоять на вооружении ВМФ России, как минимум, до 2015 года. До этого времени необходимо разработать новую ракету. Возможно, это будет «Булава», которая хотя и уступает по некоторым показателям «Синеве», имеет более современную противоракетную начинку. А может быть, и нечто более современное на базе «Синевы». Покажет время. А пока эти ракеты соревнуются друг с другом: кто круче и перспективней

Баллистическая ракета РСМ-54 «Синева» состоит на вооружении атомных стратегических подводных лодок проекта 667БРДМ класса «Дельфин», (по классификации НАТО, Delta-IV).

Масса ракеты составляет 40,3 т, масса головной части — 2,8 т, длина — 14,8 м, диаметр — 1,9 м. Маршевые двигатели ступеней представляют собой жидкостные ракетные двигатели (ЖРД). Пуск ракеты может осуществляться с глубин до 55 м при скорости 6−7 узлов в любом направлении относительно курса движения корабля.

РСМ-54 «Синева», в зависимости от модификации, может иметь четыре или десять боевых блоков индивидуального наведения по 100 килотонн. Возможно ее оснащение осколочно-фугасной боевой частью с массой взрывчатого вещества около 2 тонн для высокоточного поражения целей в неядерном конфликте или маломощной ядерной боевой частью (до 50 тонн в тротиловом эквиваленте) при нанесении точечных ударов.

Баллистическая ракета Р-30 3М30 «Булава» — новейшая российская твёрдотопливная баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках. Способна нести 10 гиперзвуковых ядерных блоков индивидуального наведения. Общий забрасываемый вес 1150 кг. Имеет систему преодоления противоракетной обороны противника. Радиус действия — не менее 8 тыс. км.

Зачем нужна «Булава», когда есть «Синева»?

Новые ракетоносцы могут остаться без ракет

Об авторе: Михаил Кардашев – независимый эксперт, более 20 лет работал в ЦНИИ машиностроения, возглавлял научно-исследовательский сектор в центре системных исследований.

Атомные крейсера рискуют остаться без ракет.
Фото из книги “Подводные силы России”

В статье Владимира Дворкина «Как ракетчик ракетчику┘» («НВО» № 6, 2009) затронуты вопросы прекращения работ по созданию морского ракетного комплекса Д-19УТТХ и выбора Московского института теплотехники (МИТ) в качестве головного разработчика нового морского ракетного комплекса.

Вместо глубокого, всестороннего и объективного анализа серьезных проблем морской компоненты СЯС нашей страны читатели газеты получили материал объемом в целую полосу, главной целью которого является оправдание ошибочных решений, принятых в конце 1990-х годов в отношении выбора путей развития стратегического ракетного вооружения Военно-Морского Флота с баллистическими ракетами.

Читайте также:  Свадебные конверты для денежного подарка

А этот вопрос требует серьезного обсуждения, так что разговор о «Булаве» требует необходимо продолжить.

ПРИЧИНЫ – НА ПОВЕРХНОСТИ

Главной причиной прекращения разработки ракетного комплекса Д-19УТТХ Владимир Дворкин считает «неустранимую проблему так называемой размерности БРПЛ и подводного ракетоносца». Передачу задания по созданию морского ракетного комплекса Московскому институту теплотехники объясняет упомянутой «проблемой с размерностью», завуалированным «рядом других причин», а также тем, что МИТ «имел наибольший опыт в СССР и России в разработке высоконадежных твердотопливных ракет».

Следует отметить, что к моменту принятия решения о прекращении разработки комплекса Д-19УТТХ никакой проблемы, тем более неустранимой, с «так называемой размерностью БРПЛ и подводного ракетоносца» не существовало. Все технические вопросы, в том числе самые сложные, связанные с созданием и обеспечением эксплуатации уникального подводного ракетоносца проекта 941 «Акула» и БРПЛ со стартовой массой 90 тонн, были успешно решены в ходе разработки в период 1973–1983 годов ракетного комплекса Д-19 с БРПЛ Р-39. Была создана система берегового базирования для подводных лодок. Все агрегаты наземного оборудования с традиционного колесного были переведены на железнодорожный ход. Схема прохождения ракет от завода-изготовителя до ПЛ предусматривала бескрановую перегрузку с агрегата на агрегат. Для погрузки ракет на ПЛ было сконструировано новое крановое сооружение с увеличенной грузоподъемностью, в местах базирования появились новые пирсы, хранилища ракет и другое оборудование.

Строительство и развертывание шести ракетоносцев проекта 941 завершилось в 1989 году. При этом в 1988 году был принят на вооружение усовершенствованный ракетный комплекс Д-19У. Никто не отрицает сложности эксплуатации ПЛ проекта 941 «Акула» с ракетным комплексом Д-19. Тем не менее комплексы этого типа безаварийно эксплуатировались на флоте в течение почти двадцати лет. БРПЛ Р-39 и Р-39У оснащались десятью боевыми блоками, их боекомплект на лодках проекта 941 составлял 20 единиц. Таким образом, на ракетах только одной ПЛ размещалось 200 боевых блоков, а потенциал всей группировки ракетоносцев этого типа составлял 1200 боевых блоков.

Это с учетом высоких выходных характеристик ракетного комплекса типа Д-19, определяющих боевую эффективность (межконтинентальная дальность полета, количество и мощность боезарядов, точность стрельбы, размеры зоны разведения боевых блоков и др.), обусловливало значительный вклад группировки ПЛ проекта 941 в потенциал ответного удара стратегических ядерных сил страны и их морской составляющей. Разрабатывавшийся комплекс Д-19УТТХ («Барк») имел улучшенные по сравнению с комплексом Д-19У характеристики и должен был заменить его на ракетоносцах проекта 941. По техническому уровню и боевым возможностям ракета Р-39УТТХ не уступала американской БРПЛ «Трайдент-2».

Однако в 1998 году на этапе летно-конструкторских испытаний было принято решение о прекращении работ по комплексу Д-19УТТХ, техническая готовность которого к этому времени составляла 73%, и разработке вместо него нового ракетного комплекса «Булава-30». Целесообразность такого шага обосновывалась возможностью создания межвидовой ракеты для ВМФ и РВСН и соответственно значительной экономией средств. В связи с заключением в 1993 году Договора СНВ-2, не допускавшего производство и летные испытания МБР наземного базирования, за которыми числится более одного боезаряда, а также ввиду проблематичности создания ракеты, отвечающей требованиям наземного и морского базирования, оказалось, что разрабатываемая ракета РВСН не нужна.

Позднее генконструктор ракеты «Булава» Юрий Соломонов признался, что «о межвидовой ракете говорить пока рано». «Это вопрос, возможно, нескольких десятилетий (! – «НВО»)». Таким образом, основной замысел по созданию межвидовой ракеты, из-за которой были начаты работы по ракетному комплексу «Булава-30», был признан несостоятельным и отвергнут Минобороны РФ. В этих условиях логичным и отвечавшим государственным интересам решением являлась бы передача разработки теперь уже чисто морского ракетного комплекса ГРЦ имени академика В.П.Макеева как головному разработчику всех принятых на вооружение ракетных комплексов с БРПЛ, за исключением первой в стране БРПЛ Р-11ФМ («детище» ОКБ-1 С.П.Королева).

Вопреки здравому смыслу головным разработчиком морского ракетного комплекса был назначен Московский институт теплотехники, отнюдь не специализировавшийся в области конструирования БРПЛ. МИТ занимался твердотопливными МБР наземного базирования и потому, естественно, не имел опыта разработки твердотопливных БРПЛ, которым обладал ГРЦ имени академика В.П.Макеева, на счету которого – твердотопливные БРПЛ Р-39 и Р-39У с полетной надежностью 0,96, аналогичной американской БРПЛ «Трайдент-2». Кроме того, 4-й ЦНИИ Минобороны, которым руководил Владимир Дворкин, был назначен головным по военно-научному сопровождению разработки, хотя такими вопросами в части морских ракетных комплексов всегда занимался профильный 28-й НИИ МО (Институт вооружения ВМФ).

Причины необъяснимых с позиций обычной логики решений лежат на поверхности. Министром обороны в то время являлся Игорь Сергеев, до этого командовавший РВСН, на вооружении которых находились митовские ракеты «Тополь». А 4-й ЦНИИ Минобороны, возглавлявшийся тогда Владимиром Дворкиным, проводил исследования в основном в интересах тех же РВСН. МИТ и 4-й ЦНИИ Минобороны были Игорю Сергееву значительно «ближе», чем ГРЦ имени академика В.П.Макеева и 28-й НИИ Минобороны. В принятии вышеупомянутых решений принимал участие руководивший в ту пору Минэкономики Яков Уринсон, поддерживавший тесные связи с возглавлявшим МИТ Юрием Соломоновым.

ЦЕНА КОНЪЮНКТУРНЫХ РЕШЕНИЙ

Предпринятые в тот период шаги имеют серьезные негативные последствия, сказывающиеся как на сегодняшнем состоянии, так и на дальнейшем развитии морских стратегических ядерных сил России. В результате в связи с разработкой комплекса «Булава-30» остались безоружными ПЛ проекта 941, поскольку было прекращено производство БРПЛ Р-39У. В условиях отсутствия средств на эксплуатацию ракетоносцев была возможна их временная консервация. Однако три уникальные подводные лодки этого проекта разделали на металлолом на средства, выделенные США. Две выведенные в резерв субмарины – «Северсталь» и «Архангельск» – скорее всего ожидает та же участь. Головная ПЛ «Дмитрий Донской», которую планировалось перевооружить после заводского ремонта на комплекс Д-19У, была переоборудована и в настоящее время используется для испытаний ракеты «Булава».

Использование уникального, находящегося в работоспособном состоянии ракетоносца для испытаний новой ракеты нельзя признать оправданным. Это привело к исключению из потенциала стратегических ядерных сил страны еще двухсот (!) боезарядов современного ракетного комплекса Д-19У. Обычно для испытаний используются специальные подводные стенды и ПЛ устаревших типов. Иначе как разгромом произошедшее с группировкой ПЛ проекта 941 назвать нельзя. Разработка БРПЛ «Булава» завела в тупик развитие отечественных морских стратегических ядерных сил.

В результате на сегодняшний день мы не имеем ни группировки ракетоносцев проекта 941, ни летающей ракеты «Булава». Первоначально заявленные сроки окончания разработки этого комплекса (2005 год) давно прошли. С учетом отрицательной статистики проведенных летных испытаний дальнейший ход разработки этого комплекса по срокам, конечному результату и необходимому объему финансирования труднопредсказуем. Теперь уже без ракетного вооружения могут оказаться новые ракетоносцы проекта 955 «Борей», которые планировалось вооружать комплексом «Булава». Головная ПЛ этого проекта «Юрий Долгорукий» уже год как спущена на воду, строятся еще два ракетоносца этого проекта – «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

Ракета «Булава» по своим тактико-техническим характеристикам уступает американской БРПЛ «Трайдент-1» разработки тридцатилетней давности, не говоря уже о БРПЛ «Трайдент-2» и новой отечественной БРПЛ Р-29РМУ2 («Синева»). Если БРПЛ «Булава» в конце концов полетит и ею вооружат ПЛ проекта 955 «Борей», то группировка, эквивалентная по своему боевому потенциалу ликвидированной группировке ПЛ проекта 941 с комплексом типа Д-19У не сможет быть создана в обозримой перспективе. Вот какова цена ошибочных и в значительной степени конъюнктурных решений, принятых в конце 1990-х годов.

Положение в настоящее время спасает возобновленное серийное производство БРПЛ Р-29РМУ и принятие в 2007 году на вооружение ракеты Р-29РМУ2 («Синева»). Иначе мы рисковали остаться вообще без морской составляющей СЯС. Однако новые носители под БРПЛ «Синева» не строятся, а имеющиеся подлодки будут выведены из боевого состава в недалекой перспективе, поскольку находятся в завершающей стадии эксплуатации.

Таким образом, в морской составляющей СЯС сложилась парадоксальная ситуация. Имеется на вооружении новая БРПЛ «Синева» с наилучшим показателем энергомассового совершенства среди всех отечественных и зарубежных баллистических ракет легкого класса (масса до 105 тонн) наземного и морского базирования, которая скоро окажется без носителей. В то же время строятся новые ракетоносцы проекта 955 «Борей», которые могут остаться без ракетного вооружения.

В сложившейся ситуации, усугубляемой экономическим кризисом, нецелесообразно, имея на вооружении БРПЛ «Синева», продолжать рискованное финансирование создания новой баллистической ракеты «Булава», существенно уступающей первой по уровню ТТХ. Необходимый уровень потенциала стратегического сдерживания морской компоненты СЯС на длительную перспективу может быть гарантированно обеспечен путем вооружения модернизированных ПЛ проекта 955 ракетами типа «Синева», обладающими высокой надежностью и эффективностью. Чем раньше будут приняты соответствующие решения, тем быстрее отечественные морские стратегические ядерные силы выйдут из тупика.

Ледяная «Синева»: Ракета Р-29РМУ-2

Смущение мирового сообщества можно понять: наш ВМФ продемонстрировал возможность нанести удар из той области мирового океана, которая особенно трудна для отслеживания, и откуда время подлета к цели существенно меньше, чем из более низких широт. Можно понять и негодование.

«Запуск баллистических ракет без уведомления американцев — это прямое нарушение договора СНВ-1, — говорит заместитель ответственного редактора « Независимого военного обозрения » Виктор Литовкин. — Более того, «тайный» запуск мог спровоцировать конфликт, вплоть до ядерного удара».

Читайте также:  Реставрация и декупаж абажура

Впрочем, по словам специалистов, система наблюдения включает 2 эшелона, и уже через считанные секунды после старта выдает траекторию полета ракеты. «Американцы однозначно зафиксировали запуск, и, увидев, что ракета идет на Куру, скорее всего, успокоились», — считает Виктор Литовкин.

Однако прямой провокацией это вряд ли было. Большинство специалистов склоняется к тому, что старт оказался простой глупостью. «Причиной может быть обычное армейское головотяпство, — считает Литовкин, — к сожалению, уровень подготовки сегодняшних руководителей Минобороны крайне низок». Отставной полковник РВСН Сергей Полозцев вторит ему: «Я уверен, что это просто глупость. Те не тем доложили, как это бывает, кто-то чего-то не так доложил »

Нас же, как обычно, интересуют не столько политические, сколько технологические аспекты вопроса. Мы попробуем в общих чертах рассказать о том, что за ракета такая «Синева», и как она устроена.

«Синева», или говоря по‑военному, Р-29РМУ-2 (РСМ-54) — трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования, работающая на жидком топливе и способная нести от 4-х до 10-ти разделяющихся боеголовок индивидуального наведения.

Предыдущая версия

Это новая модификация ракеты Р-29РМ, разработка которой началась в 1979 г. в КБ имени Макеева (в те годы здесь работал еще сам легендарный конструктор Виктор Макеев ), для запуска с корабельного ракетного комплекса Д-9РМ .

Тогда перед разработчиками стояла задача создать МБР с максимальными ТТХ при условии внесения минимальных изменений в конструкцию самой подводной лодки. Поэтому значительная часть решений была заимствована от ракеты предыдущего поколения, двухступенчатой Р-29Р (РСМ-50). Однако не стоит думать, что новая ракета стала просто модификацией старой.

Это — существенно новый продукт, получивший три ступени, оснащенный высокоточной астрорадиоинерциальной системой управления, и так далее. В сравнении со своей предшественницей, она стала почти на 5 тонн тяжелее, а масса забрасываемого груза повысилась в 1,5 раза; немного возросла и максимальная дистанция полета. Размеры ракеты увеличились совсем немного, что позволило сохранить те же размеры пусковой шахты. Важно и то, что ракета изначально готовилась для стартов из арктических широт.

В строй она была принята в 1986 г. и стала размещаться на подводных стратегических крейсерах проекта 667 «Дельфин». Сегодня этих кораблей в составе ВМФ России насчитывается 7, каждый из них несет 16 ракет (уже модернизированных, «Синева», о чем речь пойдет ниже). Они являются основой морской составляющей пресловутой «ядерной триады». По крайней мере, пока в строй не вошли подлодки нового поколения, проекта 995 «Борей», на которых должны размещаться пресловутые ракеты «Булава», о которых мы рассказывали в заметке «Гнев Нептуна».

Работу над новейшей модификацией, которая и получила название «Синева», начали в 1999 г. В новой модификации слегка изменились размеры ступеней, повышена устойчивость к воздействию электромагнитного импульса, установлен новый комплекс средств преодоления ПРО, система спутниковой навигации. Система управления базируется на новом вычислительном комплексе «Малахит-3». Для новой модификации были созданы и новые боевые блоки «Станция» и «Станция-2». Немецкие специалисты назвали ее «шедевром морского ракетостроения».

Корпус ракеты цельносварной, из алюминиево-магниевого сплава. Маршевые жидкостные двигатели первых двух ступеней утоплены в топливных баках ракеты. Двигатель первой ступени состоит из двух блоков: однокамерного основного и четырехкамерного рулевого. Управление обеспечиваются поворотом камер сгорания рулевого блока. Двигатели второй и третьей ступеней — однокамерные.

Корпус второй ступени состоит из бака окислителя и бака горючего, переднее днище которого выполнено в виде конуса. В его нише и размещаются боевые блоки и двигатель третьей ступени. Здесь же находится приборный отсек с системой управления, включающей аппаратуру коррекции траектории полета. Коррекция ведется по измерениям координат навигационных звезд и по информации навигационных спутников. Разделение ступеней осуществляется системой детонирующих зарядов.

Результаты

Старт ракеты может проводиться на ходу подводной лодки, в любом направлении относительно него, и из подводного положения (с глубины до 55 м), на скорости до 6−7 узлов (до 13 км/ч). Подводный крейсер способен дать залп одновременно всеми 16-ю ракетами. Кстати, хотя каждая из них, в соответствии с международными соглашениями, оснащается лишь 4-мя боеголовками, в принципе можно увеличить это число до 10-ти. Такая модификация была успешно испытана.

Впрочем, и с 4-мя боеголовками залп каждого из 7-ми таких подводных ракетных крейсеров отправляет в стан противника невероятный удар. Это 64 боеголовки, в каждой из которых по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте, и каждая способна уничтожить крупный город. Для сравнения : крейсера I Мировой несли на борту заряд в 40−50 тонн.

По официально заявленным ТТХ, максимальная дистанция полета составляет 8,3 тыс. км (при точности в 500 м), однако на испытаниях в октябре прошлого года была продемонстрирована возможность стрельбы и куда дальше — до 11,5 тыс. км. Это, кстати, даже дальше, чем у самых дальнобойных американских МБР Trident II (11 тыс. км).

Получается, что оснащенные «Синевой» подлодки могут наносить удар, к примеру, по центральным штатам США, даже не покидая причала. Такую мощь непросто даже представить: головная часть весит 2,8 т, и это, фактически, означает, что ракета за минуты забрасывает тяжелый внедорожник на противоположную сторону планеты. По этой характеристике — отношению собственной массы к массе забрасываемого груза — «Синева» является мировым рекордсменом.

Синева на досках. Что делать в такой ситуации?

Синь, или синева – это один из пороков древесины, который образуется от неправильного хранения пиломатериала,когда на нём размножается определённый вид грибов. Эти грибы (плесень),воздействуя на дерево своей жизнедеятельностью, меняют цвет его поверхности, проникая внутрь на глубину до 2-3 мм.

Грибы питаются легкоразложимыми веществами (белок, крахмал), находящимися на поверхности свежеспиленной древесины, поэтому не оказывают никакого вредного воздействия на пиломатериал, кроме изменения его цвета. То есть на прочностные характеристики доски эти грибы не влияют.

Тем не менее, синева считается пороком древесины, ухудшающим её эстетические свойства. Для чистовой отделки такой пиломатериал не подходит. Но его можно использовать для черновых работ: потолков, полов, перегородок и то, только после предварительной обработки и сушки, чтобы синева не перешла в древесную гниль.

От чего же образуется синева? Для её развития необходимо 2 условия: повышенная влажность и недостаточная циркуляция воздуха. Бывают случаи появления сини при заготовке древесины, когда деревья свалили на землю, а вывезти их из леса не смогли в связи с дождливой погодой. Соответственно, находясь долгое время на мокрой земле, дерево может начать синеть. В связи с этим лучшей деловой древесиной считается та, которая заготовлена зимой. В мороз происходит естественное вымораживание влаги из ствола дерева, поэтому на зимнем пиломатериале почти никогда не бывает синевы.

При неправильном хранении досок тоже возможно образование сини. Тёс, укладываемый в штабеля на хранение, обязательно нужно перекладывать брусками для доступа воздуха, чтобы влажная древесина не соприкасалась между собой. Если положить доски друг на друга без воздушных зазоров, то по всей площади соприкосновения, если материал естественной влажности, обязательно появятся грибы.

Во время обработки древесины на пилораме синева может появиться под свежей стружкой, которую не убрали с досок. Если оставить пиломатериал в таком состоянии на несколько дней, появление плесени под стружкой прогнозируется с очень высокой вероятностью.

Когда доски, сложенные для хранения, накрыты целлофановой плёнкой или любым другим материалом, не пропускающим воздух, тоже образуется синева. Во время такого хранения под плёнкой появляется конденсат, который оседает на поверхности досок. Соответственно, повышенная влажность и отсутствие сквозного проникновения ветра являются главной причиной появления сини. Доски достаточно накрыть сверху, от прямого попадания дождевых капель, например, листами шифера. Через щели от прокладочных брусков будут двигаться воздушные потоки, которые подсушат пиломатериал, поэтому при таком хранении его поверхность будет естественного, бело-желтого цвета.

Доски, поражённые синевой, для строительных черновых работ покупать можно. И справедливо требовать за них значительную скидку. Потому что вам придётся потратить некоторое время, чтобы обработать их от сини.

В настоящее время существует много химических средств, выводящих синеву с поверхности доски. Но это требуется лишь для использования пиломатериала для чистовой отделки. Гораздо быстрее, проще и дешевле обработать древесину антисептиками , которые остановят распространение плесени. Цена антисептика намного дешевле отбеливающих средств, но синий цвет с поверхности он не уберёт.

Для обработки доски с синевой желательно сделать 3 вещи.

1. Шлифовальной машиной с наждачной бумагой крупной зернистости обработать поверхность доски, поражённую синевой. Необходимо счистить верхний слой и убрать плесень.

2. Обработать древесину антисептиком. Желательно использовать средство с цветным красителем, чтобы были видны места обработки.

3. Высушить доски в тёплом сухом помещении, проложив между ними бруски для доступа воздуха.

После сушки такой пиломатериал можно использовать в черновой отделке. Его прочность будет ничуть не меньше, чем у доски, не поражённой синевой.

Если понравилась статья, поделитесь ей в соцсетях.

Ссылка на основную публикацию