Несложный эксперимент – Синее пламя

Опыты: Цветное пламя

Секреты сумасшедшего профессора Николя

Очень красивый научный эксперимент от профессора Николя “Цветное пламя” позволяет получить пламя четырех разных цветов, используя для этого законы химии.

Набор интереснейший, мы действительно на пламя насмотрелись, удивительное зрелище! Интересно всем: и взрослым, и детям, так что очень рекомендую! Плюс в том, что этот опыт с огнём можно провести и дома, не обязательно выходить на улицу. В наборе есть чашки-плошки, в которых горит таблетка сухого горючего, всё безопасно, и на деревянном полу (или столе) можно поставить. Из серии опытов профессора Николя.

Лучше, конечно, под присмотром взрослых опыт проводить. Даже если дети уже немаленькие. Огонь всё же – штука опасная, но при этом . жутко (тут именно это слово подходит очень точно!) интересная!

Фото упаковки набора смотрите в галерее в конце статьи.

Набор ‘Цветное пламя’ содержит все необходимое для проведения эксперимента. В набор входят:

  • иодид калия,
  • хлорид кальция,
  • раствор соляной кислоты 10%,
  • сульфат меди,
  • нихромовая проволока,
  • медная проволока,
  • хлорид натрия,
  • сухое горючее, чашка для выпаривания.

Единственное, есть у меня некоторые претензии к производителю – я ожидала найти в коробочке мини-брошюру с описанием химического процесса, который мы здесь наблюдаем, и объяснение, почему пламя становится цветным. Такого описания здесь не оказалось, так что придётся обратиться к энциклопедии по химии (обзор книг по химии здесь). Если, конечно, будет такое желание. А желание у старших детей, конечно, возникает! Младшим детям, конечно, никакие объяснения не нужны: им просто очень интересно смотреть, как меняется цвет пламени.

На обратной стороне коробки-упаковки написано, что нужно делать, чтобы пламя стало цветным. Сначала делали по инструкции, а потом стали просто пламя разными порошками из баночек посыпать (когда убедились, что всё безопасно) – эффект потрясающий. Всполохи красного пламени в жёлтом, ярко-салатовое пламя, зелёное, фиолетовое. зрелище просто завораживает.

Очень здорово покупать на какой-нибудь праздник, это гораздо интереснее любой петарды. И на новый год будет очень здорово. Мы жгли днём, в темноте было бы ещё эффектнее.

Реактивы у нас после сжигания одной таблетки ещё остались, так что, если взять другую таблетку (купить отдельно), можно повторить опыт. Глиняная чашка отмылась довольно хорошо, так что её на много опытов хватит. А если вы на даче, то порошок можно посыпать и на огонь в костре – он тогда, конечно, быстро кончится, но зрелище будет фантастическое!

Добавляю краткую информацию о реактивах, которые идут в комплекте с опытом. Для любознательных детишек, которым интересно узнать больше.

Окрашивание пламени

Стандартный способ окрашивания слабосветящегося газового пламени – введение в него соединений металлов в форме легколетучих солей (обычно, нитратов или хлоридов):

красное – стронция, кальция,

зеленое – цезия (или бора, в виде борноэтилового или борнометилового эфира),

голубое – меди (в виде хлорида).

В синий окрашивает пламя селен, а в сине-зеленый – бор.

Температура внутри пламени различна и с течение времени она меняется (зависит от притока кислорода и горючего вещества). Синий цвет означает что температура очень высокая до 1400 С, желтый – температура чуть меньше, чем когда синее пламя. Цвет пламени может меняться в зависимости от химических примесей.

Цвет пламени определяется только его температурой, если не учитывать его химический (точнее, элементный) состав. Некоторые химические элементы способны окрашивать пламя в характерный для этого элемента цвет.

В лабораторных условиях можно добиться совершенно бесцветного огня, который можно определить лишь по колебанию воздуха в области горения. Бытовой же огонь всегда “цветной”. Цвет огня определяется температурой пламени и тем, какие химические вещества в нём сгорают. Высокая температура пламени дает возможность атомам перескакивать на некоторое время в более высокое энергетическое состояние. Когда атомы возвращаются в исходное состояние, они излучают свет с определённой длиной волны. Она соответствует структуре электронных оболочек данного элемента.

Голубой огонек, например, который можно видеть при горении природного газа, обусловлен угарным газом, который и придаёт пламени этот оттенок. Угарный газ, молекула которого состоит из одного атома кислорода и одного атома углерода, является побочным продуктом горения природного газа.

Калий – фиолетовое пламя

Калий (нем. Kalium, франц. и англ. Potassium) — один из важнейших представителей группы щелочных металлов.

Калий — металл наиболее электроположительный после рубидия и цезия. В чистом сухом воздухе при обыкновенной температуре он не изменяется, в обычном — покрывается слоем едкого калия и углекислой его соли; в свежем разрезе в темноте светится, а в тонких пластинках окисляется столь быстро, что может загореться; расплавленный и нагретый, он также горит; пламя его обладает фиолетовым цветом. Вследствие такой склонности к окислению и является необходимым сохранять его под нефтью.

Открывают присутствие калия по фиолетовой окраске газового беcцветного пламени, которая получается при внесении в пламя его соединений, особенно галоидных, на ушке платиновой проволоки (вот почему в опыте нужно вносить калий в пламя на проволоке – эффект изменения цвета пламени тогда заметнее); в присутствии солей натрия окраску наблюдают через синее кобальтовое стекло или через раствор индиго, помещенный в призматический стеклянный сосуд. Спектр пламени характеризуется двумя линиями – красной и фиолетовой.

Кальций хлористый – красное пламя

При нагревании на воздухе или в кислороде кальций воспламеняется и горит красным пламенем с оранжевым оттенком. С менее активными неметаллами (водородом, бором, углеродом, кремнием, азотом, фосфором и другими) кальций вступает во взаимодействие при нагревании.

При внесении в пламя растворимых солей кальция пламя окрашивается в кирпично-красный цвет.

При нагревании в кислороде и на воздухе кальций воспламеняется, сгорая ярко-красным пламенем, при этом образуется основной оксид СаО, который представляет собой белое, весьма огнестойкое вещество, температура плавления которого примерно 2 600 °C. Оксид кальция также известен в технике как негашеная или жженая известь.

Соляная кислота и медь – зелёное пламя

Медь придает пламени зеленый оттенок. При высоком содержании меди в сгораемом веществе пламя имеет яркий зеленый цвет, практически идентичный белому. В зеленый цвет пламя окрашивает борная кислота или медная (латунная) проволока, смоченная в соляной кислоте.

При смачивании соляной кислотой пламя окрашивается в голубой цвет с зеленоватым оттенком.

1) В зеленый цвет пламя окрашивает борная кислота или медная (латунная) проволока, смоченная в соляной кислоте.

2) В красный цвет пламя окрашивает мел, смоченный в той же соляной кислоте.

При сильном прокаливании в тонких осколках Ва-содержащие (Барий-содержащие) минералы окрашивают пламя в желто-зеленый цвет. Окрашивание пламени можно усилить, если после предварительного прокаливания смачивать минерал в крепкой соляной кислоте.

Окислы меди (в опыте для зелёного пламени используются соляная кислота и кристаллики меди) дают изумрудно-зеленое окрашивание. Прокаленные Cu-содержащие соединения, смоченные НС1, окрашивают пламя в лазурно-голубой цвет CuС12). Реакция очень чувствительна.

Зеленый цвет и его оттенки огню придают также барий, молибден, фосфор, сурьма.

Азотнокислый и солянокислый растворы меди имеют голубой или зеленый цвет; при прибавлении аммиака цвет раствора изменяется в темно-синий.

Жёлтое пламя – соль

Для желтого пламени требуется добавка поваренной соли, нитрата натрия или хромата натрия.

Попробуйте посыпать на конфорку газовой плиты с прозрачно-голубым пламенем чуть-чуть поваренныой соли – в пламени появятся жёлтые язычки. Такое жёлто-оранжевое пламя дают соли натрия (а поваренная соль, напомним, это хлорид натрия).

Жёлтый цвет – это цвет натрия в пламени. Натрий есть в любом природном органическом материале, поэтому пламя мы обычно и видим жёлтым. А желтый цвет способен заглушить другие цвета – такова особенность человеческого зрения.

Желтые язычки пламени появляются при распадении солей натрия. Такими солями очень богата древесина, поэтому обычный лесной костер или бытовые спички горят желтым пламенем.

Несложный эксперимент — Синее пламя

Доброго времени суток, любознательные химики! Сегодня мы проведём простой, но зрелищный эксперимент.

Суть его в том, что выделяемый при реакции водород горит синим пламенем.

Реактивы

Итак, нам понадобится:

    Соляная кислота концентрацией 15%;

Эксперимент будем проводить в стеклянной банке.

В качестве сосуда можно взять чашку Петри или химический стакан. Колбу использовать не рекомендую, так как будет затруднено поступление кислорода внутрь из-за узкого горлышка последней.

Эксперимент

Перед проведением данного опыта настоятельно рекомендую ознакомиться с техникой безопасности при работе с кислотами.

Насыпаем в банку чайную ложку купороса и приливаем 40мл кислоты. Раствор зеленеет из-за образования комплексного иона меди тетрахлоркупрата [CuCl4]2-.

Теперь осталось добавить алюминиевую фольгу. Она покрыта оксидной плёнкой, но образовавшийся комплекс быстро её разрушает. Затем часть алюминия реагирует с кислотой, уравнение данной реакции:

Как видно из реакции, выделяется водород.

Остальной алюминий взаимодействует с комплексом, вытесняя из него медь:

Реакции протекают быстро, с выделением большого количества тепла.

Выделяемый водород хорошо горит на воздухе, давайте его подожжём.

Узкий поток пламени связан с особенностями горлышка банки, а насыщенный синий цвет ему придают ионы меди, которые присутствуют в растворе.

Давайте проведём этот же эксперимент, но в другой посуде:

Когда весь алюминий прореагирует, раствор приобретает серый цвет с пятнами восстановившейся меди на поверхности. Его следует разбавить большим количеством воды и слить в канализацию.

На дне остаётся осадок:

От него тоже следует избавиться, так как после попытки фильтрации на фильтре остался осадок светло коричневого цвета, и медью его назвать нельзя.

Заключение

А на этом данная статья подошла к концу. Данный опыт можно демонстрировать на уроках химии в школе. Всем удачи в повторении!

Самодельная подставка из металла для ароматических палочек

Читайте также:  Как легко заточить напильник с помощью лимонной кислоты

Следующий пост

Как просто сделать витой жгут для укладки проводов

Комментарии
Рубрики сайта
  • Авиация
  • Авто и мото
  • Армия и флот
  • Археология
  • Животные
  • Здоровье
  • Знаменитости
  • Игры
  • Интересное
  • Интернет и компьютеры
  • История
  • Космос
  • Криминал
  • Кулинария
  • Культура и искусство
  • Мода и стиль
  • Музыка
  • Наука и технологии
  • Новости
  • Общество
  • Охота и рыбалка
  • Политика
  • Природа
  • Психология
  • Путешествие и отдых
  • Развлечения
  • Религия
  • Родноверие
  • Рукоделие
  • Сад и огород
  • Самоделки
  • Спорт
  • Строительство и дизайн
  • Тайны и мифы
  • Экономика
  • Юмор, приколы
  • Песочница
Последние комментарии

Я бы советовала покупать шкаф-купе, каркас которого изготовлен из ДСП толщиной 18 мм. Он б.

У сестры всегда было пониженное давление, но она как-то не очень это замечала. А однажды л.

хохол – это диагноз.

Когда я играю в Topigr, я бы хотел, чтобы мы были полностью свободны от проблем, и не бесп.

Сейчас в мире столько всего не объяснимого, что мама не горюй.

Пиндосы, признайтесь что вы не были на Луне и мы от вас отстанем.

Басков такой-же бандерлог как и Ротару! Басков, почему не едешь выступать в Крым и Донбасс.

Так называемая «поистине великая звезда» спонсировала геноцид Донбасса! Пусть выступает пе.

Ещё одна свинья вернулась в свой свинарник. Донбасс стал чище.

Набирающие популярность

Информационно-развлекательный сайт «Лабуда» – это ежедневные, оперативные, актуальные, интересные новости и полезная информация из разных сфер жизни.

Полное или частичное копирование материалов сайта labuda.blog разрешается только при указании активной и индексируемой гиперссылки на источник публикации.

Правовая информация

Уважаемые авторы, помните, размещаемые вами публикации, не должны нарушать законодательство Российской Федерации и авторские права сторонних ресурсов.

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации и Республиках Новороссии: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры​​», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

8 волшебных опытов, которые заставят детей ахнуть

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Все знают, что любой, даже самый удивительный опыт можно объяснить. Пусть так, но восхищение и восторг детей от этого не уменьшаются. А взрослые тоже радуются, совершая вместе с малышами маленькие открытия.

AdMe.ru подобрал для вас восемь потрясающих опытов, от которых захватит дух и у детей, и у взрослых. Мы уверены: от того, что вы всё понимаете, скучнее они не станут.

Яйцо в бутылке

Нужны: яйцо, бутылка с диаметром горлышка меньшим, чем яйцо, тонкая полоска бумаги и капелька растительного масла.

Опыт: Можно ли засунуть яйцо в бутылку, не разбив ни бутылки, ни яйца? Можно, если оно перепелиное. Но мы попробуем проделать это с обычным. Для этого яйцо сварите яйцо и очистите его от скорлупы. Смажьте горлышко бутылки растительным маслом. Подожгите бумагу и бросьте ее на дно бутылки, а потом сразу поставьте яйцо на горлышко. Когда бумага погаснет, яйцо всосется внутрь.

Что происходит: Огонь сжигает в бутылке кислород и в ней образуется разреженный воздух. Пониженное давление изнутри и обычное атмосферное давление снаружи действуют сообща и заталкивают яйцо в бутылку. За счет своей эластичности оно проскакивает через узкое горлышко.

Фонтан из колы и Ментоса

Нужны: Двухлитровая бутылка диетической Coca Cola и 5-6 драже Mentos.

Опыт: Чтобы не залить колой весь дом, лучше всего проводить этот эксперимент на улице. Драже Mentos должны попасть в бутылку одновременно, потому что реакция начинается почти мгновенно. Для этого их можно положить на согнутую желобком бумажку и дать соскользнуть в бутылку, а еще лучше — насадить на нитку один за другим и разом опустить в колу. Еще один важный момент — постарайтесь попроворнее отскочить, чтобы не угодить под сладкий фонтан.

Что происходит: Шероховатая поверхность драже заставляет углекислый газ, растворенный в напитке, активно высвобождаться. Кола резко вспенивается, и с силой вырываясь из бутылки, образует фонтан.

Зубная паста для слона

Нужны: Пластиковая бутылка, поднос, сухие дрожжи, 6%-ная перекись водорода, пищевой краситель, жидкое мыло или жидкость для мытья посуды, вода.

Опыт: Поставьте бутылку на поднос. Залейте в нее полстакана перекиси водорода, добавьте немного мыла или моющего средства и не пожалейте пищевого красителя. Отдельно в чашке тщательно перемешайте 2 столовые ложки теплой воды и 1 чайную ложку дрожжей (трудитесь над этим не меньше минуты), а затем вылейте смесь в бутылку. Почти сразу из нее активно полезет цветная пена, напоминающая зубную пасту, которую выдавливают из большущего тюбика.

Что происходит: Перекись водорода распадается на воду и кислород, а дрожжи как катализатор ускоряют реакцию. Мыло вносит свой вклад, умножая пузыри. Кстати, бутылка и «зубная паста» нагреются — во время реакции выделяется тепло.

Пухлые краски

Нужны: Блинная мука, мелкая соль, вода, пищевые красители или гуашь, ватные палочки или толстая кисть, плотная бумага для рисования.

Опыт: Чтобы сделать краску одного цвета, нужно смешать в стаканчике 1 столовую ложку муки и 1 столовую ложку соли, а затем добавить туда три столовые ложки воды и краску. Таким же образом подготовьте краски других цветов. Рисовать лучше на плотной бумаге или картоне ватными палочками или толстой кисточкой (для каждого цвета используйте отдельную). После того, как рисунок будет готов, «испеките» его в микроволновке — достаточно будет 4-5 минут на мощности 600 Вт. За это время краски вспухнут и затвердеют и рисунок станет объемным.

Что происходит: Наша краска, по сути, это обычное тесто, только цветное, поэтому оно и поднимается в микроволновке.

Ледяные самоцветы: красим лед изнутри

Нужны: Формочки для льда (подойдут также любые чашки и миски), поднос с бортиками, соль, жидкие пищевые красители или краски, пипетки или чайные ложки.

Опыт: Заранее, с вечера, наморозьте побольше льда в больших и маленьких формочках. На следующий день приготовьте в нескольких емкостях крепкие солевые растворы и добавьте туда краски. Разложите ледяные фигурки на подносе, и пипеткой или чайной ложкой капайте на них солевые растворы. Соль будет плавить лед, «пробуривая» в нем ходы, а краска окрасит изнутри причудливыми узорами.

Что происходит: Когда натрий в соли вступает в контакт со льдом, происходит реакция с выделением тепла, что заставляет лед таять. Именно поэтому в гололед улицы посыпают смесью песка и соли.

Домашний дождик

Нужны: Большая прозрачная емкость (банка, салатница), вода, пена для бритья, пипетка или чайная ложка, жидкий пищевой краситель. Вместо красителя можно взять гуашь или акварель и развести их в воде.

Опыт: Налейте в емкость воду и выдавите на нее пышные облака из пены. Затем капните пипеткой или чайной ложкой на пену в разных местах несколько капель красителя и ждите — из тучи скоро пойдет дождик.

Что происходит: Краска просачивается сквозь пену и опускается на дно за счет большей плотности. Опыт помогает показать и объяснить детям, что такое дождь.

Пляшущие червячки из крахмала

Нужны: Кукурузный крахмал, вода, тонкий металлический противень, сабвуфер или колонка, гуашь или пищевые красители.

Опыт: Смешайте 2 стакана крахмала с 1 стаканом воды. Вылейте жидкость на противень, добавьте несколько капель краски и поставьте его на сабвуфер или колонку. Включите динамичную музыку, слегка прижмите противень пальцами, и наслаждайтесь ритмичным танцем разноцветных червячков.

Что происходит: Вода с крахмалом — это неньютоновская жидкость, которая ведет себя совсем не так, как обычная. Если на нее воздействовать силой, то есть бить, сжимать, давить, она становится твердой, благодаря чему по ней можно даже бегать. Музыка — это что-то вроде звуковых ударов разной силы. Смесь, отвечая на них, твердеет и двигается.

Зажженная спичка

Нужны: Спички, фонарик.

Опыт: Зажгите спичку и держите на расстоянии 10-15 сантиметров от стены. Посветите на спичку фонариком, и увидите, что на стене отражается только ваша рука и сама спичка. Казалось бы, очевидно, но я никогда об этом не задумывался.

Объяснение: Огонь не отбрасывает тени, так как сам является источником света.

Опыты для детей: разноцветное пламя и невидимые чернила

Домашние опыты и эксперименты. Детские опыты по химии

Если вы проводите длинные выходные на даче, то вопроса, чем занять ребенка, скорее всего, не возникает. Ведь в кладовке наверняка есть и гипс, и борная кислота, и медный купорос — а что еще надо для проведения самых настоящих химических опытов? Для наших домашних опытов понадобятся еще шишки из леса и йод из аптечки — и опыты и эксперименты можно начинать!

Домашний лосьон для рук

Знает ли ваш ребенок, что косметика, например шампунь, мыло и лосьон для рук, была создана учеными? Это занятие поможет ему понять, как все происходит.

Вам понадобится:

  • 2 чашки воды
  • 1 пакет желатина без запаха
  • 4 ст. л. глицерина
  • несколько капель одеколона или духов
  • 1 ст. л. медицинского спирта

Опыт. Нагрейте 1 чашку воды почти до кипения. Вмешайте желатин, затем одну чашку холодной воды. Оставьте остывать. Добавьте глицерин, одеколон и спирт. Хорошо перемешайте. Поставьте смесь в холодильник.

Перемешивайте смесь каждые 15 минут. Через час она станет похожа на желе. Достаньте ее из холодильника и взбейте вилкой или венчиком. Оставьте на 30 минут. Если смесь слишком густая, добавьте воды до состояния текучести.

Читайте также:  Лава-лампа как сделать своими руками

Разноцветное пламя

Это занятие, которое удобнее всего проводить на даче или в деревне, показывает, как различные химические препараты влияют на цвет пламени. Внимательно присматривайте за детьми.

Вам понадобится:

  • 8 л воды
  • 2 пластиковых ведра
  • 0,5 кг медного купороса (можно купить в магазине хозтоваров или в садоводческом центре)
  • 250 г борной кислоты (можно купить в аптеке)
  • 2 большие авоськи (для белья или от лука)
  • сосновые шишки (достаточное количество для того, чтобы наполнить авоськи)
  • камни (необязательно)

Опыт. Пусть ребенок нальет по 4 л воды в каждое ведро. В одно ведро добавьте медный купорос, а в другое — борную кислоту. Наполните каждый мешок шишками наполовину. Поместите один мешок в медный купорос, другой в борную кислоту. Если мешки всплывают, придавите их камнями.

Пусть шишки мокнут 3–4 дня, затем достаньте их и высушите. Положите шишки в горящий очаг. Шишки с медным купоросом будут гореть зеленым, а шишки с борной кислотой — сине-зеленым.

Чтобы шишки горели оранжево-красным, примените хлорид кальция. Для того чтобы получить фиолетовое пламя, используйте хлористый калий. Их можно купить в хозяйственном магазине, садовом центре или в аптеке.

Невидимые чернила

Есть множество рецептов невидимых чернил. Мы для их производства будем использовать крахмал.

Вам понадобится:

  • ½ ч. л. йода
  • 4–5 ст. л. воды
  • пустая баночка от лекарств
  • 1 ч. л. кукурузного крахмала
  • ¼ чашки холодной воды
  • маленький контейнер для микроволновки
  • зубочистка
  • лист бумаги
  • маленькая губка

Опыт. Смешайте йод и воду в пустой бутылочке до получения жидкости желтого цвета. Наклейте на бутылочку ярлык «ЯД» и держите ее вне досягаемости маленьких детей.

Пусть ребенок смешает крахмал с холодной водой в контейнере до получения однородной массы. Нагрейте смесь 15 секунд в микроволновке. Перемешайте и снова грейте на максимальной мощности в течение 45 секунд. Окуните в смесь зубочистку и что-нибудь напишите ею на листке бумаги.

Чтобы прочитать невидимое послание, окуните губку в йодный раствор и осторожно распределите его поверх надписи. Когда йод смешается с крахмалом, он станет синим, и надпись можно будет прочитать.

Окаменелость своими руками

Большинство окаменелостей формируются следующим образом: живое существо, умерев, сгнивает, и в земле остается его форма. В ней образуется камень, который повторяет форму этого существа. Это занятие поможет ребенку понять, как формируются окаменелости.

Вам понадобится:

  • 4 чашки гипса
  • 2½ чашки воды
  • одноразовый контейнер
  • старая или одноразовая маленькая сковородка
  • вазелин

Опыт. Смешайте 2 чашки гипса с 1½ чашками воды в одноразовом контейнере. В старой сковородке распределите гипс толщиной примерно 3 см. Подождите примерно 2 минуты, пока гипс не начнет затвердевать.

Намажьте руку ребенка вазелином. Легонько вдавите руку в гипс, чтобы получился отпечаток. Подержите там руку несколько минут, затем уберите и дайте гипсу полностью застыть.

Смажьте получившуюся форму вазелином. Замешайте вторую порцию гипса и вылейте его в форму. Пусть гипс застынет, потом осторожно выньте «окаменелость» из формы. Если она не достается легко, подержите сковородку вертикально и слегка постучите молотком.

“Волшебный” порошок для создания разноцветного огня

Лирическо-познавательное вступление.

Нетерпеливые могут листать до первой фотографии товара.
Как часто бывает, то, что мы сейчас используем для развлечения, когда то было результатом великого научного открытия. Я не нашел информации, как давно люди использую разные вещества для окрашивания огня. Но научно этот эффект исследовал и систематизировал результаты в 1858 году немецкий химик Роберт Бунзен. Результатом его опытов стало открытие спектрографии, благодаря которой были обнаружены неизвестные до этого химические элементы, а сегодня ученые имеют возможность определять химический состав космических объектов на расстоянии многих тысяч световых лет от нас. Как все начиналось, отлично описал еще в 30-е годы прошлого века талантливый физик и популяризатор науки Матвей Бронштейн в своем сборнике научно-популярных рассказов «Солнечное вещество».

Я же узнал о способности разных веществ окрашивать огонь лет в 10, перебирая у бабушки на чердаке отцовские номера Юного техника 60-70-х годов. В номере 6 за 1966 год была такая заметка:

Как на ребенка постчернобыльской эпохи предложение поискать соединения стронция в школьной лаборатории произвело на меня впечатление, как 1,21 джигаватта на Дока Брауна — уран в каждой аптеке и все вот это вот.

Кстати, то, что природный стронций неопасен, мне объяснили только недавно здесь на муське. Но это уже совсем лирика.

Так что же нам предлагают китайские друзья?

Пакетики разного веса с порошком внутри. Пакеты рекомендуется целиком бросать в костер. Состав указан на обороте: медный купорос, хлорид меди, поливинилхлорид. Также есть предупреждение, что нельзя готовить еду над цветным огнем.

Я заказал сначала один большой пакет на 25 грамм, потом подумал и купил еще два по 10. В итоге меньшие пакеты сжег в костре, а больший вскрыл и оставил для эксперИментов.
Порошок представляет из себя смесь трех видов кристаллов. Больше всего синих — медного купороса. Крупным планом выглядит, как мет:)

Во время следующей поездки в село захватил пакетики с собой и вечером разложил небольшой костер. Разгорался порошок довольно долго, минуты три. Я сначала бросил в костер один пакет, за время, пока он разгорался, успел испугаться отсутствия эффекта и бросил второй. Когда порошок выходит в «штатный режим» горения, выглядит это очень красиво. Больше всего в огне зеленого цвета, синего и красного меньше (что логично, поскольку в порошке больше всего медного купороса). Цвета могут смешиваться, в огне появляются лиловые, салатовые отблески. Короче, зачем пытаться подыскать слова, если можно показать.







Вот, как все это выглядит в динамике. В телефоне камера не очень, в живую, конечно, смотрится значительно лучше. Первое видео неинтересное — оно скорее для демонстрации, сколько времени порошок разгорается. На втором горение уже идет в полную силу.


В общей сложности активная фаза горения длилась около 15 минут.
Однозначно, супер, вау-эффект и куча восторга. Нашел лот с десятком пакетов, буду летом радовать дочку и племянников.
С порошком из распотрошенного пакета решил повторить рецепт из «Юного техника» — растворил порошок в воде, вымочил в нем несколько листиков бумаги и дал высохнуть. Результат не впечатлил — бумага горит ровным синим пламенем без других оттенков. Выглядит симпатично, но не больше.



Также попробовал растворить порошок в спирте. Получилась веселого цвета жидкость с осадком из не растворившихся компонентов.

Сначала попробовал поджечь раствор просто в металлической крышке — получил сине-зеленое пламя, напоминающее северное сияние.




А потом попробовал повторить фокус из первого эпизода «Во все тяжкие».

Этот эксперимент понравился, пламя выглядит очень круто.






Что сказать в заключение — штука классная, при использовании по назначению выглядит очень красиво, также позволяет проявить фантазию и немного подурачиться.

Посвящение в химики

Урок под таким названием можно провести в 7-м классе. Перед изучением химии учащимся будет интересно узнать, что изучает химия, чем занимаются на уроках химии. Урок проводят старшеклассники (четыре ученика-химика). Перед началом посвящения кабинет химии оформляют стенгазетами, макетами, химической посудой. Демонстрируются занимательные опыты, что способствует появлению интереса к химии.

Цель. В игровой форме дать ребятам представление о науке химии, о химических превращениях, о значении химии в жизни человека.

ХОД УРОКА

ХИМИКИ (все вместе). Здравствуйте!
1-й ХИМИК. Мы – химики! А химия – это бессонные ночи.
2-й ХИМИК. Это постоянные разговоры о химии.
3-й ХИМИК. Это химические лаборатории.
4-й ХИМИК. Это родители, которые говорят: «А наш ребенок – химик».
ВСЕ. И это жизнь!
1-й ХИМИК. Но вы можете спросить: почему же не все становятся химиками? Да потому, что химия – это бес-сон-ные ночи.
2-й ХИМИК. Это по-сто-ян-ные разговоры о химии.
3-й ХИМИК (говорит, зажимая нос). Это химические лаборатории.
4-й ХИМИК. Это родители, которые говорят: «А наш ребенок (тьфу!) – химик».
ВСЕ. И это жизнь!
1-й ХИМИК (гордо). Но все-таки мы – химики, потому что химия – это бессонные ночи!
2-й ХИМИК. Это постоянные разговоры о химии.
3-й ХИМИК. Это химические лаборатории!
4-й ХИМИК. Это родители, которые говорят: «А наш ребенок (бьет себя в грудь и гордо произносит) – химик!»
ВСЕ. И это жизнь!
1-й ХИМИК. Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса!
2-й ХИМИК. Но вот мы дочитали сказку до конца, закрыли книгу, и в тот же миг, словно в тумане, исчезли волшебники, а от чудес осталось лишь смутное воспоминание.
3-й химик. Да и как иначе? Ведь в жизни никто еще не встречал волшебников, не ходил с ними по улицам, не разговаривал.
4-й ХИМИК. Но значит ли это, что чудес в жизни не бывает? Отнюдь нет! Люди ведь сами творят чудеса. Но они так к ним привыкают, что перестают видеть что-либо чудесное. Наука – вот истинная волшебница наших дней.
1-й ХИМИК. И если уж говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Недаром ее называют доброй волшебницей.
2-й ХИМИК. Она позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья вещества, одно чудесней и удивительней другого. Она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе, со свойствами полезными и важными.
3-й ХИМИК. Она превращает нефть в каучук и бензин, газ – в ткань, уголь – в духи, красители и лекарственные вещества. Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаем. Химия нас кормит, одевает и обувает.
4-й ХИМИК. Каждый человек, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.
1-й ХИМИК.

Ну, конечно, без сомненья,
Надо химию учить,
Без познанья всех явлений
Невозможно нынче жить.

Надо лучше успевать
Нам, друзья, в учении
И не следует вздыхать,
Что химия – мучение!

Если б химии не знали,
Топали б пешком всегда:
Без горючего автобус
Не поедет никогда!

Чтобы мы росли нормально,
Крепкими и сильными,
Витамины выпускает
Тоже наша химия!

Чтоб растения росли,
Вещества изобрели.
Хорошо бы нам такие –
Быстро б выросли большие.

Каучук в природе редок,
Без него не проживешь.
Мы ходили бы по лужам
В валенках и без калош.

Широко вошли к нам в быт
Разные пластмассы.
За короткий очень срок
Их признали массы!

Полимер пусть для волос,
Стимулирующий рост,
Поскорей изобретут,
Тогда косы вырастут.

1-й ХИМИК. Сегодня – ваше первое знакомство с химией. Мы покажем вам некоторые фокусы, которые вы сможете, изучая химию, скоро проделывать сами.

Читайте также:  Добываем золото из радиодеталей своими руками

Демонстрационный опыт
«Марсианский пейзаж»

На плакате спиртовым раствором фенолфталеина заранее написать: «Химия – волшебная страна», а затем при показе опыта бесцветную надпись протереть тампоном, смоченным щелочью. Надпись окрасится в малиновый цвет.

2-й ХИМИК. Да, действительно, химия – волшебная страна. Ведь больше вы нигде не увидите таких чудес.

Демонстрационный опыт
«Зажигание костра без спичек»

Для опыта приготовить кашицу из КМnO4 и Н2SO4 (конц.). В эту кашицу опустить стеклянную палочку и дотронуться ею до ваты, пропитанной спиртом. Происходит реакция с выделением большого количества теплоты и освобождением кислорода:

3-й ХИМИК. В середине века жили люди, которые много времени проводили в небольших лабораториях, изучая различные вещества. Это были алхимики. Алхимики пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали во дворцах алхимиков, чтобы они получали для них золото.
4-й ХИМИК. Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото, поэтому алхимию запретили во многих странах. Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах.

В лаборатории алхимика

1-й ХИМИК. А я вот запросто могу получить золото из простого железного гвоздя.

Демонстрационный опыт
«Золотой нож»

Приготовить очищенный наждачной бумагой железный нож или гвоздь. Этот нож или гвоздь опустить в концентрированный раствор сульфата меди. Нож или гвоздь становится «золотым».

2-й ХИМИК. Но науку запретить нельзя, поэтому ученые отбросили от слова «алхимия» приставку «ал-», и получилось новое название – «химия». Так и сейчас называется наука, изучающая окружающие нас вещества, а также их свойства и превращения.
3-й ХИМИК. Если в древности люди проводили какие-то превращения, то они считались великими магами. А я не маг, но могу запросто получить «эликсир жизни», который так и не удалось получить алхимикам.

Демонстрационный опыт
«Хамелеон»

В стакан налить раствор хромата калия, подкислив его несколькими каплями серной кислоты. Помешивая оранжевый раствор стеклянной палочкой, прилить раствор пероксида водорода: появляется синяя окраска, которая вскоре становится зеленой.

4-й ХИМИК. Тоже мне чудо – эликсир. Вот посмотри, я моментально могу получить вино или молоко из воды, а из вина, наоборот, получить воду.

Демонстрационный опыт
«Получение вина и молока»

Получение вина взаимодействием растворов фенолфталеина и щелочи; получение молока взаимодействием растворов серной кислоты и хлорида бария.

Демонстрационный опыт
«Превращение малинового раствора в бесцветный»

В стакан налить раствор КМnO4, подкислить его Н2SO4 (конц.), затем добавить к этому раствору по каплям H2O2. Малиновый раствор становится бесцветным.

1-й ХИМИК. Применяя самое распространенное вещество на Земле, можно проводить много разных превращений. Какое вы знаете самое распространенное вещество на Земле? Да. Это вода.
2-й ХИМИК. Послушайте стихотворение о воде:

«В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности – только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А все это – только вода.
Как пухом зимой одевает
Снег белый родные поля,
Но время придет, все растает,
И будет простая вода».

Формула этого удивительного вещества – Н2О. С водой можно провести много интересных и занимательных превращений.

Демонстрационный опыт
«Взаимодействие калия с водой»

В стакан с водой добавить 3 капли раствора фенолфталеина и внести небольшой кусочек металлического калия.

Демонстрационный опыт
«Самовоспламеняющаяся жидкость»

В фарфоровую чашку поместить растертые кристаллы КMnO4, а затем из пипетки прикапать к ним 3–4 капли глицерина. Через некоторое время глицерин воспламеняется и сгорает.

Демонстрационный опыт
«Пламя над водой»

В ложке для сжигания веществ накалить на пламени порошок магния, затем ложку погрузить в колбу с водой. Происходит бурная реакция с выделением газообразного водорода, который воспламеняется.

Демонстрационный опыт
«Огненное облако»

Пробирку закрепить в пробиркодержателе и наполнить на 1/3 кусочками парафина. Нагреть парафин до бурного кипения и вылить с высоты 10 см тонкой струей в банку с водой. Парафин вспыхивает, образуя большое пламя.

Воспламенение парафина

Демонстрационный опыт
«6 стаканов»

В первом стакане – 100 мл воды, воду переливают во второй стакан, содержащий 2–3 кристалла хлорида железа(III), кристаллы растворяются. Этот раствор переливают в третий стакан, где находится 1 мл раствора гексацианоферрата(II) калия. Появляется голубая окраска вследствие образования берлинской лазури. Переливают голубой раствор в четвертый стакан, куда помещены 3–4 гранулы гидроксида натрия. При этом во всем объеме возникает бурое окрашивание, обусловленное гидроксидом железа(III). Содержимое четвертого стакана переливают в пятый стакан с 5 каплями раствора фенолфталеина. Раствор приобретает малиновую окраску. Эту жидкость переливают в шестой стакан, на дне которого – 5–6 капель концентрированной соляной кислоты. В результате нейтрализации щелочи кислотой фенолфталеин теряет окраску, но вновь проявляется голубая окраска берлинской лазури.

Демонстрационный опыт
«Эскимо»

Насыпать 30 г сахарозы в стакан и добавить 12 мл Н2SO4 (конц.). Смесь вскипает, образуя пористую массу.

3-й ХИМИК. А вы когда-нибудь видели горящий снег? Вот смотрите.

Демонстрационный опыт
«Горящий снег»

В банку насыпать снег и уплотнить его. Затем в нем сделать углубление, куда поместить кусочек карбида кальция. Поднести к нему зажженную спичку. Снег (точнее, выделяющийся газ) начинает гореть.

4-й ХИМИК. Как вы считаете, почему вещества способны гореть? В каких условиях вещества горят? (Должен быть доступ кислорода.) Реакция горения – это очень важная реакция в химии. Вот посмотрите, что может происходить с веществами при их горении.

Демонстрационный опыт
«Горение пороха»

Заранее приготовить порох: смесь 7 частей нитрата калия, 1 части серы и 1 части угля. Смесь выложить горкой и поджечь. Порох быстро с шипением сгорает.

Демонстрационный опыт
«Вулкан»

Разложение дихромата аммония, к которому можно добавить порошок магния. При этом порошок (NH4)2Cr2O7 насыпают конусом в фарфоровую чашку и поджигают горящей лучинкой.

Демонстрационный опыт
«Огненная метель»

В круглодонной колбе заранее смочить стенки аммиаком. В ложку для сжигания веществ поместить оксид хрома(III), накалить его и сбросить в колбу с аммиаком. Образуется сноп искр.

Демонстрационный опыт
«Возгонка йода»

Возгонка йода

В круглодонную колбу положить несколько кристалликов йода, колбу нагреть на пламени горелки. Йод возгоняется фиолетовым паром.

1-й ХИМИК. Оказывается, все может гореть, но не все способно сгорать.

Демонстрационный опыт
«Несгораемый платок»

Прополоскать платок в воде, затем слегка отжать и хорошо пропитать спиртом. Платок захватить тигельными щипцами и поджечь его. Спирт вспыхивает, но платок не сгорает.

2-й ХИМИК. Помните, еще Прометей пострадал за то, что принес людям огонь. Там, где огонь, всегда много дыма. Вы, наверное, даже слышали пословицу «Нет дыма без огня», а я могу доказать обратное.

Демонстрационный опыт
«Дым без огня»

Взаимодействие концентрированных растворов соляной кислоты и аммиака через воздушное пространство. Смочить этими растворами две стеклянные палочки и сблизить их. Образуется дым.

3-й ХИМИК. Да, мы, химики, настоящие волшебники. Может быть, кто-то из вас посвятит химии всю свою жизнь. А может, кто-то будет крупным ученым и придумает лекарство, которое будет действительно называться «эликсиром жизни», и тогда он сможет запросто лечить людей. Мы сейчас можем вам показать, как нужно оперировать совсем без боли.

Демонстрационный опыт
«Нанесение раны и заживление ее»

Руку смочить раствором хлорида железа(III). После этого нож смочить раствором роданистого калия и легко провести им по руке. Образуется кроваво-красный след.

много крови.

стерилизация.

все стерильно.

ассистент!

течет, а не вода,

следа!»

«Оперируем без боли, правда, будет
При каждой операции нужна
Йодом смочим мы обильно, чтобы было
Не вертитесь, пациент! Нож подайте,
Посмотрите, прямо струйкой кровь
Но сейчас я вытру руку – от пореза ни

4-й ХИМИК. Ну и напоследок мы хотим удивить вас вот чем. Наблюдайте.

Демонстрационный опыт
«Получение и взрыв гремучего газа»

Методом вытеснения воды в банку собрать небольшие 2 объема водорода и 1 объем кислорода. Когда банка заполнится, смесь газов поджечь лучинкой. Раздается оглушительный взрыв.

1-й ХИМИК. Вот и закончилось ваше путешествие. Вы все справились с трудностями и совсем не испугались. Вы доказали, что можете стать химиками. А поэтому мне выпала честь посвятить вас в химики.

Каждому ученику выдают эмблему и поздравляют его.

2-й ХИМИК. Мы поздравляем вас с тем, что с сегодняшнего дня вы можете считать себя настоящими химиками. А закончить наш вечер мы хотим гимном химиков:

Ссылка на основную публикацию