Обломился винта шкива коленвала

Оторвало болт шкива коленвала

#1 BASenok

  • Advanced Members
  • 90 сообщений
    • Марка авто: ВАЗ-21083
    • Откуда: Кунцево-Крылатское

    Всех категорически приветствую!

    Проблема такая. Вчера, когда менял ремень ГРМ и ролики на сервисе, мастер мне показал, что болт шкива генератора обломан и держится буквально на 4х витках. Болт тот который в коленвале. Его реально высверлить? . или как еще решить эту проблему, не меняя колено.

    ЗЫ куплю водительскую сидуху 2110 б/у. любого состояния обивки(все равно чехллы одену), но с исправными механизмами. Могу в паре с пассажирской.

    #2 Dmitry_Mouse

  • Users
  • 27 сообщений
    • Марка авто: ВАЗ-21101 2006 г. (1,6л. 8 кл)
    • Откуда: город Муром
    • BASenok это нравится

    #3 BASenok

  • Advanced Members
  • 90 сообщений
    • Марка авто: ВАЗ-21083
    • Откуда: Кунцево-Крылатское

    #4 Serg_x

  • VIP Member
  • 8 629 сообщений
    • Марка авто: ВАЗ 21113
    • Откуда: Санкт-Петербург

    Просмотр Гаража

    Спасибо! Какой диаметр лучше взять? Так чтобы “тютелька в тютельку” или свободнее? раз пытался высверлить сломаный болт крепления ремня в классике. тонкое сверло там осталось.

    Насколько я помню болт там не маленький. Берите сверла от 6мм и вперед! Если болт сам не выкрутится, нужно резать левую резьбу и пробовать выкрутить метчиком. Во время сверления и нарезания резьбы регулярно заливайте его WDшкой – и сверлу легче будет и окисления разъест лучше, т.к. болт нагреется.

    А кстати, длинны сверла хватает чтобы не снимая двигатель это сделать?

    #5 BASenok

  • Advanced Members
  • 90 сообщений
    • Марка авто: ВАЗ-21083
    • Откуда: Кунцево-Крылатское

    #6 ван- рой

  • Users
  • 50 сообщений
    • Марка авто: калина хетч
    • Откуда: Пермский край

    #7 BASenok

  • Advanced Members
  • 90 сообщений
    • Марка авто: ВАЗ-21083
    • Откуда: Кунцево-Крылатское

    Мда. в самом деле. Остаток болта не выкрутился, а снова обломился. теперь у меня в коленвале 2 куска болта(((

    какие могут быть причины и где их поискать из други источников?

    #8 Serg_x

  • VIP Member
  • 8 629 сообщений
    • Марка авто: ВАЗ 21113
    • Откуда: Санкт-Петербург

    Просмотр Гаража

    Мда. в самом деле. Остаток болта не выкрутился, а снова обломился. теперь у меня в коленвале 2 куска болта(((

    какие могут быть причины и где их поискать из други источников?

    #9 BASenok

  • Advanced Members
  • 90 сообщений
    • Марка авто: ВАЗ-21083
    • Откуда: Кунцево-Крылатское

    Не понимаю как можно сломать болт коленвала!? Только способом “сила есть – ума не надо”?

    Как его сломали в первый раз, я хз. А вот как “я его сломал” во второй раз ща опишу: еду, никого не трогаю, со светофора трогаюсь, проезжаю метров 50 и “Бздынь”. машина глохнет – шкиф генератора на защите валяется. “Вскрытие” показало, что это не короткий болт выкрутился, а что он обломался – все аккуратно кучкой лежало.

    #10 Лазарев

  • Users
  • 13 сообщений
    • Марка авто: ваз
    • Откуда: Санкт-Петербург

    #11 BASenok

  • Advanced Members
  • 90 сообщений
    • Марка авто: ВАЗ-21083
    • Откуда: Кунцево-Крылатское

    Прокатился по местным ара-сервисам(других по ВАЗам в округе не замечено) – никто не берется. Один говорит “пастараемса. папробаем. ну эта. 1 000р. можэт палтара тысяча. а можэт и два тысяча рублэй. ” в одном из таких сервисов сказали, что колено снимать надо, а можт и менять вообще. Говорят, что по-идее болт калёный. Я конечно в болтах не сильно силен, но что-то он мне не кажется каленым – срез болта “обычный”, серый. Вообще-то не сильно уверен, тот ли болт там вкручен был. Гляньте фото, плз. Что за болт такой?

    на фотке срез болта темны – это я его замусолил, пока домой тащил.

    Прикрепленные изображения

    #12 Timer

  • VIP Member
  • 555 сообщений
    • Марка авто: ВАЗ-21100(продал).теперь ГАЗ-31105.
    • Откуда: гСеров

    #13 Serg_x

  • VIP Member
  • 8 629 сообщений
    • Марка авто: ВАЗ 21113
    • Откуда: Санкт-Петербург

    Просмотр Гаража

    #14 Alex@99

  • Users
  • 14 сообщений
    • Марка авто: 2112
    • Откуда: ЮАО

    При трогании с парковки, в районе правого колеса раздался “лязг”, сразу заглушил движок. Вышел, глянул под колесо- ни чего. Открываю капот и вижу отлетел шкив привода генератора, и оторванный болт крепления шкива. Попробовал завестись и поехать на акб – не получается, тк ДПКВ работает от шкива привода, а без ДПКВ контроллер не работает(((.

    что теперь делать? насколько я понимаю этот болт туда затянут титаничискими усилиями и вариант с вывертышем не прокатит? высверлить его из колена реально? или все таки надо вынимать движок и выковыривать колено?

    Спасибо за внимание.

    #15 Timer

  • VIP Member
  • 555 сообщений
    • Марка авто: ВАЗ-21100(продал).теперь ГАЗ-31105.
    • Откуда: гСеров

    #16 Hall

  • Advanced Members
  • 58 сообщений
    • Марка авто: ВАЗ 2112, Priora, ВАЗ 2115
    • Откуда: Н.Новгород

    При трогании с парковки, в районе правого колеса раздался “лязг”, сразу заглушил движок. Вышел, глянул под колесо- ни чего. Открываю капот и вижу отлетел шкив привода генератора, и оторванный болт крепления шкива. Попробовал завестись и поехать на акб – не получается, тк ДПКВ работает от шкива привода, а без ДПКВ контроллер не работает(((.

    что теперь делать? насколько я понимаю этот болт туда затянут титаничискими усилиями и вариант с вывертышем не прокатит? высверлить его из колена реально? или все таки надо вынимать движок и выковыривать колено?

    Спасибо за внимание.

    #17 Alex@99

  • Users
  • 14 сообщений
    • Марка авто: 2112
    • Откуда: ЮАО

    #18 Alex@99

  • Users
  • 14 сообщений
    • Марка авто: 2112
    • Откуда: ЮАО

    Обломился винта шкива коленвала

    Юджин » 11 июл 2009, 18:43

    Re: Сломался болт, крепящий шкив коленвала (3.5L)

    Андрей59 » 11 июл 2009, 21:30

    Re: Сломался болт, крепящий шкив коленвала (3.5L)

    Юджин » 11 июл 2009, 23:12

    Re: Сломался болт, крепящий шкив коленвала (3.5L)

    Андрей59 » 12 июл 2009, 00:19

    Re: Сломался болт, крепящий шкив коленвала (3.5L)

    ShineOn » 12 июл 2009, 09:26

    &nbspЗамечание от модератора: ShineOn
    Андрей59 , Юджин , на первый раз выношу обоим устное замечание. Тон вашего общения очень смахивает на нарушение п. 1 “Правил форума”. В случае продолжение такого тона будут приняты более строгие меры.

    Re: Сломался болт, крепящий шкив коленвала (3.5L)

    STAS B4 » 12 июл 2009, 09:36

    Я конечно на специалиста не тяну, перебирал двиг на ваз 21053 в детстве. Но вот на аудях практически все болты с герметиком, от обшивки салона, до опор двигателя.Двиг не разбирал – нужды не было.

    Re: Сломался болт, крепящий шкив коленвала (3.5L)

    Юджин » 12 июл 2009, 10:12

    Re: Сломался болт, крепящий шкив коленвала (3.5L)

    LEO » 12 июл 2009, 15:22

    Re: Сломался болт, крепящий шкив коленвала (3.5L)

    koilo » 12 июл 2009, 17:17

    Re: Сломался болт, крепящий шкив коленвала (3.5L)

    Юджин » 12 июл 2009, 19:29

    LEO , Лёня, к сожалению, вывёртывание этого болта необходимо при замене ГРМ, ибо для доступа к нижней цепи и звёздочке промвала нужно снимать крышку, которая “заперта” шкивом. Именно поэтому ни один производитель не сажает этот болт на фиксатор. Стопорная шайба и огромный момент затяжки – это более эффективно, чем резьбовой стопор. А ГРМ, к сожалению, по своему конструктиву много сложнее ЦПГ, ШПГ, и прочих подвижно-сочленённых деталей двигателя. Поэтому, когда вы читаете о том, что у некой машины двигатель-“миллионник”*, то обязательно прочтёте где-нибудь в уголке маленькими буковками ссылочку после * “при соблюдении всех ТО”. И на одном из первых ТО после первой сотни тысяч км пробега в обязательном порядке идёт замена ГН, ремня (если ременный привод) или цепей (если привод цепной), ну, и в общем, всего привода ГРМ в сборе (башмаки-звёздочки-успокоители. ). В общем, если машину после переборки ГРМ не планируете использовать, то сажайте на герметик.

    koilo , рассверливайте болт по максимуму, чтобы высверленным цилиндром в его теле ослабить натяжение в резьбе, потом нарезайте в нём метчиком резьбу, и вворачивайте посторонний болт в тело сломанного болта. Мастеровые знают, что делать дальше (попробовать болт в болту не выворачивать, а заворачивать). Он выйдет, если перед этим его не сажали на резьбовой фиксатор. Попробуйте погреть колено газовой горелкой, если он на фиксаторе – то, возможно, фиксатор “отпустит”, а если его просто затянули таким моментом, что он сломался, то после прогрева КВ придётся заменить сальник передней крышки (да хрен бы с ним, не велика беда), и частично привод ГРМ (возможно, что “пойдёт” успокоитель нижней цепи и башмак гидронатяжителя (тоже хрен бы с ними).
    Если операция по удалению старого болта завершится успешно (уверен в успехе, и не из такой хрени выворачивали), то рассверлить под более толстый болт проблем не будет. У ЗМЗшных коленвалов стенки “под резьбой” миллиметра по 4 всего, а эти движки на кольцевых гонках крутят до 9000 об/мин, а турбированные они вообще выпускаются серийно (ЗМЗ-4054, можешь набрать в поисковике и посмотреть).

    Читайте также:  Как сделать самовытаскиватель для автомобиля из обычного диска

    ЗЫ 2 LEO . Лёня, кстати, у ЗМЗшных двигателей после пробега 110 ткм даже хонинговка со стенок цилиндров не сходит, а аксакалы говорят, что были поражены тем, что хонинговка сохраняется и после 300 ткм пробега по Москве на Газелях! Там даже понятия такого нет – “зеркало цилиндров” – всё в хонинговальной “сетке”, и компрессия под 14. Ведь это о чём-то говорит! А сколько трёпа о том, что всё отечественное – гавно!

    Обломился винта шкива коленвала

    Хондавод

    Группа: .Хондаводы.
    Сообщений: 799
    Имя: Михаил Лаврентьев
    Город: Москва
    Машина: Honda Partner’99 4WD D16A LEV 1.6L 105hp

    Дано: D16A, обломился болт шкива коленвала.

    Подскажите, где могут высверлить обломок БЕЗ снятия коленвала с мотора? Потому что если затевать снятие, то это никакого смысла не имеет, проще поменять двигатель в сборе.

    Хондавод

    Группа: .Хондаводы.
    Сообщений: 278
    Имя: Алексей
    Город: Москва СЗАО
    Машина: Accord type s

    Я выкрутил, просверлив шуруповертом, в торце обломка болта два отверстия. Начал это мероприятие от безисходности, а он взял и выкрутился.

    Хондавод

    Группа: .Хондаводы.
    Сообщений: 482
    Имя: Алексей
    Город: Краснодар
    Машина: Одиссей

    По моему там металл не простой, не одно сверло посадишь

    Хондавод

    Группа: .Хондаводы.
    Сообщений: 278
    Имя: Алексей
    Город: Москва СЗАО
    Машина: Accord type s

    Это только догадки.
    За время сверления ни одного сверла не пострадало.

    Ветеран форума I-й степени

    Группа: .Хондаводы.
    Сообщений: 4.459
    Имя: Андрей
    Город: МСК
    Машина: мдх

    а он и должен был выкрутиться – ибо основные напряжения – ты снял обломав его.. там – в резьбовой части – он просто жержиться на резьбе.. и если при заворачиваниии не макали в кислоту или герметик какой.. то выкрутится без каких либо проблем.

    высверливать – а что там высверливать.. засверлил на миллиметров 10 сверлышко гденить шестерку.. и камасовским екстрактором – выкрутил..

    ремонт двс, акпп. свап. доработка. ТО. ремонт подвески.
    http://vtecmotors.ru/ Открыто с понедельника по субботу.

    пей вода, ешь вода – ср__ть не будешь никагда.
    когда в машине что-то не так, это к деньгам.

    Хондавод

    Группа: .Хондаводы.
    Сообщений: 799
    Имя: Михаил Лаврентьев
    Город: Москва
    Машина: Honda Partner’99 4WD D16A LEV 1.6L 105hp

    Дело еще в том, что обломившийся кусок снес резьбу на выходе, примерно 5 витков . Не уверен я, что выкрутить возможно.

    Нирвану познавши.

    Группа: .Хондаводы.
    Сообщений: 11.659
    Имя: Дмитрий
    Город: Fryazino
    Машина: RAV4 2.4

    не срывается болт шкива КОЛЕНВАЛА!

    не срывается болт шкива КОЛЕНВАЛА!

    gordon_f » Сб, 05 окт 2013 15:55

    Решили сменить товарищу ГРМ на Lancer Cargo 4g15 MPI (МКПП).
    Вся работа встала на этапе откручивания гайки КОЛЕНВАЛА.
    1. стартером сорвать пытались.
    2. тормозухой обливали.
    3. механикой коленвал стопорили и ключем с трубкой крутили, но колеса стоят и прокручивается диск сцепления.
    4. На шиномонтажке пневманикой пробовали.
    Не пробовали только снять коробку и клинить за маховик.
    Было замечено, что еще до ремонта шкиф коленвала ходит восьмеркой, предположительно погнут этот самый болт. – может ли это быть причиной?
    И как быть с данной ситуацией?

    Еще – куплю на данный двигатель шкив РАСПРЕДВАЛА в г. Уссурийск. (на “амаяме” такой же бьется и у 4g15 GDI)

    Re: не срывается болт кива КОЛЕНВАЛА!

    боба » Сб, 05 окт 2013 17:59

    Re: не срывается болт кива КОЛЕНВАЛА!

    ElM » Сб, 05 окт 2013 18:52

    Re: не срывается болт кива КОЛЕНВАЛА!

    Герман » Сб, 05 окт 2013 19:52

    ElM +1 очень похоже на то, что болт при откручивании обломит
    если ничем не получается открутить, то нужно ехать в сервис где гайковерт с нормальным крутящим моментом от 700Нм и выше (чем выше тем лучше), у нас например на 813 Нм и откручивает он все, что только можно, гайки ступичные на 36 закисшие в хламину без проблем срывает! причем советую пытаться открутить болт именно пневмогайковертом, а не крутить его воротком с трубой на излом, ввиду того, что пневмогайокверт откручивает с простукиванием молоточками (внутри гайковерта), а не тупо крутит на излом, как вороток, и вероятность открутить не сломав болт самая высокая именно гайковертом. притом стопорить коленвал совсем не нужно с гайковертом http://www.youtube.com/watch?v=lX9xm7b_BiA
    ps гайковерт гайковерту рознь, во многих сервисах (из опыта, много знакомых работает на оф диллерах и т.п.) гайковерты до 500Нм еще в добавок не всегда давление воздуха соотвествует нужному значению в 8 атмосфер, ввиду чего эффективность откручивания падает, так что скорее всего в тех сервисах куда вы обращались просто слабые гайковерты.
    ps как-то заехал на шиномонтаж, так там гайковерт был такой, что не смогли открутить колесные гайки! гайки колесные закручивал лично динамометрическим ключом на 120Нм

    Добавлено спустя 8 минут 41 секунду:
    pps если обломит болт, то ищите сверла по металлу с кобальтом не меньше 8% содержания, такими сверлами очень хорошо и главное точно засверливаться

    Re: не срывается болт кива КОЛЕНВАЛА!

    chiva » Сб, 05 окт 2013 20:20

    Re: не срывается болт кива КОЛЕНВАЛА!

    Герман » Сб, 05 окт 2013 20:50

    Re: не срывается болт кива КОЛЕНВАЛА!

    Юрка » Сб, 05 окт 2013 21:16

    Re: не срывается болт шкива КОЛЕНВАЛА!

    valentino2 » Пн, 07 окт 2013 14:58

    Лично я просто стопорил маховик, обычной головкой (не помню на сколько) с удлинителем, и плавно без рывков тянул тянул вороток с метровой трубой. Если опасаешься, тогда попроси товарища при этом стучать молотком по болту, и всё у тебя получится!

    Обломить такой болт практически не реально! Главное без фанатизма и резких телодвижений!

    Re: не срывается болт шкива КОЛЕНВАЛА!

    Денис73 » Пн, 07 окт 2013 15:23

    valentino2 писал(а): Лично я просто стопорил маховик, обычной головкой (не помню на сколько) с удлинителем, и плавно без рывков тянул тянул вороток с метровой трубой. Если опасаешься, тогда попроси товарища при этом стучать молотком по болту, и всё у тебя получится!

    Обломить такой болт практически не реально! Главное без фанатизма и резких телодвижений!

    Реально его обломить, как 2 пальца об асфальт. Я обламывал.
    А по теме: Если 4g15 то клинте маховик монтажкой, если 4G93 то головкой с удлинителем (не помню толи на 17 толи на 19). Труба не более метра и поехали.

    Re: не срывается болт шкива КОЛЕНВАЛА!

    gordon_f » Пн, 07 окт 2013 15:45

    Re: не срывается болт шкива КОЛЕНВАЛА!

    Денис73 » Пн, 07 окт 2013 15:48

    Re: не срывается болт шкива КОЛЕНВАЛА!

    valentino2 » Пн, 07 окт 2013 17:23

    Зачем за зубья? Сума что ли сошли? Снимаете с низу защитный кожух, на маховике есть болты (не помню как называется хрень которая притянута к самому маховику) просто головку с удлинителем( для рычага и удобства) на этот болт накидываете и всё, вращаем в нужную сторону, головка на болту упрётся в корпус коробки и надёжно застопорится! При этом зубья остаются не тронутыми и мы ничего не портим.

    Я выкручивал этот болт, не думаю что его можно свернуть ну для подстраховки “на всякий пожарный” друг стучит по болту в момент откручивания, тогда шанс свернуть головку болта будет один на миллион.

    Re: не срывается болт шкива КОЛЕНВАЛА!

    Денис73 » Пн, 07 окт 2013 18:46

    Re: не срывается болт шкива КОЛЕНВАЛА!

    valentino2 » Вт, 08 окт 2013 4:45

    Вы конечно отчасти правы, головку болта можно свернуть, но вы забываете некоторые нюансы.
    1 болт намного проще разрушить именно “кручением”, в силу некоторых законов.
    2 нахождение болта шкива, в центре, а болт на маховике находится радиально выше – это рычаг а следовательно на него действует меньшая сила.
    3 Во многих мануалах (на различных двигателях) указывается именно такой способ фиксации маховика (болт вкручивается в маховик и через обычную стальную плану крепится в корпусу либо двигателя либо коробки (в зависимости от конструкции двигателя)
    4 засовывая между зубьями различные предметы, есть бОльшая вероятность повредить зуб, не обязательно сломать, но повредить.
    5 Знакомые мотористы (с авторемонтного завода, на котором я тоже работал) вчера мне объяснили что при таких сложных вариантах, если маховик без отверстий для болта и невозможно застопорить маховик, снимается поддон двигателя и фиксируется непосредственно сам вал посредством установки между коленом вала и корпусом двигателя деревянных (не обязательно, главное что не метал) упоров!
    6 стопорить за зуб монтажкой категорически запрещено, если старший мастер увидит подобное действие, оторвёт руки и напинает ими по заднице.

    Читайте также:  Как отремонтировать трещину на бампере авто?

    Надеюсь мой ответ был аргументирован для вас.

    Re: не срывается болт шкива КОЛЕНВАЛА!

    aleks02 » Вт, 08 окт 2013 8:26

    valentino2 писал(а): Денис73

    Вы конечно отчасти правы, головку болта можно свернуть, но вы забываете некоторые нюансы.
    1 болт намного проще разрушить именно “кручением”, в силу некоторых законов.
    2 нахождение болта шкива, в центре, а болт на маховике находится радиально выше – это рычаг а следовательно на него действует меньшая сила.
    3 Во многих мануалах (на различных двигателях) указывается именно такой способ фиксации маховика (болт вкручивается в маховик и через обычную стальную плану крепится в корпусу либо двигателя либо коробки (в зависимости от конструкции двигателя)
    4 засовывая между зубьями различные предметы, есть бОльшая вероятность повредить зуб, не обязательно сломать, но повредить.
    5 Знакомые мотористы (с авторемонтного завода, на котором я тоже работал) вчера мне объяснили что при таких сложных вариантах, если маховик без отверстий для болта и невозможно застопорить маховик, снимается поддон двигателя и фиксируется непосредственно сам вал посредством установки между коленом вала и корпусом двигателя деревянных (не обязательно, главное что не метал) упоров!
    6 стопорить за зуб монтажкой категорически запрещено, если старший мастер увидит подобное действие, оторвёт руки и напинает ими по заднице.

    Надеюсь мой ответ был аргументирован для вас.

    ЛАБУДА

    При эксплуатации автомобиля может произойти неприятная поломка – облом винта шкива генератора, который крепится на коленвале автомобильного двигателя.

    Основная причина этой неисправности – это некачественный винт, либо его перетяжка при установке шкива.

    Данную неисправность можно отремонтировать самому. Для этого придется приложить некоторые усилия. В редких случаях удается провернуть заломыш путем ударов по небольшому зубилу молотком. Чаще всего необходимо высверливание по оси обломанного винта.

    Инструменты и материалы

    Для демонтажа обломанного винта шкива генератора нам понадобятся некоторые инструменты:

    • электрическая или ручная дрель (гайковерт) ;
    • сверла по металлу диаметром 3-5-7 мм;
    • конический экстрактор с левой резьбой;
    • керн;
    • плоская отвертка;
    • жидкость для ударения ржавчины и окалины (WD-40).

    Этапы ремонта

    Необходимо осмотреть торцевую часть заломыша, убрать заусеницы отверткой и обработать окружность обломанного винта специальной жидкостью для ударения ржавчины и окалины (WD-40). Это облегчит последующую выемку стержня винта.

    Определим примерную глубину сверления, путем сравнения обломанной части (головки) винта с новым винтом. Как правило, она не превышает 1.5 см.

    Далее определяем состояние торца заломыша. Желательно иметь ровную поверхность, перпендикулярную оси винта. Если поверхность наклонная, необходимо подобрать соответствующее сверло и немного поработать с ним. Это приведет поверхность к ровному состоянию и облегчит сверление.

    Накерниваем точку сверления обломанного винта. Закаленным прочным сверлом по металлу диаметром 3 мм (желательно отечественного производства) начинаем рассверливать обломанный винт на всю его глубину.

    В некоторых случаях такого сверления достаточно. Остается поменять сверло на конический экстрактор с левой резьбой, вкрутить его в отверстие и выкрутить остатки винта.

    Если обломавшийся винт не поддается извлечению, необходимо повторить его сверление сверлом большего диаметра. Такое сверление сильно ослабляет заломыш, и на определенном этапе его изъятие не представляет трудностей. Его тонкие стенки можно просто разрушить, не причиняя вреда резьбе в коленвале. После извлечения заломыша необходимо тщательно извлечь все остатки металла из коленвала.

    Выводы

    Небольшое количество инструментов и навыки работы с ним позволили произвести довольной сложный вид ремонта – извечение обломыша винта, соединяющего шкив генератора с коленвалом.

    Смотрите видео

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    Кровавая ничья. Сражение под Прейсиш-Эйлау

    8 февраля 1807 года Большая армия Наполеона впервые не сумела разгромить отважно сражавшегося противника

    «Кровавым предисловием Наполеонова вторжения в Россию» назвал битву под Прейсиш-Эйлау один из самых знаменитых ее участников — гусар Денис Давыдов. И он же отмечал, что торжество русского оружия и отвага русских воинов, проявленные в том сражении, ушли в тень гораздо более известной и важной Бородинской битвы. Несомненно, она превзошла бойню в Восточной Пруссии и по размаху, и по тяжести потерь, а самое главное – по той роли, которую заняла в истории Отечественной войны 1812 года.

    «Сражение под Прейсиш-Эйлау 27 января (8 февраля) 1807 г. Командный пункт Наполеона». Картина художника Александра Аверьянова

    Когда противники не поняли друг друга

    Прелюдией к битве под Прейсиш-Эйлау — тогда небольшим городом в Восточной Пруссии в сорока километрах от Кенигсберга (а сегодня городом Багратионовском Калининградской области России) — стали неожиданные для зимовавшей неподалеку русской армии действия французов. В разгар зимы 6-й корпус маршала Мишеля Нея внезапно снялся со своих зимних квартир под городом Нойденбургом в Пруссии и тронулся на восток. Как выяснилось позднее, маршал просто был недоволен отведенным ему местом для зимовки и решил найти более подходящее. Но командующий русской армией генерал от кавалерии Леонтий Беннигсен принял этот маневр за начало масштабного наступления противника. А поскольку солдаты Нея двинулись в сторону Кенигсберга, где располагались главные провиантские склады Пруссии, тогдашней союзницы России, возникло опасение, что французы решили отбить продовольствие у русско-прусской армии.

    Выйдя скорым маршем навстречу корпусу Нея, генерал Беннигсен заставил того отступить, но не решился преследовать, опасаясь встретить всю Большую армию Наполеона. В то же время французский император, поначалу страшно злившийся на своего маршала за самоуправство, понял, что судьба дает ему шанс встретить русских в удобном месте и попытаться окружить и разгромить их. Был разработан стратегический план, который в случае успеха давал шанс прижать войска Беннигсена к побережью, отрезав их от сообщения с Россией, а затем либо уничтожить, либо разоружить. Дело было за малым: соблюсти максимальную секретность в подготовке всех маневров. Но именно этого добиться и не удалось.

    «Битва при Эйлау 8 февраля 1807 года. Российская армия теснит французские войска». Картина художника Жана-Антуана-Симеона Форта, XIX век

    Как измотать врага отступлением

    К тому времени в русской армии утвердилась полезная практика рассылать дальние казачьи дозоры, которые должны были заранее обнаруживать противника или перехватывать его курьеров. Так и случилось: благодаря внимательности и резвости казаков письмо, отправленное маршалу Жану-Батисту Бернадоту, оказалось в распоряжении штаба Беннигсена. Узнав о намерении Наполеона окружить и уничтожить его армию, генерал решил опередить противника. Рисковать людьми в атаке военачальник не захотел, понимая, что разбить французов по частям — а наполеоновские войска шли на встречу с русскими тремя колоннами — у него практически нет шансов. Зато были все шансы отойти ближе к Кенигсбергу и выбрать наиболее удобное для обороны место.

    Но выполнить эту задачу оказалось непросто. Хотя наполеоновские генералы и упустили момент, когда русская армия начала двигаться на северо-восток, они довольно быстро сумели сориентироваться и догнать ее арьергард, которым командовали генералы Михаил Барклай де Толли и Петр Багратион. Почти неделю им пришлось отбиваться от наседающих французов, дав два тяжелых боя — 6 февраля (25 января по ст. ст.) 1807 года при Гофе и на следующий день под Цигельхофом, фактически предместьями Прейсиш-Эйлау. Город трижды переходил из рук в руки, пока ночная темнота не вынудила противников прекратить бой. Обе стороны посчитали, что поле битвы осталось за ними, хотя в действительности отряд генерала Багратиона все-таки вынужден был уступить последней контратаке французов, что и позволило им занять удобные позиции на городских окраинах. Русской армии пришлось располагаться практически в открытом поле, и за ночь в ней прибавилось умерших от ран и обмороженных солдат. Но генерал Беннигсен был намерен дать на следующий день генеральное сражение: отступать дальше было нельзя. И соотношение сил в тот момент было в пользу русской армии: она имела около 67 тысяч человек при 450 орудиях, противник — чуть меньше 50 тысяч при четырех сотнях пушек.

    Читайте также:  Установка биксеноновых линз своими руками

    «Маршал Ней возглавляет атаку конных гренадеров Императорской гвардии при Эйлау». Картина художника Ричарда Кейтона Вудвиля, 1913 год

    Дойти до Наполеона

    При этом обе стороны рассчитывали на скорое прибытие подкреплений, о которых не знал противник. Наполеон ждал подхода корпусов маршалов Луи-Николя Даву и Мишеля Нея (в общей сложности около 30 тысяч человек), а Беннигсен — прусского корпуса генерала Антона Вильгельма фон Лестока численностью около 10 тысяч бойцов. Так что в итоге силы были примерно равными, и все зависело от того, кто окажется упорнее в схватке. А именно в этом ни русские, ни французы не уступили друг другу.

    Сражение началось с артиллерийской перестрелки, которая показала преимущество французов в опыте и скорострельности. Затем французская пехота перешла в наступление, стремясь заставить правый фланг русской армии отойти: это позволило бы корпусу маршала Даву, который как раз подходил к полю битвы, развить успех. Но все планы спутала погода: внезапная метель буквально ослепила наступающих, и когда они смогли рассмотреть хоть что-то перед собой, оказалось, что командиры вывели их левее, чем нужно, и как раз под русские пушки, которые тут же открыли убийственный огонь картечью. Французы были практически уничтожены, и тут же в контратаку перешла русская пехота и конница, стремясь развить успех и нанести мощный удар по центру позиций противника. Им удалось дойти практически до самой ставки Наполеона, разместившейся на кладбище Прейсиш-Эйлау. Угроза смерти или пленения императора была очень велика: несколько штабных офицеров были убиты в непосредственной близости от него, а до наступавших русских гренадеров оставались считанные метры. «Какая отвага! Какая отвага!», — воскликнул в этот момент император Франции, отдавая должное мужеству противника.

    «Битва при Прейсиш-Эйлау 8 февраля 1807 года. Атака на кладбище». Картина художника Жана-Антуана-Симеона Форта, XIX век. Запечатлен момент, когда русские гренадеры перешли в атаку на кладбище Прейсиш-Эйлау, где располагался штаб Наполеона

    Артиллерийская контратака

    В этот момент в схватку вступила французская кавалерия, которая должна была завершать разгром врага, а не бросаться в самоубийственную атаку ради спасения собственной пехоты. Конникам маршала Иоахима Мюрата удалось оттеснить русских пехотинцев и начать преследование, когда навстречу им генерал Беннигсен бросил свою кавалерию — кирасир и драгун. В центре поля закипела колоссальная рукопашная схватка. Как писал позднее в своих воспоминаниях Денис Давыдов, «более двадцати тысяч человек с обеих сторон вонзали трехгранное острие друг в друга… Около получаса не было слышно ни пушечных, ни ружейных выстрелов ни в средине, ни вокруг его, слышен был только какой-то невыразимый гул перемешавшихся и резавшихся без пощады тысячей храбрых».

    Как раз в это время начал свою атаку на левый фланг русской армии подошедший корпус маршала Даву, и ему даже удалось серьезно потеснить оборонявшуюся пехоту. Дело решил артиллерийский резерв, переброшенный на опасный участок командующим артиллерией правого крыла генерал-майором Александром Кутайсовым. Три конноартиллерийские роты под командованием полковника Александра Ермолова успели подойти, развернуться и практически в упор открыть из 36 орудий огонь по противнику. Одновременно в бой вступил подоспевший прусский корпус генерала Лестока, и атаку корпуса Даву удалось остановить, а потом и оттеснить врага на прежние позиции. Это стало последним эпизодом сражения: наступил вечер, и в сгущавшейся темноте противники уже не помышляли о продолжении битвы.

    «3-й эскадрон Орденского кирасирского полка в сражении при Прейсиш-Эйлау». Картина художника Николая Зубкова, 1997 год. Запечатлен момент, когда командир 3-го эскадрона штабс-ротмистр Сергиенко и кирасир Ильин захватили Орла (знамя) 2-го батальона 24-го линейного полка французской армии

    Бой без победителей

    Оценив катастрофические — не меньше 29 тысяч человек! — потери своей армии, генерал от кавалерии Леонтий Беннигсен принял решение оставить поле боя, отступив в сторону Кенигсберга. Сделать это ему никто не помешал: Наполеон, потерявший около 20 тысяч своих солдат, не решился преследовать противника. Французская армия еще восемь дней стояла под Прейсиш-Эйлау, приводя в порядок сильно потрепанные соединения, после чего снялась и ушла на зимние квартиры в сторону Варшавы. Ближайшие три месяца ни та, ни другая сторона не предпринимала никаких серьезных действий, залечивая раны, восполняя потери и готовясь к летней кампании.

    Итоги кровопролитнейшего сражения Войны четвертой коалиции и Россия, и Франция трактовали как свою победу, хотя точнее всего было бы говорить о ничьей. Формально поле битвы осталось за французами, и именно поэтому они считали победителями себя. Но и у русских были все основания утверждать, что верх взяли они: под Прейсиш-Эйлау наполеоновская Большая армия впервые не смогла разгромить противника, удовлетворившись тем, что он, непобежденный, отступил. Поэтому в России с полным правом отчеканили специальные офицерские кресты: бронзовые с позолотой, на одной стороне которых была надпись «За труды и храбрость», на другой — «Победа при Прейш-Ейлау. 27 ген. (то есть января. — Прим. авт.) 1807 г. ». Таким знаком отличия награждались офицеры, которые не получили никаких иных наград: их набралось 900 человек. Еще 18 офицеров были награждены орденом Святого Георгия 3-й степени, трое — 4-й степени, а еще несколько человек, среди которых был и адъютант генерала Багратиона ротмистр Денис Давыдов — орденом Святого Владимира. А командовавшего русской армией генерала Леонтия Беннигсена пожаловали высшей наградой Российской империи — орденом Святого апостола Андрея Первозванного, причем из-за разницы в календарях произошло это 8 (20 по н. ст.) февраля 1807 года.

    Портрет Леонтия Беннигсена работы художника Джорджа Доу из Военной галереи Зимнего дворца, 1819-1821 годы

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    Обломился винта шкива коленвала

    При эксплуатации автомобиля может произойти неприятная поломка – облом винта шкива генератора, который крепится на коленвале автомобильного двигателя.

    Основная причина этой неисправности – это некачественный винт, либо его перетяжка при установке шкива.

    Данную неисправность можно отремонтировать самому. Для этого придется приложить некоторые усилия. В редких случаях удается провернуть заломыш путем ударов по небольшому зубилу молотком. Чаще всего необходимо высверливание по оси обломанного винта. Рассмотрим проведение ремонта на примере вазовского двигателя.

    Инструменты и материалы

    Для демонтажа обломанного винта шкива генератора нам понадобятся некоторые инструменты:

      электрическая или ручная дрель (гайковерт) ;

    сверла по металлу диаметром 3-5-7 мм;

    конический экстрактор с левой резьбой;

  • жидкость для ударения ржавчины и окалины (WD-40).
  • Этапы ремонта

    Необходимо осмотреть торцевую часть заломыша, убрать заусеницы отверткой и обработать окружность обломанного винта специальной жидкостью для ударения ржавчины и окалины (WD-40). Это облегчит последующую выемку стержня винта.

    Определим примерную глубину сверления, путем сравнения обломанной части (головки) винта с новым винтом. Как правило, она не превышает 1.5 см.

    Далее определяем состояние торца заломыша. Желательно иметь ровную поверхность, перпендикулярную оси винта. Если поверхность наклонная, необходимо подобрать соответствующее сверло и немного поработать с ним. Это приведет поверхность к ровному состоянию и облегчит сверление.

    Накерниваем точку сверления обломанного винта. Закаленным прочным сверлом по металлу диаметром 3 мм (желательно отечественного производства) начинаем рассверливать обломанный винт на всю его глубину.

    В некоторых случаях такого сверления достаточно. Остается поменять сверло на конический экстрактор с левой резьбой, вкрутить его в отверстие и выкрутить остатки винта.

    Если обломавшийся винт не поддается извлечению, необходимо повторить его сверление сверлом большего диаметра. Такое сверление сильно ослабляет заломыш, и на определенном этапе его изъятие не представляет трудностей. Его тонкие стенки можно просто разрушить, не причиняя вреда резьбе в коленвале. После извлечения заломыша необходимо тщательно извлечь все остатки металла из коленвала.

    Выводы

    Небольшое количество инструментов и навыки работы с ним позволили произвести довольной сложный вид ремонта – извечение обломыша винта, соединяющего шкив генератора с коленвалом.

    Смотрите видео

    Ссылка на основную публикацию