Смазка необслуживаемого компьютерного кулера

Как и чем смазывают кулер компьютера и ноутбука?

Свойства смазочных материалов, применяемых в вентиляторах компьютерных кулеров, во многом определяют износостойкость последних. Неправильно подобранная смазка грозит шумами, вибрацией, выходом узла из строя. Чтобы этого не случилось, важно знать, чем и как смазать кулер компьютера или ноутбука.

Как выбрать смазку для кулера?

Интернет-поисковик выдаёт огромный объём информации в ответ на поставленный в заголовке вопрос. Однако большинство статей на эту тему поверхностно, а рассуждения пользователей технических форумов не подтверждаются фактами и основаны лишь на личном опыте. Между тем эксперименты со смазочными материалами без базисных знаний могут вызвать поломку не только охлаждающего устройства, но и неисправность дорогостоящих компонентов системного блока.

Каждый компьютерный вентилятор содержит подшипник. Последние бывают двух типов – качения и скольжения. Подшипники качения встречаются как закрытые, так и открытые. Первые, в отличие от вторых, не требуют периодической смазки. Подшипники скольжения изготовлены из специальных сплавов и материалов и содержат антифрикционные наполнители, что подразумевает длительный срок работы без профилактического нанесения смазки.

Для разных типов подшипников применяют различные смазочные материалы. Однако в вентиляторах современных систем охлаждения ПК львиную долю составляют узлы скольжения, поэтому сделаем упор именно на них.

Правильная смазка для данного узла должна соответствовать определённым критериям, это:

  • Оптимальная для высоких частот вращения вязкость. Данному требованию удовлетворяют относительно жидкие масла, но никак не густые материалы.
  • Наличие в составе смазки специальных дисперсионных добавок (например, тефлона) для более лёгкого запуска и остановки подшипника. Во время набора скорости и торможения вентилятора имеет место так называемый граничный режим с интенсивным уровнем износа деталей. Наполнители образуют плёнку и облегчают граничный режим.
  • Отсутствие любого негативного влияния (набухание, усадка пластика и резины, коррозия металлических сплавов) на компоненты вентилятора. Многие моторные, трансмиссионные и индустриальные масла не подходят для нанесения на подшипник компьютерного кулера, так как обладают такими эффектами.
  • Повышенные проникающие свойства. Смазка должна легко проникать в зазоры всех поверхностей устройства.
  • Повышенная адгезия (сцепление). Материал, обладающий низкой степенью прилипания, будет вытекать из узла.

Использование WD-40 для смазывания вентиляторов в компьютерах активно обсуждается в сети. Мнения противоречивы. В одних источниках утверждается, что средство отлично справляется с поставленной задачей, из других следует, что пользоваться им не стоит.

Между тем на официальном сайте компании-производителя WD-40 нет ни слова о том, что состав можно применять для смазывания кулеров ПК. Средство рекомендуется для удаления жира, битумных пятен, остатков клея и чистки электрических контактов. Им можно смазывать детали, которые не вращаются с большой скоростью. Вентиляторы сюда явно не относятся.

И всё же при обработке подшипника кулера химическим составом под маркой WD-40 эффект будет, но не долговременный. Процентное содержание масел в нём невысокое, а основные компоненты химически весьма активные, что грозит повреждением поверхностей движущихся частей вентилятора, их заклиниванием и выходом из строя устройства.

Графитовая смазка

Многие специалисты не рекомендуют пользоваться графитовой смазкой, так как:

  • графит является проводником электрического тока и может стать источником ещё больших проблем, нежели шум движущихся элементов системы охлаждения ПК;
  • графитовая смазка используется для обработки движущихся на невысоких и средних скоростях тяжёлых механизмов, а кулеры не из их числа.

С другой стороны, в некоторых специализированных составах, продающихся в компьютерных магазинах, можно встретить совсем небольшое количество графитовой пыли, улучшающей скольжение элементов подшипника.

Какое выбрать масло?

Исходя из вышесказанного, для смазывания вентиляторов наилучшими характеристиками обладают масла:

  • достаточно жидкие;
  • формирующие на поверхности плёнку;
  • обладающие эффектом заполнения шероховатостей и зазоров.

Это довольно большая группа материалов, и к ним однозначно не относятся животные и растительные составы в любых пропорциях и вариациях.

Наиболее подходят для обработки компьютерного кулера следующие средства:

  • Масла малой вязкости. Среди них оружейное, трансформаторное, машинное, веретённое и т. п. Они отличаются прекрасной проникающей способностью, создают очень тонкую плёнку. Рекомендуются для высокоскоростных механизмов с небольшой динамической нагрузкой.
  • Масла средней вязкости. Сюда относят моторное, трансмиссионное и пр. Образуют плёнку потолще, неплохо проникают и заполняют зазоры, дольше держатся на поверхности и могут справиться с высокими нагрузками. Имеют минус — нагружают механизм.

Отдельно стоит сказать про смазки высокой вязкости. К ним относят солидол, литол и т. д. Ими можно пользоваться, но с осторожностью, нанося мизерное количество, и только для обработки мощных кулеров (например, применяемых в блоках питания).

Густые смазывающие составы плохо проникают, но принудительное вдавливание в зазоры может на какое-то время (до покупки нового вентилятора) помочь запустить почти «убитое» устройство. Небольшие и микровентиляторы в ноутбуках смазывать такими составами нельзя.

Между тем в специализированных магазинах предлагается большой ассортимент смазывающих средств для кулеров. Эти синтетические смазки обладают абсолютной инертностью и работают в широком температурном режиме (от -20 до +200. 300 °C). Удобство работы и точное дозирование обеспечивает специальный шприц, в котором находится масло. И в большинстве ситуаций, лучше воспользоваться готовым решением (например, SPO-1 или SPO-2).

Как смазать кулер?

В компьютере может быть установлено как минимум два кулера: в блоке питания и на центральном процессоре. Также системы охлаждения устанавливают на производительные видеокарты. Непосредственно воздушная среда внутри системного блока может охлаждаться одним или двумя дополнительными вентиляторами.

Обычно кулерам не требуется профилактическая смазка, достаточно бывает прочистить (продуть) вентилятор и радиатор. Но если устройство сильно вибрирует и шумит, его нужно либо срочно менять, либо смазывать. Но прежде необходимо определить проблемное устройство.

Для этого вентиляторы попеременно (кратковременно!) притормаживают пальцем в центре крыльчатки. Не следует браться за лопасти, можно поранить руку. Методом исключения вычисляют проблемный узел. Последний в этом звене — кулер блока питания, так как обычно до него невозможно добраться без разборки.

Вентиляторы блока питания, процессора и видеокарты, так же как и дополнительные, установленные на корпусе, конструктивно устроены и разбираются одинаково. Различия могут быть в вариантах крепления и габаритах.

В некоторых случаях вентилятор не нужно снимать с радиатора или откручивать от корпуса. Обычно такое возможно, когда устройство гонит поток воздуха от радиатора или корпуса, а не на них. Если же наблюдается обратная ситуация, для того, чтобы снять узел, придётся обратиться к описанию конкретного компонента.

Как правило, на радиаторах центрального процессора и видеокарты вентилятор крепится на специальных защёлках. В блоке питания и на корпусе охлаждающее устройство прикручено винтами. Чтобы добраться до кулера в блоке питания, последний придётся снять и разобрать.

Чтобы добраться до подшипника, осторожно отклеиваем наклейку (круглая, расположена со стороны выхода проводов). Старайтесь не повредить её и не испортить липкий слой клея.

Дополнительно устройства снабжены резиновой или пластиковой заглушкой, что существенно облегчает процесс. Пробку нужно аккуратно поддеть острым шилом и вынуть.

Непосредственно крыльчатку вентилятора держит маленькая плоская разрезная шайба из пластика. Её нужно снять, воспользовавшись шилом и отвёрткой. Нужно быть предельно осторожным — данный элемент крепежа очень хрупкий. Теперь, чтобы извлечь крыльчатку, снимите резиновое кольцо с вала.

Перед смазыванием требуется убрать с поверхностей узла грязь и старую смазку. Для этого применяют чистый спирт или специальные очистители. Для данных целей не следует использовать ацетон и другие средства с агрессивными составами. Они могут повредить пластиковые и резиновые элементы вентилятора и нанести вред электронным компонентам двигателя.

После полного испарения очистителя поставьте крыльчатку на место и нанесите небольшое количество смазки (буквально каплю с иглы). Покрутите элемент за лопасти, чтобы масло распределилось. Крыльчатка должна свободно вращаться по инерции. После манипуляций закрепите кольцо и шайбу.

Протрите очистителем верхнюю часть крыльчатки и приклейте наклейку. Если последняя не держится, воспользуйтесь скотчем.

Смотрите видео, где домашний мастер показывает, как смазать кулер и рассказывает чем лучше это сделать:

Как часто нужно смазывать вентилятор компьютера?

Изначально в подшипниках кулеров заложено достаточное количество заводской смазки, она конструктивно защищена от воздействия негативных факторов извне и не требует профилактических мероприятий по замене или добавлению смазывающего состава. Однако тяжёлые условия эксплуатации, особенно непрерывная работа и высокий температурный режим снижают гарантийный срок действия смазки.

По этой причине обработку элементов вентиляторов в компьютерах и ноутбуках проводят по факту, когда появляются шумы или вибрации, генерируемые кулером. Однако, зачастую проблема решается заменой устройства на новое.

Наиболее подходящими для смазывания подшипников вентиляторов ПК являются синтетические машинные масла, например, автомобильное или состав для смазки швейных машин. Не стоит для этих целей использовать густые смазки, средства с обильным содержанием графита и агрессивные составы типа WD-40. Смазывать кулеры животным жиром или растительным маслом категорически противопоказано.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Повышенный шум и перегрев системного блока – симптомы неисправности вентиляторов охлаждения. Внутри ПК они есть на радиаторах процессора, видеокарты, внутри БП и на стенках корпуса компьютера.

Нагрев и шум возникает из-за износа подшипников. Смазка, образующая специальную маслянистую плёнку, загрязняется или испаряется, трение между шариками увеличивается. В этой статье я расскажу, чем смазать кулер компьютера и как его разобрать.

Как выбрать смазку для кулера?

Для кулеров необходимо использовать инертную кремний-органику, то есть силиконовую смазку или смесь силикон + тефлон.

Самый оптимальный вариант – использовать силиконовую смазку от производителя. Она служит около 4-5 лет, а потом высыхает.

Если такой смазки в наличии нет, подойдёт Литол-24. Это тугоплавкая смазка, которая не боится нагрева.

Третий вариант – солидол. Принцип действий, тот же.

Синтетическое или полусинтетическое машинное масло при любой температуре создаёт поверхностную плёнку. В результате и шума меньше и износа почти нет. Обычно у автомобилистов в гараже есть остатки в канистрах. Но использовать её лучше всего вместе с Литолом-24.

WD-40, хорошо подойдёт для смазывания неразборных кулеров. Трубочку, присоединённую к баллончику удобно вводить в зазор между корпусом и крыльчаткой. Придерживайтесь следующих правил:

  1. Вводите трубочку как можно глубже, чтобы смазка (хотя бы частично) проникла в подшипники, а не распылилась бы вся в зазоре.
  2. При вводе через зазор между крыльчаткой и корпусом не прикладывайте больших усилий, чтобы не повредить детали.
  3. Если после указанной процедуры проблемы останутся (шум, «клин»), повторите процесс.

Чем смазывать нельзя?

Не применяйте масло животного или растительного происхождения: оливковое, подсолнечное, конопляное и др. Оно застывает и накапливает грязь, что приводит к поломке вентилятора.

Нежелательно также использовать графитовую смазку. Это абразив, частички которого будут вызывать трение при работе и приведут к стиранию бронзовую обойму подшипника скольжения и выходу из строя вентилятора. Также графит может проводить электричество и произойдёт короткое замыкание.

Виды подшипников

Прежде чем приступать к разборке и смазке, желательно знать тип подшипника, который используется в вашем кулере. Это влияет на выбор масла и способ смазывания.

В вентиляторах бытовой и компьютерной техники используются подшипники:

  1. Скольжения (sleeve bearing) — наиболее распространенный и самый простой вид, который состоит из втулки с вращающимся валом. Втулка покрыта антифрикционным материалом. Для их смазки годится WD-40.
  2. Скольжения с винтовой нарезкой (rifle bearing, Z-Axis bearing) — имеет специфические нарезки на втулке оси, которые осуществляют рециркуляцию смазки.
  3. Гидродинамические (FDB bearing) — модернизированный подшипник скольжения, где вращение вала осуществляется в слое жидкого вещества, которая удерживается внутри втулки за счёт создающейся при работе разницы в давлении
  4. Качения (ball bearing, ceramic bearing) состоит из двух колец (шариков), тел качения и сепаратора. В качестве материала, может использоваться керамика. Для подшипников качения применяется консистентная смазка (силиконовая).
  5. Масляного давления (SSO) — улучшенный гидродинамический подшипник. Отличительной особенностью является большое количество жидкости (смазки) Для уменьшения износа вал центрируется установленным в основание постоянным магнитом
  6. Самосмазывающийся подшипник скольжения (LDP) — улучшенный подшипник скольжения. Есть защита от пыли, соответствующая IP6X, и специальный слот для восстановленного масла, которые увеличивают срок службы вентилятора.
  7. Подшипник с полиоксиметиленом (POM Bearing) — модернизированный подшипник скольжения. Для увеличения срока эксплуатации, вал покрыт полиоксиметиленом, обладающим небольшим коэффициентом трения скольжения.
Читайте также:  Как сделать мощную воздуходувку

В статье будет рассмотрена смазка кулеров с подшипниками первого и четвёртого типа: скольжения и качения.

Как снять вентилятор?

При снятии процессорного кулера соблюдайте аккуратность, чтобы не повредить чип и окружающие элементы. Вентиляторы крепятся двумя способами: при помощи замков либо на болтах. Также существуют несъёмные.

Если кулер закреплён к радиатору защёлками, просто отогните из и вытащите из замков. Затем отсоедините питание от материнской платы. С болтами аналогично – открутите их отвёрткой и снимите вентилятор.

При несъёмной конструкции можно провести только поверхностную очистку.

Чтобы снять вентилятор с блока питания, открутите БП от корпуса, отсоедините все провода. Затем открутите крышку и извлеките кулер. Запомните, как стоит вентилятор, чтобы по окончании процедуры поставить его в исходное положение. В некоторых БП провод питания невозможно отсоединить, потому что он припаян к плате — в этом случае придётся работать в стеснённых условиях.

Для того, чтобы снять кулер с видеокарты, извлеките её из слота материнской платы. Затем тонкой отвёрткой открутите болты системы охлаждения. В зависимости от модели видеокарты, кулер может быть встроен в радиатор или крепиться на отдельные болты. Вам нужен только сам вентилятор.

Как разобрать кулер?

Проделав эти не сложные действия, приступайте непосредственно к разборке самого вентилятора:

  1. Со стороны, где находятся провода отклейте этикетку.
  2. Острым предметом подденьте резиновую пробку и снимите её.
  3. Снимите стопорное кольцо, с прорезью на одной из сторон. Для этого кончик ножа или тонкой отвёртки, вставьте в прорезь и поверните на 90° чтобы оно раздвинулось и приподнимите кольцо.
  4. Уберите уплотнительное резиновое кольцо, обрамляющее стержень.
  5. Отсоедините крыльчатку от рамки вентилятора.
  6. Дальше можно чистить и смазывать.

Как смазать кулер?

Для начала удалите грязь и старую смазку салфеткой или ватными палочками. Предварительно смочите их в спирте или любом растворителе. Тонким слоем нанесите новую смазку на трущиеся части подшипника.

Без разборки

Чтобы смазать кулер без разборки, снимите его с компьютера, отклейте верхнюю наклейку и вытащите защитную накладку. Потом аккуратно оттяните вверх лопасти и в образовавшийся зазор капните из пипетки или шприца пару капель масла. Затем повращайте руками лопасти, чтобы смазка разошлась, и повторите операцию.

Смазка своими руками

Возьмите Литол-24 на кончик чего-то тонкого, ножа или отвёртки. Вдавите его в смазочное отверстие, сверху добавьте 2-3 капли масла для швейных машин, и заполните отверстие тем же Литолом-24. Швейное масло придаёт текучесть и образует масляную плёнку. Такой состав выдержит около 3-4 лет работы, по 12-15 часов в день и не уступит силиконовой смазке. При повторной смазке, после использования Литола, придётся удалить его затвердевшие остатки, разобрав кулер более основательно со снятием оси.

Для тех, кто лучше воспринимает видео, есть подробный обучающий ролик техно-кота:

Советы

  1. Перед разборкой и смазкой кулера, продуйте его и почистите от пыли.
  2. Запоминайте последовательность шагов, чтобы не было проблем при сборке. Фотографируйте каждый этап. Оставляйте пометки маркером.
  3. Выбирая смазку, учитывайте её тугоплавкость и способность создавать масляную плёнку. Сравните характеристики нескольких смазок и выберите лучшую. Почитайте свежие отзывы на профильных форумах. Производитель может менять характеристики обновляя ассортимент.
  4. Регулярно очищайте и смазывайте вентилятор, иначе он выйдет из строя и потребует замены.

Если вы дочитали статью до конца и у вас остались сомнения по поводу необходимости этой процедуры, возможно они обоснованы. Мытья и переборки достойны только хорошие дорогие кулера. Иногда лучше купить новый вентилятор, если он стоит дешевле, чем ваше время.

Смазки для вентиляторов компьютера

Смотрите также

Вентиляторы компьютера, или кулеры (от англ. cooler – охладитель) представляют собой достаточно простые технические устройства, однако от их надежности зависит работа таких дорогостоящих компонентов компьютера как процессор, видеокарта, блок питания, системная плата.

Несмотря на постоянное совершенствование конструкции вентиляторов компьютера их ресурс значительно уступает долговечности электронных устройств компьютера. Это объясняется наличием в конструкции вентиляторов узлов трения – подшипников, которые изнашиваются в процессе эксплуатации.

Смазочный материал является неотъемлемым конструктивным элементом подшипника. Свойства смазки для вентиляторов компьютера в значительной степени определяют износостойкость этого узла. При неэффективной смазке подшипник изнашивается и начинает шуметь, появляется вибрация, существенно увеличивающая интенсивность дальнейшего изнашивания.

На сегодняшний день имеется большое количество публикаций с рекомендациями по выбору смазочного материала для подшипников вентиляторов. Зачастую они прямо противоположны, не имеют никаких технических обоснований и базируются лишь на личном опыте авторов. Все это ставит пользователя в затруднительное положение при выборе смазочного материала и вынуждает экспериментировать, рискуя вывести из строя не только вентилятор, но и весь системный блок.

Типы подшипников компьютерных вентиляторов

В компьютерных вентиляторах, как правило, встречаются подшипники двух типов – скольжения и качения. Первые могут быть изготовлены из антифрикционного сплава или композиционного материала с эффектом самосмазывания за счет содержания антифрикционных наполнителей. Вторые представляют собой узлы трения с элементами качения в виде шариков. Подшипники качения могут быть закрытого типа, не допускающего повторного смазывания, или открытого.

В зависимости от типа подшипника вентилятора для их смазывания должны применяться различные смазочные материалы.

Смазка подшипников скольжения компьютерных вентиляторов

Выделим основные требования, которым должен удовлетворять смазочный материал для подшипников скольжения вентиляторов.

  • Материал, обладая оптимальной для данных условий вязкостью базового масла, должен обеспечивать заданный производителем режим трения.

Подшипники скольжения работают при достаточно высоких частотах вращения и рассчитаны на работу в режиме гидродинамической смазки. В этом режиме разделение поверхностей трения происходит за счет образования масляного клина при их относительном движении. Поэтому для подшипников скольжения эффективны только жидкие смазочные материалы требуемой вязкости. Недостаточно вязкий смазочный материал не обеспечит разделения поверхностей, слишком густой – приведет к повышенным потерям на внутреннее трение в смазочном слое, нагреву, окислению и потере устойчивости масляного клина.

  • Несмотря на то, что правильно смазанный подшипник скольжения большую часть времени работает в режиме гидродинамической смазки, в моменты пуска, набора скорости и останова он кратковременно функционирует в граничном режиме. При таком режиме масляный клин отсутствует, и поверхности трения разделены только тонким смазочным слоем, на некоторых участках контакта соприкасаясь вершинами микронеровностей поверхностей. Именно на периоды граничной смазки приходится наиболее интенсивное изнашивание подшипника, поэтому смазочный материал должен эффективно работать и в этом режиме, образуя устойчивую к нагрузкам граничную пленку. Этим требованиям отвечают дисперсии, которые получают введением в масла твердых антифрикционных наполнителей (тефлона, графита, дисульфида молибдена).
  • Смазочный материал должен надежно функционировать в заданном интервале рабочих температур, не окисляясь, не испаряясь и обеспечивая долговременную смазку. В случае перегрева или иной ситуации, приводящей к масляному голоданию, смазочный материал должен обеспечить временную защиту подшипника от катастрофического изнашивания. Эффект аварийной смазки обеспечивают твердые антифрикционные наполнители в составе смазочной композиции.
  • Материал не должен вызывать набухания или усадки пластиковых и резиновых деталей. Кроме того, он не должен содержать химически активных присадок, вызывающих коррозию антифрикционных сплавов на основе цветных металлов. Именно по этой причине для эффективной работы компьютерных вентиляторов нельзя применять большинство моторных, трансмиссионных и индустриальных масел.
  • Применяемый смазочный материал должен обладать высокими проникающими свойствами. Только в этом случае он проникнет в узкий зазор между валом вентилятора и втулкой подшипника и полностью покроет трущиеся поверхности.

    Для смазывания подшипников скольжения удобно применять смазочный материал в аэрозольной упаковке с насадкой в виде трубочки. Система смазки большинства вентиляторов с подшипниками скольжения предполагает наличие небольшого отверстия, закрытого резиновой крышечкой или заклеенного пленкой (в недорогих моделях). Для доступа к паре трения при смазывании необходимо аккуратно извлечь крышечку или снять пленку, не повредив ее.

  • Если смазочный материал не будет надежно удерживаться в подшипнике, то его высокие антифрикционные свойства не смогут полностью раскрыть свой потенциал. Большинство конструкций вентиляторов не отличаются хорошей герметичностью подшипниковых узлов и не имеют резервуаров для подпитки. В результате утечек обычные масла быстро покидают зону трения. Это является самой распространенной причиной частого повторного смазывания кулера. Постоянно повторяющиеся монтаж и демонтаж уплотнительных элементов также отрицательно влияют на надежность и ресурс узла. Смазочный материал для подшипников в данном случае должен обладать высокой адгезией (прилипанием), эффективно удерживаясь и не покидая зону трения как в процессе вращения, так и во время покоя.
  • Дисперсия Molykote Omnigliss от компании Dow Corning и универсальная смазка EFELE UNI-M от компании “Эффективный Элемент” разработаны с учетом всех перечисленных требований и уже имеют богатый опыт успешных применений.

    Смазки для кулеров Molykote Omnigliss и EFELE UNI-M, обладая оптимальной для большинства подшипников скольжения вязкостью базового масла, обеспечивают образование устойчивого масляного клина. Твердые антифрикционные наполнители с размером частиц менее 15 мкм в составе дисперсий обеспечивают высокие противоизносные свойства в режимах граничной и смешанной смазки в моменты пуска и останова. Частицы наполнителя заполняют впадины микронеровностей поверхностей трения, образуя гладкую и очень скользкую пленку. Она способна обеспечить работу подшипника даже в аварийных ситуациях перегрева и масляного голодания.

    Вентиляторы системного блока при работе прокачивают через его внутреннее пространство большое количество воздуха для охлаждения. По этой причине внутри оседает и накапливается много пыли. Это подтвердят все, кто когда-либо открывал крышку системного блока. Пыль, имея малый размер частиц, легко проникает внутрь подшипникового узла и смешивается со смазкой кулера, образуя сгустки слипшихся частиц. Это негативно влияет на свойства смазочного материала и условия трения, может привести к увеличению интенсивности изнашивания и шума. В составе дисперсий Molykote Omnigliss EFELE UNI-M имеются специальные стабилизаторы, препятствующие слипанию твердых частиц и минимизирующие негативное влияние пыли.

    Для наиболее эффективного действия перед смазыванием подшипникового узла необходимо удалить загрязнения и остатки старой смазки. Для этой цели целесообразно применять специальный очиститель Molykote S-1002 Spray. Этот материал в аэрозольной упаковке быстро проникает в узел трения, очищает рабочие поверхности и затем испаряется без остатка. Molykote S-1002 Spray не разрушает пластмассовые и резиновые детали и не наносит вреда при попадании на электронные компоненты.

    Благодаря наличию в составе EFELE UNI-M растворителей, смазка без труда проникает в зону трения, при этом происходит удаление старого смазочного материала.

    Смазка подшипников качения компьютерных вентиляторов

    Для подшипников качения вентиляторов лучшим решением являются пластичные смазки Molykote G-4500 и EFELE SG-391.

    Это материалы белого цвета совместимы с пластмассами и резинами, имеют широкий диапазон рабочих температур. Благодаря усиленной белыми твердыми смазками синтетической основе Molykote G-4500 и EFELE SG-391 способны обеспечить работоспособность подшипника на весь ресурс при однократном нанесении.

    Для удобства применения смазки для вентиляторов компьютера Molykote G-4500 и EFELE SG-391 также доступны в аэрозольной упаковке.

    Читайте также:  Как просто оцифровать фотоплёнку в домашних условиях

    В подшипники качения закрытого типа при изготовлении уже заложена заводская смазка, конструктивно защищенная от воздействия таких внешних факторов как влага и пыль. Конструкция этих подшипников при сохранности защитных крышек обеспечивает эффективную смазку в течение всего срока эксплуатации узла. Поэтому обычно подшипники качения закрытого типа дополнительного смазывания не требуют.

    Присоединяйтесь

    © 2004 – 2020 ООО “АТФ”. Все авторские права защищены. ООО “АТФ” является зарегистрированной торговой маркой.

    В тишине и прохладе: чем смазать кулер компьютера, чтобы он хорошо охлаждал и не шумел

    Жаркие предновогодние дни 2020-го – самое подходящее время заняться вопросами охлаждения наших маленьких железных «питомцев». Ведь праздники и последующие каникулы – отдых только для нас. А им предстоит пахать день и ночь ради нашего удовольствия и комфорта. Выдержат ли они такую нагрузку или взвоют от перегрева?

    Чтобы компьютер хорошо охлаждался и не шумел, вентиляторы внутри него должны быть как следует смазаны. Эффекта фабричной смазки хватает на несколько лет, а дальше вопрос, чем смазать кулер, может встать для вас ребром очень неожиданно.

    Хорошая смазка для кулера – какая она?

    Литол? Солидол? Машинное масло? А подсолнечным тоже можно? А сливочным? А вазелином? Погуляв по интернетам и почитав советы бывалых, вы, скорее всего, запутаетесь еще больше, поскольку информации на эту тему много и она противоречивая.

    На самом же деле хорошая смазка для кулера ПК – это средство с набором определенных свойств. Итак, она должна быть:

    • В меру жидкой и в меру вязкой, чтобы образовывать между трущимися поверхностями масляный клин, который будет препятствовать их контакту. Вентиляторы ПК вращаются на высоких оборотах, поэтому им не подойдет ни слишком жидкая, ни слишком густая смазка. Первая не обеспечит достаточного разделения трущихся деталей, вторая будет оказывать сопротивление вращению, а вследствие него – нагреваться, окисляться и терять рабочие свойства.
    • Способной к сохранению консистенции при температуре от 0°C до 80-200°C, не испаряться, не разделяться на фракции, не густеть, не разжижаться, не пениться.
    • Способной к проникновению и заполнению самых узких зазоров и полостей внутри вентилятора. С учетом того, что среди кулеров современных ноутбуков встречаются очень компактные модели.
    • Химически инертной, чтобы не вызывать коррозии и деформации пластмассовых, металлических и резиновых деталей.
    • С хорошими пластическими и адгезивными свойствами, чтобы обволакивать поверхности и не вытекать из вентилятора, если он негерметичен.
    • Способной к образованию устойчивой пленки в месте нанесения, которая обеспечивает антифрикционную защиту трущихся элементов во время набора скорости вентилятора, пока не сформировался масляный клин, а также при остановке.
    • Устойчивой к образованию комочков при попадании в нее твердых взвешенных частиц из воздуха.
    • Расфасованной во флаконы с застроенным носиком или шприцы. Такие емкости обеспечивают аккуратное введение смазки в вентилятор.

    Кроме того, выбор смазки для компьютерного вентилятора зависит от типа его подшипника. 90% кулеров ПК оборудованы подшипниками скольжения, качения или тем и другим вместе (комбинированный подшипник). Подшипники гидродинамического типа (усовершенствованные подшипники скольжения), которые можно встретить в отдельных моделях дорогостоящих кулеров, герметичны и в смазывании не нуждаются, поэтому их рассматривать не будем.

    Подшипник качения (первый на рисунке выше) состоит из двух колец различного диаметра, вставленных одно в другое. Между кольцами размещены тела качения, например, шарики, цилиндры или ролики, и сепаратор – элемент, который разделяет и удерживает тела качения на месте. Во внутреннее кольцо плотно вставляется вал крыльчатки вентилятора – эти две детали вращаются вместе. Смазка заполняет полости между телами качения, сепаратором и поверхностью колец.

    Зазор между трущимися деталями в подшипнике качения имеет неравномерную ширину. В местах самого плотного контакта он равен нескольким микронам, поэтому масляный клин в нем не образуется. Для кулеров на подшипниках этого типа нужна смазка с высокими проникающими и пластическими свойствами, чтобы масляная пленка сохраняла устойчивость.

    Подшипник скольжения (второй на рисунке выше) представляет собой полый цилиндр, куда помещается вал крыльчатки вентилятора. Между валом и стенками цилиндра, покрытого материалом с антифрикционными (препятствующими трению) свойствами, находится зазор, который заполняется смазкой.

    К сожалению, ни моторные, ни тем более пищевые масла, ни вазелин, ни литол, ни солидол не обладают полным набором перечисленных свойств, а поэтому для смазывания вентиляторов ПК не годятся. Для таких узлов выпускаются смазки на основе силикона и синтетических масел, лучшие из которых мы рассмотрим ниже.

    Лучшие смазочные материалы для компьютерных кулеров

    Смазки Molykote

    Molykote Omnigliss – дисперсия твердых смазок в минеральном масле с антифрикционными добавками и ингибиторами коррозии. Это продукт с превосходными проникающими свойствами, способный заполнять мельчайшие зазоры между деталями с образованием тонкой и очень скользкой масляной пленки. Он оптимально подходит для вентиляторов ПК на подшипниках скольжения.

    Смазка Molykote Omnigliss работает в диапазоне температур от -30°C до 80°C, не боится влаги и пыли. Входящие в ее состав стабилизаторы препятствуют склеиванию твердых частиц (пылинок) и образованию сгустков.

    Molykote G-4700 – синтетическая пластичная смазка для скоростных высоконагруженных соединений с высокими антикоррозионными свойствами. Хорошо подходит для вентиляторов на подшипниках качения и скольжения.

    Продукт имеет расширенный диапазон рабочих температур – от -40°C до 177°C, сохраняет консистенцию во влажной и запыленной среде и препятствует образованию пылевых сгустков. Разового смазывания вентилятора ПК маслом Molykote G-4700 хватает на несколько лет активного использования.

    Molykote G-4500 FM – синтетическая пластичная смазка для высокоскоростных вращающихся деталей, включая подшипники скольжения и качения. Продукт очень близок по характеристикам к Molykote G-4700 и отличается от него лишь возможностью использования в узлах, контактирующих с пищевыми продуктами. Хотя для пользователей ПК это не имеет значения.

    Смазки EFELE

    EFELE SG-391 – синтетическая пластичная смазка с высокими антикоррозионными свойствами, совместимая с различными видами пластмасс, эластомеров и металлов. Продукт сохраняет рабочие качества в диапазоне температур от -40°C до 160°C и пригоден для использования во влажной и запыленной среде.

    Смазка EFELE SG-391 подходит для подшипников как скольжения, так и качения и рассчитана на долговременное использование. Вентилятор компьютера, смазанный EFELE SG-391, не потребует повторной обработки несколько лет.

    EFELE SG-394 – термостойкая синтетическая пластичная смазка с высокими антикоррозионными свойствами, предназначенная для высоконагруженных скоростных соединений. Средство пригодно для смазывания подшипников скольжения и качения, работает в условиях агрессивных химических сред, не боится пыли и влаги.

    Продукт рассчитан на длительное применение. Кулер, обработанный EFELE SG-394, избавит вас от шума на 1-3 года.

    Смазки Steel CGC SPO

    Steel CGC SPO-1 – химически инертное синтетическое масло, предназначенное для смазывания компьютерных вентиляторов. Диапазон его рабочих температур – от -20°C до 200°C. Масло имеет хорошие антикоррозионные свойства, пригодно к использованию в запыленной среде и совместимо с подшипниками любого типа.

    Steel CGC SPO-1, как и другие продукты этой линейки, продается в 2-граммовых шприцах. Поэтому, в отличие от смазок EFELE SG и Molykote, расфасованных в 200-граммовые аэрозольные баллоны, обходится покупателям очень недорого.

    Steel CGC SPO-2 – текучая силиконовая смазка для компьютерных вентиляторов на подшипниках скольжения и качения. Она образует в месте нанесения исключительно гладкую и устойчивую пленку толщиной несколько микрон, поэтому подходит для смазывания деталей, прилегающих друг к другу очень плотно.

    Продукт химически инертен и не теряет своих свойств при сильном нагреве. Диапазон его рабочих температур составляет от -30°C до 300°C.

    Steel CGC SPO-3 – восстанавливающая композитная смазка на основе синтетического масла. Предназначена для смазывания вентиляторов на подшипниках скольжения и качения. За счет того, что в ее состав входят твердые алмазные частицы (искусственные наноалмазы), она, по заявлению производителя, способна восстанавливать поврежденные трением элементы деталей и продлять срок эксплуатации вентиляторов.

    Смазка Steel CGC SPO-3 сохраняет свои качества при температурах от -30°C до 300°C и может использоваться в сильно запыленной среде.

    Как смазать кулер

    Как понять, что вентилятор нуждается в смазывании

    Как бы качественно ни был смазан вентилятор на фабрике, если он негерметичен, то рано или поздно эту процедуру придется повторить, иначе он будет шуметь и очень быстро выйдет из строя. Особенно если это вентилятор на подшипнике скольжения, которыми оборудуют бюджетные процессорные кулеры. А среди корпусных вертушек к этому типу относятся практически все, кроме самых дорогих.

    Вентилятор, нуждающийся в смазке, начинает шуметь не сразу. Дешевые модели на подшипниках скольжения зачастую заявляют о себе шумом, когда масляный голод уже привел к механическому повреждению или деформации трущихся деталей. Исправить подобный дефект невозможно, смазка может лишь компенсировать его на короткое время, но долго такое устройство уже не прослужит.

    Подшипники качения условно делятся на те, которые допускают смазывание и те, которые не допускают (герметичные). Вентиляторы на их основе стоят недешево, но и служат в несколько раз дольше, чем собранные на подшипниках скольжения.

    Определить на глаз, что кулер нуждается в смазывании, возможно не всегда. Поэтому правильнее это делать не тогда, когда он начал завывать, а примерно 1 раз в год-полтора через 2-3 года с начала эксплуатации. Например, при чистке компьютера от пыли.

    Порядок работы

    Смазывание вентилятора – дело 10-ти минут. Для этого вам понадобится:

    • Отвертка для демонтажа устройства, если оно крепится на винтах.
    • Салфетка и кисть для удаления остатков пыли с вентилятора. Хотя при сильном загрязнении лучше промыть крыльчатку под краном при помощи щетки и моющего средства.
    • Плотная салфетка для защиты стола.
    • Салфетки, ватные палочки или зубочистки с намотанной ватой для удаления старой смазки, изопропиловый спирт.
    • Флакон или шприц со свежей смазкой.
    • Пинцет или узкая лопатка и игла.

    Далее очистите вентилятор от пыли и расположите на столе нижней стороной вверх, где находится защитная наклейка.

    Используя лопатку или пинцет, приподнимите край наклейки. В центре под ней находится резиновая заглушка, которая препятствует вытеканию смазки. Помогая себе пинцетом, снимите заглушку и с помощью иглы удалите фиксирующее резиновое кольцо, надетое на ось крыльчатки.

    Извлеките крыльчатку из корпуса и тщательно удалите остатки старой смазки на обеих деталях с помощью салфеток и ватных палочек, смоченных спиртом. Еще раз очистите вентилятор от остатков пыли.

    После очистки установите крыльчатку на место и нанесите на ее ось 1-2 капли свежей смазки. Следите за тем, чтобы масло не попало на липкую сторону наклейки, иначе она не будет держаться. Соберите устройство в обратном порядке.

    Если смазка пролилась на наружные части вентилятора или вытекла из-под резиновой пробки, тщательно ототрите ее, иначе на это место будет налипать пыль.

    Установите вентилятор в корпус ПК или ноутбука и включайте. Все готово!

    Если при разборке вентилятора вы заметили какие-либо дефекты, например, то, что втулка подшипника имеет овальную форму, а крыльчатка покачивается в ней из стороны в сторону, то такой девайс стоит выбросить. Особенно если это часть процессорного кулера. От шума его не избавит даже самая лучшая смазка, а дальнейшая эксплуатация может привести к тому, что вам придется покупать еще и новый процессор.

    Чем смазать кулер компьютера? Как выбрать масло для смазки для кулера

    Все без исключения компьютеры и ноутбуки требуют периодической профилактики – в нее входит чистка, а также смазка кулеров (вентиляторов, охлаждающих процессор и другие важные элементы). Процесс очистки и профилактики кулеров несложен, но есть определенные нюансы. Например, не все знают, чем смазать кулер компьютера, а ведь от наличия смазки зависит долговечная и бесшумная работа устройства.

    Читайте также:  Ремонт сломанного язычка коннектора

    Зачем смазывать кулер?

    В процессе работы компьютера вентиляторы постоянно испытывают механические нагрузки – кулер регулярно вращается. По мере выработки смазочных материалов внутри устройство начинает сильно шуметь.

    Если шум ощущается постоянно, то это говорит о том, что пришло время для обслуживания устройства. Если этого не сделать, то подшипник износится и вентилятор придется менять.

    Подходящие препараты для обслуживания

    Нужно знать, чем смазать кулер компьютера – далеко не все вещества одинаково полезны. Считается, что самым эффективным и лучшим средством будет обыкновенное масло. Естественно, не нужно использовать растительные и животные масла. Ведь если использовать подсолнечное, оливковое или сливочное, то кулер испортится – в процессе работы вал существенно нагревается. Кроме того, такая смазка для кулера компьютера не подходит еще и потому, что эти вещества усиленно собирают на себя грязь и пыль.

    Самые рекомендуемые продукты для кулеров – это традиционные машинные синтетические или же полусинтетические моторные масла, которые используются для автомобилей, швейных машин и различных электрических приборов. Чем смазать кулер компьютера еще? Также в качестве смазки можно использовать специальные составы для подшипников. Отлично подходят и силиконовые материалы.

    Не рекомендуется в качестве смазки для кулера компьютера выбирать те составы, которые со временем становятся густыми – это различные солидолы, литолы, графитовые смазки.

    WD-40 также не подойдет – данный материал, наоборот, смоет оставшееся масло. Это средство предназначено для обработки изделий, которые если и двигаются, то не очень интенсивно. WD-40 идеально подойдет для обработки петель в дверях, но не для компьютерного вентилятора – он работает на высоких оборотах, причем постоянно. Использование данного средства существенно снизит ресурс и срок службы кулера. Не стоит его применять – будет только хуже. Но как тогда быть? Есть еще ряд продуктов, которые можно применять для кулера компьютера.

    Графитовая смазка

    На многочисленных компьютерных форумах советуют, как выбрать масло для смазки кулера. В числе рекомендуемых присутствуют графитовые пластичные смазочные материалы. Но профессионалы по поводу этого препарата имеют другое мнение. Графитовая смазка не облегчит работу прибора, а только усугубит ситуацию. По причине высокого содержания графита смазка отлично проводит электричество и может стать причиной короткого замыкания, что может быть чревато поломкой компьютера. Кроме того, состав более актуален для ступиц и ШРУСов в автомобиле – он эффективнее в нагруженных механизмах, работающих на умеренных оборотах.

    Вентилятор в компьютере работает на высоких оборотах. Даже самый простой и миниатюрный прибор, охлаждающий слабые процессоры от Intel или AMD, вращается на оборотах около 1500 в минуту. Скорость вращения более мощных устройств может доходить до 4 тысяч в минуту.

    Поэтому прежде чем смазать кулер компьютера продуктом с содержанием графита, стоит тщательно подумать. Можно нанести больше вреда, чем принести пользы. Графитовые смазочные материалы станут причиной снижения оборотов кулера, будут способствовать интенсивному износу подшипников в механизме, а также повлекут за собой перегрев.

    Что нужно знать про компьютерный кулер?

    Большинство системных блоков имеют несколько вентиляторов – чаще всего их три и более. Они необходимы для охлаждения блока питания, процессора на материнской плате и видеопроцессора на видеокарте. Все эти кулеры очень важны для стабильной работы компьютера. Достаточно выхода из строя хотя бы одного вентилятора, чтобы начались серьезные проблемы.

    Для чего же нужна периодическая дополнительная смазка? Все дело в том, что компьютерный вентилятор имеет определенные конструктивные особенности. Так, прибор вращается за счет подшипников качения либо скольжения. Они имеют специальный вал. Последний крутится внутри специальной втулки со смазкой, благодаря которой создается пленка.

    Постепенно в процессе эксплуатации компьютера смазка стареет, испаряется, в ней собирается пыль и грязь. Все это ведет к тому, что детали из металла больше не работают в масляной пленке, а начинают работать непосредственно “металлом об металл”. Это влечет за собой не только шум, но и снижение оборотов. Иногда старый редко обслуживаемый кулер не крутится вовсе. Из-за этого сгорает процессор.

    Как часто смазывать кулер компьютера?

    Частота зависит от того, насколько пыльное и грязное помещение. Если в доме проживают животные, то лучше проводить очистку один раз в полгода. Если пыли и грязи немного, то можно чистить ПК раз в год. Также профилактика проводится, когда кулер издает характерный шум.

    Как очистить кулер процессора на ПК

    Чтобы вентилятор не издавал шумов, а элементы компьютера не нагревались, нужно периодически проводить профилактическое обслуживание. Для очистки и смазки компьютерных вентиляторов используется специальная эффективная схема.

    Первым делом нужно разобрать системный блок компьютера – это нужно, чтобы обеспечить доступ к вентиляторам. Чаще всего начинают с процессорного вентилятора – его снять проще всего. Он находится на самом видном месте. Для того чтобы его снять, нужна отвертка.

    Вместе с кулером снимают и радиатор. Каждый элемент отсоединяется друг от друга, затем тщательно очищается от пыли и грязи. Удобнее и быстрее применить для очистки пылесос. Затем с помощью ватной палочки, которая предварительно смочена в спиртосодержащем растворе, следует еще раз очистить кулер и радиатор. В последнем очищают все ребра.

    Места, где вентилятор соприкасается с процессором, рекомендуется тщательно и равномерно обработать термопастой. Лучше приобрести состав подороже. Старая сухая термопаста легко убирается при помощи ацетона или спиртосодержащих средств.

    Далее все собирают в обратном порядке, но не стоит спешить устанавливать кулер на его законное место. Нужно еще смазать прибор. Ниже мы рассмотрим, как правильно смазывать кулеры на компьютере. Это легко произвести своими руками.

    Смазка

    На кулере имеется наклейка – обычно она располагается с обратной стороны крыльчатки в центре. Обычно под наклейкой имеется механизм. Иногда, чтобы получить доступ к втулке и оси, нужно вынуть резиновую заглушку.

    Под резинкой находится втулка и ось. При помощи ватной палочки или зубочистки ось тщательно очищают – нужно удалить старую смазку. Очистить следует ее полностью. Затем приступают непосредственно к самому процессу смазки, подготавливают препарат для нанесения состава. На ось наносят немного смазывающей жидкости. В использовании большого объема смазки необходимости нет. После установки резиновой заглушки лишняя часть продуктов будет удалена. Чрезмерная смазка может испачкать корпус. Тогда могут возникнуть трудности с возвращением назад наклейки.

    Далее пробку возвращают назад. При этом важно наблюдать, чтобы смазка не вышла из-под нее. Затем кулер протирают, и клеят наклейку. Если она очень сильно изношена, то ее меняют на скотч. Но кусочек нужно вырезать строго по размеру, иначе затем скотч будет шелестеть.

    Заключение

    Вот как разобрать кулер компьютера, смазать его и собрать обратно. Это не так уж и сложно, зато процесс профилактики продлит оборудованию срок службы. Обычно этих действий хватает, но можно разобрать весь вентилятор, и смазать все. За это стоит браться, если есть уверенность, что все получится сделать самостоятельно. Таким же образом обслуживаются вентиляторы на видеокарте и в блоке питания. Точка смазки может быть как сверху, так и снизу. Как разобрать кулер компьютера, мы уже знаем.

    Yablya’s блог

    Как разобрать неразборный кулер видеокарты.

    Запись опубликована Lexis77 · 4 мар 2015, 21:10

    89 764 просмотра

    Приветствую вас, товарищи!

    Не знаю что случилось, но в последние несколько дней меня завалили просьбами сделать видео, как разобрать кулер видяхи чтоб смазать. Хотя моя ферма на видеокартах уже 2 года как выключена и полгода как все распродано.

    Но тем не менее. народ требует – будем исполнить!

    Начнем с того, что все ссылались на

    Перед написанием этой статьи, должен признаться, что всех вопращающих считал жопорукими гомо-эректусами, которые не способны ни на что, кроме как существовать. Теперь забираю все свои мысли назад и даю обещание больше так не думать.

    Теперь я расскажу и покажу вам, как это делать и что делать, если “ВСЕ ПРОПАЛО. ” :suicide_fool-edit:

    Поскольку все мои видяхи уже проданы и благодарно служат новым владельцам, а подходящего кулера я не смог найти, то решил продемонстрировать все на абсолютно исправном кулере от видеокарты Asus HD7970.

    Да да, это именно та самая видяха с видео. 🙂 Жертвой и главным актером видеоролика будет правый кулер.

    Для начала надо немного разобрать видеокарту, чтоб получить полный доступ к кулеру.

    Разумеется, с каркаса тоже надо его снять.

    Когда кулер освобожден от железных оков, то мы можем почуствовать и увидеть его свободный ход, ограниченный внутренним несъемным стопором.

    Вот в этот промежуток нам и надо вставить наш высокоточный инструмент, который называется ScrewDriver или по-русски – отвертка плоская обыкновенная.

    В идеале, нужно использовать две плоские тонкие отвертки с шириной лезвия 5-7мм, ни больше, ни меньше. На картинке выше – просто общий вид инструмента.

    Вставляете их в прорезь оттянутого кулера на минимальную глубину – порядка 0.5-1.5мм. Глубже – чревато. Дальше смотрим видеоролик.

    Внимание! На данном ролике все действия были сделаны верно. Но результатом должен был стать щелчок, а не хруст и треск. Если вы услышали щелчок, то это значит, что у вас все получилось и дальше статью можно не читать. А просто почистить, смазать и собрать все обратно.

    Несколько фоток как что и куда засовывать.

    Ну чтож. как вы видите – что-то пошло не так. Но это не так страшно! 🙂 Теперь мы можем рассмотреть все варианты развития дальнейших событий.

    Смотрим вторую серию! 😀

    Как видите, полная разруха, тотальный фатал и другие ругательные слова. Но на самом деле – ничего страшного! 😉

    Теперь посмотрим, что нам мешало. Фактически, вся съемная часть выглядит как ротор с лопастями, который вставлен в подшипник скольжения и зафиксирован пластиковым кольцом-стопором с 4-мя вырезами.

    Вот все эти элементы в разобранном и собранном состоянии.

    А вот весь кулер в порядке сборки (слева направо)

    Да ну и хрен с ним!

    Давайте уже займемся ремонтом!

    На предыдущих видеороликах, вы видели как я ломал.. буквально раскрошил в клочья исправный вентилятор! Ну это не страшно, т.к. у нас есть двухкомпонентный эпоксидный клей!

    Размешиваем, склеиваем, фиксируем.

    Не надо спешить! Это важно. Клей очень крепкий, но ему надо тепло и 24 часа покоя.

    Когда все склеилось – можно собирать. Пока эпоксидка схватывалась, решил привести в нормальный вид и второй кулер видяхи, у которого все было проще с разборкой, но у него крыльчатка улетела со шкива )))

    Теперь все выглядит красиво и аккуратно.

    Кстати, многие из вас заметили, что есть отличия между статорами. Так вот – у правого изначально сломалась пластиковая крышка, прикрывающая подшипник (как на левом), но на самом деле этот пластик не несет никакой нагрузки, так что если он треснет, то можете смело доламать его по всему периметру.

    Устал я писать. Давайте уже завершим эту эпопею.

    Все несмазанное – смазано. Все сломанное склеено. Пора проверить работоспособность!

    Всем удачных ремонтов и благополучного решения непредвиденных проблем!

    А свои “спасибо”, можно смело отправлять на кошелек, указанный в моем профиле или на донат сайту, который указан в самом низу любой страницы.

    Всем спасибо за внимание.

    Ссылка на основную публикацию